Научная статья на тему 'Проблема соответствия образовательных стандартов уровню развития интеллектуальных ресурсов в контексте современного содержания труда'

Проблема соответствия образовательных стандартов уровню развития интеллектуальных ресурсов в контексте современного содержания труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / INSTITUTIONAL CHANGES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INTELLECTUAL RESOURCES / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА / CONTENT OF LABOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Е.И.

В статье обозначена проблема соответствия федеральных государственных стандартов уровню развития интеллектуальных ресурсов в контексте усложняющегося содержания труда. Обоснована необходимость целенаправленного обучения не только наукам, но и умениям наиболее сложного и эффективного творческого труда, всех его видов практико-исследовательского, научно-исследовательского, инновационного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMPLIANCE WITH EDUCATIONAL STANDARDS, INTELLECTUAL RESOURCES DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE CONTEMPORARY CONTENT OF THE LABOR

In the article the problem is indicated by the corresponding federal state standards development of intellectual resources in the context of increasingly complex content of labor. Substantiates the necessity targeted training not only science, but also the skills of the most complex and effective creative work, all of its forms a practice-research, Scientific Research, and innovation.

Текст научной работы на тему «Проблема соответствия образовательных стандартов уровню развития интеллектуальных ресурсов в контексте современного содержания труда»

УДК 331.102.323+006.89

Е.И. Федотова

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и управления, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА

Аннотация. В статье обозначена проблема соответствия федеральных государственных стандартов уровню развития интеллектуальных ресурсов в контексте усложняющегося содержания труда. Обоснована необходимость целенаправленного обучения не только наукам, но и умениям наиболее сложного и эффективного творческого труда, всех его видов - практико-исследовательского, научно-исследовательского, инновационного.

Ключевые слова: институциональные изменения, образовательные стандарты, интеллектуальные ресурсы, личность, содержание труда.

E.I. Fedotova, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch

THE PROBLEM OF COMPLIANCE WITH EDUCATIONAL STANDARDS, INTELLECTUAL RESOURCES

DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE CONTEMPORARY CONTENT OF THE LABOR

Abstract. In the article the problem is indicated by the corresponding federal state standards development of intellectual resources in the context of increasingly complex content of labor. Substantiates the necessity targeted training not only science, but also the skills of the most complex and effective creative work, all of its forms - a practice-research, Scientific Research, and innovation.

Keywords: institutional changes, educational standards, intellectual resources, personality, content of labor.

Не всегда эволюционные процессы институциональных изменений в обществе неизбежно ведут к оптимальным результатам. Так, процессы реформирования института образования в нашей стране представляются движущимися по тупиковому пути.

Новые стандарты определяют новые требования к образованию. А к какому конечному результату должны привести эти требования?

Представляется, что конечной целью образования должно быть развитие личности. В современных условиях личность обедняется. Эволюционирующий институт образования готовит «медведя на велосипеде», ставя перед ним задачу овладевания определенным набором компетенций, предписанных в стандартах. Но в современных условиях стране нужны интеллектуалы и патриоты, нужны люди, способные к выполнению труда нового содержания, который формируется под воздействием процессов глобализации, информатизации, конкуренции и проч.

Опираясь на интеллектуальный потенциал, необходимо формировать инновационную систему, создавать современный технологический базис, развивать наукоемкое производство как основу повышения производительности труда и экономического роста [1].

Именно требуемый уровень содержания труда, которым будет заниматься востребованный профессиональный специалист, и должен определять стандарты образования.

Если учесть рост, усложнение, наращивание темпов, прогрессивное изменение объема и структуры общественных потребностей и интернационализацию, то она объективно требует и реально добивается: во-первых, уменьшения величины стоимости товара (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс); во-вторых, относительного увеличения в структуре стоимости прошлого труда по сравнению с живым (К. Маркс); в-третьих, перераспределения труда из добывающих/сырьевых отраслей в обрабатывающие/перерабатывающие; в-четвертых, перераспределения труда из материальной в нематериальную сферу услуг; в-пятых, перераспределения труда из непосредственного производства в сферу подготовки производства, в сферу НИОКР; в-шестых, сокращения рабочего и увеличения внерабочего времени; в-седьмых, увеличения свободного времени, как пространства (при прочих равных условиях) для развития личности

каждого члена общества [2]. Это и есть те условия, которых требует становление, функционирование и развитие постиндустриальной, инновационной экономики.

Чтобы этого добиться, нужно сделать сферу науки и образования ключевой в хозяйственном комплексе страны. От её успешного развития во многом зависит не только научно-технический прогресс, но и функционирование всех отраслей национального хозяйства, социально-экономическая эффективность в целом.

Современное содержание труда связанно в первую очередь с информационными и коммуникационными технологиями. Компьютерные системы поддержки решений, новейшие технологии телекоммуникаций и интернет внедряются в производственный процесс, существенно меняя содержание труда, ликвидируя одни рабочие места и вызывая к жизни другие. Эти процессы изменяют формы организации труда и предопределяют новые требования к работникам. В большинстве отраслей происходит массовое замещение низкоквалифицированного труда высококвалифицированным.

На изменение содержания труда оказывает влияние и продолжающийся процесс автоматизации производства. Он освобождает работника от выполнения механических функций, резко увеличивая в его труде долю осмысления информации. Важнейшими становятся функции обслуживания и наладки оборудования, обеспечения непрерывности работы системы агрегатов, ввод информации в компьютерные программы и т.д.

Компьютеризация и автоматизация производства позволяют передать технике не только физические, но и сложные интеллектуальные операции, оставляя работнику неалгоритмизируе-мые, т.е. творческие виды деятельности, что это повышает интеллектуальное содержание труда, требования к степени ответственности, уровню образования и квалификации работников.

Эти особенности проявляются и в системе малого и среднего предпринимательства, в котором качественное изменение трудовых функций становится насущной необходимостью. Развитие малых предприятий, которое наблюдается в национальной и мировой экономике, требует большого числа специалистов с широким профилем знаний, необходимых для поливалентного и комплексного труда.

Многопрофильность, поливалентность труда крайне необходима во многих отраслях национального производства, где постоянно меняется номенклатура изделий и осуществляется непрерывная модернизация действующего оборудования и технологий. Изменение и модификация продукции, создание новых моделей и образцов высокого качества усиливают потребности отечественного производства в многопрофильных специалистах, способных к поливалентному труду.

Предполагаемое наступление новой эры обусловлено превращением знаний в доминирующий ресурс, повышением роли личности в процессе производства.

Следовательно, в эпоху становления постиндустриального общества, в условиях усиливающегося разделения труда и конкуренции, глобализации экономики и совершенствования интеграционных процессов, развития информационных систем, наукоемкого и высокотехнологичного производства, в связи с нарастающей интеллектуализацией труда, к его содержанию, поднимающемуся на новый уровень, предъявляются повышенные требования.

Одной из основных предпосылок формирования нового уровня содержания труда, которые имеются в современных условиях развития национальной экономики, являются интеллектуальные ресурсы.

Мы включаем в понятие «интеллектуальные ресурсы» результаты творческого и интеллектуального труда людей, а также организационные знания, которые объективируются в следующих формах: человеческие ресурсы, интеллектуальная собственность, информация, знания, инновации, технологии ведения бизнеса, организационная (корпоративная) культура.

Как считают многие исследователи, постиндустриальная экономика характеризуется

следующими особенностями: интеллектуализацией используемых технологий, обеспечивающей резкое повышение производительности труда; ростом наукоемкости и производств и товаров; существенным увеличением значимости деятельности, связанной с производством, хранением, передачей и производством знаний; глобализацией мировой экономики и жесткой конкуренцией, приводящей к сокращению жизненного цикла продукции и к необходимости постоянного внедрения инноваций.

Поскольку научно-технический прогресс предполагает переход к сложному наукоемкому производству, возрастают и требования к образовательной деятельности. Образование, накопленные знания, профессионализм, творческая активность играют все большую роль в повышении производительности труда и обеспечении конкурентоспособности современного производства.

Интересы перехода к постиндустриальному, информационному обществу предъявляют особые требования к системе образования. Необходимо целенаправленно начать обучение не только наукам, но и умениям наиболее сложного и эффективного творческого труда, всех его видов - практико-исследовательского, научно-исследовательского, инновационного.

Для России сейчас чрезвычайно важной и одновременно слаборешаемой остается проблема качества образовательной системы, без которой нельзя формировать новый уровень содержания труда.

Необходимость реформирования системы образования вызвана не столько общественными преобразованиями, сколько изменениями в производстве, в развитии рыночных отношений, конкуренции и в национальной экономике, и в мировом хозяйстве. Современная система образования должна соответствовать новому типу производства, расширению наукоемкого и высокотехнологичного секторов экономики инновационного типа. Причем, она обязана не только соответствовать, но и опережать развитие производства, направлять на инновации.

Образование должно служить и современным интересам постиндустриального, информационного, инновационного общества и производства, и дальнейшему развитию научно-технического и научно-управленческого процесса, повышению производительности труда, эффективности и конкурентоспособности рыночной экономики. В критериях, по которым оценивается качество образования, необходимо сместить акцент с содержания учебных программ на его "конечный продукт", выраженный степенью готовности выпускников к практической высокопроизводительной деятельности, их конкурентоспособностью.

Потребителями такого "конечного продукта" являются хозяйствующие субъекты, и именно они, по нашему мнению, должны оценивать его качество, предъявляя спрос на нужных им специалистов и корректируя саму систему образовательного комплекса, который сейчас призван формировать новое содержание труда.

Его формирование требует повышения общего уровня образования населения, деятельности научно-технических кадров в области фундаментальных и прикладных наук, постоянного повышения квалификации специалистов. Это было осознанным приоритетом страны десятки лет, что, в частности, оказало влияние на развитие атомной, ракетно-космической и других оборонных отраслей.

Улучшение качества рабочей силы является основополагающим источником формирования нового содержания труда, повышения его производительности, которая, в свою очередь, обеспечивает устойчивое развитие современной экономики. Более образованные группы работников способны выполнять труд любой сложности эффективнее и качественнее, имеют большее вознаграждение за него и, тем самым, вносят существенный вклад в национальный продукт. Поэтому современное общество должно стремиться к созданию более образованной рабочей силы и всячески поощрять любые действия, направленные на повышение образовательного уровня населения, создавать условия для этого.

Профессиональное образование всех уровней базируется на общем среднем образование. Учитывая изменяющуюся обстановку, быстрый рост научно-технического прогресса, требования к молодым специалистам, важнейшими задачами средней школы следует признать формирование способности к обучению, мотивации к учебе, подготовленность к реалиям жизни, умение рассуждать и излагать свои мысли, формулировать гипотезы, анализировать происходящее.

В системе общего образования нашей страны получили широкое распространение лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов, в которых работают высококвалифицированные учителя и преподаватели высшей школы. Образовательные процессы в основном отвечают требованиям современного общества. Поэтому можно говорить о создании ощутимых предпосылок к получению дальнейшего высшего и качественного профессионального образования в вузах.

Однако в большинстве общеобразовательных школ и, особенно в сельской местности низкий уровень материальной базы не отвечает требованиям современных образовательных технологий, что стало серьезной проблемой как для учащихся и учителей, так и для общества в целом.

Мировой опыт показывает необходимость соединения теоретических знаний и практических умений в начальном и среднем профессиональном образовании. Новые учебные программы для профтехобразования ориентированы на профильное обучение, однако, они зачастую оторваны от непосредственного производства. Полагаем, что качественное профессиональное образование, а также высокую квалификацию можно получить только при соблюдении обязательного условия - прохождения производственной практики в действующих организациях, что должно стимулировать получение новых знаний (умений, навыков) и их совершенствование.

При подготовке специалистов среднего звена необходимо учитывать, что они нужны, как правило, для наукоемкого и высокотехнологичного производства и должны обладать достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными практическими навыками и умениями. Содержание образования должно строиться в соответствии с тем содержанием труда, которое предстоит выполнять специалисту.

По мнению некоторых руководителей высшего звена, сегодняшним специалистам со средним профессиональным образованием не хватает новых знаний и умений, необходимых для современного производства. К ним относят, прежде всего: знания принципов мышления, решения проблем, умение просчитывать варианты решений; знание современных технологий, тенденций их развития, умения ориентироваться в последних достижениях научно-технического прогресса и использовать их в своей профессиональной деятельности; знание принципов и алгоритма разработки стратегии развития предприятия и структуры управлениям им, статистических методов при управлении производством и контроле качества продукции; знание вычислительной техники, информационных технологий, умения принимать решения на основе инфор-мации;знание иностранных языков.

Можно сделать вывод, что среднее профессиональное образование с его практикоори-ентированной подготовкой, скорее всего, не сможет обеспечить требуемый уровень компетенции. Отсюда следует еще один вывод, что формирование нового уровня содержания труда должно происходить с учетом не только имеющегося среднего профессионального образования, но и с продолжением обучения в высшем звене.

Главным стратегическим направлением развития системы высшего профессионального образования должна стать ориентация на нужды наукоемкого производства. Переход к экономике знаний предъявляет новые требования к системе высшего образования, так как разработка и внедрение принципиально новых технологий, внедрение инноваций стали ключевым фактором обеспечения эффективности производства, улучшения качества товаров и услуг. Для

того чтобы он свершился, необходима система образования, делающая упор на развитии инновационного потенциала личности.

На современном этапе особенно важное значение, по нашему мнению, приобретает подготовка высокопрофессиональных специалистов для системы малого предпринимательства, способных к комплексному и поливалентному труду, имеющих знания в разных областях деятельности.

В условиях постиндустриального общества особое значение приобретает формирование сети учреждений по непрерывному образованию, что связано с бурным развитием научно-технического прогресса, постоянно меняющего процессы создания продукции, их качество. Поэтому необходимо постоянное обновление знаний, умений и навыков, чтобы успевать за изменениями в гибких производственных системах. Такая тенденция все усиливается, процессы и продукция совершенствуются, что заставляет постоянно повышать квалификацию работников. Непрерывное обучение должно стать необходимым не только для самих работников, но также для государства и организаций - потребителей специалистов.

Список литературы:

1. Федотова Е.И. Проблема совершенствования содержания труда в условиях конкурентной экономики // Российское предпринимательство. - 2006. - № 9 (81). - С. 114-116. - ЫКЬ: http://www.creativeconomy.ru/articles/7663/

2. Федотова Е.И. Формы проявления общественной потребительной стоимости как закономерности движения общественного труда / Е.И. Федотова, Н.С. Волостнов // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 3-2 (31). - С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.