Научная статья на тему 'Проблема создания безбарьерной среды в городе Омске'

Проблема создания безбарьерной среды в городе Омске Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафронов Э. А.

Создание условий, способствующих социальной адаптации и вовлечению инвалидов в сферу трудовой деятельности в РФ, приобретает особое значение. Для этого необходимо обеспечить доступность жилья, объектов социальной и транспортной инфраструктуры городов с использованием зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема создания безбарьерной среды в городе Омске»

УДК 656.02

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ГОРОДЕ ОМСКЕ

Э.А. Сафронов, д-р техн. наук, проф.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Аннотация. Создание условий, способствующих социальной адаптации и вовлечению инвалидов в сферу трудовой деятельности в РФ, приобретает особое значение. Для этого необходимо обеспечить доступность жилья, объектов социальной и транспортной инфраструктуры городов с использованием зарубежного опыта.

Ключевые слова: транспортное обслуживание инвалидов, маломобильные группы населения, безбарьерная среда

Введение

Рост экономических показателей происходит на фоне сохраняющейся сложной демографической ситуации. Численность населения России за январь - сентябрь 2007 года уменьшилась на 200 тыс. человек (на 0,14%) и составила к 1 октября 142 млн. человек. Сокращение численности населения происходит из-за его естественной убыли, темпы которой в то же время сократились по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 155,1 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост лишь на 47,3% компенсировал численные потери населения. Сокращение населения РФ составило 0,5% в год, рост количества занятых в экономике 1-2%, рост заявленной потребности предприятий в работниках в среднем 4% в год, сокращение числа безработных 4%, рост числа впервые признанных инвалидами 6% в год. Наблюдается дефицит рабочей силы и рост ее потребности, который частично удовлетворяется за счет миграционных процессов.

Постановка задачи

Сокращение численности работающих по причине смертности означает сокращение доходов бюджета и возможное появление у государства новых иждивенцев, которых обеспечивал умерший. Демографическая ситуация в нашей стране усугубляется ростом численности инвалидов, что ведет к увеличению расходов бюджета, социальных фондов и системы здравоохранения с одновременным сокращением их налоговых поступлений. Государство заинтересовано в сокращении числа инвалидов и увеличении работающих. Этого можно добиться, предотвращая инвалидность и осуществляя реабилитацию инвалидов. Проблему интеграции инвалидов в общество и вовлечение их в

трудовой процесс целесообразно рассмотреть сквозь призму создания доступной транспортной инфраструктуры городов.

Метод решения

Численность инвалидов в России ежегодно увеличивается (1995 год - 6,3 млн человек, 2004 год - 11,4 млн человек) и на сегодняшний день их насчитывается свыше 13 млн. человек

- это 9% населения, 49% из них - в трудоспособном возрасте. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые. Основную часть впервые признанных инвалидов в 2005 году составили люди, получившие вторую группу инвалидности (60%), чуть больше четверти - третью (29%), и лишь каждый десятый

- первую. Наряду с такими лицами в группу маломобильных попадают и люди временно лишенные возможности самостоятельно передвигаться. Возникновение инвалидности ведет к ограничению жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В Омске в настоящее время реализуется областная целевая программа «Семья и демография Омской области на 2007-2009 годы», в которую включены отдельные мероприятия областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов» на 20042008 гг. Однако преемственности и последовательных программных мероприятий при этом не наблюдается. Реконструкция основных магистралей проведена без учета требований доступности. Крупные объекты, такие как «Арена Омск» имеют недоступную терри-

торию. Новостройки города и их территории не имеют пандусов. Контроля за этим нет. В результате до сих пор не пущен специализированный маршрут для инвалидов.

Результаты

Чтобы понять, что происходит в Омске в плане создания безбарьерной среды целесообразно обратиться к фактам. В газете Вечерний Омск Неделя от 12.09.2005 г. - С. 6-7. была опубликована статья «Позаботимся об инвалидах», авторы Сафронов Э.А., Сафронов К.Э. На снимке, сделанном два года спустя в 2007 г. видно, что недостатки, указанные в статье не устранены, рис. 1. Это является грубым нарушением существующих градостроительных нормативов.

Рис. 1. Просп. Комарова после реконструкции, 2007 г.

При строительстве во всем мире обычно стремятся не создавать препятствий для движения населения, пешеходов, и, прежде всего для тех, кто ограничен в своих физических возможностях, - инвалидов, людей преклонного возраста, маленьких детей в колясках, но только не в Омске, рис. 2.

В научных разработках по социализации города мы сотрудничаем с канадцами из Виннипега (Канада), в котором, между прочим, весь обслуживающий население транспорт и градостроительная среда доступны для инвалидов.

Возьмем для иллюстрации очень известные строительные объекты последнего времени, которые, казалось бы, могли стать во всех отношениях образцовыми. В торгововыставочном комплексе «Каскад», сделаны пороги, которых не должно быть.

Рис. 2. Торговый комплекс «Звездный», г. Омск, 2007 г.

У нас недоступные вокзалы - входы без пандусов, высокие бордюры, в поезд инвалиду не возможно попасть. В магазины и торговые комплексы трудно попасть даже с детской коляской, не говоря уже об инвалидной, а ведь это приносило бы прибыль самим магазинам. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов к эксплуатации не допускаются. Налицо нарушение закона. Мало того, в проекте нового генплана г. Омска, в нарушение законодательства, нет раздела о доступности городской среды, а это отбрасывает нас еще на 20 лет назад. Наше мнение, к сожалению, осталось без внимания.

Нами проведены аудиты новых объектов на предмет доступности. В частности, австрийская компания AMR в августе 2007 г. завершила строительство спорткомплекса «Арена Омск», который отвечает современным требованиям. Однако территория вокруг комплекса сделана недоступной для инвалидов.

Заключение

Омск в текущем году получает 100 новых низкопольных автобусов Кароса для обслуживания инвалидов, рис.3. Следовательно, речь уже идет о создании безбарьерной среды на всей территории города. Однако, наш проект по созданию такой среды «Удобный город» к юбилею г. Омска был отвергнут городской администрацией.

Все города Европы, США, Канады и других стран превращены в доступные зоны, рис. 4,5. Настало время и город Омск превратить в без-барьерный город. Для этого надо лишь выполнять градостроительные нормативы [1].

Библиографический список

1. ВСН 62-91*. Ведомственные строительные нормы: Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения. Изд. офиц. Госкомархитектуры. -М.: Минстрой России, ГП ЦПП. - 1994. - 32 с.

Problem of creation of accessible environment in city Omsk

E.A. Safronov

The creation of conditions promoting social adaptation and involving of the invalids in sphere of labour activity in Russian Federation, gets the special meaning. For this purpose it is necessary to ensure availability of habitation, objects of a social and transport infrastructure of cities with use of foreign experience.

Рис. 4. Перекресток, приспособленный для передвижения инвалидов, пешеходов с колясками и велосипедистов, г. Дрезден

Рис. 5. Пешеходный мостик, оборудованный пандусом, г. Дрезден

Статья поступила 05.05.2008 г.

Рис. 3. Низкопольный автобус с откидной аппарелью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.