УДК 657:330.44
Проблема создания резерва сомнительной задолженности как условия адекватного отражения финансового результата
Ильенкова Наталья Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ» e-mail: [email protected]
ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Веселова Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, начальник отдела методологии учета и отчетности e-mail: [email protected] ООО Аудиторская фирма «ГРОСС-АУДИТ»
Аннотация: в статье рассматриваются нерешенные вопросы и особенности
v/ u u V/ |—|
учета дебиторской задолженности в российской и международной практике. Дан сравнительный анализ показателей платежеспособности организаций и физических лиц. Предложен авторский подход к формированию более точной величины резервов сомнительной задолженности для целей определения платежеспособности и адекватного отражения финансового результата организаций.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, сомнительная задолженность, создание резерва, вероятность погашения долга, финансовое состояние.
Одна из главных целей и задач Госпрограммы развития АПК на 2013-2020 годы заявлена как обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК. Однако, несмотря на толчок, приведший в движение предприятия отечественного сельского хозяйства благодаря принимаемым Правительством России мерам, на сегодняшний день попытку его реанимации пока еще нельзя считать результативной. Рентабельность предприятий снизилась, и трудно предположить, что к 2017 году она достигнет 20-ти процентов, обозначенных в Госпрограмме. По данным Госкомстата в 2013 году удельный вес убыточных предприятий в сельском и лесном хозяйстве не уменьшился. Суммарная задолженность по обязательствам организаций на конец 2013 года равнялась в данном виде деятельности 1726569 млн. руб., из них 47926 млн. руб., или 2,77 % - просроченная. Еще хуже ситуация сложилась по показателю дебиторской задолженности. Ее суммарная величина составила 413247 млн. руб., в том числе просроченная 140151 млн. руб., или 33,91 %, из которой 7,31 % приходится на задолженность покупателей. Приведенные цифры явно не свидетельствуют в пользу улучшения ситуации и повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.
В тоже время цифры могут не в полной мере адекватно характеризовать реальную ситуацию из-за особенностей методик учета и расчета соответствующих показателей. Это подтверждает актуальность разработки проблемы учета и анализа информации бухгалтерской отчетности как для предприятий АПК, так и для организаций других видов деятельности.
Целью данной статьи является анализ нормативных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) дебиторской задолженности и выработка предложений по ее оценке для выявления причин и нивелирования искажений финансовых результатов деятельности компаний.
В соответствие с п. 6 ПБУ 4/99 [1] бухгалтерская отчетность должна отражать полную и достоверную информацию о финансовом положении организации.
Одним из показателей актива бухгалтерского баланса, который может существенно влиять на финансовое состояние организации является дебиторская задолженность. Понятие дебиторской задолженности напрямую нормативными документами по бухгалтерскому учету не определено. Однако, исходя из п. 16 ПБУ 10/99 [2], п. 10 Методических указаний по учету материально-производственных запасов [3], п. 26 ПБУ 2/2008 [4], п. 20 ПБУ 4/99 [1] в составе дебиторской задолженности отражаются активы организации, в сумме задолженности со стороны покупателей, заказчиков, прочих дебиторов, которые организация предполагает получить через определенный промежуток времени.
Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, с учетом внесенных в него изменений приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н [5], организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается любая дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Что в данном пункте понимается под соответствующими гарантиями, не разъясняется. Однако, Минфин РФ в письме от 15.010.2003 № 16-00-14/311 [6] указывал, что под гарантиями в данном случае, понимаются способы предусмотренные законодательством и/или договором и повышающие для организации-кредитора
вероятность удовлетворения ее требования. К таким способам могут быть отнесены залог, задаток, поручительство, банковская гарантия, возможность удержания имущества должника, а также иные способы, предусмотренные законодательством и/или договором.
Согласно ст. 329 ГК РФ [7] к способам обеспечения обязательств относятся неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законом или договором. Однако такой способ обеспечения как неустойка, не может являться гарантией погашения дебиторской задолженности, так как не повышает для организации-кредитора удовлетворения ее требований. Неустойка - это штраф, то есть дополнительная задолженность дебитора.
Существует мнение [8], что «определенной гарантией, повышающей вероятность удовлетворения требований организации к должнику, можно считать и наличие встречной кредиторской задолженности». Авторы поддерживают указанную позицию, так как в соответствии с положением ст. 410 ГК РФ [9] обязательство прекращается зачетом встречного однородного обязательства по заявлению одной из сторон. То есть дебиторская задолженность может быть погашена путем зачета кредиторской задолженностью, следовательно, в данном случае, сомнительной дебиторская задолженность не является.
В письме Минфина РФ от 27.01.2012 № 07-02-18/01 [10] подчеркивается, что если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.
Таким образом, перед организацией ставится серьезная задача определения дебиторской задолженности сомнительной.
Как правило, в большинстве случаев, дебиторская задолженность организаций не обеспечена гарантиями, следовательно, в таком случае, анализ дебиторской задолженности на предмет признания ее сомнительной проводиться только с точки зрения сроков ее погашения.
Резерв по сомнительной задолженности является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008 [11]). Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008 [11]).
Сроки создания и корректировки резерва в ПБУ 21/2008 [11] и в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности не определены, однако, по мнению авторов, оценка создания и изменения резерва, должна проводиться организацией ежемесячно (ведь наименьшим отчетным периодом для небанковской организации, согласно п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, является месяц[5]).
Таким образом, организации на конец каждого месяца должна определить сумму сомнительной задолженности и определить величину резерва сомнительной задолженности.
Согласно абз. 3 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ величина резерва создается по каждому сомнительному
долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Под платежеспособностью понимают способность компании или физического лица полностью выполнять свои обязательства по платежам, а также наличие у нее денежных средств, необходимых и достаточных для выполнения этих обязательств. Оценить платежеспособность и надежность компании в настоящее время, а также спрогнозировать изменение ее платежеспособности в будущем можно на основании данных финансовой отчетности. Исходной информацией для анализа являются данные бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах).
Платежеспособность организации характеризуют:
1. Коэффициент общей платежеспособности, который показывает соотношение реальных активов организации и общей суммы его заемного капитала (может ли организация погасить свои долги, распродав при необходимости основные средства и запасы). Рекомендуемое значение коэффициент общей платежеспособности (КОП) - больше либо равно единице. Согласно теории А.Д. Шеремета [12], коэффициент общей платежеспособности определяется по формуле: КОП = (Раздел 1 + раздел 2 бухгалтерского баланса за минусом долгов учредителей) : (Раздел 4 + раздел 5 бухгалтерского баланса за минусом доходов будущих периодов и оценочных обязательств),
2. Коэффициент финансовой независимости (КФН) показывает удельный вес собственных источников средств в капитале организации. Чем больше значение коэффициента, тем в большей степени организация независима от привлеченных источников финансирования, тем устойчивее ее финансовое положение. И, наоборот, чем меньше значение коэффициента, тем в большей степени организация зависима от привлеченных источников финансирования, тем менее устойчиво ее финансовое положение. Рекомендуемое значение коэффициента финансовой независимости - больше либо равно 0,5. Коэффициент финансовой независимости согласно Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 определяется по формуле КФН = Раздел 3 бухгалтерского баланса : Валюта баланса.
3. Коэффициент концентрации заемного капитала (ККЗК) показывает долю заемного капитала в общем размере финансовых ресурсов организации. Коэффициент концентрации заемного капитала положительно оценивается лишь в случае его снижения - чем ниже этот показатель, тем более устойчивым считается финансовой положение организации. Рекомендуемое значение коэффициента концентрации заемного капитала - меньше либо равно 0,5. Коэффициент концентрации заемного капитала определяется по формуле ККЗК = (Раздел 4 бухгалтерского баланса + раздел 5 бухгалтерского баланса за минусом доходов будущих периодов и оценочных обязательств) : Валюту бухгалтерского баланса.
4. Коэффициент задолженности (КЗД) (коэффициент финансового левереджа) характеризует степень риска и устойчивости организации и определяется отношением задолженности к стоимости собственного капитала. Чем меньше коэффициент задолженности, тем устойчивее организация. Повышение задолженности к собственному капиталу более чем 1:1 рассматривается как рискованное. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, то есть получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Коэффициент задолженности определяется по формуле КЗД = (Раздел 4
бухгалтерского баланса + раздел 5 бухгалтерского баланса за минусом доходов будущих периодов и оценочных обязательств): Раздел 3 бухгалтерского баланса.
5. Коэффициент инвестирования (КИ) показывает, в какой степени источники собственных средств покрывают произведенные инвестиции организации во внеоборотные активы. Рекомендуемое значение этого коэффициента больше либо равно единице. Коэффициент инвестирования определяется по формуле КИ = Раздел 3 бухгалтерского баланса : Раздел 1 бухгалтерского баланса.
В экономической литературе выделяется четыре типа финансового состояния (платежеспособности) организации: абсолютная устойчивость; нормальная устойчивость; неустойчивое финансовое состояние; кризисное финансовое состояние.
К абсолютному финансовому состоянию организации относятся организации, платежеспособность которых очень высока, то есть, все запасы и затраты организации полностью покрываются собственными средствами.
К нормальной независимости финансового состояния организации относятся организации, которые оптимально используют привлеченные ресурсы, то есть текущие активы превышают кредиторскую задолженность. Нормальная независимость финансового состояния гарантирует платежеспособность организации.
Неустойчивое финансовое состояние организации характеризует нарушение платежеспособности организации, то есть наблюдается снижение доходов организации в связи с чем, организация вынуждена привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат.
Кризисное финансовое положение организации характеризуется полной зависимостью организации от заемных источников финансирования.
Заметим, что финансовое состояние должника в свою очередь зависит от финансовых взаимоотношений контрагентов, включая платежную дисциплину.
Однако анализ платежеспособности дебитора с помощью финансовых коэффициентов на основе бухгалтерской отчетности можно проводить только для юридических лиц. Трудности определения платежеспособности дебитора возникают у организаций при определении задолженности сомнительной, в случае, когда дебитором выступает физическое лицо. Документом, подтверждающим доходы физического лица, является справка по форме 2-НДФЛ. Однако запросить такую справку от физического лица могут не все компании. Например, микрофинансовые организации при предоставлении займа физическим лицам вправе запросить у них справку о доходах по форме 2-НДФЛ. Кроме того, на основании Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [13] микрофинансовые организации обязаны заключать договоры с бюро кредитных историй, в которых содержится информация о каждом заемщике.
По мнению авторов, когда дебиторами микрофинансовых организаций являются физические лица, что характерно, например, для фермерских хозяйств и некоторых форм малого предпринимательства, более правильно говорить не о платежеспособности, а о кредитоспособности, то есть способности физических лиц привлекать заемные средства, выполняя при этом свои обязательства по погашению займов и выплате процентов по ним в строго установленные сроки.
В настоящее время деятельность микрофинансовых организаций регулируется Банком России, указаниями которого от 14.07.2014 №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» [14] предусмотрена методика создания таких резервов, которые формируются по микрозаймам, выданным микрофинансовой организацией со дня внесения
V/ V/ и I л
сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций. Суть данной методики заключается в группировке выданных микрозаймов по видам заемщиков, от обеспечения исполнения обязательств по микрозайму, от наличия и продолжительности просроченных платежей по микрозаймам. Значения резервов устанавливаются в процентах от суммы основного долга по микрозаймам в зависимости от группы и подгруппы микрозайма, а также от продолжительности просроченных платежей по микрозаймам согласно разработанной в указаниях Банка России таблице.
А вот в случае, когда дебиторами являются физические лица у организаций жилищно-коммунального хозяйства, должен применяться термин платежеспособность. Однако организациям жилищно-коммунального хозяйства, запросить справки по форме 2-НДФЛ у населения весьма проблематично, да и трудоемко. Для правильного определения суммы резерва по сомнительной задолженности организациям жилищно-коммунального хозяйства, авторы предлагают опираться на нижеприведенные законодательные документы.
В соответствие со ст. 6 Федерального закона РФ от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» [15] семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Расчет среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [16].
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» [17]. В перечень доходов включаются все установленные системой оплаты труда выплаты работнику, пенсии, стипендии, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие на ребенка, доходы по акциям, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, доходы от аренды личного имущества и иные доходы.
Ежемесячна субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется малоимущим гражданам и членам их семей по месту жительства в соответствие со ст. 159 Жилищного кодекса РФ [18] за счет средств федерального или местного бюджетов, если их расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг утверждены Постановлением правительства РФ от 14.12.2005 № 761 [19]. Для получения субсидии малоимущие граждане и члены их семей, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии
с приложением необходимых документов, в том числе документов, подтверждающих их доходы.
То есть, физические лица, при оплате жилья и коммунальных услуг обязаны предоставлять справку по форме 2-НДФЛ только для получения субсидии.
Таким образом, все физические лица, в том числе и малоимущие, являются платежеспособными при оплате жилья и коммунальных услуг, так как способны выполнять свои обязательства по платежам и имеют достаточные денежные средства для погашения своих обязательств. То есть при оплате ЖКХ все граждане выступают как платежеспособные, хотя многие из них выполняют свои обязательства с помощью государства имея от него дотации именно вследствие своей неплатежеспособности.
По мнению авторов, исходя из финансового состояния дебитора (его платежеспособности), формировать резерв по сомнительной задолженности необходимо только в случае, если его финансовое состояние является неустойчивым или кризисным.
Рассмотрим зависимость величины резерва сомнительных долгов от вероятности погашения долга полностью или частично.
Под вероятностью понимается математическая, числовая характеристика степени возможности появления какого-либо события, которое может повторяться неограниченное число раз в тех или иных определенных условиях. Оценку вероятности погашения долга можно рассматривать в качестве оценки рисков организации в получении денежных средств от покупателей (заказчиков) через определенный, оговоренный в соответствующих документах, промежуток времени в полной или частичной сумме. Оценить вероятность погашения долга можно с помощью матема-тико-статистических методов, которые должны быть указаны в учетной политике организации (например, экспертные, вероятностные методы оценки рисков, метод наименьших квадратов и др.).
Исходя из теории вероятностей классическое «определение» вероятности исходит из понятия равновозможности как объективного свойства изучаемых явлений (то есть 50 % поступит платеж или поступит частично, либо 50 % оплата не поступит).
Для определения вероятности погашения дебиторской задолженности организаций с неустойчивым или кризисным финансовым положением необходимо проанализировать процесс возникновения и погашения ими задолженности. Определить сроки возникновения задолженности, т.е. определить через какой промежуток времени (в днях) возникала такая задолженность. Определить период несвоевременной оплаты дебиторской задолженности (в днях) по каждому дебитору исходя из условий заключенных договоров, а также определить суммы, количество сделок с данным дебитором и проанализировать сколько раз этот дебитор своевременно погашал свою задолженность, и сколько раз - несвоевременно и зависело ли это от суммы сделки. Кроме того, необходимо проанализировать, имелись ли случаи судебных споров с данным контрагентом по истребованию дебиторской задолженности, и каковы результаты судебных споров.
Необходимо помнить, что в соответствие с п. 19 ПБУ 4/99 дебиторская задолженность подразделяется по срокам погашения на долгосрочную и краткосрочную. Краткосрочной дебиторской задолженностью признается задолженность сроком погашения не более 12 месяцев после отчетной даты. Таким образом, ранжировать дебиторскую задолженность сроком погашения менее 12 месяцев (если только до-
говором не предусмотрено иное) нет необходимости (в отличие от ранжирования дебиторской задолженности по дате просрочки в банковском секторе). Хотя для предупреждения риска перехода краткосрочной дебиторской задолженности в категорию просроченной необходимо проводить сравнительный анализ и мониторинг дебиторской задолженности по краткосрочным интервалам, дебиторам и размерам задолженности.
К созданию резервов сомнительных долгов организациям необходимо подходить серьезно, чтобы исключить риски создания скрытых резервов и занижения финансового результата, а также исключить риски завышения финансового результата вследствие преждевременного создания оценочного резерва.
По мнению авторов, проблема создания резерва сомнительных долгов не решена и в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), что является лазейкой для недобросовестных налогоплательщиков.
Так, согласно п. 9 терминов (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» [20] займы и дебиторская задолженность являются непроизводными финансовыми активами с фиксированными или определяющими платежами, которые не котируются на активном рынке.
В соответствие с IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» организации в конце каждого периода обязаны проверять свои активы, в том числе дебиторскую задолженность на предмет возможного обесценения. Как указано в п. 59 IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» обесценение вызывается совокупностью событий. Убытки, ожидаемые в результате будущих событий, не признаются вне зависимости от степени вероятности их понесения. Объективные подтверждения обесценения дебиторской задолженности включают в себя значительные финансовые затруднения должника, неуплату или нарушение сроков платежа должником; увеличение количества просроченных платежей, возможность банкротства должника и др. факторы. Хотя, следует заметить, что и для другой стороны сделки существуют отрицательные последствия невозврата ему долгов, которые как минимум выражаются в форме упущенной выгоды при возможности совершения альтернативной сделки.
В соответствие с п. 63-65 IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» на сумму дебиторской задолженности в силу указанных выше причин, создается оценочный резерв, сумма которого отражается в составе прибыли и убытка. Порядок расчета суммы резерва сомнительных долгов в МСФО не определен.
На практике компании создают резервы по сомнительным долгам из двух частей:
специальной, в которой отражается задолженность конкретных компаний, признанная сомнительной, и
общей, включающая некую расчетную величину, которая может быть не возвращена иными компаниями, дебиторская задолженность которых не включена в специальную часть расчета.
Общая часть резерва определяется исходя из выручки от продаж за конкретный период или из общей величины дебиторской задолженности на конец отчетного периода. При определении общей части резерва, исходя из выручки от продаж за конкретный период, сумма резерва рассчитывается по следующей формуле: (Сумма безнадежных долгов прошлого периода /выручка прошлого периода) х выручка текущего периода.
При определении общей части резерва исходя из общей величины дебитор-
ской задолженности на конец отчетного периода, сумму резерва ранжируют по срокам просрочки платежей, например, выделяют долги, которые просрочены на период от одного до двух месяцев, от двух до трех месяцев, от трех месяцев до полугода и свыше полугода или иначе. После этого, на основе проведенного анализа за прошлый отчетный период, по каждой группе дебиторской задолженности определят процент неоплаты, который умножается на величину долга по каждой группе дебиторской задолженности. Из суммы полученного резерва вычитается сумма резерва на начало отчетного периода и получается сумма резерва, начисленная за отчетный период.
Такой порядок начисления резерва в МСФО не прописан, и компании, применяющие МСФО, используя приведенную авторами методику, на практике полагаются на свое профессиональное суждение.
Однако профессиональное суждение - это субъективная точка зрения. Профессиональное суждение бухгалтера может не совпасть с профессиональным суждением аудитора по данному вопросу. В связи с чем, опираться только на профессиональное суждение бухгалтера при формировании им суммы резерва по сомнительной задолженности, не совсем верно.
Вывод: по мнению авторов, при создании резерва сомнительных долгов могут быть нарушены права собственников (акционеров, участников) компаний, вследствие отсутствия общих установленных правил их формирования, что может вызвать споры искусственного занижения прибыли организаций в случае аудиторских и налоговых проверок. Следствием этого может быть неправильное понимание финансового состояния и финансовой устойчивости организации. Отсюда вытекает необходимость уточнения соответствующих ПБУ и МСФО и разработки научно обоснованной и законодательно рекомендованной нормативными актами для практического применения методики определения резерва сомнительных долгов.
Список литературных источников:
1. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Кон-сультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1 DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
2. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»// КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC23274 8D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
3. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»// КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1 DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
4. Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008)» // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 17
7647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
5. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 17 7647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
6. Письмо Министерства финансов России от 15.010.2003 № 16-00-14/311// КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1 DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] : (в ред. от 06.04.2015) : ч. 1 // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL:http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC23274 8D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
8. Софийская, Н. М. Резерв по сомнительным долгам: бухгалтерский учет // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. -2012. - N 6. - С. 7-22. // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «Консультант-Плюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas e=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ..
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ [Электронный ресурс] : (в ред. от 06.04.2015) : ч. 1 // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL:http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC23274 8D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
9. Письмо Минфина РФ от 27.01.2012 № 07-02-18/01 // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC23274 8D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
10. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»(вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D 390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
11. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа. - М. : Инфра-М, 2011. -367 стр.
12. Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»// КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42 F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
13. Указания Банка России от 14.07.2014 №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015.
- URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 1776 47;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
14. Федеральный закон РФ от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в РФ» // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=17 7647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
15. Федеральный закон РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=17 7647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
16. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=17 7647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
17. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1 DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
18. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»// Консультант-Плюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 177647;dst=0;ts=8B1DF49 D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
19. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»(ред. от 18.07.2012)(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) //КонсультантПлюс : офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». - М., 2015. - URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=17 7647;dst=0;ts=8B1DF49D3BC232748D390AC42F498F4D;rnd = ... (дата обращения: 14.04.2015).
The problem of creating a loan loss reserve as a condition for adequate reflection on the financial result
Il'yenkova Natal'ya Dmitrievna, Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Economical Analysis Chair
e-mail: [email protected]
FSEBU HPE " University of Finance at Russian Federation Government"
Veselova Tatyana Nikolaevna, Candidate of Sciences (Economics), the Head of the Metrology and Record Department e-mail: [email protected] LLC Audit Firm "Gross Audit"
Abstract The article deals with outstanding issues and features of the account receivables in the Russian and international practice. A comparative analysis of companies"and individuals' solvency indicators. The author's approach to the development of a more accurate value of the reserves for doubtful debts for the purposes of determining pay and adequately reflect the financial results of the organization.
Keywords: accounts receivable, bad debts, a reserve, the likelihood of repayment, financial condition.