Научная статья на тему 'Проблема совместимости этнической и гражданской идентичности в мультикультурном обществе'

Проблема совместимости этнической и гражданской идентичности в мультикультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
372
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЭТНОС / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО / ИММИГРАНТЫ / МЕТЕКИ / MULTICULTURALISM / IDENTITY / CULTURE / ETHNICITY / NATION / NATIONAL MINORITY / IMMIGRANTS / METICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мукин Владимир Антонович, Алексеев Константин Александрович

Рост культурной неоднородности современных национальных государств актуализирует проблему формирования общей идентичности. Одной из моделей сосуществования разнородных культур в общем пространстве является мультикультурализм, предполагающий равноправное взаимодействие культур на единой территории. Ключевой ценностной проблемой мультикультурного общества является совместимость гражданской и этнической идентичности. Рассмотрению этого вопроса посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of compatibility of ethnic and civic identity in the multicultural society

The growth of cultural diversity in the modern national states actualizes a common identity problem. One of the models of the cultural coexistence in the common space is multiculturalism. It assumes that many cultures exist equally on the same territory. The key problem of the multicultural society is the compatibility of civic and ethnic identity. This article is devoted to the consideration of the abovementioned issue.

Текст научной работы на тему «Проблема совместимости этнической и гражданской идентичности в мультикультурном обществе»

УДК 316.356.4:316.454.2

https://doi.org/10.24158/fik.2017.5.4

Мукин Владимир Антонович

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета

Алексеев Константин Александрович

аспирант кафедры философии и методологии науки

Чувашского государственного университета

ПРОБЛЕМА СОВМЕСТИМОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Mukin Vladimir Antonovich

PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Philosophy and Methodology of Science Department, Chuvash State University

Alekseev Konstantin Aleksandrovich

PhD student,

Philosophy and Methodology of Science Department, Chuvash State University

THE PROBLEM OF COMPATIBILITY OF ETHNIC AND CIVIC IDENTITY IN THE MULTICULTURAL SOCIETY

Аннотация:

Рост культурной неоднородности современных национальных государств актуализирует проблему формирования общей идентичности. Одной из моделей сосуществования разнородных культур в общем пространстве является мультикуль-турализм, предполагающий равноправное взаимодействие культур на единой территории. Ключевой ценностной проблемой мультикультурного общества является совместимость гражданской и этнической идентичности. Рассмотрению этого вопроса посвящена настоящая статья.

Summary:

The growth of cultural diversity in the modern national states actualizes a common identity problem. One of the models of the cultural coexistence in the common space is multiculturalism. It assumes that many cultures exist equally on the same territory. The key problem of the multicultural society is the compatibility of civic and ethnic identity. This article is devoted to the consideration of the abovementioned issue.

Ключевые слова:

мультикультурализм, идентичность, культура, этнос, нация, национальное меньшинство, иммигранты, метеки.

Keywords:

multiculturalism, identity, culture, ethnicity, nation, national minority, immigrants, metics.

В условиях современных процессов глобализации растет интенсивность межкультурных контактов. Одним из проявлений данной тенденции является увеличение миграционных потоков по всему миру, что становится причиной плюрализации исторически однородных в этнокультурном отношении территорий. Другим аспектом данного процесса является проблема межэтнических отношений в традиционно полиэтнических государствах. Это актуализирует проблему соотношения этнической и гражданской идентичности. Существуют различные модели межкультурного взаимодействия. Одной из них является мультикультурализм.

В мультикультурном обществе единое культурное пространство не рассматривается как общенациональное явление. Напротив, многочисленные культуры сосуществуют в нем на равноправной основе, в идеале - без взаимных антагонизмов. Идеалом мультикультурного общества считается единство в многообразии, когда в процессе «перемешивания» различных групп сохраняется их идентичность. Но по причине антонимичности понятий единства и многообразия возникают вопросы:

- каково оптимальное соотношение единства и многообразия;

- каким образом при уменьшении многообразия может быть достигнуто единство;

- каким образом при уменьшении единства может быть достигнуто разнообразие [1]?

Первоначальная концепция национального государства представляла собой разделение человечества на самостоятельные и относительно автономные национальные общности. Как отмечал Э. Геллнер, наиболее болезненно идеологи национализма реагируют на нарушение принципа соответствия культурных и политических границ. Это может происходить в случаях, когда государство охватило не всех членов своей нации или в его состав вошли представители чужих наций [2].

В основе нации лежит всеобщая высокая культура, базирующаяся на едином литературном языке и исторической памяти. Немалую роль в ее становлении играют многовековые народные традиции. Посредством высокой культуры в пределах государства формируется общее социокультурное пространство. Население приобщается к нему через всеобщую систему образования. Нередко национальное государство формируется на полиэтнической основе, в результате

чего возникают высокие культуры, вступающие в конкуренцию с господствующей, что может стать источником серьезных внутренних конфликтов. Еще один риск, характерный для современного мира, связан с увеличением численности носителей других культур в традиционно однородных государствах. Это актуализирует проблему противопоставления этнической и гражданской идентичности. Задача мультикультурного общества - найти ответ на вопрос: могут ли эти, казалось бы, взаимоисключающие идентичности быть совместимы друг с другом?

Для ответа на данный вопрос следует разобраться в том, что такое этническая и гражданская идентичность и какую роль каждая из них играет в жизни индивида. Под этносом мы понимаем группу людей, в основе которой лежит общность языка, территории, культуры и самосознания. Культура этноса проявляется в самоидентификации, традициях, стереотипах социального поведения. Ключевой особенностью этнической культуры является ценностно-нормативное и смысловое содержание, сформировавшее нормы общения и взаимодействия, минуя властные институты. Традиционно культура проникает во все сферы жизни, являясь мировоззренческим фундаментом не только этноса, но и других социальных общностей [3].

Как отмечает Т. Стефаненко, идентичность человека включает в себя членство в различных социальных группах. В условиях высокой социальной мобильности участие в таких объединениях не всегда приносит человеку чувство стабильности, поскольку состав групп меняется, они ограничены во времени, а за провинность оттуда могут изгнать. Всех вышеуказанных недостатков лишен этнос, представляющий собой межпоколенную связь людей, характерными чертами которого являются стабильность состава и невозможность изгнать из него человека [4].

Важной особенностью культуры этноса является как ее смысловое содержание, так и социальные механизмы ее передачи. Этническая культура выступает символическим аспектом этноса, отражающим базовые представления о мире. Ее ценностно-нормативная часть выражена системой приоритетов и мировоззренческих ориентиров, на основе которых строится образ жизни. Формы поведения и способы деятельности в таких обществах обусловлены потребностью в реализации всех аспектов культуры. Функциональный потенциал культуры очень важен, поскольку материальную культуру можно восстановить, в то время как потеря духовной культуры ведет к деградации и имеет необратимый характер [5].

Важнейшим аспектом сохранения целостности национального государства является гражданская идентичность, подразумевающая самоидентификацию индивидов как граждан своей страны, что требует общих ценностных установок. Канадский исследователь У. Кимлика выделяет различные виды культурных меньшинств, подвергающихся влиянию нациестроительства и выдвигающих различные требования [6]. На наш взгляд, особое внимание следует уделить следующим культурным общностям:

1. Национальное меньшинство. Автор понимает под ним «группы, которые составляли полные и функционирующие общества до тех пор, пока они не были инкорпорированы в большее государство» [7]. У. Кимлика делит их на две категории - субгосударственные нации и коренные народы. Субгосударственными называются нации, у которых ранее была своя государственность или которые стремятся к ней. Коренными автор называет народы, проживавшие на территориях, захваченных переселенцами или включенных в состав государств посредством договоров [8].

2. Иммигрантские группы. Формируются вследствие решения уехать со своей родины в другое общество [9]. Они демонстрируют стратегию поведения, традиционно ожидаемую от них, - интеграции в принимающее общество, понимая, что их шансы реализации в жизни и еще в большей степени шансы их детей будут реальны при участии в деятельности основных институтов, функционирующих на языке большинства [10].

3. Метеки. К ним относятся люди, которым в принципе не предоставляется возможность стать гражданами. Данная категория делится на две группы: нелегалы (незаконно проникшие в страну или просрочившие визу) и временные мигранты (беженцы и наемные рабочие) [11].

Таким образом, следует отметить, что в мультикультурном обществе существует множество высоких культур среди как коренного, так и пришлого населения. Это обостряет противоречие между гражданской и этнической идентичностью ввиду того, что для представителей культурных меньшинств этническая принадлежность чаще всего является приоритетной. Создание устойчивой модели общества, в котором гражданская и этническая идентичность составляют базис для построения мультикультурного общества, должно быть приоритетом для преодоления общественных разногласий.

Ссылки:

1. Арутюнова Л.В. Мультикультурализм и его модели в современном мире : дис. ... канд. филос. наук. М., 2009.

2. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

3. Мукин В.А. Этнософия в контексте народной культуры // Методологические проблемы этнофилософии : материалы междунар. науч.-практ. конф. (25-26 окт. 2010 г.). Чебоксары, 2010. С. 16-20.

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учеб. для вузов. М., 2006.

5. Мукин В.А., Мукина И.В. Этнокультурные основания духовности человека // Этнокультурная социализация как фактор формирования гражданской идентичности личности : сб. науч. тр. Чебоксары, 2016. С. 67-70.

6. Kymlicka W. Contemporary political philosophy: an introduction. 2nd ed. N. Y., 2002. 512 p.

7. Кимлика У. Современная политическая философия. М., 2010.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.