Общество: философия, история, культура. 2022. № 6. С. 72-75. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 6. P. 72-75.
Научная статья УДК 177
https://doi.org/10.24158/fik.2022.6.11
Проблема совести в произведениях Ф.М. Достоевского Мадина Султановна Тарамова
Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье предложен анализ проблемы совести в творчестве великого русского писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского. Использованы логические методы анализа и синтеза объемного материала, позволившие судить о глубине отклика проблемы совести в русской литературной и философской мысли; феноменологический метод, который обеспечил понимание совести как феномена, актуального для человеческого бытия и прослеживаемого не только в актах сознательного осмысления, но и в бессознательной интенции человека реализовать свою человеческую сущность. Цель статьи заключается в исследовании проблемы совести в произведениях русского писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского. Новизна работы состоит в том, что в ней обобщен широкий пласт идей толкования совести в философско-художе-ственном опыте писателя, отражающий не только амбивалентность, но и противоречивость нравственного сознания современного ему общества. Сделан вывод о том, что проблема совести в литературных произведениях Ф.М. Достоевского - это индивидуальная проблема религиозно-нравственного сознания каждого индивида в условиях онтологической динамики человеческой сущности.
Ключевые слова: совесть, нравственные идеалы, духовность, вера, человек, добродетель, свобода, мораль
Для цитирования: Тарамова М.С. Проблема совести в произведениях Ф.М. Достоевского // Общество: философия, история, культура. 2022. № 6. С. 72-75. https://doi.org/10.24158/fik.2022.6.11.
Original article
The Problem of Conscience in the Works of F.M. Dostoevsky Madina S. Taramova
Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyses the problem of conscience in the work of the great Russian writer and thinker F.M. Dostoevsky. Logical methods of analysis and synthesis of volumetric material were used, which allowed to judge the depth of response of the problem of conscience in Russian literary and philosophical thought; phenome-nological method, which provided understanding of conscience as a phenomenon, relevant for human being and traceable not only in acts of conscious comprehension, but also in the unconscious intention of man to realize his human essence. The aim of the article is to examine the problem of conscience in the works of the Russian writer and thinker F.M. Dostoevsky. The novelty of the work lies in the fact that it generalizes a wide range of ideas of the interpretation of conscience in the philosophical and artistic experience of the writer, reflecting not only ambivalence, but also the contradiction of the moral consciousness of modern society. Conclusion is drawn that the problem of conscience in the literary works of F.M. Dostoevsky is an individual problem of religious and moral consciousness of each individual in the context of the ontological dynamics of human essence.
Key words: conscience, moral ideals, spirituality, faith, man, virtue, freedom, morality
For citation: Taramova, M.S. (2022) The Problem of Conscience in the Works of F.M. Dostoevsky. Society: Philosophy, History, Culture. (6), 72-75. Available from: doi:10.24158/fik.2022.6.11 (In Russian).
Огромный вклад в развитие духовно-нравственного потенциала человека внес великий русский мыслитель Федор Михайлович Достоевский. В своих работах он изучал природу нравственных идеалов, анализировал вечные темы человеческого бытия. Освещая важнейшие проблемы философского характера, вопросы веры, нравственности и совести, писатель стремился постичь всю духовную глубину человека, исследуя самые скрытые уголки его сознания.
Проблема совести в произведениях Ф.М. Достоевского является предметом философского анализа многих исследователей. Например, И.Г. Шарков и Л.Г. Симонян отмечают, что религиозное сознание писателя определяет его философское творчество, поэтому нравственные про-
© Тарамова М.С., 2022
блемы человека анализируются им в религиозном контексте. «Ф.М. Достоевский является христианским автором, прежде всего потому, что он, как мало кто из писателей, творит по образу и подобию Божиему» (Шарков, Симонян, 2017: 298). Действительно, писатель был убежден в том, что нравственное восстановление человека и общества в целом невозможно без Бога, поскольку без веры человек превращается в дьявола.
По мнению И.А. Зеткиной, вера и любовь у Ф. Достоевского способствуют духовно-нравственному формированию человека (Зеткина, 200l: 108).
В.В. Варава утверждает, что вера не может быть источником чистой морали, пока она не испытана совестью (Варава, 2019: 27).
С точки зрения С.В. Герасимовой, совесть в творчестве Ф. Достоевского выступает символом высшей сущности человека. В литературных сюжетах классика демонстрируется готовность главных героев преодолеть свои низменные стремления и поступить по совести (Герасимова, 2018: 241).
Д.О. Томпсон, анализируя соотношение совести и сознания в творчестве Ф.М. Достоевского, отмечает, что совесть - абсолютный неизменный нравственный закон, в то время как сознание со временем может менять свое содержание. «Сознание - историческое явление, его содержание изменяется от эпохи к эпохе, а совесть - категория постоянная и свидетельствует о вечных истинах» (Томпсон, 1998: 365).
Похожей точки зрения придерживается и Т.А. Дронова, отмечая, что «совесть - отчетливое понятие вневременной категории, посредством которой формируется внутренняя убежденность человека в том, что является добром и злом» (Дронова, 2007: 201).
О.А. Бокова рассматривает совесть как значимый концепт русской культуры. С ее точки зрения, Ф. Достоевский, несмотря на тревожащие его изменения в обществе, в котором развращаются нравственные идеалы, верит в силу совести как вечной истины (Бокова, 2013: 9).
По мнению Е.А. Прибытковой, бытие совершенного общества невозможно без свободного духовного преображения человека и принятия им ответственности за себя и других (Прибыткова, 2013: 135).
Ф.М. Достоевский рассматривает нравственное поведение как веление долга, так как совесть абсолютна свободна. Разрыв между желаниями и душевными нравственными устремлениями человека, исходящими из совести, способен заглушить ее голос. Теоретические побуждения в итоге трансформируются в глубокое чувство и имитируют голос совести. Нравственное разложение подобного рода возникает во времена революций, причем под особой угрозой находится молодое поколение. Мыслитель полагает, что вместе с совестью должен действовать и другой регулятор, посредством которого возможно оценить нравственные установки человека. Такой регулятор проявляется в особых фактах нравственного существования, в великих людях, в религиозных откровениях. Без веры рассудок извратит совесть, что может привести к разрушительным результатам. Ф.М. Достоевский писал: «Я хочу не такого общества научного, где я не мог бы делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам»1.
В сущности человека он отмечает двойственную природу: в одной и той же душе борются два начала - доброе и злое. Достоевский утверждал, что если внутри человека существует Бог, то он ведет праведный образ жизни, если же там обитает дьявол, то человек развращается до состояния животного. Большая часть людей пребывает в нестабильном состоянии между духовностью и низменными инстинктами, занимая середину между святостью и низостью. Поиск внутри себя Бога обусловлен для писателя духовной потребностью и экзистенциальной верой человека, поскольку Достоевский стремился разгадать тайну бытия человека, жизни и смерти. В своих произведениях он демонстрирует персонажей, сущность которых зло раскалывает, что реально только когда среди качеств личности преобладает гордыня.
В романах Ф.М. Достоевского многие персонажи могут самостоятельно оценивать низость своих поступков и способны искренне стыдиться их. Писатель хотел, чтобы люди научились уважать себя не только за ум, но и за честность2. Чтобы оценивать свое существование по совести, необходимо мужество, некоторые герои не способны не грешить, но смелы настолько, чтобы осмысленно отказаться от жизни по совести. Но именно через осознание своей духовной низости они приходят к раскаянию, воспринимая моральное падение не как унижение перед Богом и собственной совестью, а как унижение перед другими людьми.
1 Достоевский Ф.М. Возвращение человека. М., 1989. С. 286.
2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л., 1980. Т. 21. Дневник писателя, 1873 : статьи и заметки, 1873-1878. С. 299.
Как отмечает Л.И. Сорочик, писатель в любой своей работе доказывает, что дьявол существует, что в свою очередь доказывает и бытие Бога, а любовь к Богу и к ближнему - это духовно-нравственная основа личности (Сорочик, 2010: 294).
Ф.М. Достоевский отвергает просветительский взгляд на индивида как на существо рассудочное и говорит о моральной нищете людей, абсолютизирующих разум. Мораль писателя заключается в преодолении индивидом в себе гордости и самомнения. Он показывает, как гордыня контролирует душу человека, отделившегося от Бога. Например, «Преступление и наказание» остро ставит проблему совести, позволяет понять во всей полноте внутреннее состояние главного героя до и после убийства. Полное ожесточение души Раскольникова демонстрируется при его отказе от милостыни, что знаменует собой отвержение им закона любви, объединяющего людей. Идея убийства возникает у главного героя в момент переживания ощущения замкнутого одиночества. Он считает, что такой человек, как он, не похожий на других, имеет право по совести убивать, если этого требует идея общего блага. Помимо этого он нарушает еще одну заповедь, желая быть похожим на Наполеона, кумира его современников, и такими доводами он заглушает в себе голос совести. Из не до конца оформленных мыслей героя выделяется идея, связанная с искаженным пониманием совести. Согласно ей убийство ростовщицы не грех, а гуманный поступок, который облегчит жизнь многим. Но эти доводы разрушаются после второго убийства. Душевные страдания заставляют Раскольникова сознаться в содеянном и взять на себя ответственность за грех. Таким образом, герои Достоевского ищут спасения не в уклонении от самого наказания, а в поиске выхода из духовно-нравственного тупика (Барабаш, 2016: 75). После убийства духовные муки главного героя становятся невыносимыми. Задача совести заключается в том, чтобы убийца раскаялся ради собственного спасения.
Согласно убежденности главного героя человек способен дать своей совести такие рациональные мотивы, что она одобрит всякий поступок. Если положить некую идею, по его мнению, в основание своего действия, можно создать собственные нравственные идеалы, на которые совесть будет ориентироваться. Разумеется, в некоторых условиях человек способен выдумать такую мысленную систему, согласно которой можно оправдать многое. Вся история человечества с бесконечными войнами, переворотами и революциями изобилует примерами такой удобной морали.
Глубина произведения заключается не только в раскрытии совестных процессов, но и в убежденности автора, что вера может исцелить совесть главного героя, ведь его искреннее покаяние начинается с прочтения Евангелия.
По мнению Л.В. Уманцевой, нравственный урок данного произведения заключается в том, что каждый сам решает, быть ему чистым в своих помыслах или зависеть от пороков (Уманцева, 2016: 1048).
Высказывая свою точку зрения, писатель пытался не нарушить свободу личности, понимая, что каждый должен прийти к истине сам. В нравственной трансформации индивида он усматривал сущность человеческой истории и смысл бытия.
Достоевский выступал противником вульгарно-социологического позитивизма, который считает человека полностью лишь продуктом социальной среды, ведь в такой системе отсутствуют понятия совести, долга и чести. Он резко критиковал объяснение злодеяния как закономерного следствия общественного неравенства, что снимает с личности всю ответственность за совершенное. По его мнению, постоянная зацикленность на материальной выгоде уничтожает все лучшие качества человека, его нравственные идеалы. Истинно свободным является человек, освобожденный от собственных эгоистичных желаний.
Таким образом, совесть постоянно переосмысливается в свете нового опыта конкретной исторической эпохи, но продолжает торжествовать, определяя судьбы главных героев в произведениях великого классика. В сознании писателя концепт «совесть» выступает как уникальное понятие духовной культуры, отражающее специфику русского национального характера. Искажение традиционных национальных понятий и нравственных идеалов стало причиной переосмысления мыслителем вечных ценностей.
Сила философской системы Ф.М. Достоевского заключается в том, что он своим творчеством продемонстрировал невозможность нравственного бытия без веры, поэтому проблема совести как нравственного выбора в его произведениях решается исключительно посредством духовного совершенствования.
Список источников:
Барабаш Н.А. Нравственный закон сохранения любви // Вестник ВГИК. 2016. № 2 (28). С. 71-83.
Бокова О.А. Концепты «совесть» и «любовь» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Филоlogos. 2013. № 16 (1). С. 5-12.
Варава В.В. Взаимоотношения веры и совести как проблема нравственной философии // Проблема «свобода vs. ответственность» в философско-богословском и психологическом дискурсах современности. М., 2019. С. 16-28.
Герасимова С.В. Философия совести в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского // Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур. Симферополь, 2018. С. 240-243.
Дронова Т.А. Совесть как психологический феномен сознания // Мир психологии. 2007. № 2 (50). С. 121-127.
Зеткина И.А. Вера как непременное условие воспитания по Ф.М. Достоевскому // Интеграция образования. 2001. № 1. С. 106-109.
Прибыткова Е.А. Ф.М. Достоевский как родоначальник религиозно-нравственной традиции в русской философии права // Соловьевские исследования. 2013. № 1 (37). С. 123-139.
Сорочик Л.И. Ф.М. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2010. № 1. С. 275-295.
Томпсон Д.О. Проблемы совести в «Преступлении и наказании» // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 363-373.
Уманцева Л.В. Уроки нравственности по Ф.М. Достоевскому // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1045-1049.
Шарков И.Г., Симонян Л.Г. «Духовное христианство» в идейно-философской мысли Ф.М. Достоевского // Аллея науки. 2017. Т. 1, № 10. С. 296-299.
References:
Barabash, N.A. The Moral Law of Love Conservation. Vestnik VGIK. (2 (28)), 71-83 (in Russian).
Bokova, O. A. (2013) The Concepts «Consciousness» and «Love» in Dostoevskiy's Novel «Idiot». Filologos. (16 (1)), 5-12 (in Russian).
Dronova, T. A. Conscience as a Psychological Phenomenon of Consciousness. Mirpsikhologii. (2 (50)), 121-127 (in Russian).
Gerasimova, S. V. (2018) Filosofiya sovesti v «Brat'yakh Karamazovykh» F.M. Dostoevskogo [Philosophy of Conscience in The Brothers Karamazov by F.M. Dostoevsky]. In: Dialog kul'tur. Teoriya ipraktika prepodavaniya yazykoviliteratur. Simferopol, рр. 240-243 (in Russian).
Pribytkova, E. A. (2013) F. M. Dostoevskii kak rodonachal'nik religiozno-nravstvennoi traditsii v russkoi filosofii prava [F.M. Dostoevsky as the Founder of the Religious and Moral Tradition in the Russian Philosophy of Law]. Solov'evskie issledo-vaniya. (1 (37)), 123-139 (in Russian).
Sharkov, I. G. & Simonyan, L. G. (2017) «Dukhovnoe khristianstvo» v ideino-filosofskoi mysli F.M. Dostoevskogo [«Spiritual Christianity» in the Ideological and Philosophical Thought of F.M. Dostoevsky]. Alleya nauki. 1 (10), 296-299 (in Russian).
Sorochik, L. I. (2010) F.M. Dostoevskii o vliyanii estestvennogo, sotsial'nogo i dukhovnogo na nravstvennoe sostoyanie i postupki cheloveka [F.M. Dostoyevsky on the Impact of the Natural, the Social and the Spiritual on the Human Moral State and Acts]. Problema sootnosheniya estestvennogo i sotsial'nogo v obshchestve i cheloveke. (1), 275-295 (in Russian).
Tompson, D. O. (1998) Problems of Conscience in «Crime and Punishment». Problemy istoricheskoi poetiki. (5), 363-373 (in Russian).
Umanceva, L. V. (2016) Lessons of Morality by F. Dostoevsky. Dinamika yazykovykh i kul'turnykh protsessov v sovremennoi Rossii. (5), 1045-1049 (in Russian).
Varava, V. V. (2019) The Relationship of Faith and Conscience as a Problem of Moral Philosophy. In: Problema «svoboda vs. otvetstvennost'» v filosofsko-bogoslovskom i psikhologicheskom diskursakh sovremennosti. Moscow, рр. 16-28 (in Russian).
Zetkina, I. A. (2001) Vera kak nepremennoe uslovie vospitaniya po F.M. Dostoevskomu [Faith as an Indispensable Condition of Education According to F.M. Dostoevsky]. Integratsiya obrazovaniya. (1), 106-109 (in Russian).
Информация об авторе М.С. Тарамова - преподаватель кафедры философии Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=954762.
Information about the author M.S. Taramova - Lecturer, Department of Philosophy, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=954762.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.05.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 07.06.2022.