Научная статья на тему 'Проблема соотношения права и нравственности на примере полемики Б. Н. Чичерина и В. С. Соловьева и в современный период'

Проблема соотношения права и нравственности на примере полемики Б. Н. Чичерина и В. С. Соловьева и в современный период Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1358
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / SOCIAL REGULATORS / ПРАВО / LAW / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайловская Варвара Андреевна

В статье рассматривается дискуссия двух отечественных мыслителей Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева о взаимоотношении права и морали, а также описывается проблема соотношения этих основных социальных регуляторов общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the relation of law and morality as an example controversy B.N. Chicherin and V.S. Solovyov and in the modern period

The article deals with the discussion of two Russian thinkers Chicherin and Soloviev's about the relationship between law and morality, and describes the actual problem of the relation of these basic social regulators of social relations.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения права и нравственности на примере полемики Б. Н. Чичерина и В. С. Соловьева и в современный период»

В.А. Михайловская

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПОЛЕМИКИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА И В.С. СОЛОВЬЕВА И В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД*

Право и мораль относятся к самым значимым социальным регуляторам общественных отношений, определяющим основные принципы человеческого общежития в нормативно-ценностных характеристиках. Они тесно взаимодействуют между собой, но при этом не утрачивают своей уникальности и самостоятельности.

Вопрос о соотношении права и морали всегда был в центре внимания в гуманитарных науках. К нему обращались мыслители разных эпох - античности, Средневековья, Нового времени, и эта тема в силу своей неисчерпаемости остается предметом дискуссий и в наши дни.

Как полностью самостоятельные феномены право и мораль можно рассматривать, начиная с эпохи Просвещения, когда они обособились. Благодаря буржуазным революциям на европейском континенте юридическое мировоззрение оказалось на первом месте в системе форм общественного сознания, поскольку только оно могло опосредовать взаимоотношения человека и государства, в которых стороны были бы взаимно равны и ответственны друг перед другом.

До этого времени определяющую роль в общественном сознании играли сначала мифология (в эпоху становления соционорма-тивной регуляции), потом религия (в древности и Средние века), а затем, в Новое время, - мораль и политика. В.С. Нерсесянц, поясняя специфику правовых и неправовых (этических, эстетических, религиозных и т.д.) норм, писал, что они взаимодействуют и влияют друг на друга, но при этом каждая из них выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами социальные

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук, доцентом Н.В. Колотовой. 54

Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2015

регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. По мнению В.С. Нерсесянца, основным принципом, выделяющим право из других нормативно -ценностных систем, является формальное равенство1.

В конце XIX - начале XX в. в России существовало несколько подходов к проблеме взаимоотношения права и морали. Эта проблема интересовала многих философов и правоведов: И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяков-ского, В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина.

Вопрос о соотношении рассматриваемых феноменов решался по-разному. И.В. Михайловский выделял четыре типа подходов к проблеме их соотношения. Первый сводился к отрицанию различия между правом и нравственностью. При этом предполагалось, что каждое требование нравственности может быть облечено в форму юридической нормы (психологическая теория права Л.И. Петражицкого).

Второй тип характеризовался противопоставлением права и нравственности, фиксацией их самостоятельности и независимости друг от друга (воззрения И. Фихте, Г.Ф. Шершеневича).

В соответствии с третьим типом право рассматривалось как производное от этики, «этический минимум». Эти теории не отождествляли право и нравственность, но, исходя из их родства, утверждали, что право есть определенная часть морали (концепции Г. Еллинека и В.С. Соловьева).

И, наконец, четвертым типом решения проблемы соотношения права и нравственности являются теории, в которых фиксируется несомненная связь морали и права, которая, тем не менее, не мешает этим двум сферам развиваться по своим требованиям и законам. Родоначальниками такого подхода И.В. Михайловский

называл И. Канта и Г. Гегеля, а Б.Н. Чичерина характеризовал как

2

их последователя .

Понятия права и морали были центральными категориями для всех направлений политико-правовой теории России. Либеральная

1 См.: Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2008. С. 82, 90.

2 См.: Михайловский И. В. Очерки философии права. В 3 т. Т. 1. Томск, 1914. С. 143-160.

позиция по их соотношению представлена в трудах известного правоведа Б.Н. Чичерина - автора фундаментальных работ в области истории политических учений, государствоведения и философии права. Он определял право как «свободу, определенную законом». «Право есть законное определение свободной воли, - писал Б.Н. Чичерин. - Свобода, которой в пределах закона пользуется человек, есть право в субъективном смысле; закон, определяющий эту свободу, есть право в объективном смысле. Во всяком случае, основное понятие тут свобода»3.

Б.Н. Чичерин строил свою концепцию на естественно-правовом подходе, при котором положительное и естественное право дифференцируется для того, чтобы право не отождествлялось с интересом и законом, так как эта область не исчерпывается законом, исходящим от государства4. При этом естественное право представляется основанием положительного права: «если первое устанавливается человеческою волею, то последнее управляет самой волею» .

Проблема соотношения права и нравственности была центральной и в теоретических работах В.С. Соловьева. В своей знаменитой книге «Оправдание добра» он поставил задачу не только выяснить философские основания нравственности, но и показать их значимость во всех областях человеческой жизни, в том числе и в праве. Однако многие положения, выдвинутые автором, вызвали серьезную критику современников.

Наиболее ярко характеризует взгляды В.С. Соловьева на взаимоотношения морали и права его полемика с Б.Н. Чичериным. Их дискуссия стала событием в истории русской философии. Она являет собой пример научного спора, в котором оппоненты, не соглашаясь друг с другом по существу, уважительно и вдумчиво критикуют противоположную точку зрения. В ходе этого научного спора подвергались сомнению те или иные положения, приводилась новая аргументация в защиту собственной точки зрения, но,

3 Чичерин Б.Н. О началах этики // Философские науки. 1990. № 1. С. 103.

4 См.: Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 1-3.

5 Чичерин Б.Н. О началах этики. С. 105.

что особенно важно, уяснялось и дополнялось новым содержанием понимание многих чрезвычайно важных философских проблем6.

Самая жаркая дискуссия развернулась по поводу соотношения права и нравственности и определения В.С. Соловьевым права «как принудительного требования реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Право, по мнению философа, представляет собой низ-

„ 7

ший предел или определенный минимум нравственности» .

Б.Н. Чичерин, не соглашаясь с В.С. Соловьевым, указывал, что «минимум» - это количественное, а не качественное определение, которое произвольно может быть увеличено или уменьшено. По содержанию же юридические нормы, которые характеризуются как минимум нравственности, не содержат ничего собственно нравственного. Так, «право не ограничивается воспрещением убийств и насилий, но устанавливает право собственности с различными его видоизменениями, такими как право пользования,

право на чужую вещь; гражданскими обязательствами, института-

8

ми купли-продажи и т.д.»

Что касается характеристики нравственного содержания права собственности, то тут Б.Н. Чичерин отмечал в работе В.С. Соловьева некоторые противоречия. Сначала философ утверждал, что собственность надо «признать... нравственною основой нормального общества, следовательно, чем-то священным и неприкосновенным, есть не только логическая, но даже и психологическая возмож-ность»9. А в другом месте он указывал, что «собственность вообще не имеет нравственного значения»10. Б.Н. Чичерин же считал, что право черпает свое содержание из совершенно других источников,

нежели нравственные требования, а потому не может быть сведено

11

к понятию минимума нравственности .

По мнению В.С. Соловьева, принцип права представляет собой прямое выражение справедливости: при утверждении свободы одного как права признается свобода других как их право. Однако в

6 См.: Приленский В.И. Из истории отечественной философии // Философские науки. 1990. № 1. С. 73.

7 Соловьев В.С. Собр. соч. В 2 т. Т. 1. 1988. С. 448.

8 Чичерин Б.Н. О началах этики. С. 100.

9 Соловьев В.С. Указ. соч. С. 348.

10 Там же. С. 355.

11 См.: Чичерин Б.Н. О началах этики. С. 102.

понятии права непременно заключено требование его реализации, для которого право должно иметь определенную силу, чтобы свобода одного всегда могла на деле ограничивать свободу других в равных пределах. Согласно этической концепции В.С. Соловьева такое требование справедливости должно принудительно привноситься из идеи общего блага (общественного интереса, интереса реализации добра). Степень и способы этой реализации зависят от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий. Таким образом, естественное право становится правом положительным и формулируется так: право есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага12.

Необходимо отметить, что Б.Н. Чичерин не отвергал внутреннюю связь права и морали, более того, он подчеркивал, что право намного ближе к нравственности, чем все другие области человеческой деятельности. «Нравственность иногда служит восполнением права; там, где юридический закон оказывается недостаточным, нравственность может требовать совершения действия по внутреннему побуждению»13. Оба феномена вытекают из одного источника: из природы человека как разумного и свободного существа, а потому им обоим одинаково присуще начало справедливости. Но они предназначены для управления двумя разными сферами свободы: одно - внутренними побуждениями человека, определяемые совестью, другое - внешними отношениями свободы одного лица к свободе других. Эти две сферы имеют каждая свои требования и

14

свои законы .

Таким образом, для В.С. Соловьева главным и более широким понятием является нравственность, но между ним и правом существует «тесная связь»15. На наш взгляд, такая связь может существовать только между различными явлениями, связанными друг с другом «качественно», а не «количественно», и одно из них не может быть «низшим пределом» другого. Исходя из этого право и нравственность можно рассматривать только как самостоятельные

12 См.: Соловьев В.С. Указ. соч. С. 452.

13 Правовая мысль: Антология. М., 2011. С. 453.

14 См.: Чичерин Б.Н. О началах этики. С. 103.

15 См.: Соловьев В.С. Указ. соч. С. 72.

нормативно-ценностные системы, но взаимодополняющие и обогащающие друг друга взаимопроникающим действием.

Право создает нормативно-организованную сферу деятельности для осуществления моральных поступков человека, а мораль ориентирует общество на уважительное отношение к правовым ценностям. Подобная взаимообусловленность связана с тем, что право и мораль имеют схожие задачи - обеспечение общественного порядка и гармоничного развития человека, равновесие между интересами общества и человека. Таким образом, право и мораль вступают во взаимодействие для обеспечения и защиты базовых ценностей современного общества. Поэтому «взаимодополнительность» можно определить как взаимное обогащение и взаимную эволюцию автономных систем права и морали, направленное на совместное, дополняющее воздействие и защиту основных ценностей человеческого общежития.

Право и мораль имеют дело со свободным индивидом, несущим ответственность за свои действия. Эти нормативно -ценностные системы не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделен свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Полемика Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева была интересна не только их современникам, она и сегодня заслуживает пристального внимания и серьезного изучения. Идеи, выдвинутые этими великими мыслителями, не устарели, а приобрели дополнительный смысл. На их работы продолжают ссылаться современные авторы, на них основывают собственные разработки и фундаментальные исследования ученые-юристы. Одним из ученых, чьи взгляды сформировались под влиянием русской школы философии права, можно назвать Е.А. Лукашеву. Широко известна ее монография «Право, мораль, личность» (М., 1986). В других работах Е.А. Лукашевой тоже уделяется значительное внимание вопросам соотношения права и нравственности. Например, взаимосвязь рассматриваемых ценностно-нормативных регуляторов аргументируется тем, что «общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального назначения: право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию цивилизационной системы». Вместе с тем «констатация такого единства не означает

игнорирования специфики каждой из этих систем, определяемой их

ориентацией на различные стороны поведения и сознания лю-

~ 16 дей» .

В настоящее время многие ученые анализируют вопросы изменения ценностных ориентаций в России, фиксируют глубокий кризис современных нормативно-ценностных систем. Указанные изменения в свою очередь влекут трансформации и в моральном, и в правовом сознании. В частности, отмечается, что, поскольку право зависит от морали, падение нравственных ценностей может привести к снижению авторитета права. Российский социолог Л.Д. Гудков обращает внимание на низкий уровень морального сознания российского общества, что, по его мнению, связано с отсутствием и неразвитостью социокультурных институтов поддержания морали. К таким институтам он относит средства массовой информации, религиозные организации, образовательные центры и т.д.17 А Г.В. Мальцев причиной негативных процессов в современной культуре считает «дивергенцию регулятивно -норматив ных систем - религии, морали и права», которая «самым катастрофическим образом отразилась на положении современного человека». Выход из этого положения ученый видит в том, чтобы приостановить расхождение между ними и «восстановить целостность соци-онормативной культуры общества»18.

Иными словами, проблема соотношения права и морали, затронутая в рассмотренной научной полемике Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева, относится к числу «вечных» и «классических» в юриспруденции. В каждый исторический период появляются новые примеры взаимодействия этих феноменов, что порождает очередные дискуссии.

16 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009. С. 129-130.

17 См.: Гудков Л.Д. Человек в неморальном пространстве: к социологии морали в посттоталитарном обществе // Вестник общественного мнения. 2013. № 3. С. 120.

18 Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2009. С. 527, 531.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.