Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ЦЕРКВИ'

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ РИСКИ / НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ / ВНЕДРЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / НАУКА / БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ ГУМАНИЗМ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шелекета Владислав Олегович

Статья посвящена проблеме взаимодействия науки в её социальных измерениях и гносеологических установках и Церкви как социального иснтитута в контексте внедрения технологических проектов, технических изобретений и инновационных технологий. Автором в социально -этическом аспекте исследуются гуманитарные риски, возникающие вследствие внедрения инноваций в ткань жизни отдельного человека, понимаемого с позиций христианского миросозерцания как личность со своим уникальным бытием, которое также, в контексте философского дискурса анализируется в её субъективно-этическом измерениях. В статье доказывается транскультурная природа нравственности, основывающаяся на абсолютных, объективных измерениях морали и рассматривается роль Церкви не только как важного социального института, но и как носителя универсальных моральных истин. Взаимодействие Церкви и науки видится автором как сотрудничество в рамках создаваемой парадигмы гуманитарной оценки технологий и в перспективе создания Центра гуманитарной экспертизы технологических проектов с использованием систем искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SOCIAL AND HUMANITARIAN ASSESSMENT OF THE PROCESSES OF GLOBAL DIGITAL TRANSFORMATION IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN SCIENCE AND THE CHURCH

The article is devoted to the problem of interaction between science in its social dimensions and epistemological attitudes and the Church as a social institution in the context of the implementation of technological projects, technical inventions and innovative technologies. The author in the socio-ethical aspect investigates the humanitarian risks arising from the introduction of innovations into the fabric of the life of an individual, understood from the standpoint of the Christian worldview as a person with his own unique being, which, in the context of philosophical discourse, is also analyzed in its subjective and ethical dimensions. The article proves the transcultural nature of morality, based on absolute, objective dimensions of morality and examines the role of the Church not only as an important social institution, but also as a carrier of universal moral truths. The author sees the interaction of the Church and science as cooperation within the framework of the emerging paradigm of humanitarian technology assessment and in the long term of creating a Center for humanitarian expertise of technological projects using artificial intelligence systems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ЦЕРКВИ»

Научные конференции

УДК 316.3:.007.51+17:007.51

Владислав Олегович Шелекета, доктор философских наук, профессор кафедры теории и методологии науки

БГТУ им. В. Г. Шухова

Проблема социально-гуманитарной оценки процессов глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и Церкви

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия науки в её социальных измерениях и гносеологических установках и Церкви как социального иснтитута в контексте внедрения технологических проектов, технических изобретений и инновационных технологий. Автором в социально-этическом аспекте исследуются гуманитарные риски, возникающие вследствие внедрения инноваций в ткань жизни отдельного человека, понимаемого с позиций христианского миросозерцания как личность со своим уникальным бытием, которое так же, в контексте философского дискурса, анализируется в её субъективно-этическом измерениях. В статье доказывается транскультурная природа нравственности, основывающаяся на абсолютных, объективных измерениях морали и рассматривается роль Церкви не только как важного социального института, но и как носителя универсальных моральных истин. Взаимодействие Церкви и науки видится автором как сотрудничество в рамках создаваемой парадигмы гуманитарной оценки технологий и в перспективе создания Центра гуманитарной экспертизы технологических проектов с использованием систем искусственного интеллекта.

Ключевые слова: гуманитарные риски, нравственные критерии, внедряемые технологии, Церковь, социальный институт, наука, бытие личности гуманизм, трансцендентное.

проблема социально-гуманитарной оценки процессов глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

Научные конференции

Vladislav Olegovich Sheleketa, Doctor of philosophical science Professor Department of Theory and Methodology of Science, Belgorod State Technological University named after V. G. Shoukhov

The problem of social and humanitarian assessment of the processes of global digital transformation in the context of interaction between science and the Church

Annotation. The article is devoted to the problem of interaction between science in its social dimensions and epistemological attitudes and the Church as a social institution in the context of the implementation of technological projects, technical inventions and innovative technologies. The author in the socio-ethical aspect investigates the humanitarian risks arising from the introduction of innovations into the fabric of the life of an individual, understood from the standpoint of the Christian worldview as a person with his own unique being, which, in the context of philosophical discourse, is also analyzed in its subjective and ethical dimensions. The article proves the transcultural nature of morality, based on absolute, objective dimensions of morality and examines the role of the Church not only as an important social institution, but also as a carrier of universal moral truths. The author sees the interaction of the Church and science as cooperation within the framework of the emerging paradigm of humanitarian technology assessment and in the long term of creating a Center for humanitarian expertise of technological projects using artificial intelligence systems.

Key words: humanitarian risks, moral criteria, implemented technologies, Church, social institution, science, being of personality humanism, transcendental.

В докладе я попытаюсь поставить и дать ответ на следующие вопросы: какова природа основных гуманитарных рисков и каким образом они связаны с "цифровой трансформацией"? Как социально-гуманитарная оценка технологий может влиять на трансформационно-цифровые процессы в России и мире? Может ли наука как источник цифровых технологий взаимодействовать с Церковью, а если может, то в каком контексте? Какими представляются принципы взаимодействия церкви с наукой в контексте гуманитарной оценки вновь внедряемых цифровых технологий?

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

261

Научные конференции

В пределах гуманитарного дискурса, в рамках которого и существуют социально-гуманитарные дисциплины, которые в первую очередь имеют возможность для взаимодействия с Церковью в гуманитарном теоретическом контексте обсуждения техники и технологий, мы в первую очередь сталкиваемся с проблемой гуманитарных рисков - различной природы опасностей, связанных с внедрением научно-технических изобретений. В самом обычном виде гуманитарные риски основаны на следующих критериях, имеющих положительный коннотат:

Соответствие ценности человеческой жизни, обеспечение производительности и продуктивности жизни, увеличение "качества жизни".

Сохранение безопасности человека и общества. Стремление защитить права человека, декларируемые Всеобщей декларацией прав человека.

Обеспечение принципов духовно-нравственного развития.

Принцип всеобщего признания, коллегиальности, понимаемой как глобальное социальное одобрение, легитимность как выражение принципа равного участия в принятии решений к внедрению тех или иных изменений, в данном случае -технологических инноваций в общественную и экономическую ткань, а также в жизнь отдельного человека.

Сегодня философы, рассуждающие о цифровой трансформации, связывают последнюю с условиями и особенностями общества потребления, в рамках которого ложные потребности, формирующиеся современными социально-экономическими институтами, способствуют возникновению у человека ощущение благополучия, при этом экзистенциальные муки творчества, совести, выбора отходят на "задний план сознания". Смысложизненные вопросы, целеполагание заменяются достижением сиюминутных целей. Стремление к истине также уходит на второстепенные планы интересов человека, потому что производство как захваченное симулякрами бытие современности есть, в соответствии с экзистен-циалами человека, "утаивание истины о мире". Поставляющим производством, таким образом не только утаивается прежний способ раскрытия потаенности, произведение, но скрадывается и само раскрытие потаенного как таковое, а с ним то, в чём происходит событие выхода из потаенности,— Истина" [1]. Под поставляющим производством подразумевается здесь производство, связанное с техникой и технологией, которые у М. Хайдеггера получили наименование "постав" как выражение чего-то, заслоняющее человеку истинное бытие, имеющее сакральные измерения.

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

262

Научные конференции

Современная информационная культура формируется как иллюзорность, которая, в свою очередь, формирует утилитарно-прагматическое отношение к различным сферам межчеловеческих взаимодействий. Человеку внушается доступность социальных благ, причем "здесь и сейчас". Абсолютизация прагматического подхода к жизни приводит к иллюзорному представлению у человека о том, что все в этом мире имеет цену, денежный эквивалент - любовь, дружба, любые межличностные отношения, возможность искупления греха. Это в определенном смысле ренессанс средневекового мировоззрения, когда можно было с помощью покупки индульгенций искупить любое греховное деяние. Примером является огромное количество разводов после первого года жизни, когда рушатся иллюзии, сформированные в сознании человека с помощью средств массовой информации - о сущности любви, семьи и других пространств для проявления экзистенциальной "открытости", и любовь утрачивает свою нравственную основу как важнейший экзистенциал бытия человека. Потребительская культура, порожденная техногенной цивилизацией, формирует вектор "иметь или и использовать" как выражение мира "вещной" культуры в ущерб вектору личностному, глубинному, основанному на раскрытии личностей "друг другу". Это эгоистическая зацикленность на себе, когда раскрытию мешает гипертрофированная потребностями индивидуальность, в ущерб личности.

Нравственные ценности для того, чтобы исключить из себя условность должны основываться не некой трансчеловеческой или надчеловеческой морали, на принципах, которые выше всяких социально-исторических условий и условностей. В определенном смысле - характер абсолютности. Только в таком случае мы можем говорить о некой объективной морали, имеющей метакультурную природу, то есть стоящую выше отдельных культур и объединяющую их собой. Из каких же посылок или условий мы можем исходить, затевая разговор об этом? Прежде всего, из той очевидной истины, что то, что представляется человеку правильным или "добрым" может не являться таковым хотя бы в силу того, что человек, даже с помощью изобретения и развития телеологии, не в состоянии ухватить своим рассудком все взаимосвязи, существующие в мире.

Вторым огромным камнем преткновения в осознании объективной морали является установка на гуманизм как светскую форму духовно-нравственного, который вырос, тем не менее, из христианских ценностей, из христианской парадигмы морали всепрощения и любви. Согласно ей жизнь и сиюминутно понимаемое благо есть априорно и всецело признаваемая ценность, вернее, даже сверхцен-

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

263

Научные конференции

ность. Здесь невозможно не вспомнить Ф. Ницше с его развенчиванием европейской морали, основанной на утрированно понятых ценностях милосердия ко всему живущему. Ницше здесь выступает невольно проводником высшей, а именно онтологически обусловленной морали, способствующей жизни, уничтожающей, когда это необходимо, всё нежизнеспособное, вырождающееся. К сожалению, современный гуманизм тяготеет как раз-таки к подобным формам гипертрофии презумции невиновности и приятия любых форм бытия, прощения.

Мораль, таким образом, хотя бы стремящаяся к объективности, должна быть направлена на восстановление равновесия, на стремление к гармонии справедливости и милосердия в некоем "высшем смысле", но без метафизического или религиозного оттенка слова "высший", а воплощающий в себе снятие всех ограничений, как традиционной морали, так и излишнего, или "голого", милосердия. Нравственные критерии и принципы в этом смысле выступают "судом для восстановления справедливости", суровым, но способствующим жизни, а не потворствующим развитию всего на свете, бесконечному умножению деструктивных форм и видов, когда действительно "сон разума рождает чудовищ". Здесь мы встречаемся с феноменом, плотно соприкасающимся с нашим бытием, а именно

- с технологиями. В первом приближении к проблеме их взаимодействия с бытием человека в пространстве их оценивания, оценки и боле научного подхода

- экспертизы, мы можем сказать, кроме того, что "они заслоняют нам истинное "Бытие", возможно и бытие Бога, что технологическое и есть то, что потворствует слабостям и порокам человека. Естествено это не может не касаться тех процессов цифровой трансформации, которые, в сущности, есть трансформация самих основ бытия человека.

Именно об этом писал Ф. Ницше в своих известных констатациях "смерти Бога" [2]. При этом он подразумевал смерть традиционных форм духовно-нравственного в новоевропейской культуре, ослепленной гуманизмом, демонстрирующим свою черту - оберегание всего, возможно, уже отжившего на данный момент, предоставление права на существование всем, в том числе уродливым, противоестественным, больным формам бытия исходя из неправильно понимаемой нравственности гуманизма. Ницше предлагает новые моральные ценности, ведь христианская мораль в его понимании уравнивает всех в моральном пространстве и тем самым устраняется мотивация для развития перед лицом все-принятия и все-прощения. Он выступает против деградации, свойственной для европейской культуры и образа жизни, и свидетельством этому - современное

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

264

Научные конференции

состояние во всех сферах жизни европейской культуры и цивилизации, которая стала заложником основного бога либерализма - равных прав и благ для всех. Терпимость и толерантность есть крайнее выражение развития гуманизма христианства в лоне европейской культуры. Эта терпимость становится похожей на экстремизм. Крайние формы гуманизма становятся почвой для развития экстре-мистких форм толерантности, к примеру, феминизма. Исходя из этого, в оценке изобретений цивилизации опираться на просто лишь гуманитарные ценности будет уступкой злу, коренящемуся в предоставлении существования всем, даже отжившим, эгоистичным, нездоровым формам, потворствование комфорту как главному принципу в оценке технологий.

В социальном плане толерантность приводит к экономическому паразитизму и устранению гуманизма, поскольку человек перестает быть ценностью. Поэтому мы всегда должны держать в сознании цель каких-либо действий и моральных практик. Гуманизм становится светской формой религии - верой в бесконечные силы и возможности человека. Но здесь надо осторожно - чтоб не скатиться в такую же примитивную мораль "сверхчеловека". Ведь речь не идет о какой-то сверхморали. Напротив, это должна быть самая жизненная и близкая к реальным потребностям людей нравственность. Но она также должна быть не утилитарна, а скорее - сверхутилитарна, поскольку руководится высшей целью. Которая до конца не рефлексируема, но ощущается как дальний предел, поскольку основана скорее на чувствовании деструктивности нежели на ощущении конструктивности и блага. Она есть некий инструмент для устранения отжившего и мешающего. Это скорее суд, нежели милосердие. В этом смысле нравственные заповеди, составляющие нормативные измерения морали, задают духовный вектор для оценки процессов цифровой трансформации.

Здесь мы подходим к тому, что именно Церковь как носитель, хранитель и транслятор подобных нормативных регулятивов, имеющих абсолютный характер, должна участвовать, наряду с другим социальным институтом и носителем других ценностей (ценности познания, в первую очередь), в оценке вновь возникающих технологий.

Проблематика риска оказала значительное влияние на становление нового формата взаимодействия науки и общества и всех его институций, точнее, переход от "дефицитной" модели (подразумевается дефицит знаний общественности по технонаучным вопросам) к "культуре консультаций и диалога", инициативам "вовлечения общества в науку" (publicengagementinscience). Учет социальных

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

265

Научные конференции

измерений - это, прежде всего, понимание, что инновации возникают в обществе и для общества. Другими словами, не только исследователи и разработчики должны нечто открыть и довести до потребителя, но и общество должно открыть для себя смысл новой технологии или продукта, соотнести его с миром повседневности. Каким образом возникающие в этой связи проблемы будут вписаны в пространство социальной коммуникации - вопрос, на который трудно ответить, не принимая во внимание возможности этических институций. И в этом контексте еще одна функция - согласование разных позиций по тем или иным вопросам - приобретает особое значение. Она ставит под вопрос инструментальную трактовку взаимоотношений между наукой и обществом, предлагая вместо формальных процедур работающие модели. В этом смысле и Церковь не должна исключаться из этого диалога, а во многом даже определять этическую направленность изысканий в данном направлении диалога, основанного на открытой коммуникации и обратных связях. Ведь Церковь является важнейшим и влиятельным социальным институтом.

Вместе с тем, на сегодняшний день мы можем констатировать отсутствие диалога между Церковью и наукой, несмотря на то, что эти две глобальные формы сознания, мировосприятия уже на этапе своего формирования двигались в русле взаимоопределения, как это ни парадоксально звучит. Ведь Церковь в определенном смысле зародила науку. Методология научного познания зарождалась в стенах католических монастырей - в трудах выдающихся представителей патристики и схоластики. Штудии, которыми занимались монахи для обоснования христианских догматов, носили, во-первых, характер диспутов и дискуссий, которые впоследствии закрепились в церковно-философских кругах как основополагающие принципы-постулаты общетеоретического дискурса. Методы инквизиции с ее основами - показательности, фактологичности и опоры на документальные артефакты с одной стороны проистекали из некоторых правил предыдущего этапа развития права, преимущественно римского, но с другой - формировали новый кодекс правовых норм. Во-вторых, сама структура университетов с их аудиториями, кафедрой, с которой вещает пастор-лектор, даже парты с выдвигающимися крышками полностью копируют устройство церкви католической.

Сегодня возникают многие новые технологии, активно внедряемые в социальную ткань и быт человека. Одним из таких наиболее актуальных является искусственный интеллект. Разработка системы искусственного интеллекта представляет собой большую ответственность для этических разработок с точки зрения

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

266

Научные конференции

этической пригодности. Если интеллектуальная система принимает социально значимые решения, она должна быть прозрачной, предсказуемой и устойчивой к манипуляциям. Если нет, должно существовать этическое обязательство создателя сделать этические и надежные гарантии, которые будут гарантировать безопасность и надежность в отношении регулирующих этических требований. И, кстати, этические правила нуждаются в дальнейших исследованиях с точки зрения разработки, внедрения и применения ИИ.

Продвигаясь дальше и создавая условия для развития сверхразума, человечество, скорее всего, столкнется с невидимыми с сегодняшней гносеологической платформы и этических позиций обстоятельствами. Хотя этот сценарий звучит вымышлено, он, вероятно, будет разработан рано или поздно. Если это произойдет, то будет создана новая этическая основа, и этическая перспектива должна будет измениться на новую.

Для решения этой проблемы автором данной статьи совместно с другими учеными на протяжении нескольких лет разрабатывается идея-концепция, или "концептуальная парадигма", гуманитарной экспертизы технологических проектов (включая технические средства коммуникации, цифровизации и технические изобретения). По сравнению с сегодняшней ситуацией в сфере морального сознания в науке, в следующей форме научной картины мира (вслед за постнеоклассической) в широкой перспективе, как представляется, возможно сближение нравственных постулатов и онтологии Церкви и этических компонентов научно-технического развития общества. В принципе, в самой постклассической научной парадигме сегодня после открытий роли человека в контексте квантовой физики достаточно явно просматриваются элементы субъективно-личностного. Если даже, - что вероятнее всего, - совершенная этика вообще не может существовать, конкретные усилия в сфере социально-этической регуляции технологических инноваций, в том числе искусственного интеллекта, должна присутствовать. В той же мере должна существовать социально-этическая парадигма оценки технологий как органичный элемент современной научной картины мира.

Сценарий катастрофы описан в книге "Суперинтеллект", где Ник Бостром [3] приводит подробный аргумент в пользу угрозы, которую искусственный интеллект может принести человечеству. Он утверждает, что система искусственного интеллекта может достичь мирового господства всего за несколько этапов. Такое поведение ИИ будет зависеть от способности соответствовать человеческому интеллекту, развиваться и развивать свой собственный интеллект.

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

267

Научные конференции

Система ИИ может легко становиться кандидатом моральной оценки технологического феномена, имеющего право на моральный статус. Например, сегодня системы искусственного интеллекта не обладают моральным статусом, однако система ИИ может иметь моральный статус, если она обладает способностью чувствовать боль. Если неправильно причинить боль мыши или кошке, то же самое будет иметь место для любой другой разумной жизни. Если бы интеллектуальная система имела вид разума, подобный нормальному человеку, то она имела бы полный моральный статус. Проблема, в первую очередь, заключается в том, что если сознание имеет способность к чувствам, то мы можем употреблять категорию "душа" в оценке онтологического статуса феноменов ИИ. А проблемы души это, так сказать, "епархия" Церкви.

Ник Бостром добавляет еще два принципа. Первый принцип, названный принципом субстратной недискриминации, гласит: если два существа обладают одинаковой функциональностью и одинаковым сознательным опытом и различаются только субстратом своей реализации, то они имеют одинаковый моральный статус. Второй принцип, принцип недискриминации онтогенеза, гласит: если два существа обладают одинаковой функциональностью и одинаковым опытом сознания и различаются только тем, как они появились на свет, тогда у них одинаковый моральный статус. Эти принципы не подразумевают, что компьютер может быть сознательным или равным и иметь ту же функциональность, что и человек. Но в конце концов, как говорит Бостром, нет никакой моральной разницы, сделано ли существо из кремния или углерода, использует ли его мозг полупроводники или нейромедиаторы. С другой стороны, если принять принцип недискриминации, то возникает ряд этических вопросов. Из-за различных свойств человеческого и искусственного разума мы должны рассмотреть, как эти изменения повлияют на моральный статус искусственного разума.

Сверхразум - следующий феномен определения психологического статуса ИИ, и это, по определению, должна быть система, способная понять свою собственную конструкцию и в отношении этого факта способная перепроектировать себя или создать систему-преемницу, более разумную, которая могла бы перепроектировать себя снова, чтобы стать более разумной, повторяя эту характеристику в цикле положительной обратной связи, становясь все лучше и лучше. Логично, что существование такой системы породило бы множество этических проблем, весьма отличных от тех, которые возникают в современных системах, способствующих цифровой трансформации и информатизации. Здесь мы сталкиваемся

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

268

Научные конференции

с необходимостью какой-то концептуальной основы для оценки такого рода феноменов. Представляется очевидным, что три закона робототехники как принципы, смысл которых заключается в целом в одном принципе - ненанесения вреда человеку, не способны создать функциональную этическую основу.

Цифровая трансформация может коснуться и телесности человека, и его сознания, что, с одной стороны, нарушает общий принцип духовно-телесной целостности, с другой - важный духовный принцип сознания и души - трезвение. Ведь реальность будущего рисуется как протекающая большей частью времени в информационном пространстве, где даже телесность сращена с компьютерными моделями и имплантирована в информационное пространство. И в этом смысле в таком мире не будет различия между виртуальным и реальным. И сейчас уже человек - это совокупность его компьютерного следа - его активности в социальных сетях, результатов его информационно-поисковой активности и всех результатов деятельности, зафиксированных в цифровой форме. И опять встает вопрос о его истинном бытии.

Для решения такого рода прикладных вопросов, имеющих практический и глобальный социальный характер в контексте проблемы взаимодействия науки и Церкви, гуманитариев, работающих в области философии, этики, социальных дисциплин, инженеров, предлагающих свои технологические проекты, предлагается организация постоянно действующего Центра гуманитарной экспертизы технологических проектов (включая системы искусственного интеллекта и феномены цифровой трансформации), разрабатывающего гуманитарные условия для производства и внедрения технологий и создания нормативно-правовой базы, регулирующей внедрение любого технологического проекта в жизненную среду человека. Оценку различных критериев берут на себя разные специалисты и представители социальных институтов. Оценки, связанные с внедрением биотехнологий, берет на себя комиссия по этике и биоэтике, состоящая из ученых, занимающихся этими вопросами. Также в структуре Центра подразумевается наличие отдела правовой экспертизы, будет, как ожидается, и сектор оценки педагогами и священниками.

Так, конечный вывод и одновременно вопрос, имеющий чрезвычайно проблемный характер, - каким видится взаимодействие науки и Церкви в выдвижении этической доктрины, касающейся вновь внедряемых технологий; что может лечь в основу ее - так называемый декалог (10 заповедей), или гуманистическая парадигма, постулирующая равные права и подчеркивающая главную ценность

- проблема социально-гуманитарной оценки процессов

глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

269

Научные конференции

- права и свободы человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека. Наука движется сегодня все же в русле гуманистических ценностей и предоставления человеку как главной ценности свобод, прав, удобств, возможностей. Однако сегодня в связи с кибернетизацией человека а также появления феномена ИИ, когда человек становится в определенном смысле "демиургом", назревает необходимость всестороннего обсуждения этих вопросов в диалоге Церкви и других социальных институтов, совокупно обозначаемых словом "мир", который сегодня есть мир цифровой информационный, искусственный...

Библиография

1. Хайдеггер М. Вопрос о технике // время и бытие. - М.: Республика, 1993. с. 233.

2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. - Спб.: Лениздат, 2020.

3. Bostrom, N. «How Long Before Superintelligence?» International Journal of Futures Studies, 1998. 2. [электронный ресурс] URL:http://www.nickbostrom.com/ superintelligence.html.

проблема социально-гуманитарной оценки процессов глобальной цифровой трансформации в контексте взаимодействия науки и церкви

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.