Научная статья на тему 'Проблема соотношения понятий стиля и дискурса в лингвистике начала XXI В. В контексте идей М. Н. Кожиной'

Проблема соотношения понятий стиля и дискурса в лингвистике начала XXI В. В контексте идей М. Н. Кожиной Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3749
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ДИСКУРС / FUNCTIONAL STYLE / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова Ольга Вячеславовна

Статья посвящена анализу сложившейся в современной лингвистике проблемной ситуации, связанной с нерешенностью вопроса о соотношении понятий стиля и дискурса. Развивая идеи М.Н. Кожиной и ее последователей, автор доказывает, что функциональный стиль и дискурс представляют собой две фундаментальные категории, по-разному членящие коммуникативное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation problem of style and discourse concepts in linguistics in the beginning of the 21st century in the context of M. N. Kozhina''s ideas

The correlation problem of the style and discourse concepts in the domestic linguistics is topical more than ever and is far away from its unambiguous decision. The founder of the domestic stylistic school M. N. Kozhina in her latest works considers the question of discursive analysis and functional stylistics. Postulating "the connection of discourse features with a functional style" "terms-concepts of discourse and functional style went hand in hand in the history of linguistics, which, obviously, is not casual", she states, "These terms-concepts cannot be identified". Let us generalize and develop the important provisions developed by the researcher: • discourse and style concepts are adjacent, parallel, non-identical, heterogeneous, multi-ordinal notions of two "close disciplines of linguistics"; • discourse in its ontological determination goes back to formation, functional style to forms of public consciousness, so discourse acquires such qualities of a social formation as a focused dependency on a certain public practice, direct social and historical conditionality, "revolutionism", mobility, dynamism, variability, procedurality, tendency to multiple variability of speech expression; while style has such properties of forms of public consciousness as typification of an uncertain set of separate public practices in an objectively limited quantity of forms of public consciousness, indirect social-historical conditionality, "evolutionary character", stability, tendency to invariance of speech expression; • the theory of functional styles offers a consistent and rather harmonious general systematization of the object (styles, sub-styles), the discourse theory a plurality of separate classifications by various bases. As a result of M.N. Kozhina's deep lingua-philosophical reflections comes an unconditional recognition of, first, the theoretical-methodological proximity of the analysis of discourse and functional stylistics; second, an obvious tendency to their further rapprochement; third, the remaining questionability of their correlation. V.Ye. Chernyavskaya in her recent work "Discourse as a phantom object: from text to discourse and back?" makes a considerable world outlook breakthrough in the evolutionary development of M.N. Kozhina's ideas. Postulating an indisputable commonality of the methodological principle "underlying the functional-stylistic and discursive focused approaches" "focus on interdependence of the linguistic and the extra linguistic", V.Ye. Chernyavskaya believes that "the category of discourse offers to the researcher a special principle of division of communicative spheres and speech systems correlating with them, different from the now operating in functional stylistics". So, developing M.N. Kozhina's ideas about the correlation of style and discourse concepts, it is possible to say that the demarcation line between style and discourse is on the axis of communicative space division: deductively, from top to bottom in the first case, inductively, from bottom to top in the second; according to fundamental ontology of language / speech in the first case, according to variability and polyvalency of empirical development of language / speech in the second.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения понятий стиля и дискурса в лингвистике начала XXI В. В контексте идей М. Н. Кожиной»

УДК 8і’ЗУ; 8i’38

О.В. Орлова

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ СТИЛЯ И ДИСКУРСА В ЛИНГВИСТИКЕ НАЧАЛА ХХІ в. В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ М.Н. КОЖИНОЙ

Статья посвящена анализу сложившейся в современной лингвистике проблемной ситуации, связанной с нерешенностью вопроса о соотношении понятий стиля и дискурса. Развивая идеи М.Н. Кожиной и ее последователей, автор доказывает, что функциональный стиль и дискурс представляют собой две фундаментальные категории, по-разному членящие коммуникативное пространство.

Ключевые слова: функциональный стиль, дискурс.

Сегодня с очевидностью можно констатировать, что проблема соотношения понятий стиля и дискурса в отечественной лингвистике актуальна как никогда и крайне далека от однозначного решения. В то же время неопределенность позиций по данному вопросу порождает необходимость возвращаться к нему при изучении текстов различных дискурсивных практик в русле разных направлений, в частности в лингвоконцептологии (см., например: [1, 2]).

Попытки определить онтологический и гносеологический статус двух на первый взгляд конкурирующих понятий предпринимаются с начала 1990-х гг., когда термин «дискурс» молниеносно вторгся в научный контекст, что привело к так называемому «дискурсивному повороту» [3] не только в отечественной филологии, но и в гуманитарной области в целом [4, 5].

Специалист по теории дискурса В.И. Карасик считает, что «термин «функциональный стиль» относится... к числу наименее удачных терминов в лингвистике» [б], видимо, намекая на дальнейшую нецелесообразность его употребления. В то же время Е.В. Чернявская в категорической форме заявляет: «Функциональный стиль и функциональная стилистика не может отрицаться современными дискурсивно-ориентированными подходами. Функциональный стиль сохраняет свою самодостаточную значимость как единица членения текстового континуума, как объект лингвистического анализа. Одновременно с этим и дискурс как особый модус описания языковой деятельности значим как единица операционального анализа, добавляющая детализацию в наши представления о коммуникативной практике» [У. С. 94].

В 1995 г. выходит работа Ю.С. Степанова «Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности», в которой отчетливо звучит мысль о тесной близости двух понятий: нового заимствования и традиционного термина: «Термин дискурс (фр. discours, англ. discourse) начал широко употребляться в начале 1970-х гг., первоначально в значении близком к тому, в каком в русской лингвистике бытовал термин «функциональный стиль» (речи или языка). Причина того, что при живом термине «функциональный стиль» потребовался другой - «дискурс», заключалась в особенностях национальных

лингвистических школ, а не в предмете. <.> В англосаксонской традиции не было ничего подобного прежде всего потому, что не было стилистики как особой отрасли языкознания. Англосаксонские лингвисты подошли к тому же предмету, так сказать, вне традиции - как к особенностям текстов. «Дискурс» в их понимании первоначально означал именно тексты в их текстовой данности и в их особенностях» [8. С. З5].

Подробное освещение известной работы «франко-швейцарского лингвиста и культуролога Патрика Серио «Анализ советского политического дискурса» («Analyse du discours politique sovietique», Paris, 1985)» [Там же. С. ЗУ] (труды П. Серио будут представлены на русском языке несколько позже, в частности в сборнике статей «Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса») приводит ученого к справедливому выводу о том, что «дискурс не может быть сведен к стилю». Здесь очень важно употребление Ю.С. Степановым предиката не может быть сведен, т.е. дискурс не сводим к стилю, шире или объемнее стиля.

Как видим, ставя актуальный вопрос о соотношении понятий стиль и дискурс, ученый делает лишь предварительные шаги к его решению. Но уже следующее утверждение: «И именно поэтому стилистический подход, создание стилистики как особой дисциплины в рамках изучения данного языка, - в настоящее время уже не является адекватным» [Там же. С. 4G] - не кажется нам правомерным, поскольку именно в лоне стилистики в отечественной науке зародился функциональный подход как таковой. В работах представителей авторитетной пермской школы функциональной стилистики мы наблюдаем успешные образцы построения гармоничного научного диалога -диалога концепций, позиций, а также поиска объединяющего и различающего, общего и индивидуального в двух фундаментальных теориях функциональной лингвистики.

В 2003 г. выходит ставший настоящим событием для лингвистической общественности «Стилистический энциклопедический словарь русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной. В рецензии на данное издание С.Л. Мишланова отмечает, что вследствие представленного в литературных источниках мнения о дублетности понятия дискурс, присущего западноевропейской и американской лингвистике, и понятия стиль, разработанного отечественной функциональной стилистикой, эти понятия «практически не встречаются в рамках одного издания». Неоспоримым достоинством словаря рецензент полагает сопоставление в «специализированном (узкоспециальном) лексикографическом издании понятий функциональный стиль, дискурс, дискурсивный анализ» [9. С. 370].

Позже М. Н. Кожина посвящает соотношению дискурсного анализа и функциональной стилистики отдельную статью [10] и целый раздел изданного в 2008 г. учебника «Стилистика русского языка» [11]. Рассмотрим ведущие положения позиции ученого (далее слова М.Н. Кожиной приводятся по кн.: [11. С. 189-201]).

Постулируя «связь признаков дискурса с функциональным стилем» -«термины-понятия дискурс и функциональный стиль в истории лингвистики шли, так сказать, рука об руку, и, очевидно, не случайно», М.Н. Кожина констатирует: «Эти термины-понятия нельзя отождествлять». Размежевание по-

нятий исследователь проводит на основе анализа путей и отправных точек развития базовых концептов французского и отечественного речеведения. Она отмечает, что понимание дискурса зарубежными коллегами (П. Серио, М. Фуко) опиралось на определение формации, было «насквозь социальноисторичным»: «Как хорошо высказался немецкий лингвист У. Маас, дискурс - это выражение соответствующей языковой формации “по отношению к социально и исторически определяемой общественной практике”».

В то же время «если сопоставить с этим один из основных экстралин-гвистических факторов функционального стиля, определяющих его, - формы общественного сознания, - то оказывается, что этот фактор более высокого уровня обобщения, чем формация (несмотря на разнородность явлений), и, кроме того (что немаловажно!), непосредственно связан с языком».

Отмеченная здесь разность исходных гносеологических базисов двух теорий позволяет выделить такую их, этих теорий, немаловажную дифференциальную черту, как различный потенциал систематизации, стратификации и классификации.

Сравним следующие высказывания.

«Опора на этот базис позволила функциональной стилистике представить достаточно стройную систематизацию изучаемых объектов: функциональных стилей, подстилей, жанров и т.д., включая как макростилевой, так и внутри-стилевой аспекты и в целом полевую структуру функционального стиля (с учетом центра, периферии и межстилевых влияний и зон)», тогда как «какая-либо общая систематизация дискурсов, дискурсивных формаций нам неизвестна, да и вряд ли она возможна».

«Выше было отмечено различие исходных, базовых факторов: с одной стороны, дискурсные формации (на основе понятия общественных формаций и идеологии) - в теории анализа дискурса, с другой - формы общественного сознания (в функциональной стилистике). А это, в свою очередь, серьезно сказывается на внутренней и внешней систематизации (классификации, ти-пологизации) изучаемых объектов - дискурсов и функциональных стилей, о трудностях которой применительно к анализу дискурса упоминалось выше и будет сказано далее <...> Вместе с тем в функциональной стилистике - достаточно ясный принцип деления речевого пространства».

Обобщим и разовьем важные положения, выдвинутые основателем отечественной функциональной стилистики:

• дискурс и стиль - смежные, параллельно существующие, но не тождественные, а разнородные, разнопорядковые понятия двух «близких речевед-ческих дисциплин»;

• дискурс в своей онтологической детерминации восходит к формации, функциональный стиль - к формам общественного сознания, вследствие чего дискурс приобретает такие качества социальной формации, как фокусированная привязка к определенной общественной практике, прямая социальная и историческая обусловленность, «революционность», подвижность, динамичность, изменчивость, процессуальность, ситуативность, тенденция к множественной вариативности речевых манифестаций; в то время как стиль приобретает такие свойства форм общественного сознания, как типизация неопределенного множества отдельных общественных практик в объективно

ограниченное количество форм общественного сознания, косвенная социально-историческая обусловленность, «эволюционность», стабильность, тенденция к инвариантности речевых манифестаций;

• теория функциональных стилей предлагает непротиворечивую и достаточно стройную общую систематизацию своего объекта (стили, подстили), теория дискурса - множественность отдельных классификаций по различным основаниям.

Итогом глубоких лингвофилософских размышлений М.Н. Кожиной становится безусловное признание, во-первых, теоретико-методологической близости анализа дискурса и функциональной стилистики; во-вторых, явной тенденции к их дальнейшему сближению; в-третьих, неснятой дискуссионно-сти вопроса об их соотношении.

Необходимо отметить, что современные речеведческие исследования наглядно демонстрируют устаревание по отношению к терминам-понятиям стиль и дискурс принципа дополнительной дистрибуции (уже упоминаемой ранее невстречамости «в рамках одного издания» [9. С. 370]) и осознание необходимости замены разделительного ИЛИ между ними соединительным И, дальнейшей невозможности оставить понятие дискурс во владениях дискурсного анализа, а функциональный стиль - функциональной стилистики. Однако до решения вопроса о том, чем по отношению друг к другу выступают данные категории - антонимами, дублетами, синонимами, гиперонимом и гипонимом, согипонимами, пока далеко.

Описываемая теоретико-методологическая лакуна до сих пор приводит к некоторой эвристической растерянности, поскольку в каждом отдельном даже сравнительно небольшом и специализированном исследовании авторы вынуждены заново описывать свое видение проблемы. Например, И.Н. Щукина в статье «Текстовые методики исследования религиозного дискурса (на материале телевизионных проповедей митрополита Кирилла, проповедей протоиерея Димитрия Смирнова)» [12] отмечает: «С одной стороны, долгое время дискурс определялся многими исследователями как «речь, погруженная в жизнь» (Н.Д. Арутюнова), т.е. текст, рассматриваемый во взаимосвязи с экстралингвистическими факторами, сопутствующими его порождению. В этом случае дискурс соотносится со стилем как часть с целым: так, «политический дискурс» или «педагогический дискурс» функционируют в рамках официально-делового стиля (первый) (Данное утверждение весьма спорно! - О.О.) или научно-учебного подстиля (второй). С другой стороны, часть российских ученых либо не ставят перед собой задачи установить взаимоотношения этих двух понятий, либо дискурс полагают синонимом стилю».

Однако далее исследователь на основе анализа религиозной речи приходит к выводу, что «жанры различных стилей. созданные истинно верующими людьми, отличаются некоторыми особенностями», а именно: отсутствием нелитературной, грубой оценочной лексики и представленностью средств гармонизации текста, наличием «высокой» лексики в большем количестве, чем в сравниваемых жанрах, созданных атеистами». Эти весомые аргументы приводят к справедливому заключению: «Такое положение дел дает возможность предположить, что дискурс и стиль в своей взаимосвязи соотносятся по

иным параметрам, даже, может быть, стоит подумать о том, что в таком случае религиозный дискурс. понятие более широкое, чем функциональный стиль».

В итоге вполне очевидным следствием изучения рассмотренных выше разделенных 15-летием статей Ю.С. Степанова [8] и И.Н. Щукиной [12] становится положение о том, что дискурс и стиль не одно и то же, и предположение, что дискурс не сводим к стилю и, вероятно, шире стиля. Отсюда вопрос: какими отношениями связаны эти категории - отношениями атрибуции, включения, пересечения, гиперо-гипонимическими? Шире - это значит, что дискурс состоит из стилей, или что стиль - составляющая дискурса, или что стиль - признак дискурса?

Дело в том, что такими отношениями могут быть связаны единицы одной субстанциональной природы, одного онтологического порядка, принадлежащие одной системе мер. Однако восприятие дискурса и стиля как однопорядковых категорий приводит лингвистов к очевидным логическим противоречиям даже в пределах одного исследования.

Так, Н.Л. Моргун в диссертационной работе «Научный сетевой дискурс как тип текста» отмечает, что «теоретическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в изучении специфики научного сетевого дискурса как одной из жанровых разновидностей научного стиля текста» [13. С. 5]. Иными словами, дискурс воспринимается как разновидность научного стиля (понятие жанра в целях обеспечения «чистоты эксперимента» пока опустим). Затем, выделяя категории дискурса, обозначенные как системноприобретенные, исследователь в качестве таковых определяет «такие лингвистические параметры, как. стилевая и жанровая принадлежность» [Там же. С. 7]. Таким образом, по мысли автора, дискурсы - это разновидности стиля / стилей и эти сущности связывают родо-видовые отношения, но одновременно стиль является отдельным лингвистическим параметром дискурса, его атрибутом, признаком, свойством.

В статье «Научные стили речи в компьютерном дискурсе» [14] тот же ученый в соавторстве с научным руководителем сначала с помощью гени-тивного атрибута (стиль дискурса) позиционируют атрибутивную корреляционную соотнесенность: «Научный стиль компьютерного дискурса - это тот же самый функциональный стиль языка науки. но обогащенный электронными средствами связи», - видимо, метонимически подразумевая под обогащением стиля электронными средствами связи обогащение его, стиля, коммуникативного инструментария и функциональных возможностей. Далее авторы выделяют «отраслевые подстили», из которых состоят «стилистические разновидности языка науки в компьютерной научной коммуникации» (т.е. «стилистические разновидности. состоят из подстилей»). Но по ходу развертывания данного тезиса подстили выступают уже как разновидности / компоненты дискурса, следовательно, на подстили членится уже дискурс: «научно-деловой подстиль компьютерного дискурса», «подстили научного компьютерного дискурса». Между стилем и дискурсом, таким образом, устанавливаются отношения если не тождества, то однопорядковости, так как они оба состоят из подстилей.

Подобную терминологическую, а следовательно, и теоретико-методологическую неразборчивость Е.В. Чернявская склонна связывать с «ложным пафосом новизны при оперировании термином дискурс», приводящим «часто к тому, что дискурс используется параллельно или вместо функциональный стиль». Специалист выражает «удивление по поводу безудержных неофиль-ских оценок и настроений, объявивших дискурс и дискурсивный анализ новым исследовательским объектом. Во многом это тот случай, когда новое название стало монтироваться с уже известным содержанием, создавая для некритичного ума эффект квазиновизны» [7. С. 91].

Думается, что подобных методологических казусов можно было бы избежать, последовательно применяя в речеведческих исследованиях описанные несколькими страницами выше обозначенные М.Н. Кожиной положения о принципиальной нетождественности, разнопорядковости, разноприродно-сти двух понятий, изначально восходящих к различным по бытийносущностным свойствам категориям (общественной формации и формы общественного сознания).

Значительный мировоззренческий рывок в эволюционном развитии данных идей М.Н. Кожиной делает В.Е. Чернявская в совсем недавно опубликованной работе «Дискурс как фантомный объект: от текста к дискурсу и обратно?» [7]. Постулируя неоспоримую общность методологического принципа, «лежащего в основе функционально-стилистического и дискурсивно ориентированного подходов» - «ориентированности на взаимозависимость лингвистического и экстралингвистического», В.Е. Чернявская полагает, что «категория дискурса предлагает исследователю особый, отличный от действующего в функциональной стилистике принцип разделения коммуникативных сфер и коррелирующих с ними речевых систем».

Если «фундаментальный базис, фундаментальный критерий идентификации и делимитации одного функционального стиля от другого» - формы общественного сознания, то для дискурса «делимитирующий критерий иной: содержательно-смысловая общность текстов, а не общность формы общественного сознания. В таком понимании дискурсов может быть бесконечно много <.> в зависимости от интерпретативной деятельности субъекта, усматривающего основания для объединения уже существующих и потенциально возможных текстов в единую дискурсивную формацию. <.> Функциональные стили делят коммуникативное пространство на гораздо более крупные сегменты, коррелируют с базовыми - фундаментальными, онтологически заданными, формами познания и деятельности. Функциональных стилей, по определению, не может быть бесконечно много» [Там же. С. 92-94].

Итак, продолжая развивать идеи М.Н. Кожиной о соотношении понятий стиля и дискурса, можно говорить о том, что демаркационная линия между стилем и дискурсом проходит по оси членения коммуникативного пространства: дедуктивно, сверху вниз в первом случае, индуктивно, снизу вверх - во втором; в соответствии с фундаментальной онтологией языка / речи - в первом, в соответствии с вариативностью и поливалентностью эмпирического освоения языка / речи - во втором.

Литература

1. Орлова О. В. О когнитивно-стилистическом и когнитивно-дискурсивном подходах к изучению концептов // Сиб. филол. журн. 2009. № 2. С. 20б-2ІЗ.

2. Орлова О. В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. б (б9). С. У9-84.

3. МакаровМ.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.

4. Кожемякин Е.А. «Дискурсивный поворот» современных социально-гуманитарных исследований // Гуманит. и соц.-экон. науки. 2008. Вып. 2. URL: http://gsen.pi.sfedu.ru/ arti-cles2008/issue2/2-2a.pdf

5. Бусыгина Н.П. «Дискурсивный поворот» в психологических исследованиях сознания // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. URL: http://psyjournals.ru/mpj/ 2GiG/ni/index.shtml

6. Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград: Перемена, 1998. URL: http:// homepages. tversu.ru/ —ips/ JubKaras.html

У. Чернявская В.Е. Дискурс как фантомный объект: от текста к дискурсу и обратно? // Ког-ниция, коммуникация, дискурс. 2011. № 3. С. 8б-95.

8. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века: сб. ст. М., 1995. С. З4-У2.

9. Мишланова С.Л. Рец. на кн.: Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. б9б с. // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. Вып. У. Пермь, 2004. С. Зб5-ЗУУ.

10. Кожина М.Н. Дискурсный анализ и функциональная стилистика с речеведческих позиций // Текст - Дискурс - Стиль: сб. науч. ст. СПб., 2004. С. 9-33.

11. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008. 4б4 с.

12. Щукина И.Н. Текстовые методики исследования религиозного дискурса (на материале телевизионных проповедей митрополита Кирилла, проповедей протоиерея Димитрия Смирнова) // Медиаскоп. 2011. Вып. 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/УУб

13. Моргун Н.Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2GG2. 2G с.

14. Фролов Н.К., Моргун Н.Л. Научные стили речи в компьютерном дискурсе // Мир ПК. 2004. № 4. URL: http://frgf.utmn.ru/NolУ/textlO.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.