священником прихода, также выступает духовником сообщества и помогает в решении актуальных духовных потребностей его участников. Практический опыт церковной жизни, заинтересованное отношение священнослужителя к жизни подопечных сообщества, а также необходимые знания в области психиатрии, приобретаемые священником в процессе подготовки к церковному служению, создают необходимые условия для плодотворной и эффективной помощи больным в структуре общественно-ориентированной части реабилитационной деятельности.
Мультидисциплинарный принцип, лежащий в основе работы программы, предполагает сотрудничество команды специалистов на каждом уровне работы. В терапевтическом сообществе профессиональную курацию осуществляет клинический психолог, врач-психиатр или волонтер, прошедший специальную подготовку в рамках реабилитационной программы. Он взаимодействует с духовником общины, а также с врачами-специалистами в психиатрическом клиническом центре для достижения успешного и стабильного функционирования сообщества. Специалист является руководителем, или координатором, который помогает в налаживании связей сообщества с церковным приходом и другими организациями, включая психиатрический клинический центр. Координатор организует внутреннюю жизнь сообщества, напоминает его участникам о необходимости соблюдать внутренние правила группы, взаимодействовать с духовником и церковным приходом, обращаться за помощью к медицинским специалистам в случае необходимости. Содружественная работа команды, состоящей из священника, руководителя терапевтического сообщества, врача-специалиста в психиатрическом клиническом центре, куда больной обращается в случае необходимости, обеспечивает успешность реабилитационной программы, осуществляемой общественной организацией на церковном приходе. Литература
1. Бабурин А. Н., Магай А. И., Казьмина Е. А., Гедевани Е. В., Болтрукевич М. Д. Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью//Материалы I Московской международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия». М., 2017. С. 96-100.
2. Бабурин А.Н., Казьмина О.Ю., Магай А.И., Казьмина Е.А.Психообразовательные технологии в структуре реабилитационной деятельности у психически больных с религиозным мировоззрением// В сборнике: Психическое здоровье и образование сборник научных статей по материалам II Конгресса "Психическое здоровье человека XXI века". 2018. С. 122-124.
3. Ястребов В.С., Лиманкин О.В. Современные тенденции развития системы психиатрической помощи. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(10):4-9)
4. Van Praag H. M. Religiosity, a personality trait to be reckonedwithin psychiatry. World Psychiatry. Feb 2013; 12 (1): p. 33-34
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ. Назарова А.И., Степанова Т.С.
Региональный православный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы», г. Смоленск, ул. Парковая, д. 2 а
Резюме. Рассматривается проблема формирования социальной эксклюзии, анализируется социальная группа молодых матерей в трудной жизненной ситуации, как группа риска с точки зрения формирования социальной эксклюзии. Оцениваются психологические особенности молодых матерей в условиях выхода из ситуации социальной эксклюзии, как методическая основа построения психологической реабилитации и интеграции в общество.
Ключевые слова: социальная эксклюзия, инклюзия, социальная реабилитация, тревожность.
THE PROBLEM OF SOCIAL EXCLUSION OF YOUNG MOTHERS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS. WAYS TO OVERCOME. Nazarova A.I., Stepanova T.S.
Regional Orthodox center for protection offamily, motherhood and childhood "Smolensk house for mother", Smolensk, Park Street, 2 a
Summary. The problem offormation of social exclusion is considered, the social group ofyoung mothers in a difficult life situation as a risk group from the point of view of formation of social exclusion is analyzed. Psychological features of young mothers in the conditions of exit from a situation of social exclusion as a methodical basis of construction ofpsychological rehabilitation and integration into society are estimated. Key words: social exclusion, inclusion, social rehabilitation, anxiety.
Одним из ведущих направлений политики Российской Федерации на сегодняшний день является выработка мер и создание условий длясоциальной инклюзии и интеграциивсех категорий граждан. На практике одной из основ данного процесса является планомерное преодоление такого явления, как социальная эксклюзия.
Исследование проблематики социльной эксклюзии и, как ее разрешения инклюзии и интеграции, восходит к XIX в. В частности данная категория получает рассмотрение в трудах Э. Дюргейма, разрабатывавшего теорию социальной солидарности, и в данном контексте затронувшего проблему эксклюзии.
Практическую актуальность проблема социальной эксклюзии как общественного явления стала обретать после Второй мировой войны, вследствие активизации миграционных процессов, нарастающих тенденций маргинализации населения в условиях экономического упадка, и политических изменений во многих странах мира. Поэтому именно на протяжении второй половины ХХ в., социальная эксклюзия активно анализируется в работах ученых.
Так Э. Гидденс, рассматривая явления эксклюзии, обозначил ее как механизм, отделяющий группы людей от главного социального потока [1, с. 15].
Сам термин, в применении к описанию проблем социальной политики впервые был использован во Франции в 1974 г. для обозначения социально незащищенных категорий населения. С. Погам, в свою очередь, определил эксклюзию, как процесс «социальной дисквалификации», делая таким образом акцент на проблему социальной некомпетентности граждан, как причину ее возникновения.
При этом, по его мнению, процесс попадания в условия эксклюзии включает три последовательно сменяющие друг друга стадии:
- надрыв социальных связей,
- попадание в зависимость от социальной помощи,
- полное разрушение социальных связей [4, с. 150].
М. Кастельс так же трактует процесс формирования эксклюзии, как путь поледовательного разрушения связей от полной интегрированности индивида в общество, через надлом отношений к полному исключению [2].
Во всех без исключения трактовках, социальная эксклюзия рассматривается как процесс и результат постепенного разрушения социальных и символических связей, экономически, институциально и индивидуально значимых, в нормальном состоянии скрепляющих индивида и общество в котором он живет.
В результате разрушения части таких связей по внутренним либо внешним объективным и субъективным причинам, а часто в результате сложного сочетания этих причин, индивид попадает в условия социальной исключенности, которая не позволяет ему полноценно реализовать свои права в условиях социума, тормозит процесс личностного развития, создает стойкую депривацию. В современных условиях динамично развивающегося общества формируется достаточно большое количество групп населения, попадающей в условия исключенности по тем или иным причина. В частности это такие социальные группы, как
- мигранты, оказавшиеся в силу обстоятельств в культурно, этнически и языково новой среде. И испытывающие в силу этого дискомфорт, связанный с дефицитом принятия со стороны основной массы населения;
- лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, так же оказывающиеся часто в условиях острой принудительной социальной изоляции;
- лица оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Последняя категория граждан очень разнородна, включает в себя много более мелких социальных групп, отличных по своим признакам, особенностям и потребностям.
Каждая из указанных групп нуждается в преодолении сформировавшейся социальной изоляции. При этом очень часто такое преодоление невозможно без создания в государстве продуманной системы мер внешней поддержки, направленных на достижение и сохранение равных с основной массой населения страны возможностей представителями групп, попадающих в условие эксклюзии. При этом важно отметить, что процесс преодоления социальной изоляции для каждого конкретного индивидуума, как правило, растянут во времени и очень непрост с качественной точки зрения. Он требует системы абилитационно-реабилитационных мероприятий, итогом которых в случае успеха становится обеспечение активного участия во всех сферах социальной жизни, включая такие жизненно важные как образование, здравоохранение, трудоустройство, а также еще целый ряд ключевых направлений: полноценная реализация прав, защита чести и достоинства, социальная безопасность, возможность приобщения к культуре.
Региональный православный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы» на протяжении нескольких лет ведет реабилитационную работу с несколькими категориями населения, попавшими в ситуацию социальной эксклюзии. К целевой аудитории центра относятся:
- кризисные беременные,
- молодые женщины с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию,
- многодетные малообеспеченные семьи,
- молодые матери, являющиеся выпускницами интернатных учреждений.
Практика построения методической базы реабилитационной работы привела сотрудников к необходимости исследования психологических особенностей молодых матерей в условиях выхода из ситуации социальной эксклюзии, поскольку психологическая реабилитация становится первым ключевым условием формирования социальной компетентности, без которой преодоление изоляции и достижение первичной интеграции в общество становится не возможной.
Преодоление изоляции включает поэтапное прохождение женщиной нескольких шагов внутриличностного плана:
- полоноценное самоосознание,
- формирование чувство общности с социальной группой,
- вовлечение в деятельность,
- формирование самоуважения,
- достижение уровня самостоятельного принятия решений и ответственности.
В 2018 г. было предпринято пилотное исследование психологического состояния молодых женщин, обращающихся в центр за помощью.
На основе комплексного применения рядавзаимодополняющих диагностик было выявлено, что основной чертой характеризующей всех обратившихся в центр женщин является высокий уровень тревожности.
Для уточнения ситуации акцент был сделан на оценке ситуативной и личностной тревожности на основе применения методики Ч.Д.Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина.При этом испытуемые были разделены на 2 группы:
- проходящие реабилитацию в центре на условиях постоянного проживания,
- получающие регулярную помощь, проживающие вне центра.
Сравнительная обработка проводимой в течении года диагностики по группам дала следующие результаты (таблица 1)
Таблица 1
Сравнительная обработка данных диагностики по методике Ч.Д. Спилберга за 2018 г.
Выявленные уровни тревожности Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Испытуемые проживающие в ДДМ Испытуемые получающие помощь без проживания Испытуемые проживающие в ДДМ Испытуемые получающие помощь без проживания
высокий 33% 40% 100% 100%
умеренный 67% 60% 0% 0%
низкий 0% 0% 0% 0%
Содержательный анализ результатов диагностики по методике Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности позволил установить, что представительницы обеих групп обладают неизменно высоким уровнем личностной тревожности.
Такие данные дают основания предполагать наличие в регионе ситуации срессогенной для молодых матерей, что связанно с отсутствием надежных социальных гарантий и размытостью ожиданий на этапе нахождения в отпуске по уходу за ребенком и поиска своего места в социуме на момент реализации роли матери ребенка первых лет жизни.
Результатом становится долговременное пребывание в состоянии повторяющейся, поддерживаемой ситуативной тревоги, формирующей тревожность как устойчивую личностную черту. При этом, для практики работы центра важен тот факт, что лица с высоким уровнем личностной тревожности склонны воспринимать широкий диапазон ситуаций, как потенциально угрожающихих жизнедеятельности. В силу этого целый ряд объективно нейтральных ситуаций для них является стрессогенным и может вызывать, как следствие, высокую ситуативную тревогу.
Типичными следствиями высокой личностной тревожности является формирование заниженной самооценки, стойкое психическое напряжение, пребывание в состоянии постоянного ожидания неприятностей, раздражительность и эмоциональная неустойчивость. Именно данный набор личностных черт способен стать внутриличностной основой закрепления состояния социальной эксклюзии.
В то же время, лица с умеренным уровнемличностной тревожности характеризуются эмоциональным равновесием, достаточной работоспособностью в ситуациях, к которым они успели адаптироваться, и в которых четко представляют свое положение и приемлемую линию поведения. Изменение ситуации способно вызвать проявления ситуативной тревоги, но по мере адаптации в новой ситуации эмоциональное равновесие восстанавливается. В силу данных особенностей, молодые женщины, проявляющие средний уровень личностной тревожности, способны к большей результативности реабилитационных мероприятий по преодолению ситуации социальной эксклюзии. Одновременно, большое значение для нашей работы имел тот факт, что в сфере ситуативной тревожности у испытуемых, проживающих в Региональном православном центре защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для Мамы», чаще выявляется умеренный уровень и реже достигается высокий. Это позволяет утверждать, что система сопровождения, внедряемая в центре, при отсутствии возможности кардинального влияния на устойчивые личностные проявления, одновременно способна нивелировать ситуативную тревожность и сформировать у подопечных восприятие ситуации проживания в центре как потенциально безопасной.
На наш взгляд именно планомерное преодоление ситуативной тревожности способно стать первичной основой для построения сопровождения молодых женщин, обратившихся за помощью в центр, поскольку оно представляет собой важнейшее условие формирования позитивного, ценностного самоотношения, являющегося неотъемлемой основой преодоления социальной эксклюзии.
Поскольку в случае постоянного проживанияподопечных в центре, данное направление работы реализуется более успешно, то в 2019 г. решено обратить особое внимание на построение целенаправленной работы с непроживающими подопечными, ориентированной на снижение ситуативной тревожности.
В будущем планируется выявление еще ряда ключевых психологических проявлений, сопровождающих социальную эксклюзию молодых матерей в трудной жизненной ситуации, с целью обогащения исистематизации подходов к разработке методики построения индивидуальных траекторий сопровождения. Литература
1. Астоянц М.С.Социальнаяэксклюзия в современном российском обществе: социокультурный анализ. - Ростов, 2007.
2. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. - М., 2000.
3. Курмышева Л.К. Эксклюзия как феномен жизни общества // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru /2015/03/4491
4. ПогамС.Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1996. Т. II. С. 140 - 150.
5. Ярская-Смирнова В. Н.Инклюзивная культура социальных сервисов / В. Н.Ярская-Смирнова, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133-140