Научная статья УДК 316.334
DOI: 10.35854/2219-6242-2023-1-88-94
Проблема социального обеспечения пожилых людей в сельских районах Китая в контексте старения населения
Чуньсяо Чэнь
Санкт-Петербургский государственный университет, [email protected]
Аннотация. В статье автор анализирует проблему старения населения Китая в сельских районах. Описаны основные характеристики и причины старения, проведен анализ трех характерных черт этого явления. К ним отнесены «политика одного ребенка», «старение» и «синдром пустого гнезда». Автор размышляет о том, как справиться со старением в Китае и помочь поддержать надлежащий уровень качества жизни граждан пожилого возраста в сельской местности.
Ключевые слова: старение населения, «политика одного ребенка», «синдром пустого гнезда», семейный метод обеспечения пожилого населения
Для цитирования: Чуньсяо Чэнь. Проблема социального обеспечения пожилых людей в сельских районах Китая в контексте старения населения // Социология и право. 2023. Т. 15. № 1. С. 88-94. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-1-88-94
Original article
Social welfare of the older people in rural China in the context of an aging population
^unxiao Chen
St. Petersburg State University, [email protected]
Abstract. The author analyzed the problem of China's aging population in rural areas. The main characteristics and causes of aging were described, and three typical features of this phenomenon were analyzed. These include the "one-child policy", "aging", and "empty nest syndrome". The author reflected on how to address aging in China and help maintain an appropriate quality of life for senior citizens in rural areas.
Keywords: aging population, "one-child policy", "empty nest syndrome", family method of providing care to the older population
For citation: Chunxiao Chen. Social welfare of the older people in rural China in the context of an aging population. Sociology and Law. 2023;15(1):88-94. (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-1-88-94
Введение
Пожилое население Китая — часть населения, являющаяся одной из самых больших в мире, как по численности, так и по темпам роста. С точки зрения общей ситуации, связанной со старением населения, способностью экономического и социального развития выдержать его, Китай находится в числе стран,
© Чуньсяо Чэнь, 2023
для которых эта проблема вызывает тревогу. Старение в сельских районах страны происходит более быстрыми темпами. Согласно данным седьмой переписи населения Китая, 63,89 % населения страны проживает в городах и 36,11 % — в сельской местности. При этом доля городского населения увеличилась на 14,21 % по сравнению с 2020 г. Пожилое население огромно: 260 млн человек в возрасте 60 лет и старше, из них 190 млн — в возрасте 65 лет и старше [1]. В последние десятилетия процесс старения населения значительно ускорился, и разница в уровне старения между городскими и сельскими районами очевидна.
Текущая ситуация, обусловленная старением сельского населения, безусловно, вызовет определенные проблемы для развития сельских районов и общества в целом. В частности, вопрос о том, как гарантировать уход за пожилыми людьми в сельской местности, является крайне значимым и нуждается в срочном решении. Как правило, большинство малоимущих проживают в сельской местности. Чем отдаленнее район от столичного региона, тем хуже социально-экономическая ситуация в нем. Чаще забота об обеспечении пожилых людей, проживающих в сельской местности, ложится на плечи членов семьи и родственников, для которых это бремя становится практически непосильной ношей.
В связи с этой ситуацией исследователи считают, что с ускорением процесса старения населения традиционная система обеспечения старости в селах подвергается настоящему испытанию. Его первоначальная гарантийная функция ослабевает день ото дня, и способность сельских жителей самостоятельно обеспечить жизнь пожилых людей больше не предоставляется возможной. Давление на пожилых людей в сельской местности усилилось, что проявляется острее, чем в городских районах [2, с. 14].
Особенности и причины старения населения в сельских районах Китая
С третьей национальной переписи населения (1982) наблюдается дисбаланс распределения по уровню стареющего населения между городскими и сельскими районами. Самый высокий уровень старения неизменно прослеживается в сельской местности, причем и в городах в ходе седьмой переписи населения (2020) он был ниже среднего по стране. Только в сельской местности — выше среднего. Это отражает тот факт, что в большей степени именно за счет старения населения в сельской местности сегодня повышается в целом уровень старения в Китае [3, с. 11].
Данная проблема имеет следующие характеристики. Во-первых, неравномерное распределение районов проживания пожилого населения на территории страны. Уровни старения сельских жителей в Китае существенно различаются между регионами из-за различий в экономическом росте, уровне социальной защиты, состоянии рождаемости и характеризуются ступенчатым распределением с запада на восток. Сельское население восточных прибрежных провинций стареет раньше и быстрее, чем в центральных и приморских провинциях. Согласно переписи населения 2020 г., на восточный регион приходится 39,93 % населения, на центральный — 25,83 %, на западный — 27,12 %, на северо-восточный — 6,98 % [1]. Эта тенденция объясняется тремя причинами. В их числе — климатические особенности, экономический спад на соответствующих территориях и связанная с этим миграция населения (особенно молодежи). В настоящее время население сосредоточено в экономически развитых регионах и городских агломерациях. Наибольший среднегодовой прирост за счет внутренней миграции зафиксирован в провинциях Гуандун и Чжэцзян: 19,6 % и 20,8 % соответственно.
Во-вторых, темпы старения населения опережают темпы экономического развития. С точки зрения старения населения, уровня экономического и социаль-
ного развития страны характерной особенностью стареющего населения Китая является то, что оно «стареет раньше, чем успевает разбогатеть». Многие пожилые люди в Китае достигают пенсионного возраста, не успев накопить необходимый капитал для поддержания достойного образа жизни и услуг здравоохранения по окончании трудовой деятельности. Это особенно заметно в сельских районах государства, в которых отсталый уровень экономического развития не позволяет противостоять вызовам быстрого старения населения. По сравнению с городскими районами социальное обеспечение в селах значительно отстает, а современная система пенсионной и медицинской защиты сельских жителей несовершенна. Уровень защиты низок, а институциональные механизмы предоставления услуг по старению и выходу на пенсию в основном находятся в нерабочем состоянии.
Происходит наложение трех субъективных признаков, характерных для явления старения в Китае. К ним относятся «политика одного ребенка», «продление жизни» и «синдром пустого гнезда».
Во-первых, снижение рождаемости в сельской местности. Приблизительно в 1979 г. китайское правительство начало проводить общенациональную политику планирования семьи («политику одного ребенка»), чтобы контролировать численность населения страны. За некоторыми исключениями, семьям разрешалось иметь не более одного ребенка, за нарушение родителям грозили крупные штрафы. Эта демографическая политика привела к резкому снижению рождаемости в Китае. В январе 2020 г. Национальное бюро статистики Китая сообщило, что коэффициент рождаемости в стране опустился до рекордно низкого уровня с 1949 г. (года основания Китайской Народной Республики). Этот показатель составил в среднем 10,48 ребенка на 1 тыс. человек. В России, если сравнить ситуацию с КНР, в указанном году он был немного ниже (10,2).
Во-вторых, увеличение продолжительности жизни сельского населения. Ожидаемая продолжительность жизни на душу населения увеличивается благодаря постоянному развитию медицинских условий и технологий. Увеличение средней продолжительности жизни сельского населения Китая стало одним из основных факторов, ускоряющих процесс старения сельского населения.
В-третьих, массовое перемещение сельского трудоспособного населения. Вызванное резкой урбанизацией перемещение молодого трудоспособного населения из деревень в большие города привело к опустошению сельской местности. В результате в деревнях остались только старики, больные и инвалиды. Данное явление стали называть «синдромом пустого гнезда» [4, с. 211]. Рост производительности труда в сельской местности, сокращение площади пахотных земель на душу населения и ослабление системы регистрации по месту жительства привели к большому оттоку трудоспособного населения из сельской местности. Движение населения углубило процесс старения селян и усложнило решение этой проблемы.
Основные проблемы сельского обеспечения по старости в Китае
Существующие формы ухода за пожилыми людьми в сельских районах Китая можно разделить на две категории: семейный и социализированный. Семейный уход является основной формой обеспечения по старости в сельских районах Китая, в то время как социализированные пенсии еще не получили широкого распространения и всеобщего характера. С развитием социальной и рыночной экономики, стремительным старением населения эта модель обеспечения по старости будет подвержена риску.
Большинство сельских районов Китая по-прежнему вынуждены полагаться на традиционные (немеханизированные) методы труда при производстве
и использовании сельскохозяйственной продукции. Три четверти пожилых людей в Китае проживают в сельской местности вследствие относительной отсталости экономического развития, низких доходов фермеров и их слабой способности полагаться на собственную пенсионную защиту в сочетании с низким уровнем социального обеспечения в сельской местности. Финансовые ресурсы для пожилых сельских жителей Китая поступают в основном от их детей [5, с. 12].
По сравнению с городскими сверстниками пожилые люди в сельской местности в большей степени зависят от собственных трудовых доходов и поддержки со стороны семьи. В данном случае поддержка семьи в сельской местности имеет две формы. Первая форма состоит в том, что пожилые люди проживают с детьми, вторая — в том, что проживание по схеме «отдельно, но не раздельно». Пожилые люди живут отдельно от своих детей, но последние предоставляют им все необходимое для жизни. Например, в случае, если пожилой человек трудоспособен и может содержать себя самостоятельно, а дети обеспечивают дополнительный уход; или в случае, если собственность принадлежит пожилому человеку, он делит свою землю с детьми, а дети оплачивают жилищные расходы и питание. Несмотря на то, что они могут жить отдельно, находясь в одной деревне им удается по-прежнему быть близкими друг к другу, а их дети могут хорошо заботиться о них. Развитие семейного обеспечения положительно влияет на экономическое развитие села и укрепляет социальную гармонию [6, с. 15].
Можно выделить следующие основные проблемы обеспечения старости в сельской местности в Китае.
1. Трансформация структуры семьи и существенный отток населения.
Ввиду реализации политики рождаемости коэффициент рождаемости сельского населения Китая снижается и уже находится на низком уровне. Ослабление системы семейного содержания за пожилыми связано с этими структурными изменениями. Отток населения затруднил возможность выхода на пенсию сельских пожилых людей, а традиционный семейный уход за пенсионерами стал особенно затруднительным ввиду объективно сложной задачи для единственного ребенка осуществлять финансовое обеспечение родителей и двух пар прародителей (дедушек и бабушек).
2. Растущий акцент на молодых в ущерб старым.
В современных сельских семьях также наблюдается концептуальное отклонение — «отсутствие уважения к старшему поколению и избыток любви к детям», что приводит к ослаблению функции семьи по уходу за пожилыми. С одной стороны, дети не уделяют много внимания пожилым родителям и вместе с тем просят взять на себя ответственность за присмотр за внуками и выполнение домашних обязанностей. С другой стороны, дети чрезмерно беспокоятся о следующем поколении, вкладывая в него много энергии и финансовых ресурсов, и этот феномен «ценить молодых больше старых» характеризуется смещением внимания между поколениями в сторону младших.
Предложения по контрмерам для обеспечения старости в сельской местности в связи со старением населения
Концепция социального обеспечения в Китае впервые представлена на четвертой сессии шестого Всекитайского собрания народных представителей, состоявшейся в 1986 г. Чжэн Гунчэн указал, что социальное обеспечение — это собирательный термин для различных социализированных систем защиты национальной жизни с экономическими выгодами, который охватывает три основные
области: выплату материальной поддержки, предоставление социальных услуг, обеспечение культурного, этического и психологического комфорта [7, с. 12].
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что часть обеспечения по старости, функцию защиты которой берет на себя общество, является важным элементом того, что представляет собой социальное обеспечение. Однако в условиях, при которых число пожилых людей в Китае стремительно растет, возникает колоссальная нагрузка на пенсионные фонды, дотируемые из центрального бюджета. Ежегодно Пекин трансфертами перечисляет деньги в провинциальные пенсионные фонды сотнями миллиардов юаней. Общая задолженность провинциальных пенсионных фондов перед федеральным бюджетом перевалила за триллион юаней.
Проблема старения населения актуальна для многих стран. Так, с начала 2000-х гг. в странах Европы люди вынуждены приспосабливаться к новым демографическим изменениям, которые вызывают сильную обеспокоенность и опасения в обществе. Системы пенсионного обеспечения и здравоохранения подвергаются давлению, поскольку все большее число пожилых людей зависит от взносов меньшего числа работающих [8]. С недавних пор процесс старения населения КНР идет более стремительными темпами, чем в других государствах. Необходимо, опираясь на опыт западных стран в осуществлении борьбы с настоящей проблемой и обходя недостатки, возникшие в западных странах, использовать потенциал традиционного семейного метода обеспечения пожилого населения, предоставить время для развития социального ухода за пожилыми людьми и снизить финансовое давление, вызванное в связи с необходимостью ухода за пожилыми, чтобы общество могло продолжать стабильно развиваться [1].
В связи с этим предлагаем улучшить положение общественных учреждений по уходу за пожилыми людьми в сельской местности и создать среду для ухода за пожилыми людьми, а именно:
1) увеличить инвестиции в обновление жилищного фонда и вспомогательного оборудования сельских домов для престарелых;
2) улучшить качество социальной среды для ухода за пожилыми людьми;
3) расширить различные учреждения по уходу за пожилыми людьми в районах, в которых проживает большое количество сельских жителей;
4) осуществить строительство культурных и спортивных объектов, а также мест времяпрепровождения для пожилых в сельской местности.
Более того, забота правительства о пожилых людях в сельской местности заключается в поддержке не только материальной, но и духовной жизни. Поэтому, чтобы повысить удовлетворенность жизнью у пожилых людей в сельской местности, необходимо расширить сферу деятельности для них и построить объекты социального обслуживания, чтобы обеспечить их местами для различного рода интересных занятий и общения [9, с. 17].
Укрепление правовой системы сельского обеспечения по старости
Создание и функционирование системы, связанной с сельским обеспечением по старости, неотделимо от защиты закона. Использование закона в качестве поддержки видится необходимым условием для поэтапного развития сельской работы по обеспечению по старости, а также важным средством для облегчения государственного управления, повышения информированности фермеров и роста эффективности. Это будет способствовать укреплению правовой системы строительства сельской долины только для обеспечения по старости.
Создание и функционирование соответствующих систем обеспечения безопасности пожилых людей в сельской местности невозможно без правовой основы. Использование закона в качестве гарантии — необходимое условие для стабильного развития системы обеспечения безопасности пожилых людей в сельской местности, а также важное средство облегчения государственного управления, повышения информированности сельского населении о различных формах страхования, вкладов, повышения уровня эффективности работы. Поэтому следует усилить правовую конструкцию обеспечения старости в сельской местности.
Выводы
Таким образом, в последние годы число пожилых людей в сельской местности растет в основном вследствие сочетания трех факторов: резко снижающейся рождаемости, увеличения продолжительности жизни и перемещения молодых трудоспособных жителей в города. При этом растет как коэффициент старения сельского населения, так и общий коэффициент финансовой зависимости сельского населения от государства. Раннее начало старения оказало огромное влияние на фермеров и усложнило решение проблемы старости в сельской местности, с учетом того, что финансовое обеспечение по старости, особенно в сельской местности, все еще не проработано до конца.
Следовательно, целесообразно создать новый тип системы обеспечения по старости, который объединит преимущества традиционных и современных способов пенсионной системы силами правительства и общества. Первое — внедрить схему поддержки семьи для укрепления функций сельских семей в старости; второе — улучшить новую систему сельского пенсионного страхования путем повышения осведомленности фермеров о необходимости участия в схеме, укрепления финансовых поступлений и улучшения способности определять политику взаимодействия между системами защиты; третье — энергично развивать функцию социализированных сельских пенсионных услуг; четвертое — ускорить темпы принятия законодательства о сельской пенсионной защите и укрепить правовую систему сельской пенсионной защиты. Полагаем, благодаря принятым выше позитивным мерам, можно будет создать надежный и безопасный способ удовлетворения необходимых запросов пожилого населения.
Список источников
1. Основные данные Седьмой Национальной переписи населения // Национальное бюро статистики КНР. 2021. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202105/t20210510_ 1817176.html (дата обращения: 10.02.2023). (На кит.).
2. Чэнь Шуцзюнь. Исследование социального обеспечения // Китайский пресс для материалов. 2010. № 25 (1). C. 14-32. (На кит.).
3. Ли Хуэй, Ван Инцзе. Исследование явления и контрмер в связи со старением населения в городских и сельских районах Китая // Журнал общественных наук Цзилиньского университета. 2012. № 42 (03). C. 11-23. (На кит.).
4. Ли Сыжуй. Семья в состоянии «пустого гнезда» // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 1 (44). С. 211-222.
5. Дэн Чживан, Ли Данься. Краткое обсуждение недостатков и проблем в нынешней системе обеспечения старости в сельской местности // Журнал о народонаселении. 2000. № 14 (05). C. 12-18. (На кит.).
6. Чжао Сяньцзюнь. Обзор исследований по сельским пенсиям в Китае за последние годы // Китайский рынок. 2011. № 18 (07). C. 24-36. (На кит.).
7. Ву Минг. Политика великой нации - стратегия развития социального обеспечения Китая на пути к величию // Хуавэнь. 2009. № 24 (06). C. 12-34. (На кит.).
8. Доклад о старении Европы // Организация Объединенных Наций (ООН). 2020. URL: https://www.un.org/ru/global-issues/ageing (дата обращения: 10.02.2023).
9. Чжао Дэюй, Лян Хун. Вызовы и новые идеи для развития социального пенсионного обеспечения в сельских районах Китая // Журнал Шанхайского университета Цзяотун. 2006. № 34 (05). C. 15-32. (На кит.).
References
1. Key data from the Seventh National Census. National Bureau of Statistics of the People's Republic of China. 2021. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202105/t20210510_ 1817176.html (accessed on 10.02.2023). (In Chinese).
2. Shujun Chen. Social welfare research. Zhongguo cailiaobaoshe. 2010;25(1):14-32. (In Chinese).
3. Li Hui, Yingjie Wang. Research on the phenomenon and countermeasures of population aging in urban and rural areas in China. Jilin Daxue Shehui Kexue Xuebao. 2012;42(3): 11-23. (In Chinese).
4. Sirui Li. A family in the "empty nest" state. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of PNU. 2017;(1):211-222. (In Russ.).
5. Zhiwang Deng, Danxia Li. Brief discussion of shortcomings and problems in the current old age provision system in rural areas. Renkouzazhibaoshe. 2000;14(5):12-18. (In Chinese).
6. Xianjun Zhao. Overview of research on rural pensions in China in recent years. Zhongguo shi chang. 2011;18(7):24-36. (In Chinese).
7. Wu Ming. Great nation policy - China's welfare development strategy on the path to greatness. Huawen Chubanshe. 2009;24(06):12-34. (In Chinese).
8. European ageing report. United Nations. 2020. URL: https://www.un.org/en/global-issues/ ageing (accessed on 10.02.2023).
9. Deyu Zhao, Liang Hong. Challenges and new ideas for the development of social pension provision in rural China. Shanghai Jiaotong Daxue Xuebao. 2006;34(5):15-32. (In Chinese).
Информация об авторе
Чуньсяо Чэнь — аспирант кафедры экономической социологии; 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9.
Information about the author
^unxiao Chen — postgraduate student at the Department of Economic Sociology; 7/9 Universitetskaya Emb., St. Petersburg 199034, Russia.
Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication of this article.
Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 16.03.2023; принята к публикации 13.04.2023.
The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 16.03.2023; accepted for publication 13.04.2023.