Научная статья на тему 'Проблема сопротивления злу силой в нравственной философии И. А. Ильина'

Проблема сопротивления злу силой в нравственной философии И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1403
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРО / GOOD / ЛЮБОВЬ / LOVE / ЗЛО / EVIL / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / СОПРОТИВЛЕНИЕ / RESISTANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кошелев Юрий Александрович

Основное содержание этой статьи посвящено учению Ивана Александровича Ильина о противлении злу и возможности духовно и нравственно оправданных средств сопротивления злу. Эта проблема поставлена и решена в работе Ильина «О сопротивлении злу силой». Статья выявляет отношение выдающегося русского мыслителя к проблеме насилия и процессу преодоления морального и социального зла как одной из основных проблем нравственной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Resistance to Evil by Force in Moral Philosophy of I. A. Ilyin

The article is mainly devoted to Ivan Aleksandrovich Ilyin`s teaching on resisting evil and the possibility of spiritually and morally justifiable means of resistance to evil which were discussed and solved in his work On Resisting Evil by Force. The article examines the attitude of the outstanding Russian thinker to the problem of violence and to the process of overcoming moral and social evil as one of the main problems of moral philosophy.

Текст научной работы на тему «Проблема сопротивления злу силой в нравственной философии И. А. Ильина»

ПРОБЛЕМА СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ СИЛОЙ В НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И. А. ИЛЬИНА

I Ю. А. Кошелев

Аннотация. Основное содержание этой статьи посвящено учению Ивана Александровича Ильина о противлении злу и возможности духовно и нравственно оправданных средств сопротивления злу. Эта проблема поставлена и решена в работе Ильина «О сопротивлении злу силой». Статья выявляет отношение выдающегося русского мыслителя к проблеме насилия и процессу преодоления морального и социального зла как одной из основных проблем нравственной философии.

Ключевые слова: добро, любовь, зло, насилие, сопротивление.

Summary. The article is mainly devoted to Ivan Aleksandrovich Ilyin s teaching on resisting evil and the possibility of spiritually and morally justifiable means of resistance to evil which were discussed and solved in his work "On Resisting Evil by Force". The article examines the attitude of the outstanding Russian thinker to the problem of violence and to the process of overcoming moral and social evil as one of the main problems of moral philosophy.

# # Keywords: good,, love, evil, violence, resistance.

Необходимость сопротивления злу и определения его границ является одной из «вечных» нравственных проблем. Человечество должно было пройти долгий путь в истории, пока сам вопрос о противлении злу силой мог возникнуть как практический вопрос в жизни многих людей.

Иван Александрович Ильин многими воспринимается сегодня как главным образом мыслитель, поставивший и решавший эту проблему в работе «О сопротивлении злу силой», написанной в эмиграции и вышедшей в 1925 г. в Берлине. Поэтому основное содержание этой статьи посвящено его учению о противлении злу и возможности духовно и нравственно оправданных средств сопротивления злу.

Проблему сопротивления злу силой Ильин рассматривает как одну из драматических проблем религиозного опыта человека на пути его духовного развития. Показывая недостаточность уговоров и убеждения в деле борьбы со злом, он обосновывает необходимость сопротивления злу внешними силовыми методами. Основной вопрос, который он ставит и пытается решить, двуедин: а) может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, бороться со злом силой и мечом? б) может ли человек, верящий в Бога и принимающий бремя жизни и свое место в мире, не бороться со злом силой [1, с. 35]?

Развивая учение о сопротивлении злу, Ильин начинает с расчистки по-

фундаментальная наука вузам

218

чвы для верной, по его мнению, постановки проблемы. Он исследует и дает определения добра и зла, насилия и заставления (термин Ильина).

Определяя зло, Ильин остается в рамках традиции отечественной нравственной философии, представленной В. С. Соловьевым, Ф. М. Достоевским и др., согласно которой зло начинается там, где начинается произвол.

Более общее определение зла как противодуховной вражды Ильин дает на основе определения добра посредством выделения двух его существенных признаков - одухотворения и любви. Одухотворение - это, по Ильину, добровольное и самодеятельное обращение к объективному совершенству. Поиск и устремленность человека к истине, красоте и добру делают его одухотворенным и сообщают ему силу очевидности. Поэтому одухотворение составляет важнейший элемент добра, противодуховность же присуща злу [там же, с. 34].

Другой «дар», получаемый в результате Богопознания, по Ильину, есть любовь. Любовь - это сила, принимающая и устанавливающая живое тождество между любящим и любимым. При этом тот, кто любит или принимает, увеличивает до беспредельности свой объем и глубину, то есть раскрывает свое сердце, вмещая туда другого. У того, к кому обращаются с любовным приятием, возникает ощущение прощенности, примиренности, достоинства, силы и свободы [там же, с. 122].

Ильин пошел гораздо дальше всех в разработке соотношения волевого воздействия на других и насилия. Для этого ему потребовалась специальная понятийная и лексическая (терминологическая) проработка этой пробле-

матики, на основе которой стали возможны существенно более тонкие дистинкции. Самым широким видом волевого воздействия, по Ильину, является заставление. Посредством его человека вынуждают сделать что-либо или же пресекают его деятельность. Заставление приходится использовать тогда, когда обращение к духовному видению, то есть прояснению истинного положения вещей, или любовному приятию не дает ожидаемых результатов. Если никакие уговоры и убеждения не срабатывают, остается обращение к волевой силе. Воздействие такого рода на мотивы поведения представляет собой психическое заставление, а непосредственно на человеческое тело - за-ставление физическое. Заставление может быть направлено как на других, так и на себя. Психическое за-ставление, или понуждение заключается в стремлении пробудить посредством внешних средств само-мотива-цию личности. Физическое самоза-ставление Ильин обозначал термином «принуждение» [там же].

Целью любого заставления является совершение другим лицом или самим собою каких-либо поступков. Другое лицо может совершить требуемые поступки, но они зачастую не могут быть рассмотрены как подлинные деяния, так как подлинность поступка определяется самостоятельностью действий и суверенностью мотивов. Физическое принуждение, считал Ильин, не способно заставить человека совершить такой поступок. Оно только может помешать совершению злодеяния, не дать злой воле вылиться в злой поступок. Поэтому для обозначения физического заставления других Ильин использовал термин «физи-

ческое понуждение». Целью любой принудительной изоляции преступника остается изменение его души, чтобы она свободно, независимо от кого-либо не желала творить зло.

Ильин прекрасно понимал ограниченность любого волевого воздействия на человека. Воля не может породить любовь и веру. Запрет, принуждение, угроза и страх могут вынудить человека только к лицемерной «любви» и лицемерной «вере». Он указывал на необходимость осознания того, что внешнее давление может вызвать только внешнее подчинение. И без личного включения понуждаемого никак нельзя подействовать на его духовные силы. Высшая же, духовная сила властвует над низшей и может либо вызвать ее к жизни, либо остановить изнутри. Внешняя сила физического принуждения и сила духа - абсолютно гетерогенны, чужеродны друг другу. Это разные силы и принадлежат они разным сферам. Последней, крайней формой волевого воздействия на человека является физическое пресечение, которое в крайней своей форме может заключаться и в физическом устранении злодея или казни преступника. [там же, с. 130].

«Заставление», по Ильину является родовым понятием по отношению к понятию «насилие». Насильник относится к своей жертве как к средству для удовлетворения своего интереса или похоти, а не как к цели самой по себе. Но не всякое применение силы к «несогласному» есть насилие. Насилие - это заставление, исходящее из злой души или направленное на зло. Насилие всегда противолюбовно и противодуховно. Оно может быть как психологическим, так и физическим, применяемым как по отношению к

другим, так и по отношению к себе. Ильин считал большой духовной ошибкой, когда всякое заставление приравнивается к насилию. Он сохранял термин «насилие» для обозначения предосудительного заставления.

Философские построения Ильина не только вскрывают глубинную сущность предмета, но и позволяют сделать многие практические выводы. Кто прежде всего является насильником для меня? Тот, кто использует меня как средство для удовлетворения своей похоти или интереса. Тот, кто использует мое тело, мои психические и умственные способности, не сообразуясь с тем, насколько эти мои затраты служат целям моего собственного существования и самоосуществления. Насильник тот, кто нарушает одну из главных нравственных заповедей, сформулированную Кантом, говорящую о необходимости отношения к человеку еще и как к цели.

Насильник не признает вечных ценностей человечества - истины, красоты, добра. Он не признает существования Бога или законосообразности всего сущего. Он творит произвол, считая себя центром вселенной. Насильственно он поступает тогда, когда исходит из собственного или коллективного эгоизма.

Четкая проработка базовых понятий позволила Ильину достаточно глубоко погрузиться в исследуемый предмет. Отвечая на вопрос, почему надо сопротивляться злу, Ильин обращался к самой природе зла. Он считал, что злое начало едино и агрессивно, лукаво и многообразно. Если не противопоставить злу силу - силу любви, силу духа или физическую силу, то скоро все люди будут поглощены им. Говоря, что злое начало едино, Ильин имел в

219

фундаментальная наука вузам

220

виду всеобщую связанность людей в добре и зле. Он считал, что все люди связаны незримыми нитями, и чья-то дурная мысль может подтолкнуть другого человека к совершению дурного поступка, и поэтому каждый человек, находясь в положении вольного или невольного соучастника зла, является ответственным за все зло, царящее в мире. Поэтому, чтобы действительно прекратить насилие в мире, каждый человек должен приостановить насилие в себе самом: над своим телом, душой и мыслями. Для этого требуется личное, внутреннее усилие - ведь за чистоту своих чувств и мыслей каждый отвечает только перед собой. И глубинное осознание факта единой природы зла, заставляет задуматься над тем, что любой «обычный» человек, не злодей вовсе, простой несдержанностью или раздражительностью посылает деструктивные импульсы, питающие мировое зло, и прямо способствует увеличению насилия в мире. Переставая подпитывать зло, мы обессиливаем его.

Агрессивность зла заключается в его стремлении к распространению и вовлечению все большего количества людей в свою орбиту. Каждое злодеяние является как бы пробным камнем для всех воспринимающих его. Оно заставляет людей высказаться за или против зла. Уклониться от этого нельзя, так как уклонение есть лишь скрытая форма его поддержки. Злодеяние требует от большинства людей непосильного, порой, героизма конкретных решительных поступков; неспособность ответить злодею отравляет душу человека сознанием собственного предательства. Поэтому пресекающий внешнее зло помогает всем другим людям не подпасть под его влия-

ние. Люди отличаются друг от друга степенью моральной и духовной зрелости. Есть, по Ильину, люди не окрепшие в добре, но и не закоренелые злодеи - для них любое свободное злодеяние будет соблазном. Есть люди слабые, которых можно подчинить посредством страха, принуждая поддерживать насилие. Есть люди недалекие, глупые, готовые поверить, что «черное» - это «белое», и наоборот. Именно агрессивность зла и необходимость для него выливаться во внешние поступки делает недостаточным только внутреннее сопротивление ему и объясняет необходимость внешней борьбы со злом [2, с. 10].

Когда речь идет о внутреннем или духовном сопротивлении злу, с его необходимостью согласны все - мыслители, философы, религиозные практики. Проблема возникает тогда, когда встает вопрос о внешней борьбе со злом, и именно физическом понуждении и пресечении. Здесь речь идет о духовной и нравственной допустимости физического понуждения и пресечения. Именно в этом вопросе сторонники активного сопротивления злу занимают позицию, абсолютно противоположную примиренчеству и попустительству, выразителем которых, по мнению Ильина, был Толстой и его последователи.

Пресекающий зло должен обладать определенной духовной зрелостью для распознавания зла. Он должен уметь разглядеть его за всеми масками и трюками. Человек, призванный пресечь зло - это человек подлинно любящий добро. Вопрос о победе добра над злом существует для него не абстрактно, но конкретизирован до личной практической задачи. Поэтому помимо живой любви ко всему сущему ему необходима

способность к практическому действию. Мировой процесс воспринимается таким человеком как арена борьбы между добром и злом, где он участвует на стороне сил добра. Тот, кто сознательно убирает свою волю из мира (это относится к Толстому, монахам, старцам) тот не вправе, по мнению Ильина, ставить и решать эту проблему, так как для этих людей она просто не существует.

Убийство другого - это крайний случай в силовом одолении зла. В обычной жизни человек сталкивается с необходимостью давать отпор внешнему злу, как правило, на уровне психического взаимодействия и довольно редко физического. Если мы отвлечемся от сферы противоправной, преступной, и обратимся к нашей повседневной жизни, то проблема определения необходимой меры воздействия с достаточной остротой присутствует и здесь. Эту меру нельзя определить заранее какими-нибудь абстрактными

принципами. Она обретается в самом процессе жизни. Вся жизнь человека - это последовательность выборов, частично осуществляемых сознательно, частично - бессознательно.

Учение Ильина о противлении злу в сущности представляет собой учение о насилии и ненасилии, так как это учение о силе, которой может быть задано то или иное направление и цель. Одна и та же энергия может быть по-разному организована, и от человека зависит, насколько он может преобразовать хаотические, деструктивные импульсы борьбы со злом в упорядоченные, созидающие силы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой // Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.

2. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Три речи // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т. - М.: Рарог, 1994. - Т. 3. |

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.