Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / виртуальная личность / субъект / субъектность / самораскрытие / agency. / virtual reality / virtual personality / subject / subjectivity / self-disclosure / agency.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Березовская Ирина Петровна

В настоящее время под влиянием информационных технологий происходит формирование новых форм культуры. Одной из таких форм является виртуализация коммуникационных, образовательных и других жизненных процессов. Применительно к компьютерному миру виртуальной реальностью обозначают специфическую интерактивную среду, которая конструируется технически при помощи компьютерных средств оперирования объектами подобным реальным. Виртуальная реальность перестает быть только посредником в отношениях человека с окружающим миром, а все чаще заменяет его, что обусловлено рядом характеристик мира виртуальной реальности, среди которых возрастание субъектности. Субъектность выступает атрибутивной характеристикой ментальных конструкций виртуального мира, предполагает реализацию бытийных возможностей человека во всех аспектах его существования. Изучение реальной и виртуальной сторон субъекта, механизмов этого осуществления, принципов взаимодействия между реальным субъектом и его виртуальным воплощением – эти и подобные вопросы лежат в рамках исследования влияния на личность феноменов виртуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Березовская Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SUBJECTIVITY OF VIRTUAL REALITY

Currently, under the influence of information technologies, new forms of culture are being formed. One of these forms is the virtualization of communication, educational and other life processes. In relation to the computer world, virtual reality refers to a specific interactive environment that is technically constructed using computer tools for operating objects similar to real ones. Virtual reality ceases to be only an intermediary in human relations with the surrounding world, and increasingly replaces it, which is due to a number of characteristics of the virtual reality world, among which is an increase in subjectivity. Subjectivity acts as an attribute characteristic of the mental constructions of the virtual world, implies the realization of the existential capabilities of a person in all aspects of his existence. The study of the real and virtual sides of the subject, the mechanisms of this implementation, the principles of interaction between the real subject and its virtual embodiment-these and similar issues lie within the framework of the study of the influence of virtualization phenomena on the personality.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 004.55

Березовская Ирина Петровна Berezovskaya Irina Petrovna

Кандидат философских наук, доцент, доцент Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ THE PROBLEM OF SUBJECTIVITY OF VIRTUAL REALITY

Аннотация. В настоящее время под влиянием информационных технологий происходит формирование новых форм культуры. Одной из таких форм является виртуализация коммуникационных, образовательных и других жизненных процессов. Применительно к компьютерному миру виртуальной реальностью обозначают специфическую интерактивную среду, которая конструируется технически при помощи компьютерных средств оперирования объектами подобным реальным. Виртуальная реальность перестает быть только посредником в отношениях человека с окружающим миром, а все чаще заменяет его, что обусловлено рядом характеристик мира виртуальной реальности, среди которых - возрастание субъектности. Субъектность выступает атрибутивной характеристикой ментальных конструкций виртуального мира, предполагает реализацию бытийных возможностей человека во всех аспектах его существования. Изучение реальной и виртуальной сторон субъекта, механизмов этого осуществления, принципов взаимодействия между реальным субъектом и его виртуальным воплощением - эти и подобные вопросы лежат в рамках исследования влияния на личность феноменов виртуализации.

Abstract. Currently, under the influence of information technologies, new forms of culture are being formed. One of these forms is the virtualization of communication, educational and other life processes. In relation to the computer world, virtual reality refers to a specific interactive environment that is technically constructed using computer tools for operating objects similar to real ones. Virtual reality ceases to be only an intermediary in human relations with the surrounding world, and increasingly replaces it, which is due to a number of characteristics of the virtual reality world, among which is an increase in subjectivity. Subjectivity acts as an attribute characteristic of the mental constructions of the virtual world, implies the realization of the existential capabilities of a person in all aspects of his existence. The study of the real and virtual sides of the subject, the mechanisms of this implementation, the principles of interaction between the real subject and its virtual embodiment-these and similar issues lie within the framework of the study of the influence of virtualization phenomena on the personality.

Ключевые слова: виртуальная реальность; виртуальная личность; субъект; субъектность; самораскрытие; agency.

Keywords: virtual reality; virtual personality; subject; subjectivity; self-disclosure; agency.

Развитие информационных технологий не просто изменило жизненное пространство современного человека, но привело к тому, что появилась два измерения его жизни: цифровое и реальное. В настоящий момент времени можно наблюдать смещение в цифровое измерение: в поиске источников общения, творчества, знания, самовыражения человек все больше обращается к

цифровому измерению. С конца ХХ столетия первые теоретики информационного общества Д. Белл, А. Тоффлер, М. Маклюэн, М. Кастельс, Дж. Нейсбит и др. стали поднимать проблемы формирования новых форм культуры в условиях информатизации. Одной из таких форм является виртуализация коммуникационных, образовательных и других жизненных процессов.

Термин «виртуальный» появился благодаря средневековой философской мысли и означал принципиально не наблюдаемое, одновременно мнимое и потенциальное. Средневековый логик Дунс Скот использовал термин виртуальный таким образом: реальная вещь уже содержит свои многочисленные эмпирические качества в едином единстве, но она содержит их виртуально. В 20 веке понятие «виртуальное» приобретает особое звучание. Применительно к компьютерному миру виртуальной реальностью начинают обозначать специфическую интерактивную среду, которая конструируется технически при помощи компьютерных средств оперирования объектами подобным реальным. Виртуальная реальность перестает быть только посредником в отношениях человека с окружающим миром, а все чаще заменяет его. Это обусловлено рядом характеристик мира виртуальной реальности, среди которых - возможность предоставления гораздо большей степенью свободы, и возрастание субъектности в условиях виртуальной реальности. Субъект виртуального мира выступает как энергичный актор, у которого есть возможность приспособить технологии интерактивных цифровых сетей и к своей системе ценностей, и к ряду своих потребностей. Конкретный человек, овладев необходимыми для этого знаниями и операциями, создает собственную виртуальную реальность, свой собственный мир, в котором с наибольшей полнотой воплощается картина его внутренней жизни. На предшествовавших исторических этапах существования человечества наблюдалась серьезная дистанция, которую необходимо было преодолеть ментальному продукту до его воплощения в реальность. У естественной реальности, функционирующей по своим законам есть своего естественное «сопротивление» (обусловленное естественными законами), которое предопределяет сложность для реализации любого проекта.

В виртуальной реальности с меньшими усилиями и в более короткое время есть доступ к воплощениям своего ментального продукта. Таким образом, технологии виртуальной реальности создают возможности потенциальной субъектности ментальной конструкции отдельного человека. Субъектность выступает атрибутивной характеристикой ментальных конструкций виртуального мира. Понятие «субъектность» применил А. Н. Леонтьев. В своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» субъектностью он называет определенный набор качеств человека, выступающих характеристиками его деятельностных способностей, способностью к самодетерминации и творческой активности [1]. Аналогичным термином является термин «agency», понимаемый как способность человека делать выбор и действовать сообразно этому выбору [2]. Интересно понимания субъектности, берущее истоки в гуманистической психологии. В гуманистической психологии субъектность характеризуется через самораскрытие. Одним из первых исследователей и авторов методики для диагностики самораскрытия был С.М. Джурард. Под данным термином им

понимается добровольное сообщение человеком информации о себе другим людям: своих мыслей, чувств, фактов биографии, жизненных проблем, отношений с окружающими [3]. В междисциплинарном исследовании «agency», представленном исследователями в книге «Psychological Agency: Theory, Practice, and Culture» (MIT Press) «agency» рассматривается как характеристика, формирующаяся под влиянием пересекающихся биофизических и культурных контекстов в непрерывном интерактивном и развивающем процессе [4]. Рассматривая процесс формирования субъектности Дж. Мартин, Дж. Шугарман и Дж. Томпсон указывают, что она возникают из предрефлексивной активности людей в реальном физическом и социальном мире, но не сводится к только к социокультурным, биофизическим или каким-либо другим детерминантам, которые исключают собственно самодетерминацию субъекта[5]. Субъектность формируется не посредством логических, или последовательных действий, а путем экстериоризации через взятие умственной перспективы, полученной в ходе социальных отношений.

Понятие субъектности появляется в практике гуманитарных исследований в конце XX в. в связи с коррекцией классической трактовки субъектно-объектного типа отношений. «Суть предлагаемой корректировки заключается в том, что анализ субъекта во всем его объеме должен соотноситься не только с противостоящим ему объектом, но и со всем спектром бытийно-экзистенциальных возможностей самого субъекта, данных ему миром и актуализированных субъектом в процессе его становления и развития»[6]. Понимание субъектности виртуального мира выводимо из представления о субъекте виртуальной реальности со всем спектром его бытийно-экзистенциальных возможностей. Каков тот субъект виртуальной реальности, что задает виртуальному миру субъектность? Субъектность предполагает реализацию бытийных возможностей человека во всех аспектах его существования, раскрывается через индивидуальный стиль активности и «целостный образ себя», через совокупность профессиональных, ценностно-волевых установок, через опыт осознанной саморегуляции во взаимодействии с людьми, способности быть целеполагающим стратегом своей деятельности. Субъектом виртуальной реальности не является виртуальная личность. Виртуальная личность по большему счету это комплекс знаков, существующий в электронной среде, которая выступает носителем этих знаков. Виртуальная личность обладает таким характеристиками, как бестелесность, редукция к семиотическим манифестациям. А вот субъектом виртуальной реальности выступает индивид, который находится и в виртуальной реальности и вне виртуальной («естественной» реальности). Изучение реальной и виртуальной сторон субъекта, механизмов этого осуществления, принципов взаимодействия между реальным субъектом и его виртуальным воплощением - эти и подобные вопросы, которые лежат в рамках исследования влияния на личность феноменов виртуализации. Однако эти вопросы отражают трансформационные изменения происходящие в индивидууме, но не раскрывают субъекта как такового. Антропологическое исследование нуждается в моделировании целостной структуры субъекта виртуальной реальности. В проект киберантропологии

осуществляется попытка такого исследования. В рамках эмпирического исследования киберантропология имеет дело с психофизиологией и психофизикой, семантикой и семиотикой взаимодействия человека с компьютерной реальностью, рассматриваемой как сложная интерактивная система. Такого рода исследования могут пролить свет на проблему субъектности, вернее на то, каким образом происходит конституирование реальности и каково структурное наполнение ее. А поскольку одной из задач, которую призвана решить киберантропология - это этические вопросы использования и разработки информационных технологий, то с позиций киберантропологического фреймворка, субъектность виртуальной реальности может быть прояснена через обсуждение этического контента

Библиографический список:

1. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология & философия науки. — 2010. — Т. XXV

— № 3. — С. 136

2. Martin J. Self-Regulated Learning, Social Cognitive Theory, and Agency // Educational Psychologist. — 2004. — Vol. 39. Issue 2. — P. 135—145

3. Sidney M. Jourard The Transparent Self; Self-disclosure and Well-being Van Nostrand Reinhold, 1971 - p.250.

4. Psychological agency: theory, practice, and culture / ed. by Roger Frie. — Massachusetts: A Bradford Book. The MIT Press. Cambridge, 2008

5. Martin J., Sugarman J., Thompson J. Psychology and the question of agency.

— Published by State University of New York, 2003.

6. Стерледева Т. Д. Субъектность и объектность в аспекте электронной виртуальной реальности / Т. Д. Стерледева. - Текст : непосредственный // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2018. - № 4. - С. 64-68.

© И.П. Березовская 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.