Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОВЕСТИ И МОРАЛИ'

ПРОБЛЕМА СОВЕСТИ И МОРАЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ОБЩЕСТВО / СОВЕСТЬ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ащеулов В.О.

Статья посвящена проблеме совести и морали, которая вызывает внутренние конфликты человека. В ней рассматриваются различные точки зрения некоторых философов, которые ведут дебаты на данную тему на протяжении уже многих лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CONSCIENCE AND MORALITY

The article is devoted to the problem of conscience and morals which may cause internal personal conflicts. Here we can see various points of view of some philosophers which conduct debates on this subject for many years.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОВЕСТИ И МОРАЛИ»

По данным 2013 года Россия занимает 57 место по всему миру и относится к группе стран с высоким уровнем индекса человеческого капитала - 0,777 по интегральному методу.[4, с. 1]

Как показали данные Республики Саха (Якутия) по районам, улусы республики имеют весомое значение, при определении человеческого капитала России. По изученным данным подтверждается, что человеческий капитал в республике не сильно развит во многих регионах, и отражается на индексе республики.

Использованные источники:

1. Добрынин А.Н., Дятлов С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. С. 6-7

2. Трифонова З.А., Давыдова Т.А. Анализ и оценка человеческого капитала по городам и районам Чувашской республики //Вестник Чувашского университета №3-2012

3. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия): http: //old. sakha. gov.ru

4. «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия)» Федеральная служба государственной статистики: http: // sakha.gks.ru

УДК 740

Ащеулов В.О. студент УлГТУ

Ульяновский Государственный Технический Университет

Российская Федерация, г. Ульяновск ПРОБЛЕМА СОВЕСТИ И МОРАЛИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме совести и морали, которая вызывает внутренние конфликты человека. В ней рассматриваются различные точки зрения некоторых философов, которые ведут дебаты на данную тему на протяжении уже многих лет.

Ключевые слова: философия; общество; совесть; мораль; нравственность

Ascheulov V.O. Student of UlSTU Ulyanovsk State Technical University Ulyanovsk, Russian Federation THE PROBLEM OF CONSCIENCE AND MORALITY. Abstract: The article is devoted to the problem of conscience and morals which may cause internal personal conflicts. Here we can see various points of view of some philosophers which conduct debates on this subject for many years.

Keywords: philosophy; society; conscience; morals; morality

Проблемой совести и морали задавались еще древние со времен мирозданья. Так чем руководствоваться в сложной ситуации: придерживаться ли общественных норм и законов или поступать как велит душа и сердце? У каждого есть своя призма ценностей и установок, роль которых человек сам оценивает в контексте общественных отношений.

Этот вопрос был и будет актуален во все времена. Но в 21 веке он обострился до нельзя, в связи с повсеместной вседозволенностью и демократизацией взглядов.

Сначала подробнее рассмотрим понятия морали и совести. Например, по мнению Константина Леонтьева: «Мораль - это нормы, призванные регулировать отношения лишь между конкретными людьми. Она выступает контролером людских отношений. Но моральные нормы и оценки нельзя применить к государству, к большим социальным группам, к политике». [1]

А, например, Ильин Иван Александрович считал, что нравственность нельзя отделить от духовной составляющей человека, а также, что в становлении норм морали главным приоритетом является голос совести, который живет в глубине каждого человека. Однако, веления совести не имеют разумный характер. В связи с этим, нормы морали являют собой совестливые установки не сами по себе, а выражаются в виде утверждений. Сам Ильин И.А. не обсуждает специально разницу между словами "мораль" и "нравственность". Хотя в различных контекстах употребляет понятие "нравственность" как сумма душевных качеств (воля, любвь, милосердие, страсть), которые противоположны умственным (разуму, рассудку, памяти и пр.), а "мораль" - как свод законов, коим руководствуется индивид в своих поступках.

Ильин И.А пишет: «Идеальная пропорция между нормами морали и совести, появляется в том случае, когда естественное право, данное личности самой природой, сосуществует с его совестью, возлагается над положительным правом в качестве высшей формы, как стандарт, как идеал, достичь которого практически невозможно». [2]

Отсутствие рационально обоснованного определения морали - одна из типичных особенностей настоящего времени. История европейской цивилизации обычно сопровождалась её моральной критикой. Бытует мнение, что цивилизация обязана следовать критериям морали. Это касалось не только особенных мыслителей, которые судили изменение социума как деградацию. Более того, большое количество их оппонентов обычно не сомневались в непосредственной правомерности этического мировоззрения. В данный момент положение абсолютно поменялось или находится в процессе реформации. Моральная критика цивилизации сменяется цивилизационной критикой морали. Так, к примеру, все более широко распространяется взгляд, согласно которому мораль можно назвать формой социальной жизни наряду со многими другими и в связи с этим ее

универсалистские претензии признаются чрезмерными. На сегодняшний день необычный индивид не тот, кто пытается отрицать критерии морали, а тот, кто их признает. [3]

Оценки социума и человеческой истории основываются в большей степени на использовании нравственных (моральных) критериев. Сначала оценки базируются на основе критерия «справедливость -несправедливость». Дополняя его, иногда используют критерии «любовь -ненависть», «равенство - неравенство» и т.п. По мнению Константина Леонтьева, нравственные критерии можно применить только оценивая отдельно взятого человека и его поведение. Но такого рода критерии неприменимы к большим социальным группам, нации, обществу, человечеству, государству. Для этих субъектов социологии нужны совершенно другие показатели. Чего говорить о некоторых других критериях, которые вообще лишают индивида возможности ориентироваться в истории и мире. К примеру, в XIX веке, во времена Константина Леонтьева, получил расцвет, так называемый экономический материализм. В то время главным стал экономический критерий, который нередко выражался в неких абстрактных денежных единицах. Константин Леонтьев называл это всеобщим умопомрачением. [4]

Общественным долгом или моралью называются обязанности, которые человек должен исполнить. Такой тип долга можно увидеть во всех сферах современной человеческой жизни - на работе, на учебе, дома, с друзьями. Но большая часть жизненных решений внутренне проходят проверку совестью. Долг и обязанности имеют огромное значение для современного человека, но только совесть направляет личность, говорит как необходимо поступить. Именно поэтому совесть интерпретируют, как глубокое осознание своей ответственности и долга, как внутренний моральный контроль.

Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.

По моему мнению конфликт совести и морали был, есть и будет всегда. Консенсуса в этой ситуации достичь практически невозможно, ибо когда кто-либо поступает на ваш взгляд аморально, на самом деле это попросту значит, что у данного человека призма жизненных ценностей, установок и аксиом не совпадает с вашей, вот и всё.

Следовательно конфликт может быть исчерпан либо силовым принуждением (вплоть до войны и физического насилия), либо долговременной пропагандой, которая будет направлена на сглаживание разницы между установками, аксиомами и приоритетами человечества. Еще

один вариант - корректировка отдельных собственных моральных норм и напоследок, банальное игнорирование данного факта и невмешательство со своим уставом в чужой монастырь. Непонимание структуры такого механизма приводит к вечным бесплодным дебатам и, как следствие, психологическим травмам, как у блюстителей морали так и у якобы «нарушителей», не давая ни тем ни другим жить спокойно и счастливо.

Использованные источники:

1. Гусейнов А.А. Мораль и разум // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления / Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.

2. Ильин И.А. Теория права и государства. - М.: Зерцало, 2003.

3. Православное понимание общества. Социология Константина Леонтьева. Историософия Льва Тихомирова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015.

4. Долг и совесть. Понятие долга. Общественный и моральный долг. [Электронный ресурс] : URL: http://www.nado5.ru/e-book/dolg-i-sovest (дата обращения: 25.04.2017).

УДК 621.311:621.316.9

Багаутдинов И.З.

инженер научно-исследовательской лаборатории «Физико-

химических процессов в энергетике» Казанский государственный энергетический университет

аспирант ИАНТЭ

Казанский Национальный Исследовательский Технический

Университет Им. А. Н. Туполева — Каи

Россия, г. Казань

АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Аннотация: В Статье рассматривается основные анализы технических условий для изготовлений изделий из стали.

Ключевые слова: деталь, сталь, отверстие, заготовка Abstract: The article reviews the main analyzes of technical conditions for the manufacture of steel products.

Keywords: Detail, steel, hole, blank

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.