Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ И СМЕЖНЫХ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ'

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ И СМЕЖНЫХ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ / СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ / CONFIDENTIAL INFORMATION / TRADE SECRET / OFFICIAL SECRET / LIST OF INFORMATION CONSTITUTING A COMMERCIAL SECRET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черных А. Б.

В статье рассматривается правовая проблема соотношения правового института коммерческой тайны и смежных правовых категорий. Информация, обладающая коммерческой ценностью, с позиции получения конкурентного преимущества - это не вся совокупность коммерческой информации, а лишь ее часть. Анализ дефиниций «конфиденциальная информация» и «коммерческая тайна» позволил определить их как целое и часть и обосновать необходимость нормативного закрепления понятия «конфиденциальная информация» в качестве родового по отношению к понятию «коммерческая тайна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Correlation Institute Commercial Secrets with Adjacent Legal Categories

The article deals with the legal problem of correlation of the legal institution of trade secrets with related legal categories. Information with commercial value, from the position of obtaining a competitive advantage, is not the whole set of commercial information, but only a part of it. The analysis of the definitions of confidential information and trade secrets allowed us to define them as a whole and part and justify the need for normative consolidation of the concept of confidential information as generic in relation to the concept of trade secret.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ И СМЕЖНЫХ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ»

DOI: 10.35854/2219-6242-2019-4-79-88 УДК 346.9:347.775

А. Б. Черных

Проблема соотношения института коммерческой тайны и смежных правовых категорий

A. B. Chernykh. The Problem of Correlation Institute Commercial Secrets with Adjacent Legal Categories

В статье рассматривается правовая проблема соотношения правового института коммерческой тайны и смежных правовых категорий. Информация, обладающая коммерческой ценностью, с позиции получения конкурентного преимущества — это не вся совокупность коммерческой информации, а лишь ее часть. Анализ дефиниций «конфиденциальная информация» и «коммерческая тайна» позволил определить их как целое и часть и обосновать необходимость нормативного закрепления понятия «конфиденциальная информация» в качестве родового по отношению к понятию «коммерческая тайна».

Ключевые слова: конфиденциальная информация, коммерческая тайна, служебная тайна, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44/а; (812) 313-02-40; e-mail: antonina_komar@mail.ru.

The article deals with the legal problem of correlation of the legal institution of trade secrets with related legal categories. Information with commercial value, from the position of obtaining a competitive advantage, is not the whole set of commercial information, but only a part of it. The analysis of the definitions of confidential information and trade secrets allowed us to define them as a whole and part and justify the need for normative consolidation of the concept of confidential information as generic in relation to the concept of trade secret.

Keywords: confidential information, trade secret, official secret, list of information constituting a commercial secret.

Contact Details: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 313-02-40; e-mail: antonina_komar@ mail.ru.

Предпринимательская и производственная деятельность основывается на использовании различного рода экономической, технической и правовой информации: это может быть информация о процессе производства, так называемом ноу-хау, патенты и полезные модели, представляющие собой промышленную собственность; это может быть различного рода инсайдерская информация, различные базы данных, клиентские базы и другое.

Информация, используемая предприятиями и организациями в их коммерческой деятельности, достаточно разнообразна. Можно выделить следующие группы:

— информация, непосредственно связанная с субъектом предпринимательской деятельности (общие данные о размере и составных частях уставного капитала, данные об учредителях);

— сведения о видах деятельности, лицензиях, месте регистрации и нахождении компании и ее филиалов, контактные данные;

Антонина Борисовна Черных — доцент кафедры трудового права и социального обеспечения Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат социологических наук. © Черных А. Б., 2019.

— статистические данные о составе и количестве персонала, подразделений, выпуске продукции, количестве партнеров и прочем;

— информация, связанная с технологиями производства товаров, услуг либо как с технологиями произведения торговых операций (комплексное описание самих технологий, описание отдельных технологических операций, приемов, способов, методов и прочего);

— финансовая и планово-экономическая информация;

— аналитические данные, результаты маркетинговых исследований, данные SWOT-анализа и другие;

— иная информация (клиентские базы и деловая переписка).

Ценность коммерческой информации для получения конкурентного преимущества различна. Всю совокупность информации, используемой для хозяйственной деятельности, можно условно разделить на три больших раздела:

— сведения, находящиеся в открытом доступе;

— сведения, распространение которых ограничено какими-либо условиями;

— засекреченные сведения.

Следовательно, информация, обладающая коммерческой ценностью, с позиции получения конкурентного преимущества — это не вся совокупность коммерческой информации, а лишь ее часть. В особом правовом режиме нуждается только та информация, которая имеет ценность в связи с ее неизвестностью третьим лицам. Таким образом, понятие «коммерческая информация», по роду описываемых им объектов более обширное по отношению к понятию «коммерческая тайна». Именно обладание подобной информацией зачастую определяет конкурентные преимущества на рынке и обеспечивает успех деятельности хозяйствующих субъектов. Установление специального режима охраны для информации, составляющей коммерческую тайну, есть инструмент сохранения правообладателем своего монопольного права на владение ею, что обеспечивает сохранение ее коммерческой ценности.

Список сведений, составляющих коммерческую тайну, каждый правообладатель определяет самостоятельно. В ряд этих сведений чаще всего входит информация, касающаяся содержания и хода производимых хозяйствующим субъектом исследований и научно-производственных разработок, результатов экспериментальной деятельности и результатов тестирования нового оборудования, его конструктивных характеристик, некоторые формулы либо алгоритмы технологических процессов, детальная информация о составе и описание промышленных образцов и полезных моделей, способы защиты результатов интеллектуальной деятельности, кодовые комбинации охранных систем для обеспечения охраны физических объектов, условия заключения контрактов, данные о составе и объеме сырья, некоторые статистические данные и другое. Данные сведения подлежат засекречиванию, если потеря или разглашение этой информации неизбежно приводит к потере конкурентного преимущества перед контрагентами на рынке, наносит ущерб имущественным интересам, способствует появлению затрат, которых в ином случае можно было бы избежать, ведет к потере прибыли или росту себестоимости производимых предприятием товаров или услуг, приводит к репутационным потерям и другим негативным последствиям.

В условиях жесткой конкуренции возможно неправомочное использование информации, определяющей конкурентные преимущества. Это может не только создавать угрозы экономической безопасности хозяйствующих субъектов, но и поставить под удар существование бизнеса. Таким образом, только та коммерческая информация, которая определяет успешность бизнеса, используется в бизнес-процессах, или имеет некоторую коммерческую ценность, нуждается в за-

щите, и может быть определена ее обладателем как коммерческая тайна. Информация, составляющая коммерческую тайну, — явление специфического характера, представляющее собой инструмент добросовестных конкурентных отношений хозяйствующих субъектов. Правовое закрепление института коммерческой тайны продиктовано объективной необходимостью и спецификой рыночных отношений.

Информация, составляющая коммерческую тайну, представляет собой (наряду с информацией, составляющей служебную тайну) особую категорию конфиденциальной информации. В четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации она определена как секреты производства (ноу-хау).

Отличием понятия «коммерческая тайна», закрепленного законодательно, является то, что перечень конфиденциальных сведений и сведений, составляющих тот или иной вид служебных тайн, нормативно регламентирован, а перечень информации, составляющей коммерческую тайну, определяется каждым собственником индивидуально. Решение о включении либо невключении той или иной информации в коммерческую тайну принимается правообладателем в зависимости от коммерческой ценности этой информации для хозяйствующего субъекта, в плане обеспечения ему конкурентных преимуществ. Вслед за современными требованиями практики реализации прав собственности на коммерческую тайну, а также прикладного характера правоприменения следует определить понятие коммерческой тайны и выделить ее среди ряда объектов интеллектуальной собственности и разновидностей информационных ресурсов.

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ [1] к объектам гражданских прав относятся и охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), т. е. коммерческую тайну как объект интеллектуальной собственности можно отнести к объектам гражданских прав. Для обеспечения охраноспособности интеллектуальной собственности отечественное законодательство предоставляет целый спектр инструментов. Примером может служить патентное право. Тем не менее институт коммерческой тайны не идентичен институту интеллектуальной собственности и, соответственно, требует разработки, дальнейшего совершенствования специфических инструментов своей защиты.

При анализе категории «коммерческая тайна» следует обратить внимание на ряд существенных особенностей. Во-первых, объекты интеллектуальных прав или результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации всегда обладают той или иной действительной ценностью, в отличие от объектов коммерческой тайны. Коммерческая тайна — это сведения, которые могут иметь потенциальную ценность, определить которую в стоимостном эквиваленте зачатую возможно лишь приблизительно. Иными словами информационные объекты, составляющие коммерческую тайну, могут в дальнейшем влиять на возможность приобретения правообладателем конкурентных преимуществ. Во-вторых, следует отметить, что информация, составляющая коммерческую тайну, может и не представлять собой результат интеллектуальной деятельности ее обладателя. Это могут быть сведения статистического характера, иные комбинированные сведения. К таким сведениям, например, можно отнести различные базы данных, которые представляют собой лишь перечень информации, находящейся в открытом доступе и являющейся общественным достоянием. Тем не менее многие хозяйствующие субъекты могут понести значительные потери при разглашении подобных баз данных. Возникает предположение, что подобная информация, составляющая коммерческую тайну, не может являться объектом исключительных прав что коренным образом отличает ее от результатов интеллектуальной деятельности и

средств индивидуализации. Имеющаяся у правообладателей интеллектуальной собственности монополия на создание и использование объекта у субъектов права на информацию, составляющую коммерческую тайну, не возникает.

В практике правоприменения все это «вылилось» в проблему реализации права судебной защиты коммерческой тайны: существует разночтение в понимании содержания понятия «коммерческая тайна» у судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В частности, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не признал клиентскую базу в качестве сведений, составляющих коммерческую тайну [2]. Решением мирового судьи судебного участка № 4 Красногорского района города Каменск-Уральска подобная база была признана таковой, а сотрудник, воспользовавшийся сведениями клиентской базы без согласия владельца, был признан виновным [3].

Качественным отличием института коммерческой тайны, на наш взгляд, является то, что результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в рамках института исключительных прав, вещественно закреплены в какой-либо форме на материальном носителе, и законом охраняется именно эта форма их закрепления. Между тем коммерческая тайна свою ценность содержит в составе самой информации, а не в ее форме закрепления. Потеря обладателем монополии на состав, содержание самой информации, составляющей коммерческую тайну, приводит к потере ее коммерческой стоимости и, как следствие, к потере хозяйствующим субъектом конкурентного преимущества на рынке. Таким образом, проявляется еще один признак: субъектом права на коммерческую тайну может выступать только хозяйствующий субъект, в отличие от прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В-третьих, если понятие интеллектуальной собственности предполагает известный перечень объектов — результатов интеллектуальной деятельности (полезные модели, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты) то к коммерческой тайне может быть отнесен достаточно широкий спектр сведений, которые не представляется возможным описать заранее, без относительно к конкретным условиям коммерческой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, а следовательно, невозможно данный перечень не только составить, но и закрепить законодательно. Это могут быть сведения, связанные с производством технической, организационной, технологической и экономической информации. И еще одно важное условие — все эти сведения становятся коммерческой тайной, если:

1) обладают коммерческой ценностью;

2) имеют монопольного правообладателя и не являются общественным достоянием;

3) правообладатель предпринимает ряд разумных мер в правовом поле для ограничения доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

4) не попадают в ряд сведений, ограничение доступа к которым запрещено законодательно.

В-четвертых, определение перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне, относится к правам самого хозяйствующего субъекта. Никто за него не может определить, какая именно информация будет охраняться, каков перечень мер охранительного характера. Более того, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, всегда будет индивидуален и будет зависеть от конкретных условий и коммерческих обстоятельств, т. е. всегда будет носить прикладной характер. Соответственно, в случае, если правообладатель по каким-либо причинам не хочет патентовать в установленном законом порядке и каким-либо образом обнародовать некоторые субъективно важные, или ключевые для выжива-

ния бизнеса результаты интеллектуальной деятельности, то коммерческой тайной вполне может быть объявлен объект, вполне попадающий под патентные требования и в иных случаях могущий быть запатентованным.

После введения в законодательство понятия коммерческой тайны неоспоримым его преимуществом перед патентным инструментом сохранения конфиденциальной информации как совокупности сведений, относящихся к секретам производства, является неограниченность срока ее охраны. Само понятие коммерческой тайны действительно до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия собственника на информацию, ее составляющую, и предпринимаются разумные, правовые, меры по ее охране.

Как уже было указано, совокупность сведений, составляющих либо могущих обеспечить конкурентное преимущество своим правообладателям на высококонкурентном рынке — это есть информация, по своей природе нематериальный объект. Речь идет о правой проблеме, поскольку юридическая наука пока не может предложить эффективных правовых инструментов для ограничения доступа и обеспечения конфиденциальности, так как информация не может сама по себе служить объектом, на который за кем-либо может быть закреплено исключительное право. Если к информации уже имеется доступ, то она является всеобщим достоянием и не может быть никоим образом монополизирована каким-либо конкретным лицом.

Категория «коммерческая тайна», если рассматривать ее как объект гражданских прав имеет ряд сходных признаков с категорией «информация». В частности, коммерческая тайна, как и информация, имеет нематериальный характер, обладает признаком универсальности, трансформируемости и непотребляемости, способностью к копированию, воспроизведению и накапливанию. Информация, как и коммерческая тайна, может быть сохранена у передающего субъекта и зафиксирована на материальных носителях. Таким образом, коммерческая тайна обладает всеми признаками, присущими информации. Следовательно, коммерческой тайной как объектом гражданских прав может быть признана только та информация, которая зафиксирована на материальном носителе, поскольку хранение, распространение этой информации может осуществляться только с помощью материальных носителей. В этом смысле информация, представляющая собой коммерческую тайну, ничем не отличается от объектов интеллектуальных прав как разновидности информационных ресурсов.

Определение понятия «конфиденциальная информация» закреплено в ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ [4], где под конфиденциальной информацией понимают определенные сведения, которые не подлежат без согласия их обладателя передаче и распространению лицом, получившим к ней доступ. Конфиденциальной становится та информация, доступ к которой ограничен законодательно. Коммерческую тайну можно отнести к конфиденциальной информации, поскольку коммерческая тайна становится таковой только в случае обеспечения собственником режима тайны. Законодателем в законе «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ [5] установлено право и обязанность обладателя к принятию по отношению к ней мер охранительного характера. В п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06 марта 1997 г. № 188) [6] (далее — Указ Президента РФ № 188) коммерческая тайна определена как информация, связанная с коммерческой деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Специфика термина коммерческая тайна определяется в ст. 3 закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ, где коммерческая тайна тракту-

ется как режим конфиденциальной информации, позволяющий ее обладателю получить конкурентное преимущество на рынке, увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, получить иную коммерческую выгоду. Следовательно, коммерческую тайну составляют сведения о коммерческой и предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. При этом состав информации, составляющей тайну, может быть определен только ее обладателем и именно на обладателя коммерческой тайны законом возлагается обязанность предпринимать достаточные и разумные меры по ее охране.

Можно сформулировать основные отличия дефиниций «конфиденциальная информация» и «коммерческая тайна» следующим образом:

1) коммерческую тайну составляют сведения, связанные с хозяйственной деятельностью и направленные на получение прибыли ее обладателем, в то время как конфиденциальная информация — это более широкое понятие, включающее в себя информацию любого рода с ограниченным доступом (персональные данные, служебную тайну, профессиональную тайну и проч.).

2) перечень конфиденциальной информации закреплен законодателем (указ Президента РФ № 188) [6], а перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (за исключением сведений, которые не могут быть засекречены (ст. 5 Федерального закона № 98-ФЗ) [5] может быть определен только ее обладателем (ст. 4 Федерального закона № 98-ФЗ) [5] поскольку при определении данного перечня требуется учитывать специфику коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, применяемые им технологии, особенности взаимодействия с контрагентами, конъюнктурные рыночные интересы конкурентов и другое.

В рамках норм отечественного законодательства мы можем обнаружить около сорока разновидностей охраняемой законом информации, т. е. тех или иных тайн. Тайна — это в правовом отношении некое ограничение для граждан в получении, использовании и распространении информации, т. е. информация с ограниченным доступом. Примерами могут служить государственная тайна, адвокатская тайна, врачебная тайна, нотариальная и другие.

Категория «коммерческая тайна» достаточно близка к категории «служебная тайна». К сожалению, в современной отечественной правовой системе не существует специального закона, определяющего категорию служебной тайны. Тем не менее предпринимаются соответствующие попытки. В частности, на заседание государственной думы вынесен депутатами В. В. Бобыревым, А. Н. Волковым, М. И. Гришанковым, В. В. Дятленко, В. И. Илюхиным, Н. С. Леоновым, В. В. Мар-геловым, А. М. Розуваном проект Федерального закона № 124871-4 «О служебной тайне» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.12.2004) [7]. Предполагалось, что данный Федеральный закон будет регулировать отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 2 данного законопроекта определяется термин «служебная тайна» как «конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения,

полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке». [7] Таким образом, служебная тайна — это еще один из видов информации, законный доступ к которой ограничен кругом лиц, в рамках исполнения ими должностных обязанностей и несения особых функций государственных либо муниципальных служащих. Исходя из категорийности должностных лиц, имеющих доступ к информации ограниченного доступа, можно определить некоторую специфику подразделения служебных тайн на различные категории: военная тайна, тайна следствия, налоговая тайна и другие. Статья 6 прим. 1 данного законопроекта определяет круг сведений, которые не могут быть отнесены к категории служебная тайна. Это сведения, содержащиеся в законах и правовых актах, т. е. обязательно раскрываемые сведения о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности широкого круга лиц, экологические, сведения о льготах и мерах обеспечительного характера отдельным категориям граждан, сведения об использовании бюджетных средств и иные.

Следует отметить, что в данном законопроекте сделана попытка описания общей процедуры принятия мер охранительного характера для служебной тайны. По мнению автора, высокая дифференциация и специфика применения служебных тайн в различных областях государственного управления не позволяет определить сколько-нибудь общую процедуру. В современном законодательстве процедуры работы со служебной информацией ограниченного распространения в зависимости от сферы ее применения регулируются специальными нормативными актами. Среди них:

— приказ СК России от 23 декабря 2014 г. № 109 (ред. от 25 декабря 2017 г.) «Об утверждении Порядка отнесения служебной информации к разряду ограниченного распространения и обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в системе Следственного комитета Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2015 г. № 36068) [8];

— приказ Минобрнауки России от 30 февраля 2010 г. № 2233 (ред. от 10 августа 2012 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве образования и науки Российской Федерации»; Приказ Росавтодора от

17 марта 2014 г. № 78 (ред. от 21 ноября 2014 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральном дорожном агентстве» [9];

— постановление Правительства РФ от 03 ноября 1994 г. № 1233 (ред. от

18 марта 2016 г.) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» [10];

— приказ ФМБА РФ от 21 января 2009 г. № 20 «Об утверждении Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в ФМБА России» [11] и другими.

Если рассматривать действующее законодательство, то категория «служебная тайна» закреплена в Постановлении Правительства РФ от 03 ноября 1994 г. № 1233 (ред. от 18 марта 2016 г.) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности в п.1.2. как «служебная информация ограниченного доступа». Данная

информация должна быть связана с деятельностью организаций, носить несекретный характер, а ограничения на ее распространение должны быть продиктованы именно служебной необходимостью, либо это ограничение должно быть оговорено федеральным законодательством. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (ред. от 02 марта 2018 г.) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»» [12] определен список именно секретной информации, отнесенной к государственной тайне. Эти данные не могут быть отнесены к служебной тайне в силу нормативного закрепления их секретности и касаются военной сферы, сферы внешней политики, противодействия террористическим актам, сферы оперативно-розыскной деятельности, сферы внешней разведки.

Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» [13] определяет список сведений конфиденциального характера: информация о персональных данных граждан, о фактах и обстоятельствах их частной жизни, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения, связанные с профессиональной и коммерческой деятельностью, а также сведения о сущности изобретений до официальной публикации о них. К служебной тайне относится только та часть конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

В действующей редакции ГК РФ [1] отсутствует статья, напрямую регулирующая вопросы служебной тайны, хотя до 1 января 2008 г. действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», не разграничивающая категории служебной и коммерческой тайн. Тем не менее в некоторых других нормах ГК РФ дается указание на тот или иной вид служебных тайн: в ст. 857 в рамках категории банковской тайны закреплены сведения о клиенте и банковском вкладе, определен перечень лиц, имеющих к ней доступ; в ст. 946 определяется понятие страховой тайны (сведения о застрахованных лицах, выгодоприобретателях, страхователе, состоянии их здоровья и составе имущества); в ст. 1123 ГК РФ описывается тайна завещания; в иных нормах ГК РФ (ст. 727, 771 и др.). Кроме того, некоторые нормативные акты закрепляют отдельные виды информации как информацию ограниченного служебного доступа: Федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» [5]; Налоговый кодекс РФ (ст. 102 посвящается налоговой тайне, ст. 313 определяет данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне) [14]; аудиторская тайна определяется в ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ» [15], тайна связи — ст. 63 закона «О связи» от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ» [16], ст. 15 Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ» [17] и др.

По своим основным признакам в правовом поле понятия «коммерческая» и «служебная тайна» достаточно близки. В то же время оба вида закрытой информации уязвимы и теряют свою ценность при разглашении третьим лицам. К обоим видам тайны как служебной, так и коммерческой, могут быть применены сходные алгоритмы защиты, в частности оценка актуальности сведений, их действительной и потенциальной ценности, оценка степени уязвимости, прогнозирование возможных угроз, применение сходных мер, затрудняющих доступ к охраняемой информации третьих лиц и прочее.

Анализ дефиниций «конфиденциальная информация» и «коммерческая тайна» позволил определить их как целое и часть, обосновать необходимость нормативного закрепления понятия «конфиденциальная информация» в качестве родового по отношению к понятию «коммерческая тайна». При этом под конфи-

денциальной информацией следует понимать информацию, зафиксированную на материальном носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для этого предлагается изложить Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 г.) [4] «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст. 9 п. 2: «Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами» в следующей редакции: «Конфиденциальная информация (тайна) — информация, зафиксированная на материальном носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации». Для реализации положений, выносимых на защиту, необходимо дополнить ст. 9 п. 3 следующим «Конфиденциальная информация в зависимости от вида информации и установленных в законодательном порядке условий ограничения доступа к ней подразделяется на различные виды тайн».

Из вышеизложенного следует, что создание и совершенствование специального института защиты коммерческой тайны в отечественном законодательстве является требованием практики общественных правоотношений и является неизбежным, поскольку категория коммерческой тайны имеет ряд особых родовых признаков, присущих только ей. Коммерческая тайна, по описываемым объектам, лишь частично совпадает с понятиями «коммерческая информация», «конфиденциальная информация», «служебная тайна», «интеллектуальная собственность».

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23 мая 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

2. О взыскании упущенной выгоды [Электронный ресурс]: постановление ФАС Поволжского округа от 10 июля 2012 г. по делу № А57 — 11021 / 2011. URL: http: // faspo. arbitr.ru (дата обращения: 17.04.2019).

3. Приговор мирового судьи судебного участка № 4 Красногорского района г. Каменска-Уральского Свердловской области по уголовному делу по обвинению гр. Н. по ч. 2 ст. 183 УК РФ. [Электронный ресурс]. URL: http: //krasnogorsky.svd.sudrf.ru/modules. php?name=info_court&rid=7 (дата обращения: 17.04.2019).

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 12.06.2019).

5. О коммерческой тайне [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 18 апреля 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

6. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 06 марта 1997 г. № 188 (ред. от 13 июля 2015 г.) . Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения 12.06.2019).

7. О служебной тайне [Электронный ресурс]: проект Федерального закона № 124871-4 (ред., внесенная в ГД С РФ, текст по состоянию на 24 декабря 2004 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=39972#07811681963394557 (дата обращения: 12.06.2019).

8. Об утверждении Порядка отнесения служебной информации к разряду ограниченного распространения и обращения с документами, содержащими служебную информаци-юограниченного распространения, в системе Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ СК России от 23 декабря 2014 г. № 109 (ред.

от 25 декабря 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

9. Об утверждении Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2233 (ред. от 10 августа 2012 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

10. Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 03 ноября 1994 № 1233 (ред. от 18 марта 2016 г.) . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12 июня 2019 г.).

11. Об утверждении Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в ФМБА России [Электронный ресурс]: приказ ФМБА РФ от 21 января 2009 г. № 20. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019)

12. Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (ред. от 02 марта 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

13. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 06 марта 1997 г. № 188 (ред. от 13 июля 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19 февраля 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

15. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

16. О связи [Электронный ресурс]: федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 18 апреля 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2019).

17. О почтовой связи [Электронный ресурс]: федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ (ред. от 06 июля 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращении: 12.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.