Научная статья на тему 'Проблема совершенствования взаиморасчетов за грузовые перевозки в рамках ткп'

Проблема совершенствования взаиморасчетов за грузовые перевозки в рамках ткп Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганесов Артем Саркисович

На рынке грузовых перевозок сложилась такая ситуация, при которой отсутствует централизованная система расчетов между участниками авиатранспортного процесса, функционирование которой позволило бы использовать свободный тоннаж в порядке дозагрузки при выполнении регулярных и чартерных рейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оганесов Артем Саркисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REFINEMENT OF MUTUAL SETTLEMENTS FOR FREIGHT TRAFFIC WHITIN TCH

On the market of freight traffic there was such situation at which there was no centralized system of calculations, be-tween participants of aviatransport process, functioning of which would allow to use the free tonnage by the way of before the loading at performance regular and charter nights.

Текст научной работы на тему «Проблема совершенствования взаиморасчетов за грузовые перевозки в рамках ткп»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№104

УДК 656.7

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ ЗА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РАМКАХ ТКП

А.С. ОГАНЕСОВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Афанасьевым В.Г.

На рынке грузовых перевозок сложилась такая ситуация, при которой отсутствует централизованная система расчетов между участниками авиатранспортного процесса, функционирование которой позволило бы использовать свободный тоннаж в порядке дозагрузки при выполнении регулярных и чартерных рейсов.

Авиационный бизнес ставит перед Транспортной Клиринговой Палатой многие продиктованные временем задачи. Одна из них - создание системы взаиморасчетов по грузовым перевозкам. Проект ее был заявлен достаточно давно, однако, потенциальные его пользователи не сразу проявили к нему интерес. Отчасти это объяснялось тем, что даже в мировой практике взаиморасчеты за грузоперевозки, с точки зрения нейтральной среды, централизованности расчетов, продвинуты мало.

Теперь положение изменилось, инициируют проект создания системы взаиморасчетов уже не ТКП, а авиакомпании, агентства, которые все больше и больше стремятся к цивилизованной работе. К тому же за последние несколько лет утрачена транзитная перевозка грузов. Для грузовых клиентов это проблема, ведь груз надо либо сопровождать в пунктах перевалки, либо, используя сложное информационное обеспечение, отслеживать его продвижение. Вот как строится работа над проектом системы взаиморасчетов по грузоперевозкам сегодня.

После распада Советского Союза объемы грузовых авиаперевозок, как и авиаперевозок вообще, резко упали и продолжали падать вплоть до 2000 года. Однако в последние несколько лет наметилась положительная тенденция на рынке авиаперевозок, что соответственно повлекло за собой и увеличение грузопотока. Однако из-за большого количества авиакомпаний и отсутствия интерлайн-соглашений между большинством из них невозможно организовать перевозку грузов через аэропорты трансфера. Это является сдерживающим фактором для роста грузовых перевозок.

В конце марта 2005 года в Новосибирске состоялась Пятая рабочая встреча руководителей грузовых комплексов (служб) аэропортов, агентов по продаже перевозок, авиаперевозчиков Российской Федерации и стран СНГ. В ходе данной встречи обсуждалась сложившаяся ситуация на рынке организации продажи грузовых перевозок, при которой отсутствует централизованная система расчетов, функционирование которой позволило бы использовать свободный объем в порядке дозагрузки при выполнении регулярных и чартерных рейсов, а также решить проблему с организацией перевозок груза через аэропорты трансфера.

Вопросами разработки нормативно-технологических документов для внедрения Системы взаиморасчетов по грузовой и почтовой выручке Транспортная Клиринговая Палата (ТКП), как исполнительный орган Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, по решению Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ) начала заниматься с 1994 года.

На заседании Комитета перевозчиков и агентств НСАВ №22 от 28.11.1996 года ТКП было поручено обеспечить заказ бланков нейтральной грузовой авианакладной (ГАН) и разработать Правила их применения. После чего был разработан макет ГАН международного образца, утвержденный в качестве типовой формы ГАН приказом ФАС РФ от 08.12.97г. № 270. На осно-

вании данного приказа ТКП подготовила нейтральный бланк ГАН, зарегистрированный ФАС РФ 24.02.98г. № 18.16-41 для применения на внутренних и международных авиалиниях.

Однако в связи со сложной финансово-экономической ситуацией и отсутствием достаточных средств у перевозчиков для финансирования разработки Системы взаиморасчетов по грузовым перевозкам и с неготовностью участников рынка грузовых авиаперевозок к внедрению такой системы ее дальнейшая разработка была приостановлена. Поэтому в связи с наличием у авиакомпаний и их грузовых агентов потребности в новых бланках грузовой авианакладной было принято решение о реализации нейтральных бланков ГАН авиакомпаниям, аэропортам, грузовым агентствам по их заявкам на условиях работы с данными бланками только при наличии прямых договоров, в которых должны быть прописаны обязательства перевозчика принимать к перевозке груз, оформленный на нейтральных бланках ГАН, и ответственность агента по расчетам с перевозчиком.

В начале 2004 года в ТКП состоялась рабочая встреча грузовых агентов, по итогам которой был выработан и подписан Меморандум о Системе взаиморасчетов по грузовым перевозкам. В целях реализации Меморандума стороны подписали обращение в Комитет перевозчиков НСАВ с предложением разработать и внедрить Систему взаиморасчетов по грузовым перевозкам, а также был подписан протокол о создании при НСАВ Экспертного совета по системе взаиморасчетов по грузовым перевозкам (ЭСВГП).

ТКП также будет принимать активное участие в разработке и внедрении единой Автоматизированной системы бронирования грузовых перевозок (АСБГ). Переговоры на эту тему уже ведутся с ведущими компаниями в области информационных технологий, имеющими опыт создания подобных систем. Планируется, что система бронирования сможет, кроме непосредственно бронирования, обеспечить информационное сопровождение движения груза, то есть с момента получения груза от грузоотправителя, до момента выдачи груза грузополучателю можно будет получить информацию о том, где именно находится груз.

За короткий период представителями ЭСВГП совместно со специалистами ТКП была разработана презентация проекта "Организации продаж грузовых перевозок на бланках Стандартных перевозочных документов (СПД) НСАВ-ТКП и расчетов за грузовые перевозки", представленного на рабочей встрече в Новосибирске, о которой упоминалось ранее. Участникам встречи была представлена информация о документообороте и движении денежных средств при продаже грузовых перевозок, а также концептуально новая процедура бронирования и информационного сопровождения для прямых и трансферных грузовых перевозок.

Принципиально предлагаемая схема взаиморасчетов по грузовым перевозкам не отличается от схемы взаиморасчетов по пассажирским перевозкам, однако, есть свои нюансы, связанные, в частности, с тем, что груз, в отличие от пассажира, не может сам "пересесть" с одного рейса на другой и "поменять билеты", в случае отмены рейса.

Отличие от Системы взаиморасчетов по пассажирским перевозкам заключается в появлении нового субъекта - "Администратора". Им может стать любое юридическое лицо, которое сможет гарантировать бронирование грузовой перевозки и обеспечить трансфер груза (или его отправку, в случае прямой перевозки). Администратором может быть авиакомпания, обслуживающая компания (грузовой терминал), генеральный агент авиакомпании и др.

Дадим краткое пояснение схем бронирования, договорных отношений, документооборота и движения денежных средств, но сначала дадим определения участников Системы взаиморасчетов по грузовым перевозкам (СВГП):

Перевозчик (авиапредприятие) - участник СВГП, заключивший с ТКП "Стандартный договор об организации продажи на бланках СПД и расчетов за грузовые перевозки".

Аккредитованное агентство - участник СВГП, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий или намеревающийся осуществлять деятельность по продаже грузовых перевозок на бланках СПД, аккредитованный в соответствии с "Положением об аккредитации агентств по продаже грузовых перевозок на бланках СПД НСАВ-ТКП”, имею-

щий свидетельство об аккредитации и заключивший с ТКП “Стандартный договор о продаже грузовых перевозок на рейсы перевозчиков".

Администратор - участник СВГП, юридическое лицо, осуществляющее или намеревающееся осуществлять деятельность по управлению ёмкостями воздушного судна (ВС) и обеспечению трансфера груза, аккредитованный в соответствии с "Положением об аккредитации Администраторов" и имеющий свидетельство об аккредитации.

Транспортная Клиринговая Палата (ТКП) - участник СВГП, исполнительный орган управления в Системе взаиморасчетов по грузовым перевозкам.

Процедура бронирования грузовых перевозок.

Администратор размещает в АСБГ грузовые ресурсы на рейсы, по которым может гарантировать процедуру трансфера и/или отправки груза.

Аккредитованное агентство при продаже грузовой перевозки запрашивает у АСБГ маршрут с заданными городами отправления и назначения. АСБГ анализируя хранящиеся в ней ресурсы мест, предлагает на выбор все возможные маршруты, состоящие из одного двух или трёх участков.

Сотрудник аккредитованного агентства выбирает оптимальный маршрут, затем производит процедуру бронирования выбранного маршрута и оформляет грузовую авианакладную.

Договорные отношения.

ТКП заключает договоры с другими участниками Системы взаиморасчетов по грузовым перевозкам, а именно:

• Перевозчиком - об организации продажи на бланках грузовой авианакладной НСАВ-ТКП и расчетов за грузовые перевозки;

• Администратором - о расчетах за управление емкостями ВС и обеспечение трансфера груза;

• Аккредитованным агентством - о продаже грузовых перевозок на рейсы перевозчиков.

Перевозчик, помимо договора с ТКП, должен будет заключить договор с Администратором

- о получении им права на заполнение грузовых емкостей перевозчика (кроме случая, когда сам перевозчик является Администратором).

Документооборот (рис. 1).

Аккредитованное агентство по итогам продаж грузовых перевозок за отчетную декаду обеспечивают доставку в ТКП отчета с контрольными экземплярами грузовых авианакладных и отчета о взаиморасчетах агентства.

ТКП обеспечивает прием, контроль, ввод, обработку и хранение отчетов агентств с контрольными экземплярами грузовых авианакладных.

По итогам обработки отчетов агентств с контрольными экземплярами грузовых авианакладных ТКП формирует и направляет:

• Перевозчикам - информацию о результатах продаж за соответствующую отчетную декаду (обменный файл) и отчет об объеме выручки;

• Администраторам - информацию об объеме причитающихся сборов и обменные файлы;

• Аккредитованным агентствам - отчеты по проданным перевозкам за соответствующую отчетную декаду и обменные файлы.

Перевозчик и Администратор, получив из ТКП информацию, направляют в ТКП финансовые распоряжения, на основании которых ТКП осуществляет перечисление денежных средств.

Рис. 1. Документооборот

Движение денежных средств.

Грузоотправитель оплачивает перевозку груза агентству, включая все причитающиеся сборы.

Аккредитованное агентство по итогам продаж за декаду перечисляет в ТКП выручку за минусом комиссионного вознаграждения, а также сборы, причитающиеся Администраторам.

ТКП перечисляет перевозчикам выручку за минусом вознаграждения аккредитованных агентств, и Администраторам - сумму причитающихся сборов.

При трансферных грузовых перевозках ТКП перечисляет Администраторам трансферных сбор. Также Администраторы будут получать сборы за бронирование.

На рис. 2 показано движение денежных средств по одной конкретной перевозке груза в случае движения груза по маршруту, состоящему из двух участков.

Внедрение данного проекта позволит получить участникам рынка грузовых авиаперевозок ряд преимуществ.

Авиакомпаниям внедрение системы позволит значительно расширить сеть продаж грузовых перевозок без дополнительных капиталовложений, за счет чего возрастет коммерческая загрузка, что, в свою очередь, позволит увеличить доходы. Также снизится риск потерь выручки от финансовой несостоятельности агентств-участников Системы взаиморасчетов и будет обеспечена прозрачность расчетов и финансовой отчетности.

Аккредитованным агентствам внедрение Системы позволит увеличить количество авиакомпаний - партнеров, а соответственно и количество пунктов доставки груза, в которые может быть оформлена грузовая перевозка. В свою очередь, это позволит увеличить объёмы продаж грузовых авиаперевозок и, как следствие, повысить доходы агентства.

Для Администраторов внедрение Системы - это возможность повысить собственные доходы за счет получения дополнительных сборов.

Итогом внедрения данного проекта будет увеличение грузопотока авиационным транспортом, что даст возможность получить дополнительный доход перевозчикам, грузовым терминалам и обслуживающим компаниям.

Рис. 2. Движение денежных средств

THE PROBLEM OF REFINEMENT OF MUTUAL SETTLEMENTS FOR FREIGHT TRAFFIC

WHITIN TCH

Oganesov A.S.

On the market of freight traffic there was such situation at which there was no centralized system of calculations, between participants of aviatransport process, functioning of which would allow to use the free tonnage by the way of before - the loading at performance regular and charter flights.

Сведения об авторе

Оганесов Артем Саркисович, 1982 г.р. окончил МГТУ ГА (2004), аспирант МГТУ ГА, сотрудник ЗАО "ТКП", автор 1 научной работы, область научных интересов - грузовые авиаперевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.