и сооружения кольцевой автомобильной дороги, которые формируют новый облик морского фасада современного Санкт-Петербурга. Причем если «Газпром Арена» и Лахта-центр создают новый масштаб, то проектируемый комплекс «Верперлуда» (намывная территория примыкает к острову Верперлуда) продолжает исторический масштаб застройки Петербурга в современной дигитальной и экологической пространственной стилистике.
Таким образом, формируется многофункциональный культурно-рекреационный центр, где туризм органично продолжает культурную концепцию Петербурга на новом, современном уровне.
Библиография:
1. Амосов М.И. Намывные территории: опыт Санкт-Петербурга в сравнении с современными зарубежными городами / М.И. Амосов, С.С. Сафина // Актуальные проблемы развития современного общества: Межвузовский научный семинар
с международным участием, Санкт-Петербург, 17 мая 2019 года / Отв. редакторы: Н.А. Вахнин, М.М. Хайкин. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский горный университет, 2019. - С. 188-195.
2. Максимова Е. Намывные почвы Санкт-Петербурга / Е. Максимова, Е. Абакумов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 3. Биология. - 2015. - № 4. - С. 93-102.
3. Печерица Е.В. Культурный туризм в Санкт-Петербурге: возможности и проблемы развития / Е.В. Печерица, Е.Е. Шара-фанова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - № 2(20). - С. 66-72.
4. Покровская С.В. Намывные территории как фактор формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга / С.В. Покровская, А.А. Боголюбова // Неделя науки СПбПУ: материалы научного форума с международным участием. Инженерно-строительный институт, Санкт-Петербург, 30 ноября - 5 декабря 2015 года / Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2015. - С. 72-75.
Е.А. Филатова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0032
Е.А. Filatova
Проблема спуска Рыбинского водохранилища. Аргументы за и против The problem of the descent of the Rybinsk reservoir. Arguments for and against
Ключевые слова: город, история, архитектура, ландшафт. Keyword: city, history, architecture, landscape.
Аннотация: Статья посвящена проблеме упадка, разрушения и полного исчезновения исторических городов на территории России в результате затопления при строительстве каскада волжских ГЭС. В статье рассмотрены различные взгляды деятелей науки на этот вопрос.
Abstract: The article is devoted to the problem of the decline, destruction and complete disappearance of historical cities on the territory of Russia, as a result of flooding, during the construction of the Volga hydroelectric power station cascade. The article considers various views of scientists on this issue.
Историческая Россия всегда основывалась на русском населении и воплощалась в русском ландшафте. Способ существования русского человека в традиционном ландшафте продуман до мелочей. В нем нет ничего лишнего. Начиная с XII века складывался историко-культурный ландшафт, в котором происходило расселение сначала славян, а затем русских, создавался архетип ландшафта, в котором мы сложились как нация и в котором сформировались наши поэты, художники, деятели науки.
Верхняя Волга - территория формирования русской нации, государственности и культуры. Это места обжитые, освоенные и украшенные многими поколениями русских людей, накопивших в многовековом созидании огромные культурные ценности.
Великая Волга за полстолетия в 30-70-е годы XX века превратилась в цепь водохранилищ. Десять плотин на Волге и Каме подняли воды на десятки метров, и они, разлившись на многие километры, затопили не только леса и луга (рис. 1).
История затопления
Рыбинское водохранилище - крупнейшее искусственно созданное водохранилище на территории Центрального федерального округа Российской Федерации. Размеры «Рыбинского моря» поражают: длина составляет 172 км, ширина - 56 км. Площадь затопления составляет 9% Ярославской области 1.
В 1939 году Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) постановили строить Рыбинское водохранилище. Помимо сопутствующих целей, таких как установление постоянных судоходных маршрутов, главной целью создания водохранилища являлась выработка электроэнергии для государственных нужд. Ввод в эксплуатацию Рыбинского водохранилища пришелся на 1941 г. В то время уже шли бои за Москву и поэтому детальной проработки в проектах по созданию водохранилища не было, спешили закончить работу для скорейшей поставки электроэнергии. В военные и послевоенные годы в стране была острая нехватка электроэнергии и из-за
1 URL: https://goo-gl.ru/uwbIH
постоянной и максимально возможной ее выработки заполнить водохранилище до проектного уровня удалось только к 1947 году.
Под водами Рыбинского водохранилища находятся 745 поселений, с крупными городами, такими как Молога, была затоплена значительная часть города Ве-сьегонска. Были затоплены 258 предприятий местной промышленности, 3 монастыря, более 50 церквей, 5 железнодорожных мостов. Затопление значительной целостной градостроительной структуры значительных территорий привело к утрате крупных архитектурных памятников, нанесен существенный вред в сельскохозяйственной сфере, пострадали тысячи человеческих судеб.
В первоначальном плане строительства Рыбинской ГЭС уровень воды должен был достигать лишь 98 м над уровнем моря, что не затрагивало ни городские земли Мологи и Весьегонска, ни десятки сел и сотни деревень. Однако реализация ленинского лозунга: «Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны», видимо, стала важнее жизни тысяч людей. В борьбе за увеличение мощности станции с 200 до 330 МВт (ныне - 346 МВт) проектный нормальный подпорный уровень (НПУ) водохранилища был доведен до 102 м. Эти-то четыре метра и решили человеческие судьбы.
Конечно, Рыбинское водохранилище справилось с поставленной задачей - поставкой электроэнергии для обеспечения нужд страны, но уже в 1950-х годах появились мнения о том, что водохранилище необходимо осушить, а огромные, плодородные территории использовать для сельскохозяйственных нужд. Споры о спуске водохранилища до сих пор не утихают, вопрос на сегодняшний день по-прежнему актуален.
Мнения специалистов
Восстановление затопленных ландшафтов и поселений принесет большую пользу: будут воссозданы утраченные сельхозугодья; улучшится экологическая ситуация на территории; появятся новые центры расселения, следовательно, восстановится жизнь населения; улучшится экономическое состояние окружающих районов.
В среднем в мире на 1 гектар зеркала водохранилищ приходится 56,7 тыс. кВт-ч выработанной на ГЭС электроэнергии. В бывшем СССР в три с лишним раза меньше - 16,6 кВт-ч/га. Среди рекордсменов по неэффективности использования затопленной территории как раз Рыбинское и Цимлянское водохранилища - 2-2,5 тыс. кВт-ч/га (в разные годы). Это всего 20 - 25 киловатт-часов на сотку 1.
Затраты на содержание и ремонт стареющей плотины растут. В 2010 году ОАО «Русгидро» потратило на модернизацию Рыбинской ГЭС 2 миллиарда рублей -
1 Доклад И.Э. Шкрадюка был сделан на заседании Общественной палаты г. Рыбинска в 2013 г. См также: Шкрадюк И.Э. О понижении уровня Рыбинского водохранилища / И.Э. Шкрадюк //Альтернативная энергетика и экология. - 2013. - URL: http:// naukarus.com/o-ponizhenii-urovnya-rybinskogo-vodohranilischa. (дата обращения: 12.04.2021).
вдвое больше годовой выручки от продажи электроэнергии.
Понижение уровня до 98 м и ниже потребует устройства и поддержания судоходного канала. Объем землечерпания для строительства канала составит 8-10 млн м3. Для сравнения, столько грунта ежегодно вычерпывали со дна Волги в начале 30-х годов ХХ в., и вычерпывают сейчас из канала от Астрахани до Каспийского моря или на Нижнем Дону.
Вопреки распространенному мнению, освобожденные от воды мелководья не превратятся в пустыню. Опыты показали, что песчаные отмели быстро зарастают, а если посеять смесь трав, то за 2 года восстанавливается луговая растительность. Затем будут расти деревья.
Сама технология выработки электроэнергии на ГЭС не вечна. Рано или поздно она будет вытеснена другими технологиями.
Понижение уровня до первоначальной отметки затопления (98 м) не приведет к сбою работы гидроузлов и к выработке в заданных объемах электроэнергии 2.
Рис. 1. Карта затопленных поселений и городов
2 Семенов Н.А. Экологические проблемы использования водных
ресурсов России и их решения / Н.А. Семенов // Вопрос спуска Рыбинского водохранилища. - 2018 г. - С. 130-134.
Против спуска Рыбинского водохранилища выступает эксперт Высшего экологического совета Госдумы ФС РФ В.Ю. Новиков. Он утверждает, что даже в условиях, требующих принятия широкомасштабных и оперативных превентивных мер, предотвращающих негативные последствия вредного воздействия вод, нельзя торопиться с изменением уровня Рыбинского водохранилища. Столь кардинальные меры необходимо оценить и проанализировать в самых различных аспектах.
Так, берега водохранилища во многих местах сложены песчаными породами и в случае понижения отметок водной акватории, им грозят процессы выветривания, что также негативно может сказаться на устойчивости прибрежной полосы.
Рыбинское водохранилище, являясь единственным на Волжском каскаде водным объектом многолетнего регулирования, имеет самый низкий уровень водообмена - 1,38 (при том, что на Саратовском - 19,97, Чебоксарском - 11,86 и т.д.). При любом понижении отметки НПУ водообмен может еще больше уменьшиться, и как это скажется на состоянии экосистемы, жизнеспособности биоты - большой вопрос, требующий внимательного изучения.
Все это предопределит и интенсивность пропусков гидросооружений, а следовательно, скажется на водообмене в нижнем бьефе гидроузлов. При относительно нешироком русле Волги, ставшей Горьковским водохранилищем ниже Рыбинского гидроузла, понижение отметок водохранилищ всего каскада может вести к застойным явлениям и ухудшению экологического состояния водотока.
Это подтверждает выводы о хрупкости и уязвимости экосистемы Волжско-Камского каскада, ставшего единой водной системой со значительным взаимовлиянием компонентов природной среды и техногенных воздействий.
В условиях, когда правительством страны провозглашен приоритет улучшения условий жизни людей, необходима концентрация усилий на восстановление утраченных в ходе эксплуатации водных объектов природных ландшафтов, сохранения историко-культурного наследия. При этом самым главным остается обеспечение безопасности населения и объектов инфраструктуры от ударов водной стихии.
В настоящее время идея осушения мелководий Рыбинского водохранилища заслуживает пристального внимания. Так, директор Московской областной общественной организации «Научно-технический центр - Устойчивое развитие агроэкосистем», д.б.н., профессор кафедры земледелия и растениеводства Государственного университета по землеустройству С.П. Замана говорит: «Несмотря на то, что кое-кто полагает, что в результате осушения можно получить обширное пустынное пространство с возникающими пыльными бурями и другими негативными явлениями, и что вновь восстановить луга и пастбища невозможно, мнение почвоведов - мелиораторов и луговодов - другое. Работы по разработке технологий рекультивации затопленных земель ведутся как за рубежом, так и в нашей стране».
Иначе говоря, спуск Рыбинского водохранилища возможен и принесет конкретные результаты как в социо-
Рис. 2. Югская Дорофеева пустынь
культурном плане, так и в сфере экономики при использовании осушенных мест для сельскохозяйственных нужд.
На сегодняшний день система водохранилищ, в частности Рыбинское, не оправдывает своего существования. Добываемая электроэнергия дает менее одного процента от добываемого количества на территории России. Поддержание гидроузла в нормальном состоянии в денежном эквиваленте превышает в несколько раз прибыль от добычи электроэнергии. В результате затопления территорий экологическое состояние Волги сильно изменилось в худшую сторону. В несколько раз уменьшился водообмен реки, ее берега застраиваются. Рыба в водохранилищах болеет, некоторые виды и породы исчезли совсем. Дно водохранилища постоянно заиливается, растет биомасса вредных сине-зеленых водорослей, часть берегов размываются.
Из вышеизложенного следует вывод, что решение проблемы однозначно заключается в спуске части водохранилища. Большое число специалистов поддерживают эту идею, предлагая различные способы и технологии для ее реализации.
Модель восстановления затопленных поселений заключается в следующем:
- осушение территорий, восстановление ландшафтов согласно их историческим типам;
- разделение восстанавливаемых поселений на группы по сложности и характеру возникающих проблем и потенциала территорий (таких как глубина затопления, историческая ценность, типология поселения).
В результате анализа полученных данных планируется создание модели восстановления ландшафтов и поселений по их типам.
Базовые принципы:
- Восстановление ландшафтов - природных, искусственных, городских, промышленных и т.д.
- Восстановление исторических, в т.ч. монастырских поселений и создание новых, в т.ч. туристических, промышленных, ремесленных и т.д.
Важным пунктом теоретической модели является обеспечение целостности и связанности территории как непосредственно в зоне рекультивации, так и в масштабе региона и страны.
В результате должен получиться гармоничный симбиоз поселений, ландшафтов и связей между ними. Восстановление затопленных ландшафтов и поселений принесет большую пользу: будут воссозданы утраченные сельхозугодья, улучшится экологическая ситуация территории, появятся новые центры расселения, следовательно, восстановится жизнь утраченной прибрежной системы расселения и улучшится экономическое состояние этого очень важного природно-ландшафтного и историко-культурного региона Верхней Волги.
Библиография:
1. Гревс И.М. К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории / И.М. Гревс. - Санкт-Петербург, 1910.
2. Ерохин В.И. Города под водой / В.И. Ерохин. - Москва: Гранд Холдинг, 2018. - ISBN: 978-5-905904-22-6.
3. Кондратов А. Война за воду: документальный фильм / Андрей Кондрашов. - Изображение (движущееся; двухмерное): электронное // Телеканал Россия 1: [сайт]. - URL: https://russia. tv/brand/show/brand_id/60864/. (дата обращения: 03.04.2021).
4. Нестеров Ю.А. Молога - память и боль / Ю.А. Нестеров. -Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1991. - 72 с. - ISBN 5-7415-0981-9.
5. Нестеров Ю.А. Молога. Земля и море. - Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2006. - 304 с. - ISBN 5-88697-142-4
6. Олег Рыжков: пора восстанавливать исторические ландшафты / Олег Рыжков. - Текст: электронный // Новые известия: [сайт]. - Опубликовано 23 мая 2019. - URL: https://newizv. ru/article/general/23-05-2019/oleg-ryzhkov-pora-vosstanavlivat-istoricheskie-landshafty (дата обращения: 03.04.2021).
7. Пациорковский В.В. Сельская Россия: проблемы и перспективы / В.В. Пациорковский // СОЦИС. - 2007. - № 1. - С. 90-99.
8. Попов А.И. Эволюция расселения: города, агломерация, мегаполис / А.И. Попов // Социально-политический журнал. -1997. - № 6. - С. 38-47.
9. Руденко Л.Д. Социология города: методические указания / Л.Д. Руденко. - Ярославль: ЯрГУ 2012. - 52 с.
10. Русское градостроительное искусство. Градостроительство Московского государства XVI - XVII веков / В.В. Кириллов, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.Н. Годлевский [и др.]; под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого; Рос. акад. архитектуры и строит. наук, НИИ теории архитектуры и градостроительства. - Москва: Строй-издат, 1994. - 318 с.: ил. - ISBN 5-274-01503-4.
11. Соловьев К.А. Православный монастырь как элемент развития градостроительной среды в русском городе / К.А. Соловьев // Вестник МГСУ - 2007. - №4. - С. 62-64.
12. Шингарев А.И. Вымирающая деревня / А.И. Шингарев // Со-цис. - 2002. - № 2. - С. 124-133.