Научная статья на тему 'Проблема сознательного и бессознательного в трудах учёных постсоветской России'

Проблема сознательного и бессознательного в трудах учёных постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
722
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА / "Я" / "СВЕРХ Я" / "ОНО" / АРХЕТИПЫ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЗНАТЕЛЬНОГО / ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО / ВЛИЯНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО НА ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омаров Арсланали Абдуллаевич, Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович

Предпринята попытка анализа источников по психологии сознательного и бессознательного с той целью, что такая систематизация научной литературы может в значительной степени облегчить проведение другими авторами исследований, посвящённых этому вопросу. Метод. Проведён системный анализ основных источников по психологии сознательного и бессознательного, начиная с 1997 года по настоящее время. В качестве основного метода проведения исследования избраны основные формы правильного мышления. Результат. Подвергнутая лаконичному научному анализу литература по психологии сознательного и бессознательного может оптимизировать процесс дальнейшего проведения научных исследований этого среза психологических проблем. Вывод. Дана лаконичная характеристика научным трудам учёных постсоветской России по проблемам сознательного и бессознательного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема сознательного и бессознательного в трудах учёных постсоветской России»

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

Проблема сознательного и бессознательного в трудах учёных постсоветской России

© 2017 Омаров А. А. 1 Магаррамов М. Д. 1 2, Курбанов М. А. 1

1 Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия; e-mail: www.dgpu.ru 2 Региональный центр этнополитических исследований, Дагестанский научный центр Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Предпринята попытка анализа источников по психологии сознательного и бессознательного с той целью, что такая систематизация научной литературы может в значительной степени облегчить проведение другими авторами исследований, посвященных этому вопросу. Метод. Проведён системный анализ основных источников по психологии сознательного и бессознательного, начиная с 1997 года по настоящее время. В качестве основного метода проведения исследования избраны основные формы правильного мышления. Результат. Подвергнутая лаконичному научному анализу литература по психологии сознательного и бессознательного может оптимизировать процесс дальнейшего проведения научных исследований этого среза психологических проблем. Вывод. Дана лаконичная характеристика научным трудам учёных постсоветской России по проблемам сознательного и бессознательного.

Ключевые слова: сознательное и бессознательное в психологии человека, «Я», «Сверх Я», «Оно», архетипы, художественные образы и бессознательное, диалектическая взаимосвязь сознательного, подсознательного и бессознательного, влияние бессознательного на процессы управления в общественной жизни.

Формат цитирования: Омаров А. А., Магаррамов М. Д., Курбанов М. А. Проблема сознательного и бессознательного в трудах учёных постсоветской России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 13-21.

The Problem of the Conscious and Unconscious in the Writings of Post-Soviet Russia Scientists

© 2017 Arslanali A. Omarov 1, Magarram Dzh. Magarramov 2,

Makhach A. Kurbanov 1

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: www.dgpu.ru 2 Regional Centre of Ethnopolitical Research, Dagestan Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: rcidncran@mail.ru

ABSTRACT. The authors of the article attempt to analyze the sources on psychology of the conscious and unconscious with the aim to facilitate other authors' researches on this question. Method. Systematic analysis of major sources on the psychology of the conscious and unconscious, starting from 1997 till present. The main methods of the study are the basic forms of correct thinking. Result. Concise scientific analysis of the conscious and unconscious psychology may optimize the process of further research of these psychological problems. Conclusion. The authors of the article give the concise characteristics of the researches of Post-Soviet Russia Scientists on the problem of the conscious and unconscious.

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Keywords: conscious and unconscious in human psychology, "Ego", "Super-ego", "It", archetypes, artistic character and the unconscious, dialectical relationship of conscious, subconscious and unconscious, the influence of the unconscious on the processes of management in public life.

For citation: Omarov A. A., Magarramov M. D., Kurbanov M. A. The Problems of the Conscious and Unconscious in the Writings of Post-Soviet Russia Scientists. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 13-21. (In Russian)

Введение

Обращение к проблеме историографии сознательного и бессознательного актуально в силу необходимости научного анализа литературы, посвящённой этой проблеме. Такая работа может в значительной степени облегчить проведение другими авторами исследований, посвящённых этому вопросу. Очевидно, что систематизация источников даёт ясную картину о тех исследователях, которые занимались и занимаются этой проблемой, и в то же самое время известными становятся те аспекты, которые нашли научное разрешение в рамках научных статей, докладов, монографий и других исследованиях.

Цель и метод исследования

Основная цель, которая ставилась авторами настоящего исследования состоит в научном анализе литературы, посвящённой проблеме сознательного и бессознательного и изданной в постсоветской России, начиная с 1997 г. по настоящее время.

Периодизация материала

Следует отметить, что одним из известных современных российских учёных-философов и социальных психологов, который занимался проведением фундаментальных исследований по проблеме сознательного и бессознательного, является доктор философских наук, профессор А. Э. Воско-бойников. Он ещё с середины 70 -х гг. выступил с циклами лекций по проблеме бессознательного в вечернем университете при Госкино, на семинарах артистов балета Большого театра, режиссерских семинарах во Всероссийском театральном обществе и др.

На всем протяжении своей научной деятельности он развивает концепцию, согласно которой определяющую роль в эво-люционно-историческом развитии человека играют синергетические взаимодействия, обладающие потенциальными возможностями преодоления расщепленности

и деструктивной противоречивости людей [10].

Он является автором целого ряда фундаментальных научных трудов, включая книгу «Бессознательное и сознательное в человеке» [12], и многочисленных научных работ по психоанализу, постфрейдизму, духовной культуре и др.

Наиболее глубоким научным трудом, в рамках которого нашёл своё научное разрешение целый ряд проблем сознательного и бессознательного, является его докторская диссертация. Все авторские обобщения и выводы, сформулированные в ней, являются крайне важными и востребованными в условиях, когда в нашей стране идут процессы модернизации всех сфер общественной жизни. Можно процитировать одно из них: «Бессознательное играет важную роль не только во внутреннем мире человека, но и во взаимодействиях людей в больших и малых группах. Неразумно пренебрегать влиянием бессознательного даже в самых сложных социальных явлениях» [10]. Ценность данного вывода состоит в том, что учитывая знания о бессознательных процессах, протекающих в человеческой психике, можно научно управлять многочисленными, сложными социальными явлениями и, таким образом, добиться гармонизации межличностных отношений в рамках социальных групп и общества в целом.

В статье «Бессознательное и сознательное в художественной культуре» автор умозаключил, что глубокий эстетический образ или талантливое произведение искусства всегда сопряжены со смысловой многозначностью, а их создание - с художественной интуицией, вдохновением, воображением. В процессе творчества научная интуиция работает на базе дискретной, дискурсивной информации, а художественная - порождает ре-

Psychological and Pedagogical Sciences •••

зультат, имеющий континуальную информативную мощность [11]. Таким образом, сформулированный автором вывод позволяет обогатить духовный мир человека, найти в нём ранее неизвестные, потаённые грани, на которые раньше исследователи не обращали внимание. Именно вскрытие ранее неизвестных сегментов психического, его роли в постижении искусства и культуры есть основа той новации, которую мы видим в этом научном труде А. Э. Воскобойникова.

В другой своей научной статье А. Э. Вос-кобойников сформулировал достаточно глубокий вывод, а именно: «в основе психической жизни человека лежит филогенетически врожденное бессознательное. С ним связано онтогенетически сформировавшееся бессознательное - подсознание. Образуя единое целое, эти два типа бессознательного служат фундаментом для предсознания и сознания [6]. Таким образом, подсознание и бессознательное действительно являются интегратив-ными частями сознания, требуют нового осмысления в свете экономических, политических, социальных и духовно-нравственных трансформаций, происходящих в современном российском обществе. Такая научная работа, как важная составная часть научной деятельности, систематически проводится указанным учёным.

Отдельные аспекты проблемы сознательного и бессознательного были отражены учеником А. Э. Воскобойникова С. А. Семедо-вым в его диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. С учётом научных наработок в области сознательного и бессознательного С. А. Семедов написал более 40 научных трудов, посвящённых проблеме политического ислама. Наиболее фундаментальным и глубоким из них является монографическое исследование [27].

Вслед за А. Э. Воскобойниковым и С. А. Семедовым вопросами сознательного и бессознательного в новом 3-ем тысячелетии стали заниматься другие современные российские учёные. Так, свою монографию [28] В. В. Старавойтов посвятил анализу основных школ «ортодоксального» психоанализа на рубеже XIX и ХХ вв. В ней не просто ис-

следуется современное состояние психоанализа, но и прослеживается становление, развитие и взаимное влияние многочисленных его школ. Это крайне важно и интересно для исследователей, поскольку обычно рассматривается либо «классический» (эпохи Фрейда) психоанализ, либо отдельные, чаще прикладные, срезы современного психоанализа. Такое системное исследование произведено автором впервые. Исследователь рассмотрел область «метапсихологии», обнаружив взаимную связанность направлений современного психоанализа с многочисленными философскими направлениями - герменевтика, феноменология, «философия диалога» и др.

В указанном научном труде проведён анализ известных направлений «ортодоксального» психоанализа рубежа XX и XXI столетий. А также вскрыто нынешнее состояние психоанализа, генеалогия, эволюция и синкретичное взаимовлияние многочисленных его школ.

Вслед за этими учёными России отдельные аспекты проблемы сознательного и бессознательного нашли отражение в научных статьях целого ряда авторов. Так, в своей научной статье [20] Л. Н. Кубашичева отметила черты современной социокультурной картины. Речь идёт о частичной аномии морали и нравственности, известном росте преступности, межнациональных противоречиях, случаях терроризма, безработицы и многих других. Они, по мысли автора, способствуют возникновению невротических состояний у людей - явных и скрытых психических расстройств, которые не берутся во внимание родителями, социальными педагогами и врачами. По причине перенапряжения в душах детей существует конфликт между их неокрепшим сознанием и напористыми бессознательными влечениями. И, как результат, возникают срывы, фобии и комплексы и т. д.

В научной статье А. Макинтайра [23] проведён достаточно глубокий научный анализ понятийно-категориального аппарата анализа проблемы бессознательного. Выдвинутые и подвергнутые автором категории могут

Psychological and Pedagogical Sciences •••

быть использованы при проведении социально-философского анализа бессознательного, как одного из проявлений известного метода восхождения от конкретного к абстактному, от единичного - к общему.

В своей глубокой по смыслу и содержанию научной статье доктор философских наук, профессор, президент Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации П. С. Гуревич справедливо отметил, что Фрейд, как известно, в значительной мере был заложником просветительской философии. Э. Фромм в работе «Величие и ограниченность теории Фрейда» отмечает, что научный подвиг австрийского психиатра - в культе истины. Далее он продолжает, что огромную роль в философии сыграло открытие Фрейдом бессознательного. Оно радикально изменило многие сферы философского знания - онтологические, гносеологические, историко-философские [16].

В статье С. А. Тугуши [30] рассматривается проявление личного и коллективного бессознательного в кинопритчах мастеров разных поколений.

Вслед за ним И. В. Головачёва [13] отметила, что структура и работа сознания сложно поддается словесному объяснению, требуя необходимости метафорического и символического описания. Известному мыслителю Олдосу Хаксли это удавалось прекрасно. В указанной научной статье рассмотрены случайные изменения в топографических моделях сознания, предложенные в работах, эссе и письмах О. Хаксли.

В своей научной статье [21] И. А. Куевда сформулировала дефиницию сознания. Она отметила, что в российской философии и психологии наиболее общепринятым определением сознания является то, которое проистекает из положения, что - «сознание есть свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей». В этой же работе она по-своему раскрывает соотношение понятий «архетип» и «ментальность». Архетипические основы любого менталитета загадочны, так как не находят непосредственного проявления: архетип скрывается, но

проявляется через ментальность. Взаимодействие архетипа и менталитета - это одна из форм взаимодействия сознательного и бессознательного [10].

В коллективной статье Н. Ю. Хусаиновой и А. Р. Гиниятуллиной впервые реализован новый методологический подход к исследованию феномена «психическое состояние» с позиции теории архетипов. И именно поэтому приведены разные тексты из работ К. - Г. Юнга, которые призваны для подтверждения авторских идей, и для того, чтобы прекратить разные исследования психических состояний, выполненных без учёта воздействия архетипов. Архетипы, по мысли авторов, в момент исследования любого психического состояния могут быть либо актуализированными, либо подавленными, и потому по-разному будут влиять на изучаемое психическое состояние. От этого не учитываемого факта выводы исследователей по поводу объекта и предмета своего исследования являются ошибочными. Все тестируемые и наблюдаемые состояния включают в себя влияние архетипов, о которых не знают учёные, проводящие свои исследования вне идей юнгианской психологии.

В статье [29] В. Э. Степанова предпринята попытка ответить на вопрос, как в психоанализе рациональная форма может сочетаться с иррациональным содержанием учения. Им выявлены детерминанты становления и развития этого парадокса и опредмечены главные заблуждения, возникающие при интерпретации психоанализа многочисленными исследователями проблемы.

В своей научной работе [14] учёный Г. В. Голенок провёл различие между понятиями «комплекс» и «архетип», часто используемыми в аналитической психологии, раскрыл интерес К. Г. Юнга к оккультизму, дал специфическую трактовку архетипа как атома коллективного бессознательного.

Исследователи Е. М. Уколова и В. Б. Шумский в своей коллективной статье [32] обосновали понимание совести как внутренней точки опоры при соотнесении с самим собой в процессе самодетерминации человека. На основании проведённого анализа и соб-

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ственных представлений о современной экзистенциальной психологии могут быть выделены не только ретроспективно-укоряющая и проспективно-предостерегающая функции совести, но и функция, состоящая в участии совести в формировании стратегии конкретных поступков. Их понимание голоса совести как звучащего на этапе принятия решений позволит предложить методические шаги для нахождения авторской позиции. Всё это может быть использовано в практической деятельности по психологическому консультированию.

В коллективной статье [5] Б. С. Братуся и Н. В. Ининой дается теоретическое обоснование веры как общепсихологического явления нужного аспекта любой сложно организованной человеческой деятельности. Демонстрируют различия и связь религиозной и нерелигиозной форм веры, их специфику при невротических отклонениях личности, суевериях, предрассудках и фанатизме. Авторами исследования на основе степени осознанности и активности субъекта веры предлагается психологическая классификация форм веры.

В научной статье А. Г. Задохина [17], рассматривая роль бессознательного в политических процессах и действиях политиков, автор справедливо и обоснованно отмечает, что политиками зачастую игнорируются знания психологии личности и общества. Такое отношение политиков лишает их практическую деятельность научной, психологической опоры, что, в конечном итоге, приводит только к негативным последствиям для человека, группы людей, государства и общества в целом.

В статье Ю. В. Кузнецовой [22] раскрыта проблема научного метода толкования сновидений в аналитической психологии К. Г. Юнга. Она раскрыла сущность символики сновидений в рамках теоретических представлений об архетипах коллективного бессознательного, рассмотрела ключевые моменты процесса индивидуализации как определяющей цели психического развития личности, сформулированные К. Г. Юнгом.

Учёным А. В. Тулиным была выполнена научная работа, посвящённая сравнительной

характеристике сознательного и бессознательного в трудах советских и западных психологов [31]. Ценность его труда в том, что посредством сравнения автору удалось, с одной стороны, сопоставить взгляды отечественных и зарубежных психологов, относительно рассматриваемого вопроса, с другой -извлечь из их трудов рациональное зерно в форме нового знания.

В научной статье Т. Н. Березиной [3] анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любых случаев общения. Утверждается наличие нескольких уровней обмена эмоциями при общении, а именно: а) осознанный - осуществляется посредством слов, выражений; б) неосознаваемый -включает в себя невербальные составляющие коммуникации, включая мимику, пантомимику, жесты и др.; в) бессознательный - происходящий с помощью обонятельного канала.

В качестве механизма процесса бессознательного обмена эмоциями автор предполагает наличие эмоционально-обонятельного языка. По её мысли, бессознательность передачи предполагает, во-первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов. Они могут не осознаваться, но существенно влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, не осознаются в качестве ароматов и, наконец, в-третьих, такая передача неподконтрольна сознанию. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании личностью такой эмоции меняется функциональное состояние его организма. Такой процесс приводит к возникновению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей - ту же самую, что породила его.

Ею также выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т. п. Высшие чувства также могут быть составлены посредством

Psychological and Pedagogical Sciences •••

сочетания основных эмоций. Сочетание базовых запахов может передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть фундаментом эмпатии.

В контексте проблем клинической психологии феномен психологического времени рассматривается в статье В. А. Микаелян [25]. Автор обосновал тезис о том, что особенности психики, соединяющей в себе сознательное и бессознательное, проявляются также в переживании человеком психологического времени. Уточнение этого временного аспекта функционирования психики позволяет более полно и содержательно представить истоки психических расстройств и, таким образом, проводить лечение соответствующих пациентов.

Д. Борг отметил [2], что Зигмунд Фрейд и представить себе не мог, насколько бессознательные желания и побуждения влияют на то, как мы думаем и действуем. С этим выводом автора следует, безусловно, согласиться по той простой причине, что бессознательные желания и побуждения тесно связаны с эмоционально-волевой структурой личности и, таким образом, предопределяют конечную судьбу наших мыслей и поступков.

В статье Н. Ю. Якушевой [33] утверждается и обосновывается актуальность и новизна философско-эпистемологического исследования феномена когнитивного бессознательного. В работе автора приводится история изучения и основные подходы к философской интерпретации данной проблемы. В заключение статьи автор сформулировала обоснованный вывод о том, что когнитивное бессознательное является важным элементом познания.

В научном труде В. А. Сабадуха [26] подвергнуто сомнению господствующее в философии и психологии утверждение «каждый человек - личность». Проанализированы историко-философские и социально-психологические условия его возникновения. Показано, что существенное влияние на его формирование оказало коллективное бессознательное, которое отвергло концепт «личность - принцип бытия». Проанализирована откры-

тая и скрытая мировоззренческая борьба вокруг понятия «личность» и обоснована концепция иерархического понимания человеческих качеств. Предложенный вывод позволяет вернуть в общественную жизнь принцип духовной иерархии, а в психологии - открывает новые возможности в более обширном и глубоком осмыслении соотношения категорий «сознательное» и «бессознательное» в психике человека и окружающей действительности.

Коллективом авторов научной статьи [18] обсуждается роль сознания в организации различных видов движения. Доказывается, что якобы непроизвольные движения (тремор) и произвольные движения (теппинг) мало отличаются друг от друга. Ими в рамках новой теории хаоса-самоорганизации предлагаются методы расчета квазиаттракторов и матриц парных сравнений выборок, которые обеспечивают отчётливые различия между тремором и теппингом.

Рассмотрению аналитической психологии К. Г. Юнга посвятил своё научное исследование С. А. Киселёв [19]. Сформулированные автором выводы способствуют более глубокому пониманию природы структуры сознательного и бессознательного в человеке, опредмеченной в психологии этого известного мыслителя прошлого.

Вслед за С. А. Киселёвым к аналитической психологии К. Г. Юнга обратились исследователи проблемы Т. Э. Мариносян и Ю. Г. Куровская. В своей статье [24] они предприняли попытку выявить сходство и определить соотношение между понятиями «архетип» и «фрейм», используемыми в аналитической психологии, философской антропологии, аналитической философии, когнитивной лингвистике.

Опираясь на основные положения теории аналитической психологии К. Г. Юнга, представляющей архетипы как изначальные образы бессознательного человека, и теории фреймов о том, что знания о мире состоят из структурных ячеек, структур данных, сценарных матриц-фреймов - своего рода энграмм, авторы проводят сопоставительный анализ понятий «архетип» и «фрейм» и делают вывод о том, что у обеих категорий имеются

Psychological and Pedagogical Sciences •••

одинаковые черты с большей степенью корреляции.

В научной работе Ю. В. Бобровой [4] рассматриваются две базовые философско-пси-хологические концепции: сознание и подсознание. В статье анализируется природа человека, которая напрямую зависит от его психических функций. Она установила, что сознание и подсознание составляют определенную амбивалентность, дихотомичность восприятия мира человеком. Проведен сравнительный анализ того, как разделение разума на эти два элемента психики, могут влиять на человека, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

В статье Е. В. Александровой и Т. В. Капустиной [1] исследуются архетипы и архе-типические образы в человеческих сновидениях. Для изучения архетипов и их появления в процессе сновидений ею была составлена своя методика, в результате чего было выявлено, что разница проявлений архетипов у девушек и юношей отсутствует. Ею также была выявлена связь проявления архетипов в деятельности человека и при его сновидениях.

В рамках коллективной монографии учёные Н. Е. Горская и В. Е. Глызина опубликовали статью [15], в которой провели анализ научных концепций зарубежной психологии в изучении самосознания личности. Данная ими сравнительная характеристика позволяет индивидуализировать взгляды различных учёных по опредмеченной проблеме и, таким образом, каждым исследователем при проведении собственных исследований вопроса извлекается из научных трудов этих учёных рациональное зерно.

Заключение

Завершая проведенное исследование, следует сформулировать некоторые выводы, суть которых сводится к следующему:

а) выявление в лаконичной форме сущности и содержания проведенных научных исследований учёными постсоветской России проблемы сознательного и бессознательного имеет своё значение для дальнейшего позна-

ния и углубления обозначенного в настоящем исследовании среза психологического знания. Дальнейший анализ этой проблемы позволит сфокусировать цели и задачи последующих научных работ на тех аспектах, которые не были затронуты в уже проведённых исследованиях. В то же самое время, такая работа будет способствовать углублению и расширению горизонтов научного видения этой проблемы, эксплицировать её на решение социокультурных проблем современной России;

б) фундаментальный вклад в научную разработку проблемы сознательного и бессознательного внесли такие известные учёные современной России как А. Э. Воскобойников, С. А. Семедов, В. В. Старавойтов, П. С. Гуре-вич и др.;

в) в период с 2004 по 2017 гг. отдельные аспекты указанной проблемы нашли отражение в научных статьях таких авторов, как В. В. Старавойтов, Л. Н. Кубашичева, А. Ма-кинтайр, С. А. Тугуши, И. В. Головачёва, И. А. Куевда, Н. Ю. Хусаинова и А. Р. Гини-ятуллина, В. Э. Степанова, Е. М. Уколова и В. Б. Шумской, Б. С. Братусь, Н. В. Инина,

A. Г. Задохина, Ю. В. Кузнецова, А. В. Тулина, Т. Н. Березина, В. А. Микаелян, Д. Барг, Н. Ю. Якушева, В. А. Сабадуха, Ю. П. Зинченко, О. Е. Филатова, В. В. Есь-кова, Т. В. Стрельцова, Т. Э. Мариносян, Ю. Г. Куровская, Ю. В. Боброва, Е. В. Александрова, Т. В. Капустина Н. Е. Горская,

B. Е. Глызина и др.;

г) обозначенная нами в данном исследовании проблема сознательного и бессознательного отнюдь не считается окончательно разрешённой в рамках этой работы, хотя мы обратились почти к каждому опубликованному источнику. А это значит, что имеются и другие исследования, требующие краткого, лаконичного анализа их содержания и смысла. Но эту работу можно будет провести в дальнейшем, когда такие научные труды будут опубликованы и станут доступны для научной общественности.

Литература

••• DSPU JOURNAL. Уо!. 11. N0. 3. 2017

1. Александрова Е. В., Капустина Т. В. Проявление архетипов личности в сновидениях человека // Концепт. 2017. Т. 39. С. 1306-1310.

2. Борг Д. Сила подсознания // В мире науки. 2014. № 3. С. 26-33.

3. Березина Т. Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения // Национальный психологический журнал. 2013. № 4 (12). С. 20-30.

4. Боброва Ю. В. Две сферы психики: сознание и подсознание // Мир педагогики и психологии. 2017. № 5 (10). С. 89-100.

5. Братусь Б. С., Инина Н. В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 2011. № 1. С. 25-38.

6. Воскобойников А. Э., Адлер А. Стремление к превосходству или социальное чувство? Культура. Политика. Молодежь / Сборник научных работ. Вып. 2. М. : ИМ, 1996. С. 69-78.

7. Воскобойников А. Э. Бегство от разума. М., 1980. С. 66-87.

8. Воскобойников А. Э. Фрейдизм и неофрейдизм. Философия. Социология. Идеологическая борьба. Учебное пособие. Ч. 1. М., 1982. С. 120-124.

9. Воскобойников А. Э. Социальная философия. Учебное пособие. М., 1995. 278 с.

10. Воскобойников А. Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека. Дис. ... доктора философских наук. Москва, 1997. 339 с.

11. Воскобойников А. Э. Бессознательное и сознательное в художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 125130.

12. Воскобойников А. Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М. : ИМ, 1997. 202 с.

13. Головачева И. В. Самосознание, возможно, является ошибкой эволюции: Олдос Хаксли о топографии сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. № 2-2. С. 9-15.

14. Голенок Г. В. Комплексы и архетипы // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 195-200.

15. Горская Н. Е., Глызина В. Е. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. Уфа, 2017. С. 16-28.

16. Гуревич П. С. Фрейд конечный и бесконечный // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. IX. № 2 (36). С. 134-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Задохин А. Г. Бессознательное российских политических элит: архетипы и комплексы // Обозреватель. 2011. № 4 (255). С. 24-31.

18. Зинченко Ю. П., Филатова О. Е., Еськов В. В., Стрельцова Т. В. Объективная оценка сознательного и бессознательного в организации движений // Вестник новых медицинских технологий. 2016. Т. 23. № 3. С. 31-38.

19. Киселёв С. А. Аналитическая психология Юнга / В мире науки и инноваций // Материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Курган, 2016. С. 213-216.

20. Кубашичева Л. Н. Научные основы развития проблемы бессознательного // Вестник Адыгейского государственного университета.

2005. № 3. С. 132-135.

21. Куевда И. А. Сознательное и бессознательное в общественном сознании // Социально-гуманитарный вестник. 2009. № 3. С. 58-62.

22. Кузнецова Ю. В. Архети-пические основания юнгианского анализа сновидений // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2011. № 4. С. 50-54.

23. Макинтайр А. Бессознательное. Понятийный анализ // Логос.

2006. № 1 (52). С. 186-232.

24. Мариносян Т. Э., Куров-ская Ю. Г. «Архетип» и «фрейм» в философской антропологии и аналитической философии // Философские науки. 2016. № 5. С. 56-69.

25. Микаелян В. А. Время и бессознательное // Философские науки. 2014. № 12. С. 78-84.

26. Сабадуха В. А. Концепт «каждый человек - личность» как продукт коллективного бессознательного

Psychological and Pedagogical Sciences •••

// Известия Российской академии образования. 2015. № 4. С. 34-47.

27. Семедов С. А. Ислам в политике: идеология и практика. Москва: Экон-Информ, 2009. 271 с.

28. Старовойтов В. В. Современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. Москва: Изд-во РАН ИФ, 2004. 117 с.

29. Степанов В. Э. Иррациональная наука З. Фрейда: истоки парадокса // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2010. Т. 83. № 4. С. 136-144.

30. Тугуши С. А. Проявление бессознательного в притчевых обра-

References

1. Aleksandrova E. V., Kapustina T. V. The manifestation of archetypes of personality in human dream. Kontsept [Concept]. 2017. Vol. 39. Pp. 13061310. (In Russian)

2. Borg D. The power of subconscious. Vmire nauki [In the world of science]. 2014. No. 3. Pp. 26-33. (In Russian)

3. Berezina T. N. Emotionally olfactory language of unconscious communication in the process of human communication. Natsional'nyy psikholog-icheskiy zhurnal [National psychological journal]. 2013. No. 4 (12). Pp. 20-30. (In Russian)

4. Bobrova Yu. V. Two spheres of the psyche: conscious and subconscious. Mir pedagogiki i psikhologii [The world of pedagogy and psychology]. 2017. No. 5 (10). Pp. 89-100. (In Russian)

5. Bratus B. S., Inina N. V. Faith as a General psychological phenomenon of human consciousness. Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 14 «Psikhologiya» [Bulletin of Moscow University. Series 14 "Psychology"]. 2011. No. 1. Pp. 25-38. (In Russian)

6. Voskoboinokov A. E., Adler A. Strem-lenie k prevoskhodstvu ili sotsial'noe chu-vstvo? Kul'tura. Politika. Molodezh' / Sbornik nauchnykh rabot [The desire for superiority or social sense? Culture. Policy. Young people / Collection of scientific

зах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 4. С. 48-55.

31. Тулин А. В. Представления о сознании и бессознательном в советской и западной психологии // Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2012-2013. 2013. С. 77-92.

32. Уколова Е. М., Шумский В. Б. Обращение к совести как момент отношения личности к себе // Мир психологии. 2011. № 4. С. 100-112.

33. Якушева Н. Ю. Бессознательная детерминация когнитивных процессов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 88-93.

works]. The 2nd issue. Moscow, IM Publ., 1996. Pp. 69-78. (In Russian)

7. Voskoboinokov A. E. Begstvo ot razuma [The flight from reason]. Moscow, 1980. Pp. 66-87. (In Russian)

8. Voskoboinokov A. E. Freydizm i neofreydizm. Filosofiya. Sotsiologiya. Ideologicheskaya bor'ba. Uchebnoe posobie [Freudianism and neofreudian-ism. Philosophy. Sociology. The ideological struggle. Textbook]. P. 1. Moscow, 1982. Pp. 120-124. (In Russian)

9. Voskoboinokov A. E. Sotsial'naya filosofiya. Uchebnoe posobie [Social philosophy. Textbook]. Moscow, 1995. 278 p. (In Russian)

10. Voskoboinokov A. E. Bes-soznatel'noe i soznatel'noe v dukhov-nom mire cheloveka [The unconscious and conscious in the spiritual world man]. Philosophy Doctoral dissertation. Moscow, 1997. 339 p. (In Russian)

11. Voskoboinokov A. E. The unconscious and the conscious in artistic culture. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2012. No. 1. Pp. 125-130. (In Russian)

12. Voskoboinokov A. E. Bes-soznatel'noe i soznatel'noe v cheloveke [The unconscious and conscious in man]. Moscow, IM Publ., 1997. 202 p.

13. Golovacheva I. V. Consciousness is probably a mistake of evolution: Aldous Huxley on the topography

Psychological and Pedagogical Sciences •••

of consciousness. Vestnik Sankt-Peter-burgskogo universiteta. Seriya 9. Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika [Bulletin of Saint Petersburg University. Series 9. Philology. Orientalism. Journalism]. 2008. No. 2-2. Pp. 9-15. (In Russian)

14. Golenok G. V. Complexes and archetypes. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. The ability]. 2010. No. 2. Pp. 195-200. (In Russian)

15. Gorskaya N. E., Glyzina V. E. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty psikhologii i pedagogiki [Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy]. Ufa, 2017. Pp. 1628. (In Russian)

16. Gurevich P. S. Freid is finite and infinite. Lichnost'. Kul'tura. Ob shchestvo [Personality. Culture. Society]. 2007. Vol. IX. No. 2 (36). Pp. 134138. (In Russian)

17. Zadokhin A. G. Unconscious of the Russian political elites: archetypes and complexes. Obozrevatel' [Explorer]. 2011. No. 4 (255). Pp. 2431. (In Russian)

18. Zinchenko Yu. P., Fila-tova O. E., Eskov V. V., Streltsova T. V. An objective assessment of the conscious and the unconscious in movements. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [Bulletin of new medical technologies]. 2016. Vol. 23. No. 3. Pp. 31-38. (In Russian)

19. Kiselev S. A. Analytical psychology of Yung. In the world of science and innovation. Materialy Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii: v3-kh chastyakh [Proceedings of International scientific-practical conference in 3 parts]. Kurgan, 2016. Pp. 213-216. (In Russian)

20. Kubashicheva L. N. Scientific basis for the development of the problem of the unconscious. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adyghe State University]. 2005. No. 3. Pp. 132-135. (In Russian)

21. Kuevda I. A. Conscious and unconscious in the public consciousness. Sotsial'no-gumanitarnyy vestnik [Socio-Humanitarian Bulletin]. 2009. No. 3. Pp. 58-62. (In Russian)

22. Kuznetsova Yu. V. The archetypal foundations of the Yungian analysis of dreams. Gumanitariy: ak-tual'nye problemy nauki i obrazovaniya [Humanitarian: the actual problems of science and education]. 2011. No. 4. Pp. 50-54. (In Russian)

23. Makintair A. Unconscious. Conceptual analysis. Logos [Logos]. 2006. No. 1 (52). Pp. 186-232. (In Russian)

24. Marinosyan T. E., Ku-rovskaya Yu. G. "Archetype" and "frame" in philosophical anthropology and analytic philosophy. Filosofskie nauki [Philosophical Science]. 2016. No. 5. Pp. 56-69. (In Russian)

25. Mikaelyan V. A. Time and the unconscious. Filosofskie nauki [Philosophical Science]. 2014. No. 12. Pp. 78-84. (In Russian)

26. Sabadukha V. A. The concept of "every person" as a product of the collective unconscious. Izvestiya Rossiyskoyakademii obrazovaniya [Proceedings of Russian Academy of Education]. 2015. No. 4. Pp. 34-47. (In Russian)

27. Semedov S. A. Islam v politike: ideologiya i praktika [Islam in politics: ideology and practice]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2009. 271 p. (In Russian)

28. Sta rovoitov V. V. Sovremen-nyy psikhoanaliz: integratsiya sub"ekt-ob"ektnogo i sub"ekt-sub"ektnogo pod-khodov [Modern psychoanalysis: integration of subject-object and subject-subject approaches]. Moscow, RAS Iph Publ., 2004. 117 p. (In Russian)

29. Stepanov V. E. Irrational science of Freud: the origins of the paradox. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 3: Obshchestven-nye nauki [Proceedings of Ural Federal University. Series 3: Social Science]. 2010. Vol. 83. No. 4. Pp. 136-144. (In Russian)

30. Tugushi S. A. The manifestation of the unconscious in the parable images. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Science]. 2007. No. 4. Pp. 48-55. (In Russian)

Psychological and Pedagogical Sciences •••

31. Tulin A. V. Ideas about the conscious and the unconscious in Soviet and Western psychology. Psikholog-icheskie i psikhoanaliticheskie issledo-vaniya. Ezhegodnik 2012-2013 [Psychological and Psychoanalytic Studies. Yearbook 2012-2013]. 2013. Pp. 7792. (In Russian)

32. Ukolova E. M., Shumsky V. B. The appeal to conscience as a moment of relationship of the individual to

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магаррамов Магаррам Джабраилович,

доктор философских наук, профессор, кафедра правоведения и прав человека (ППЧ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); ведущий научный сотрудник, Региональный центр этнополити-ческих исследований (РЦЭИ), Дагестанский научный центр Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Омаров Арсланали Абдуллаевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ППЧ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Курбанов Махач Ахмедович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра ППЧ, декан факультета права, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com

Принята в печать 10.07.2017 г.

himself. Mir psikhologii [The World of Psychology]. 2011. No. 4. Pp. 100-112. (In Russian)

33. Yakusheva N. Yu. Unconscious determination of cognitive processes. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke [Social Sciences and Humanities in the far East]. 2014. No. 3. Pp. 88-93. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of Law and Human Rights (LHR), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); leading researcher, Regional Centre of Ethnopolitical Research (RCER), Dagestan Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (DSC of RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magar-ram@gmail.com

Arslanali A. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the head of the chair, LHR, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magar-ram@gmail.com

Makhach A. Kurbanov, Ph. D. (Economy), assistant professor, LHR, the dean of the faculty of Law, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

Received 10.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.