УДК 343.83:253
Проблема создания и обеспечения функционирования института помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими
■ Д.О. МАТВЕЕВ - преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Пермского института ФСИН России
Статья посвящена проблеме введения должности помощника начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими. В ней представлены и рассмотрены противоречивые точки зрения на содержание деятельности данного должностного лица и ее обеспечение.
Ключевые слова: институт помощников начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими; тюремное служение; пенитенциарная система; осужденные; духовенство.
The problem of the establishment and functioning of the institution assistant chief of the territorial bodies of the Federal Penal Service of Russia for the organization of work with spirituals
■ D.O. MATVEEV - Lecturer of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics of the Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia
The article deals with the introduction of the post of assistant chief of the territorial body of the Federal Penal Service for the organization of work with the spirituals. It presents and discusses controversial points of view on the content of activities of official and its support.
Keywords: institute assistant chief of the territorial bodies of the Federal Penal Service for the organization of work with spirituals; prison ministry; the penal system; convict; clergy.
Проблема включения представителей духовенства в штат исправительных учреждений (по примеру стран Европы и США) давно является предметом активных дискуссий среди отечественных ученых и общественных деятелей. Так, известный правозащитник Л.И. Алексеева, выступающая против инициативы создания в государственных структурах службы капелланов, принадлежащих к какой-либо конфессии, утверждает, что наличие данного института противоречит принципу поликонфессиональности российского государства, его светскому характеру. Иного мнения придерживается В.Г. Лещенко, считающая, что без службы пенитенциарных священнослужителей невозможны обновление, гуманизация и совершенствование отечественной системы исполнения наказаний. При этом доводы о нарушении принципов светского государства, по ее мнению, являются необоснован-
ными, так как удовлетворение религиозных потребностей и духовных нужд осужденных должно быть добровольным и деятельность тюремного пастыря не может быть основана на прозелитизме или установлении какого-либо культа в качестве обязательного1.
Учитывая богатый исторический опыт, а также высокие показатели работы тюремных капелланов в отдельных странах, руководство ФСИН России с 2010 г. ведет планомерную работу по созданию в структуре уголовно-исполнительной системы службы пенитенциарного духовенства, важным этапом которой стала реализация с февраля 2010 г.2 по декабрь 2013 г.3 пилотного проекта по включению священнослужителей Русской православной церкви в деятельность исправительных учреждений на штатной основе4.
12 июня 2014 г. Президентом Российской Федерации было дано поручение прави-
тельству № Пр-1408 о создании в уголовно-исполнительной системе института тюремного духовенства. Во исполнение его 17 октября 2014 г. в Постановление Правительства Российской Федерации «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы»5 были внесены изменения, согласно которым в структуру уголовно-исполнительной системы была введена должность помощника начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими6. Оклад по указанной должности составляет 4070 руб. Лицам, замещающим такого рода должности, также полагаются дополнительные выплаты, такие как «ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада», «ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет», «премии по результатам работы» и др.
Нововведения в отечественной пенитенциарной системе вызвали массу неоднозначных оценок со стороны экспертов. Так, зампред общественного совета при МВД России по г. Москве Антон Цветков считает, что необходимости вводить новые должности в территориальные органы ФСИН России не было. По его словам, за взаимодействие пенитенциарной системы со священниками мог бы отвечать имеющийся в каждом региональном управлении помощник начальника по соблюдению прав человека в УИС7.
Противники реализуемого подхода в качестве аргумента приводят также следующее обстоятельство. В большинстве религиозных объединений, сотрудничающих с уголовно-исполнительной системой, созданы структурные подразделения, ответственные за организацию тюремного служения во главе с руководителем. По их мнению, введение должности помощника сформирует систему двойного управления со смешением полномочий, что приведет к ухудшению результатов.
Вместе с тем опыт европейских стран по организации тюремного служения свидетельствует об обратном. Во главе Службы тюремных капелланов Великобритании стоит генеральный капеллан, который одновременно носит сан архидиакона англиканской церкви и является государственным служащим8. Он имеет заместителей по регионам (Англия и Уэльс), принадлежащих
к различным христианским конфессиям. Помимо этого, в иерархии англиканской церкви существует должность епископа по тюрьмам, полномочия которого близки с полномочиями генерального капеллана, но не тождественны им. В итоге действует достаточно сложная система, согласно которой религиозным служением в британских тюрьмах руководят два должностных лица, одно из которых является представителем англиканской церкви и государства, а второе - только представителем церкви. Как показала практика, такая система имеет ряд преимуществ. Во-первых, разделение полномочий между названными субъектами помогает более качественному выполнению ими своих обязанностей, способствует достижению поставленных целей, во-вторых, отсутствие принадлежности одного из субъектов к властным структурам (епископ по тюрьмам) служит гарантией независимости всей службы тюремных капелланов от воли каких-либо должностных лиц9.
К сожалению, на данный момент окончательно не решен вопрос о том, кто должен замещать должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими. Приверженцы Русской православной церкви видят на должности помощника наиболее подготовленного священнослужителя, обладающего большим опытом духовно-пастырской работы с осужденными в исправительных учреждениях. Представители остальных конфессий, в частности мусульмане, считают, что помощником «должен быть светский человек, специалист с соответствующим образованием, универсальный для всех конфессий»10. Полагаем, что последняя точка зрения является более обоснованной, так как назначение на должность помощника начальника территориального органа ФСИН России лица, принадлежащего к какой-либо из зарегистрированных религиозных организаций, приведет к системе двойного подчинения, что при определенных обстоятельствах может стать причиной возникновения конфликта интересов.
Следует отметить, что институт помощников по организации работы с верующими не является новым для отечественной правовой системы. На протяжении нескольких лет в Вооруженных Силах Российской Федерации успешно функционируют помощники командиров по работе с верующими11. Изначально данные должности создавались в подразделениях Минобороны России, дислоцированных за рубежом. В дальнейшем нововведения коснулись всех структурных
подразделений армии на территории нашей страны (до бригады включительно). Примечательно, что в вооруженных силах должности помощников по работе с верующими занимают священнослужители той конфессии, которая наиболее широко представлена в данном воинском подразделении.
За время действия данного института в армии среди личного состава произошли большие положительные изменения: возросло число верующих военнослужащих, значительно снизилось количество совершаемых ими дисциплинарных проступков. Вместе с тем исследование деятельности помощников командиров по работе с верующими позволило выявить ряд проблемных моментов, которые следует учитывать при организации деятельности такого рода помощников в территориальных органах УИС.
Во-первых, большие сложности в процессе повседневной деятельности помощников вызывают непонимание со стороны командиров (начальников), низкий духовно-педагогический уровень офицерского состава, принижение роли богослужений. Трудность оптимизации военно-конфессиональных отношений во многом определена годами складывающейся порочной практикой, когда приоритет боевой подготовки идет в ущерб работе с личным составом.
Во-вторых, отмечается низкая вовлеченность военных священнослужителей в повседневную жизнедеятельность воинской части (корабля). Безусловно, нет острой необходимости в постоянном присутствии помощника по работе с верующими военнослужащими на совещаниях, проводимых командиром, и построениях личного состава. Тем не менее неофициальное звание полкового священника в какой-то мере обязывает находиться в курсе дел, происходящих в воинской части.
В-третьих, трудности в организации богослужений, просветительской и воспитательной деятельности вызывает отсутствие (удаленность) храма и духовной атрибутики. У подавляющего большинства помощников по работе с верующими военнослужащими нет оборудования для походного храма, или оно имеется не в полном объеме12.
По мнению О.Н Маркеловой, кандидат на должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими должен соответствовать следующим требованиям:
1) гражданство Российской Федерации, отсутствие двойного гражданства;
2) дееспособность и отсутствие судимости (лицо ранее не привлекалось к уголовной ответственности);
3) высшее профессиональное гуманитарное образование, подтвержденное дипломом государственного образца по направлениям подготовки бакалавриата (магистратуры);
4) способность по своим деловым, личным и нравственным качествам, а также состоянию здоровья выполнять служебные обязанности;
5) успешное прохождение тестирования на отсутствие алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости;
6) своевременное представление достоверных документов и сведений, необходимых для поступления на работу в уголовно-исполнительную систему;
7) соответствие утвержденным квалификационным требованиям к должности помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими13.
Представляется, что кандидат на должность помощника также должен владеть профессиональными навыками практического обеспечения государственно-конфессионального и общественно-конфессионального взаимодействия; участия в межрелигиозном и межэтническом диалоге, в том числе в международном контексте; участия в разработке вопросов в области разрешения конфликтов на религиозной, этнической и национальной почве, в сфере профилактики и противодействия экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности религиозных групп; осуществления социально-правовой защиты, отстаивания интересов осужденных во всех сферах их жизнедеятельности; организации взаимодействия с государственными, общественными, благотворительными, религиозными организациями; рассмотрения поступающих в учреждения и органы УИС обращений и формулирования квалифицированных ответов на них; конструктивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; владения методами поддержания, восстановления и формирования социально полезных связей осужденных; анализа психологических особенностей основных средств исправления осужденных; оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников; веде-
ния деловых переговоров, взаимодействия с органами государственной власти, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; планирования работы, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, осуществления подготовки внутренних и исходящих документов.
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Лещенко В.Г. Пути совершенствования правовой регламентации религиозной деятельности, осуществляемой в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 1 (17). С. 20.
2 См.: Письмо заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний начальникам территориальных органов ФСИН России по списку от 26.02.2010 г № 10/15-160 // Архив УФСИН России по Вологодской области.
3 См.: Письмо заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний начальникам территориальных органов ФСИН России по списку от 02.12.2013 г. № 03-43693 // Там же.
4 См.: Мельникова Н.А., Матвеев Д.О. К вопросу о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний с Русской православной церковью в рамках реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 3 (27). С. 38.
5 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 г. № 176 (ред. от 17.10.2014 г.) «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ. 2007. № 14. Ст. 1689.
6 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 г. № 1063 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176» // Там же. 2014. № 43. Ст. 5899.
7 См.: В тюрьмах появятся штатные специалисты по работе с верующими [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia. ru/news/576459 (дата обращения: 30.10.2015 г.).
8 См.: Мурзин Е. Мы служим Христу в единстве, но не уподобляясь друг другу [Электронный ресурс]. URL: http://www. pobeda.ru/content/view/3722 (дата обращения: 20.03.2014 г.).
9 См.: Скоморох О. Капелланы - опыт тюремного служения в европейских государствах // Мир всем. 2011. № 4-5 (94-95). С. 6.
10 См.: В тюрьмах появятся штатные специалисты по работе с верующими.
11 См.: Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2012 г. № 969 «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу» // СЗ РФ. 2012. № 29. Ст. 4068; Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1004 «Об утверждении Правил предоставления священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу и Правил прохождения священнослужителями специальной подготовки, необходимой для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими» // Там же. № 4. Ст. 5626.
12 См.: Особенности функционирования института военных священнослужителей на современном этапе строительства вооруженных сил Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// function.mil.ru/news_page/country/more. htm?id=11481165@cmsArticle (дата обращения: 12.11.2015 г.).
13 См.: Маркелова О.Н. Особенности назначения на должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими // Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения: Сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. по взаимодействию Русской православной церкви и уголовно-исполнительной системы России (Рязань, 29-30 сентября 2015 г.). Рязань, 2015. С. 178.
Таким образом, становление института помощников начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими осужденными на сегодняшний день является перспективным направлением взаимодействия между уголовно-исполнительной системой и религиозными организациями.
1 Sm.: Leshhenko V.G. Puti sovershenstvovanija pravovoj reglamentacii religioznoj dejatel'nosti, osushhestvljaemoj v mestah lishenija svobody // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 1 (17). s. 20.
2 Sm.: Pis'mo zamestitelja direktora Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij nachal'nikam territorial'nyh organov FSlN Rossii po spisku ot 26.02.2010 g. № 10/15-160 // Arhiv UFSIN Rossii po Vologodskoj oblasti.
3 Sm.: Pis'mo zamestitelja direktora Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij nachal'nikam territorial'nyh organov FSlN Rossii po spisku ot 02.12.2013 g. № 03-43693 // Tam zhe.
4 Sm.: Mel'nikova N.A., Matveev D.O. K voprosu o vzaimodejstvii Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij s Russkoj pravoslavnoj cerkov'ju v ramkah reabilitacii lic, osvobodivshihsja iz mest lishenija svobody // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 3 (27). s. 38.
5 Sm.: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.03.2007 g. № 176 (red. ot 17.10.2014 g.) «Ob oplate truda rabotnikov federal'nyh gosudarstvennyh organov, zameshhajushhih dolzhnosti, ne javljajushhiesja dolzhnostjami federal'noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby» // SZ RF. 2007. № 14. St. 1689.
6 Sm.: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17.10.2014 g. № 1063 «O vnesenii izmenenija v prilozhenie k postanovleniju Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 marta 2007 g. № 176» // Tam zhe. 2014. № 43. St. 5899.
7 Sm.: V tjur'mah pojavjatsja shtatnye specialisty po rabote s verujushhimi [Jelektronnyj resurs]. URL: http://izvestia.ru/ news/576459 (data obrashhenija: 30.10.2015 g.).
8 Sm.: Murzin E. My sluzhim Hristu v edinstve, no ne upodobljajas' drug drugu [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.pobeda.ru/content/view/3722 (data obrashhenija: 20.03.2014 g.).
9 Sm.: Skomoroh O. Kapellany - opyt tjuremnogo sluzhenija v evropejskih gosudarstvah // Mir vsem. 2011. № 4-5 (94-95). S. 6.
10 Sm.: V tjur'mah pojavjatsja shtatnye specialisty po rabote s verujushhimi.
11 Sm.: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.07.2012 g. № 969 «O predostavlenii svjashhennosluzhiteljam prava na poluchenie otsrochki ot prizyva na voennuju sluzhbu» // SZ RF. 2012. № 29. St. 4068; Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 04.10.2012 g. № 1004 «Ob utverzhdenii Pravil predostavlenija svjashhennosluzhiteljam prava na poluchenie otsrochki ot prizyva na voennuju sluzhbu i Pravil prohozhdenija svjashhennosluzhiteljami special'noj podgotovki, neobhodimoj dlja ispolnenija objazannostej po dolzhnosti pomoshhnika komandira (nachal'nika) po rabote s verujushhimi voennosluzhashhimi» // Tam zhe. № 4. St. 5626.
12 Sm.: Osobennosti funkcionirovanija instituta voennyh svjashhennosluzhitelej na sovremennom jetape stroitel'stva vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// function.mil.ru/news_page/country/more.htm ?id=11481165@cmsArticle (data obrashhenija: 12.11.2015 g.).
13 Sm.: Markelova O.N. Osobennosti naznachenija na dolzhnost' pomoshhnika nachal'nika territorial'nogo organa FSIN Rossii po organizacii raboty s verujushhimi // Rol' duhovenstva v resocializacii i social'noj adaptacii osuzhdennyh v mestah lishenija svobody i posle osvobozhdenija: Sb. materialov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. po vzaimodejstviju Russkoj pravoslavnoj cerkvi i ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii (Rjazan', 29-30 sentjabrja 2015 g.). Rjazan', 2015. S. 178.