Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СУВЕРЕННОГО ДОЛГА РОССИИ'

ПРОБЛЕМА СУВЕРЕННОГО ДОЛГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романцова Татьяна Владимировна

В статье анализируются вопросы управления суверенным долгом на современном этапе, выявляются основные проблемы в данной сфере и предлагаются пути их решения. Представленные выводы и обобщения позволяют повысить эффективность системы управления государственным долгом, соблюдать баланс интересов государства в области использования внешних займов, с учетом рисков, возникающих в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA’S SOVEREIGN DEBT PROBLEM

The article analyzes the issues of sovereign debt management at the present stage, identifies the main problems in this area and suggests ways to solve them. The presented conclusions and generalizations make it possible to improve the efficiency of the public debt management system, to maintain a balance of state interests in the use of external loans, taking into account the risks arising in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СУВЕРЕННОГО ДОЛГА РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_1_1_60 УДК 336.3

Романцова Татьяна Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры налогового права, Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Россия

ПРОБЛЕМА СУВЕРЕННОГО ДОЛГА РОССИИ

В статье анализируются вопросы управления суверенным долгом на современном этапе, выявляются основные проблемы в данной сфере и предлагаются пути их решения. Представленные выводы и обобщения позволяют повысить эффективность системы управления государственным долгом, соблюдать баланс интересов государства в области использования внешних займов, с учетом рисков, возникающих в этой сфере.

Ключевые слова: государственный долг; внешний государственный долг; управление государственным долгом.

UDC 336.3

Romantsova Tatyana Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tax Law, Lomonosov Moscow State Law University Named after O. E. Kutafina (MGUA), Moscow, Russia

RUSSIA'S SOVEREIGN DEBT PROBLEM

The article analyzes the issues of sovereign debt management at the present stage, identifies the main problems in this area and suggests ways to solve them. The presented conclusions and generalizations make it possible to improve the efficiency of the public debt management system, to maintain a balance of state interests in the use of external loans, taking into account the risks arising in this area.

Keywords: public debt; external public debt; public debt management.

Государственный долг выступает в качестве явления, которое присуще большинству экономик стран мира и характеризуется принятием государством отдельных обязательств, вытекающих из совершенных им заимствований под определенные гарантии возвращения в будущем с учетом выплаты процентов (в некоторых случаях заимствования могут носить беспроцентный характер).

В настоящее время экономика Российской Федерации переживает непростые времена, которые негативно влияют на ее бюджет и часто характеризуются наличием его дефицита.

Для того чтобы снизить негативные процессы дефицита бюджета, Российская Фе-

дерация активно прибегает к внутреннему и внешнему заимствованию, что увеличивает ее государственный долг. Но при этом баланс государственного бюджета во многом зависит непосредственно от цен на топливно-энергетические ресурсы, характеризующиеся изменчивостью в настоящее время. Ожидание возможного резкого снижения цены на энергетические ресурсы обостряет стратегическую задачу повышения экономической безопасности государства, на что влияет и качество управления государственным долгом России.

Под внутренним государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, которые

оно несет перед физическими и юридическими лицами, которые выражаются непосредственно в национальной валюте.

Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства различным международным банкам, иностранным юридическим лицам и др., которая выражается в иностранной валюте.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в объем государственного внешнего долга включает:

- номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам Российской Фе-

дерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

- объем основного долга по кредитам, привлеченным Россией, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии;

- объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валют (БК РФ).

В качестве кредиторов государства могут выступать следующие (рис. 1).

Граждане и юридические лица государства с помощью покупок облигаций в национальной валюте

Рисунок 1 - Виды кредиторов государства

Государственный долг имеет как отрицательные, так и положительные проявления. В период стабильной экономической ситуации с помощью заимствований можно развивать инновационный потенциал государства, увеличивать ее производственную базу, привлекать дополнительные финансовые средства в экономику и непосредственно ее реальный сектор. Даже при неблагоприятной экономической ситуации дополнительные средства могут послужить стимулом ее стабилизации и стимулирования экономической активности [1-3].

Помимо этого, применение заимствований намного выгоднее властям, чем увеличение налоговой нагрузки на бизнес и население. Так как рост налоговых платежей может снизить покупательскую способность населения и производственные возможности бизнеса.

Тем не менее можно выявить и негативные факторы увеличения внешнего государственного долга:

1) возвратность долга в основном осу-

ществляется с учетом уплаты процентов, то есть определенной платы за использование капитала;

2) сильный рост государственного долга может негативно отразиться на имидже государства, привести к увеличению для него цены на использование капитала;

3) использование иностранного капитала часто приводит к росту стоимости использования капитала внутри государства, что приводит к снижению капитализированной стоимости, сокращению частных капиталовложений.

В целом можно сделать вывод, что возможность осуществлять государственные заимствования позволяет привлекать в экономику дополнительные средства, которые необходимы для ее развития, но при этом важно не забывать о платности и возвратности данного капитала в последующем.

Далее проанализируем показатели внешнего долга Российской Федерации в 20102020 гг. (рис. 2).

Рисунок 2 - Объем государственного внешнего долга Российской Федерации, включая обязательства

бывшего СССР, принятые Россией (2010-2020 гг.) [4]

Самый большой показатель государственного внешнего долга зафиксирован в 2013 г. и составил 55 794,2 млн дол. США. После этого на протяжении последующих пяти лет идет его постепенное снижение, достигнув минимума в 2018 г. (49 156,5 млн дол. США). Однако в 2019 и 2020 гг. произошло его увеличение, в целом же на 01.01.2021 показатель внешнего долга России составляет 56 702,9 млн дол. США. Можно сделать вывод, что в последние годы произошло увеличение зависимости экономики государства от внешних заимствований.

В целом можно сказать, что консервативная бюджетная политика Российской Федерации позволила сдержать расходы федерального бюджета и сформировать накопление резервов, что привело к сохранению государственного долга на безопасном уровне. Использование данной стратегии благоприятно повлияло на рост доверия хозяйствующих субъектов и позволило адаптироваться им к новой реальности, в том числе в условиях пандемии. Все это позволило получить важное преимущество для российской экономики - низкий уровень суверенного долга [8].

Ситуация 2020-2021 гг. заставила выстраивать государственную долговую политику в совершенно новых условиях. В 2021 г. сохра-

няются достаточно низкие темпы роста ВВП, что увеличивает риски в области исполнения федерального бюджета.

В настоящее время государственный долг России растет медленнее, чем долги других государств, однако дальнейший его рост может привести к ряду серьезных последствий. Рассмотрим их.

Во-первых, риски наложения новых санкций. В случае введения санкций в области государственного долга России инвесторы могут потребовать оплату всех скупленных облигаций. Все это может привести к использованию Фонда национального благосостояния для их оплаты, иначе возникнут риски серьезного падения курса рубля.

Во-вторых, снижение долговой устойчивости. В настоящее время Российская Федерация имеет небольшой уровень долга, однако последующее его увеличение может привести к серьезным проблемам и существенному сокращению долговой устойчивости.

В-третьих, обострение конкуренции государства с частным сектором за финансовые средства инвесторов. Наличие конкуренции и повышение спроса приводят к увеличению процентов за использование финансовых средств, что приводит к росту процентных расходов.

В-четвертых, рост государственного долга

для покрытия дефицита бюджета не решает проблему его наличия, а только позволяет получить средства для его ликвидации. В будущем придется рассчитываться по долгам с учетом оплаты процентов за использование капитала, поэтому в качестве постоянной меры покрытия дефицита государственного бюджета внешние займы рассматривать нельзя.

В целом можно выделить следующие проблемы в области управления суверенным долгом Российской Федерации:

1) рост объемов заимствования на протяжении последних лет, что приводит к лишним тратам на обслуживание и погашение суверенного долга;

2) наличие проблем в области рефинансирования государственной задолженности, слабое использование инструментов финансового рынка;

3) проблема с внешними заимствованиями в условиях развития санкций против экономики России. Наличие санкций, увеличение кредитного долга приводят к снижению кредитного рейтинга государства и росту стоимости капитала для него, что повышает важность диверсификации государственного долга между внешним и внутренним;

4) наличие неравномерного распределения долговой нагрузки из-за особенностей графика погашения государственного внешнего долга Российской Федерации [6];

5) в настоящее время в Российской Федерации существует проблема в области качества управления государственным долгом, здесь нет прозрачности и информационной открытости, а также не до конца понятны полномочия всех регулирующих институтов.

В целом наличие данных проблем позволяет определить приоритеты в области управления государственным долгом. К ним следует отнести:

- разработку мероприятий по снижению зависимости бюджета от доходов с продажи нефти и газа;

- повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на международном рынке;

- установление лимитов на величину кредитов от международных финансовых организаций;

- планирование предельных значений государственного долга, контроль за его безопасным для экономики уровнем.

Согласимся с мнением ряда специалистов в том, что «проблема государственного долга остается одной из основных в экономике, которая оказывает влияние на темпы экономического роста стран, на направления бюджетной и финансовой политики» [5].

Особое значение качеству управления государственным долгом придает сложная экономическая ситуация в России. Наличие кризисных явлений в экономике, которые особенно проявились в период пандемии, могут привести к росту долговой нагрузки до опасного уровня. Важно помнить о наличии необходимой гибкости в области управления государственным долгом, не допуская при этом большого объема заимствований.

«Помимо обеспечения финансирования федерального бюджета за счет привлечения ресурсов на внутреннем и международном рынках капитала, долговая политика будет направлена на достижение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, дальнейшее развитие внутреннего рынка долгового капитала, восстановление и повышение кредитных рейтингов, а также формирование адекватных нормативов уровня кредитного риска для корпоративных заемщиков. В то же время будут решаться и такие сопутствующие задачи, как стимулирование субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к проведению ответственной долговой политики, совершенствование системы мониторинга рисков внешних заимствований корпоративного сектора, повышение адаптивности механизма предоставления государственных гарантий к потребностям роста экономики и диверсификации ее структуры» [7].

В заключение подчеркнем, что исследование проблематики суверенного долга России актуально в настоящее время и требует всестороннего анализа и оценки всех, как положительных, так и отрицательных, факторов и последствий. По опыту ряда развитых стан мира России необходима эффективная система управления государственным долгом, позволяющая соблюдать баланс интересов государства в области использования внешних займов и рисков, возникающих в этой сфере. Сложная экономическая ситуация, появление новых рисков, в том числе геополитического уровня, приводят к необходимо-

сти обоснования и принятия грамотных решений в сфере долговой политики. Принятие превентивных и достаточных мер в области оптимизации управления государственным долгом способно стабилизировать ситуацию и привести к снижению долговой нагрузки.

Список литературы

1. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления / Андрей Вавилов; Ин-т фин. исслед. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Городециздат, 2003. -394 с.

2. Ложников, А. А. Современные проблемы государ -ственного долга / А. А. Ложников // E-Scio. - 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-gosudarstvennogo-dolga/viewer (дата обращения: 15.12.2021).

3. Матвиенко, К. В. Институциональное обеспечение экономической безопасности системы управления государственным долгом / К. В. Матвиенко // Инновационное развитие экономики. - 2019. - № 6 (54). - С. 292-295.

4. Минфин России: официальный сайт Минфин России. - URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 21.12.2021).

5. Романчук, А. Е. Государственный долг: сущность, структура, управление / А. Е. Романчук, Е. С. Гавриш // Интеграция науки в условиях глобализации и циф-ровизации : материалы XIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Ростов-на-Дону, 2021. С. 439-441.

6. Романцова, Т. В. Долговые тенденции в Российской Федерации в условиях нестабильности национальной валюты / Т. В. Романцова, И. В. Рыжов, С. В.

Шкодинский // Экономика и предпринимательство. -2020. - № 4(117). - С. 1218-1221.

7. Титова, О. В. Оценка современного состояния государственного долга России / О. В. Титова, М. В. Мкртчян // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 5. - С. 51-55.

References

1. Public debt: lessons of the crisis and principles of management / Andrey Vavilov; In-t fin. research - 2. ed., reprint. and additional. M. : Gorodetsizdat, 2003. - 394 p.

2. Lozhnikov A.A. Modern problems of public debt. E-Scio. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-problemy-gosudarstvennogo-dolga/viewer (accessed: 12/15/2021).

3. Matvienko K.V. Institutional provision of economic security of the public debt management system. Innovative development of the economy. 2019. № 6 (54). P. 292-295.

4. Ministry of Finance of Russia: official website of the Ministry of Finance of Russia. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/public_debt/external/structure/?id_38=69444-gosudarstvennyi_vneshnii_dolg_rossiiskoi_ federatsii_2011 -2021_gg. (accessed: 12/21/2021).

5. Romanchuk A.E., Gavrish E.S. Public debt: essence, structure, management. Integration of science in the context of globalization and digitalization. Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference: in 2 hours. Rostov-on-Don, 2021. pp. 439-441.

6. Romantsova T.V., Ryzhov I.V., Shkodinsky S.V. Debt trends in the Russian Federation in the conditions of instability of the national currency. Economics and entrepreneurship. 2020. № 4(117). Pp. 1218-1221.

7. Titova O.V., Mkrtchyan M.V. Assessment of the current state of the state debt of Russia. Issues of sustainable development of society. 2021. No. 5. pp. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.