Научная статья на тему 'Проблема социализации молодежи в информационном обществе: социально-философский аспект'

Проблема социализации молодежи в информационном обществе: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
382
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО / РАЗВИТИЕ / МОЛОДЁЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / INFORMATION / CULTURE / INFORMATION SOCIETY / SOCIETY / DEVELOPMENT / YOUTH / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Герасимов А.В.

Современное общество можно рассматривать как информационное в том значении, что развитие информационных технологий определяет направленность социокультурных процессов. В этой связи представляется актуальной проблема влияния информационных технологий на процесс социализации молодежи. В статье рассматривается генезис понятия информационного общества, становление концепта информации. В ходе анализа процесса социализации выявлены социализирующие факторы в аспекте соотнесения их с рисками информационного общества. Установлено, что факторы социализации, в большей или меньшей степени, воздействуют на процесс формирования личности, демонстрируя в итоге неоднозначное влияние. Учитывая риски современного информационного общества, представляется возможным заявить, что зачастую данное воздействие носит противоречивый характер, ведь каждому из социализирующих факторов присуща социальная активность разного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Socialization of Youth in the Information Society: Social and Philosophical Aspect

Modern society, which in the process of socialization of young people is being carried out, now can be considered informational, in view of the fact that information and knowledge against the background of a qualitatively new historical stage of development are at the forefront of social progress. In this regard, we can’t ignore the problem of information socialization of young people. The main stages of the development of the concept of information society, the formation of information, primarily as a resource, are considered in the article. The process of socialization of young people is viewed from the position of establishing the semantic component of this process. During the analysis of the process of the entry of young people into society, an attempt was made to identify socializing factors in the aspect of correlating them with the risks of the information society. Attention is paid to the socialization of young people in the conditions of modern Russian reality. It is established that the known factors of socialization, to a greater or lesser extent, have an impact on the process of the formation of the individual, thus demonstrating an ambiguous influence. Given the risks of the modern information society, it seems possible to say that often this impact is controversial, because each of the socializing factors inherent social activity of different directions.

Текст научной работы на тему «Проблема социализации молодежи в информационном обществе: социально-философский аспект»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 5 (71). 2019. № 1. С. 13-21.

УДК 1+316.614.6-053.6:004

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Герасимов А. В.

Крымский Республиканский Институт Последипломного образования, г. Симферополь, Российская Федерация

Email: gersimf@gmail.com

Современное общество можно рассматривать как информационное в том значении, что развитие информационных технологий определяет направленность социокультурных процессов. В этой связи представляется актуальной проблема влияния информационных технологий на процесс социализации молодежи. В статье рассматривается генезис понятия информационного общества, становление концепта информации. В ходе анализа процесса социализации выявлены социализирующие факторы в аспекте соотнесения их с рисками информационного общества. Установлено, что факторы социализации, в большей или меньшей степени, воздействуют на процесс формирования личности, демонстрируя в итоге неоднозначное влияние. Учитывая риски современного информационного общества, представляется возможным заявить, что зачастую данное воздействие носит противоречивый характер, ведь каждому из социализирующих факторов присуща социальная активность разного направления.

Ключевые слова: информация, культура, информационное общество, общество, развитие, молодёжь, социализация.

В настоящее время понятие «современное общество» можно приравнять к понятию «информационное общество», поскольку информация и информационные ресурсы занимают центральное место в жизни человека. Данный тезис находит своё подтверждение как во множестве научных исследований, так и в окружающей повседневности, где понятие «информационное» регулярно используется в технологической, экономической, управленческой, образовательной, социальной и иных сферах человеческой деятельности. Целью данной статьи является определение этапов становления концепта «информационное общество», а также выявление ключевых условий функционирования информационного общества, релевантных особенностям процесса социализации молодых людей. Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: описать историю развития понятия «информационное общество», проследить его воздействие на модификацию общественных и экономических отношений в мире, выявить конструктивные и деструктивные аспекты его влияния на становление личности.

Новая информационная среда представляет собой совершенно особую форму человеческого бытия. Как пишет С. Г. Антонова: «Сознание и самосознание,

мировоззрение, характер, система взглядов и ценностных ориентаций, потребность в самовыражении и творчестве, способность рефлексии не являются врожденными: они формируются и видоизменяются в ходе жизнедеятельности человека на базе определенных наследственных качеств» [1, С. 27]. Можно было бы добавить -указанные качества и процессы сегодня реализуются в рамках информационного поля, что подразумевает свои особенности. Во-первых, социализация личности непрерывно требует информационного обеспечения, а, во-вторых, человек сам способен генерировать новую информацию. Вследствие чего жизнь людей в обществе олицетворяет собой систематическое информационное взаимодействие. Учитывая вышесказанное, представляется возможным сформулировать следующий вывод: информация в буквальном смысле пронзает окружающее пространство, оказывая неизменное влияние на личностные качества людей. Неудержимое развитие и расширение средств информационных и коммуникационных технологий распахивают перед человеком двери в мир принципиально новые возможностей не только в области повышения, например, эффективности труда, но вместе с тем и в сфере собственного интеллектуального и культурного роста. Коган В. З. справедливо замечает: «Обогащая человека как личность и субъекта социального творчества, информация тем самым проявляет себя в качестве важнейшего фактора, способного влиять на устойчивость развития, причем и в индивидуальном плане, и в обще-социальном» [2, С. 65].

Концепция информационного общества возникла в рамках идеи общества постиндустриального. Первые работы увидели свет в конце 60-х годов прошлого века (Д. Белл, Р. Дарендорф). В 1973 году Д. Белл в своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» обозначил пять его основных характеристик:

• «Переход от производящей экономики к обслуживающей.

• Высококвалифицированные научно-технические специалисты играют главную роль.

• Главная роль теоретических знаний как источника инноваций.

• Управление техническим прогрессом.

• Интеллектуальная технология» [3, С. 115].

Следует упомянуть, что в настоящее время отсутствует единая концепция постиндустриального общества. Однако представляется возможным охарактеризовать некоторые общие параметры в рамках указанной теории, свойственные взглядам различных исследователей.

Науке известны три главных этапа развития человечества - доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В данном случае основные отличия постиндустриального периода от двух предыдущих заключаются в следующих положениях:

• информация становится важнейшим производственным ресурсом вместо сырья и энергии;

• производственные процессы устремлены к обработке, а не к добыче и изготовлению;

• технологии приобретают наукоемкий характер, в то время как на предыдущих этапах технологии являлись, соответственно, трудоемкими.

Кроме этого, все имеющиеся теории отмечают исключительную роль знания и технологий в развитии и становлении постиндустриального общества. Современная фаза развития общества интерпретируется как переходная. На этом фоне заметно выделяется термин «информационное общество». Автором термина «информационное общество» считается Й. Масуда, японский социолог. Согласно Масуде, понятия «постиндустриальное общество» и «информационное общество» являются идентичными. Как отмечает А. Д. Еляков: «В своей книге "Информационное общество как общество постиндустриальное" Масуда отмечает, что в информационном обществе на передний план выходит производство знания и информации, в отличие от материального производства в индустриальном. При массовом производстве информации устанавливаются необходимые для общественного развития социальные связи» [4, С. 5]. Поэтому значительно возрастает роль коммуникативной деятельности и социального регулирования. Й. Масуда формулирует следующее определение: «Информационное общество -это концепция постиндустриального общества, новая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания» [5, С. 43].

Широкое производство материальных ценностей в постиндустриальном обществе отходит на второй план, уступая массовому генерированию знаний. Таким образом, имея в активе компьютерные технологии, каждая личность реализует свои умения, параллельно вырабатывая новую информацию. Стоит отметить, что Й. Масуда рассматривает глобализационные процессы как эпифеномен перехода к информационному обществу, поскольку процессы распространения информации больше не имеет каких-либо границ. В поддержку мнения Масуды Т. Стоуньер пишет: «Во второй половине 70-х годов ХХ века стало очевидно, что технологический прогресс воплощается в самостоятельном существовании информации и знания, которые приобретают важнейшую роль в производственном процессе. Знание и информация становится непосредственной производственной силой современного хозяйства» [6, С. 384].

В начале 80-х теория информационного общества продолжила своё развитие благодаря Э. Тоффлеру. Тоффлер называет информационное общество «Третьей волной» - она обусловлена широким проникновением компьютеров и иных современных технологий в жизнь человека. Тоффлер полагает, что в информационном обществе возникают новые типы семьи и работы, а также политика и экономика приобретают качественно новые очертания. Этот вид общества он называет не иначе как супер-индустриальным, ввиду его стремительного развития, что основано на высоких технологиях, а также иной системе ценностей. Мир выглядит иначе - возникают и прочно закрепляются инновации, для безболезненного восприятия которых чрезвычайно важно развивать и совершенствовать гносеологические способности.

Следует отметить позицию канадского философа М. Маклюэна, в частности, его нетривиальное утверждение о том, что информационные технологии можно рассматривать как фактор, влияющий на жизнь общества. Телевизионные, коммуникационные и компьютерные сети исполняют роль, своего рода, нервной

системы в глобальном организме, где всё так крепко неделимо взаимозависимо, что в результате мы можем наблюдать феномен «глобальной деревни».

Испанский социолог М. Кастельс называет новое общество «сетевым», а эра информации рассматривается им с точки зрения процессов глобализации. Термин «сетевое общество» был обозначен в исследовании «Информационная эра: экономика, общество и культура». Наряду с этим сетевые конструкции являются как средством, так и продуктом глобализации общества. Формирующееся «информационное общество» развивается особенным образом: накопление, изучение и трансляция информации сделались «фундаментальными источниками производительности и власти» [10, С. 33].

Можно резюмировать, что во второй половине ХХ века вопросы, связанные с изучением постиндустриального общества, определяют вектор социально-философской мысли. На этом пути оформляется концепция информационного общества, непосредственно относящаяся к вопросу развития информационных технологий. Как полагают приверженцы теории постиндустриального общества, социальная структура общества модифицируется за счет перехода от производства к потреблению и услугам. Стержневой разлом в эволюции общественных отношений происходит ввиду того, что информация теперь является непременным условием всех контактов, любых сфер сотрудничества и межличностного взаимодействия. Д. Белл отмечает: «Сущностной характеристикой информационного общества является то, что в качестве экономического ресурса сегодня выступает информация, которая становится предметом массового потребления. На этой основе усиливается синергическая взаимосвязь в обществе, предоставляющая свободу решений и равенство возможностей; значительно сокращается время на поиск и усвоение информации, размываются пространственные и языковые барьеры» [7, С. 103].

По причине расширения и развития информационных технологий имеют место перемены социального порядка, досуга, образования, а кроме того - и общественного устройства, финансовых и общественно-политических взаимоотношений. Отныне люди обладают привилегией принимать участие в общегосударственной, финансовой, образовательной жизни общества с помощью всемирной паутины. В настоящем информационном обществе более усиленно, чем в индустриальном, наблюдается разделение членов социума на две диаметрально противоположных категории: к первой причисляются интеллектуалы, идеологи и распространители знаний, ко второй - те, кто находится за пределами информационной экономики.

В рамках вопроса о развитии информационного общества в России следует уделить внимание рассуждениям В. А. Ядова на предмет дискуссии о российском обществе в условиях динамики современных социокультурных процессов. Он конкретизирует выводы, отображающие характер эволюции российского социума, особую ценность представляет один из них - касающийся роли информации в российском обществе. В. А. Ядов утверждает, что российскому обществу свойственна специфика, состоящая в невысокой социальной ценности информации, выражающаяся в информационной инертности граждан, а в частности - молодёжи. Р. Ф. Абдеев усматривает корни происходящего в советском прошлом:

«Ведомственная закрытость являлась основной чертой советской информационной среды, долгие годы существовал режим секретности, который породил глубоко укоренившийся коммуникационный барьер, нежелание делиться информацией» [8, С. 76].

Теперь рассмотрим влияющие на молодежь факторы риска в информационном обществе. Для этого необходимо упомянуть и дать краткую характеристику тем угрозам, которые подстерегают взрослых, но, прежде всего, молодых людей в информационном обществе. Например, это проблема информационного неравенства. Она заключается в том, что отнюдь не все участники информационного общества способны пользоваться всеми привилегиями и возможностями, которые оно способно дать человеку. К слову, объясняется это не столько экономическими и технологическими условиями, что непосредственно относятся к возможности поддержки доступа пользователей к информационным ресурсам общества, сколько, в основном, гуманитарными обстоятельствами, которые обусловлены личностными качествами самого человека. К числу таких факторов следует отнести: информационную компетентность, образованность, мотивацию, стремление человека к познанию. Если сам человек не выражает желания стать активным участником информационного общества, то едва ли ему поможет какая-либо техника.

Следующая, и достаточно весомая опасность, подстерегающая молодых людей в информационном обществе, связана с тем, что эволюция глобальных сетей Интернета и телевидения предоставляет неограниченные возможности для воздействия на общественное сознание и манипуляцию общественным сознанием. Ведь по своей сущности люди, а в особенности - молодёжь, весьма внушаемы и поэтому без особого сопротивления поддаются психологическому воздействию.

Очередную, пока не получившую детального рассмотрения угрозу, можно охарактеризовать как угрозу виртуального. Человек всё чаще становится свидетелем того, что настоящие физические объекты, процессы и явления замещаются их виртуальными образами, копиями, которые вполне напоминают предметы объективной реальности, но не имеют с ними ничего общего. «Непосредственно эти свойства, а также высокая динамичность информационной сферы общества и позволяют создавать в нем виртуальную реальность, которая и воспринимается человеком, наряду с реальностью физической» [9, С. 45].

Очередную, но уже гораздо менее экзотическую опасность для молодёжи в информационном обществе представляют собой кибер-болезни. К ним можно отнести зависимость от интернета, а также маниакальное увлечение компьютерными играми. Обе кибер-болезни значительным образом препятствуют нормальному течению социализации человека и затрудняют ее. С опаской допускается предположение, что, по мере развития технологического прогресса, эти явления с присущими им негативными особенностями, также будут прогрессировать.

В качестве предварительного вывода следует обозначить, что молодые люди в условиях современного общества гораздо более подвержены деструктивным информационным воздействиям, нежели представители индустриального общества.

Следует быть готовыми к такому варианту развития событий, ведь глобальное информационное общество вырабатывает риски в каждой секции общественного пространства. Если посудить, современное общество обладает множеством качественных отличий от его предшествующего образца. В нем основательно видоизменены аксиологические основы и основополагающие общественные институты: брак, государство, образование. Модификации затрагивают все сферы и всех участников современного общества. Однако выявить структуру таких изменений, как правило, достаточно непросто. Становление глобального информационного общества поднимает проблемы, связанные с корректной социализацией личности, особенно социализации молодежи.

Чтобы более детально исследовать процесс социализации молодежи, исследователь А. И. Ковалева вводит понятие «социализационная траектория» -параметр, благодаря которому представляется возможным учесть объективную и субъективную сторону социализации в условиях нестабильного современного информационного общества. Она установила следующее: «В социализационных траекториях молодежи проявляются отклонения в процессе социализации не только как формы девиации, но и как преждевременное или запаздывающее освоение социальных норм и культурных ценностей, обретение социальных ролей, а также затяжные кризисы социализации в молодежном возрасте, для которой не согласованы пути, сроки и способы становления» [10, С. 58].

В информационном обществе личности приходится исполнять намного больше социальных ролей, а в процессе требуются интенсивные социальные контакты. В ходе социализации увеличивается ценность следующих качеств: толерантность, мягкость, стрессоустойчивость, гибкость мышления. Можно сделать вывод, что модель социализации молодежи в современном информационном обществе всё ещё формируется. На этой социальной группе процессы глобализации и плоды технического прогресса отражаются первостепенным образом. Особенно, если принять во внимание факт, что профессиональная социализация молодежи напрямую соотносится с информационными технологиями.

Информационные технологии окутывают жизнь современного человека, являясь его бессменным спутником во всех аспектах повседневной жизни. Рассуждая о влиянии современных информационных и технических средств, а также об их воздействии на личность, нельзя не упомянуть средства массовой информации. СМИ - это неиссякаемый источник новостей и различных инфоповодов, формирующих повестку дня и направляющих ориентир индивида в информационном потоке в различные русла. СМИ в значительной степени оказывают влияние на социализацию молодёжи, ведь как раз средства массовой информации определяют базовые модели социального поведения, а также определяют нормы языка и общения. Таким образом, независимо от того, позитивные или негативные эффекты вызывают СМИ, их значимость и воздействие на процесс социализации современной молодёжи в достаточной степени велико. В настоящее время направления процессов социализации отражают потребность модернизировать социальные институты, не соответствующие требованиям времени, и сформировать новые.

Очередной важнейший фактор в рамках социализации современной молодёжи -сеть Интернет. В качестве глобальной системы сеть Интернет выступает инструментом коммуникации, а также выступает огромным хранилищем разного рода информации от произведений искусства древности и классической литературы до последних событий в медиа-пространстве. Интернет предоставляет советы о том, как достичь успеха в той или иной деятельности, поскольку содержит реальный практический опыт тысяч пользователей, даёт возможность получить онлайн-образование, с его помощью представляется возможным изучить принятые нормы, а также идеи разнообразных субкультур. Молодёжь же, выступая основной аудиторией сети Интернет, становится главным потребителем цифрового опыта и сопутствующих развлечений. Всё это порождает условия для гораздо более раннего, в сравнении с предыдущими поколениями, вовлечения современного молодого человека в социальную деятельность. «Компьютер - это современное орудие труда, производства, средство высокоскоростной связи, современный источник информации» [11, С. 18]. Как следствие, особенное место в нынешнем обществе для современной молодёжи по праву занимает профессиональная реализация. Исследования наглядно иллюстрируют, что в молодёжной среде возрастает прагматическая ориентация, а в числе жизненных приоритетов, пожалуй, главное место занимает финансовый достаток и жилищно-бытовой комфорт. Образцом для подражания становится преуспевающий и состоятельный молодой человек. Для достижения этой цели требуется корректная профессиональная и трудовая социализация, которая осложнена рядом проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь.

Подводя итог, следует отметить, что работа с молодыми людьми в рамках государственных инициатив по обеспечению молодежи необходимыми установками на социализацию и информацией о лифтах социальной мобильности зачастую выстраивается по отраслевому принципу. Она состоит в тесном взаимодействии с различными структурами государственной и муниципальной власти, но их мероприятия, увы, отнюдь не всегда скоординированы, а вдобавок - получают недостаточно финансирования, что влечёт за собой низкую эффективность подобных мер. Потеря авторитета государственных каналов информации, тотальная зависимость от информационного хаоса электронного пространства напрямую ведут к более серьезным проблемам: снижению уровня здоровья молодёжи, распространению социальных девиаций, ухудшению демографической обстановки и низкой эффективности труда наиболее экономически активной группы населения.

Современный мир позволяет человеку дистанцироваться от традиционных институтов социализации и, тем самым, диверсифицировать и персонализировать возможные траектории социализации. Избыток информации, а также её подчас не совсем положительное влияние на разум и психику в настоящие дни позволяет выделить три наиболее распространенных пути социализации:

Изоляционный (эскапистский) - характеризующийся пассивным неприятием социальных норм и порядков, отвергающий традиционный способ интеграции личности в общественные отношения. Человек погружается в виртуальный мир, стремясь как можно меньше взаимодействовать с миром реальным.

Конформистский - при котором приспосабливающийся человек имеет представление, как ему следует действовать, как вести себя в условиях постоянно расширяющейся информационной среды, но, принимая ее требования, он продолжает следовать личной системе ценностей.

Инициативный - согласно которому молодые люди ориентированы на экспериментирование в сфере новых медиа и социальных сетей (отказываясь от традиционных целей и ценностей и выдвигая новые и уникальные).

Российская действительность создает немалое количество проблем, с которыми приходится сталкиваться молодежи, желающей выстроить оптимальную стратегию социализации, основанную на оригинальном опыте и оперативном оценивании вероятных перспектив. Интернет и другие инструменты массовой коммуникации позволяют взять на вооружение ценную информацию, необходимую для интеграции в существующие социальные общности, и минимизировать неизбежный негативный опыт, возникающий в ходе контактов с инаковыми сообществами (кто предупрежден - тот вооружен). Именно поэтому самое пристальное внимание сегодня необходимо уделять культуре взаимодействия молодежи с различными категориями информационных ресурсов и обучать ее правилам «информационной гигиены», позволяющих избежать деструктивного влияния нежелательной информации.

Список литературы

1. Антонова С. Г. Информационное мировоззрение (к вопросу об определения сущности понятия) // Проблемы информационной культуры Информационное мировоззрение и информационная культура. - 1996. - Вып.3. - С.25-32.

2. Коган В. З. Человек в потоке информации / В. З. Коган. - Новосибирск: Наука, 1981. - 177 с

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 370 с.

4. Еляков А. Д. Информационный фактор развития общества // Научно-техническая информация. Сер. Человек в потоке информации - 2008. - №2. - С.1-9.

5. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. - Japan.: World Future Society, 1981. - 171 p.

6. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Т. Стоуньер. -М. Академия, 1986. - 413 С.

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 370 с.

8. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - М.: Дело, 1994. - 336 с.

9. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество / Д. Тапскотт. - М.: Рефл-бук, 1999. - 122 с.

10. Сурина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии / И. А. Сурина. - М.: Социум, 2008. - 201 с.

11. Тихомиров O. K. Психологические аспекты процесса компьютеризации / О. К. Тихомиров. - М: Дело, 1993. - 153 с.

Gerasimov A. V. The Problem of Socialization of Youth in the Information Society: Social and Philosophical Aspect // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2019. - Vol. 5 (71). - № 1. - P. 13-21.

Modern society, which in the process of socialization of young people is being carried out, now can be considered informational, in view of the fact that information and knowledge against the background of a qualitatively new historical stage of development are at the forefront of social progress. In this regard, we can't ignore the problem of information socialization of young people. The main stages of the development of the concept of information society, the formation of information, primarily as a resource, are considered in the

article. The process of socialization of young people is viewed from the position of establishing the semantic component of this process. During the analysis of the process of the entry of young people into society, an attempt was made to identify socializing factors in the aspect of correlating them with the risks of the information society. Attention is paid to the socialization of young people in the conditions of modern Russian reality. It is established that the known factors of socialization, to a greater or lesser extent, have an impact on the process of the formation of the individual, thus demonstrating an ambiguous influence. Given the risks of the modern information society, it seems possible to say that often this impact is controversial, because each of the socializing factors inherent social activity of different directions.

Keywords: information, culture, information society, society, development, youth, socialization.

References

1. Antonova S. G. Informatsionnoye mirovozzreniye (k voprosu ob opredeleniya sushchnosti ponyatiya) [Information worldview (to the Question of Determining the Essence of the Concept)]. Problemy informatsionnoy kul'tury Informatsionnoye mirovozzreniye i informatsionnaya kul'tura [Problems of Information Culture Information Worldview and Information Culture], 1996, №3, p. 25-32.

2. Kogan V. Z. Chelovek v potoke informatsii [Man in the Flow of Information]. Novosibirsk, Nauka, 1981, 177 p.

3. Bell D. Gryadushcheye postindustrial'noye obshchestvo [The Future Post-industrial Society]. Moscow, Akademiya, 1999, 370 p.

4. Yelyakov A. D. Informatsionnyy faktor razvitiya obshchestva [Informational Factor of the Development of Society]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya Chelovek v potoke informatsii [Scientific and Technical Information. Series Man in the Flow of Information], 2008, №2, p.1-9.

5. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Japan, World Future Society, 1981,171 p.

6. Stoun'yer T. Informatsionnoye bogatstvo: profil' postindustrial'noy ekonomiki [Informational Wealth: the Profile of the Post-industrial Economy]. Moscow, Akademiya, 1986, 413 p.

7. Bell D. Gryadushcheye postindustrial'noye obshchestvo [The Future Post-industrial Society]. Moscow, Akademiya, 1999, 370 p.

8. Abdeyev R. F. Filosofiya informatsionnoy tsivilizatsii [Philosophy of Information Civilization]. Moscow, Delo, 1994, 336 p.

9. Tapskott D. Elektronno-tsifrovoye obshchestvo [Electronic-digital Society]. Moscow, Refl-buk, 1999, 122 p.

10. Surina I. A. Tsennosti. Tsennostnyye oriyentatsii. Tsennostnoye prostranstvo: voprosy teorii i metodologii [Values. Value Orientations. Value Space: Questions of Theory and Methodology]. Moscow, Sotsium, 2008, 201 p.

11. Tikhomirov O. K. Psikhologicheskiye aspekty protsessa komp'yuterizatsii [Psychological Aspects of the Process of Computerization]. Moscow, Delo, 1993, 153 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.