Научная статья на тему 'Проблема свободы человека в осмыслении философа И. А. Ильина'

Проблема свободы человека в осмыслении философа И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1041
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДУХОВНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ВОСПИТАНИ / FREEDOM / RESPONSIBILITY / RUSSIAN PHILOSOPHY / SPIRITUALITY / RELIGION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гефнер Ольга Викторовна

В статье рассматривается философские воззрения русского мыслителя И. А. Ильина на проблему свободы человека, которую он понимает как свободу духа, самосозидание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of human freedom in understanding the philosopher I. A. Ilyin

The article discusses the philosophical views of the Russian thinker I.A. Ilyin on the problem of human freedom, which he understands as freedom of the spirit, self-creation

Текст научной работы на тему «Проблема свободы человека в осмыслении философа И. А. Ильина»

Зяе^ронный научно-жтодичесщй лэджал, _

Омского TfltyШЦ!

Гефнер О. В. Проблема свободы человека в осмыслении философа И. А. Ильина// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск № 6. - URL http:// e-joumal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00663.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 1

Гефнер Ольга Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ov.gefner@omgau.org

Проблема свободы человека в осмыслении философа И. А. Ильина

Аннотация. В статье рассматривается философские воззрения русского мыслителя И. А. Ильина на проблему свободы человека, которую он понимает как свободу духа, самосозидание.

Ключевые слова: свобода, ответственность, русская философия, духовность, религия, воспитание.

Свобода является важнейшей философской категорией, характеризующей сущность человека и его существование. Она выражает неотъемлемое право человека осуществлять свою волю, определять свои жизненные цели, мыслить и поступать в соответствии со своими внутренними установками, приоритетными ценностями и стремлениями. И, несомненно, свобода является одной из фундаментальных общечеловеческих ценностей, во все времена за нее боролись, ее отстаивали. Поэтому проблема свободы - это одна из центральных для философии. Большое внимание осмыслению проблемы свободы уделяла и русская философия конца XIX - первой половины XX вв., которой в целом была присуща этическая направленность, пристальное внимание к проблемам человека, духовным ценностям. Тему свободы в своем философском творчестве затрагивали такие великие русские мыслители как Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин [4, с.5].

Проблема свободы является одной из стержневых в философии выдающегося русского мыслителя Ивана Александровича Ильина (1882-1954), оставившего огромное философское наследие в области богословия, этики, политики, права, культуры. Феномены свободы, силы, ответственности философ рассматривает в таких своих работах, как «О сопротивлении злу силой» (1925), «Путь духовного обновления» (1935), «Путь к очевидности» (1957) и других. Многие мысли философа о свободе очень актуально звучат и в наше время, в том числе в контексте обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания молодежи, саморазвития личности.

Свободу И. А. Ильин понимает как исключительно духовный феномен. Тело и душа человека не свободны, они находятся в системе пространственно-временных отношений, подчинены законам природы и мышления, инстинктам, чувствам. И только духу человека доступна и подобает свобода. «Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни», - пишет философ [2, с. 169].

Свобода, по И. А. Ильину, это не автономия человека относительно других людей, не вседозволенность или произвол. Произвол - это потакание прихотям тела и души. Наоборот, свобода - это победа над своими страстями, зависимостями, слабостями. Философ отмечает: «Освободить себя - значит прежде всего собрать свою силу, чтобы быть сильнее любого

влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха. Это есть извлечение себя из потока обыденной пошлости - противопоставление ее себе и себя ей, усиление себя до победы над ней» [2, с. 169]. Свобода, таким образом, обретается в борьбе не с внешним миром, не с другими людьми, а в борьбе с самим собой. Быть свободным, по мнению философа, значить быть собой и «в себе», владеть собою и вести себя, «быть господином своих страстей». Свобода, таким образом, - это огромная работа над собой, своей личностью, это тяжелый труд. Однако, найти в себе силы для такой борьбы означает воспитать в себе духовный характер.

Естественным и необходимым условием развития внутренней духовной свободы является, по И. А. Ильину, внешняя свобода. Внешняя свобода - это свобода веры, воззрений и убеждений, отсутствие принуждения, запрета, угрозы и преследования со стороны общества и государства. Подлинно духовные ценности - вера, любовь, творчество -рождаются только свободно, без всякого принуждения. Поэтому государство должно обеспечивать человеку внешнюю свободу - свободу вероисповедания, творческой деятельности. Однако, необходимо понимать, что это не означает отрицание закона или авторитета. Предоставление внешней свободы человеку, не имеющему внутренней свободы духа, не обретшему духовной самостоятельности и крепости, считает философ, может быть чревато печальными последствиями. Молодой человек, опьяненный воздухом свободы, но не осознавший до конца бремени ответственности за нее, может совершить множество непоправимых ошибок в жизни. Поэтому, недопустимо использование внешней свободы для совращения себя и других, духовного растления, особенно молодых, еще личностно неокрепших людей. Пропаганду безбожия, противодуховности, моральной разнузданности И. А. Ильин образно называет «выкалыванием духовных очей у людей наивных и доверчивых», безусловно, осуждает, и призывает пресекать и ограничивать, т.к. «свободу духа нельзя истолковывать как свободу от духа [2, с. 172].

С точки зрения философа, проповедь безудержной, ничем не ограниченной свободы может привести к весьма плохим, даже трагическим, последствиям как для личности, так и для общества. Поэтому любое зло должно наказываться, ибо равнодушие ко злу, попустительство в отношении зла, будет означать допущение его, дарование ему свободы и власти, постепенное подчинение ему. Ограничения и запреты, физическое и моральное пресечение злых проявлений человеческой свободы в определенных случаях, безусловно, необходимы в обществе. Сила «меча» будет нужна до тех пор, пока люди не обретут подлинную, благую духовную свободу, не научаться властвовать над своими страстями и дурными влечениями. «Прав тот, кто оттолкнет от пропасти зазевавшегося путника, кто вырвет пузырек с ядом у ожесточившегося самоубийцы, кто вовремя ударит по руке прицеливающегося революционера, кто в последнюю минуту собьет с ног поджигателя, кто выгонит из храма кощунствующих бесстыдников, кто бросится с оружием на толпу солдат, насилующих девочку, кто свяжет невменяемого и укротит одержимого злодея», - пишет И. А. Ильин [1, с. 34].

Мыслитель делает вывод, что свободе, духовной самостоятельности надо учиться, и «всякий не доросший до этой свободы должен быть воспитан к ней». Свобода и самостоятельность не исключают образования и воспитания, а наоборот являются их следствием. Философ считает, что помочь человеку обрести духовное освобождение может общение с другими людьми, с теми, кто уже достиг определенных высот духовного совершенства, культуры, самостоятельности. Философ подчеркивает: «...Дети в особенности не могут быть предоставлены на произвол «внешней» и «отрицательной» свободы; напротив, они должны быть подготовлены и воспитаны к «внутренней», «положительной» свободе. Дело не в том, чтобы «оставить их в покое» или «никак не вторгаться в их внутреннюю жизнь», но в том, чтобы пробудить их к духовной жизни - не насилием, а любовью, не запугиванием, а живым примером. Духовная свобода ребенка совсем не состоит в том, чтобы он рос как лопух у канавы или одичавший кролик в лесу, но в том, чтобы он приобрел внутреннюю способность - достойно пользоваться свободой» [2, с. 174]. И.А. Ильин этими

словами, прекрасно определил главную миссию воспитателей, педагогов, наставников молодежи, актуально звучащую и в наши дни.

И. А. Ильин поднимает в своих работах и проблему ответственности личности. Человек как свободное и духовно зрелое существо, безусловно, отвечает за свою жизнь, ее содержание. Ответственность состоит в убеждении человека, «что не его определяют «влечения» и «обстоятельства», а он определяет сам себя, то расценивая свои влечения и видоизменяя свои обстоятельства, то извлекая из себя решения и свершения, идущие наперекор всем обстоятельствам и влечениям» [3, с. 304]. Чувство ответственности дисциплинирует человека, вдохновляет, направляет по правильному нравственному пути. По мнению философа, человека, который не хочет или неспособен нести ответственность за свои действия, ошибки, заслуги, намерения, нельзя считать ни деятелем, ни человеком с характером, ни морально зрелой личностью, не творцом культуры.

Таким образом, русский философ И. А. Ильин внес существенный вклад в философское осмысление проблем свободы и ответственности личности. В его воззрениях на эту тему можно выявить определенный педагогический аспект. Размышления философа о свободе человека могут составить определенную теоретическую основу для разработки различных программ в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.

Ссылки на источники:

1. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой // Путь к очевидности. М., 1993. С. 5 -132.

2. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1993. С. 133 - 288.

3. Ильин И. А. Путь к очевидности// Путь к очевидности. М., 1993. С. 289 - 414.

4. Суханова Н. А. Проблема свободы в русской религиозной философии. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. М., 2007. 37 с.

Olga Gefner

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk ov.gefner@omgau.org

The problem of human freedom in understanding the philosopher I. A. Ilyin Abstract. The article discusses the philosophical views of the Russian thinker I.A. Ilyin on the problem of human freedom, which he understands as freedom of the spirit, self-creation.

Keywords: freedom, responsibility, Russian philosophy, spirituality, religion, upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.