The problem of preserving the traditional mentality in the conditions of information and network wars
Zhukov Artem Vadimovich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Department of Philosophy, Trans-Baikal State University, Chita
Gavrilova Yulia Viktorovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Cultural Studies, Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow
In the modern world, a person integrates into many different information environments that influence the formation and development of his mentality. The content of patterns, on the basis of which life strategies and models of human behavior are built, depend on the quality of information, technologies of its generation, methods of processing and submission. Technologies of influence on mentality are the most powerful weapon in information and network wars between social groups and states. The traditional mentality of the individual performs the social function of homeostasis. Violation of this function entails destruction of conscious activity and deviation of behavior, which allows certain social institutions to control society and manage it for their own selfish purposes. Therefore, the purpose of the study is to reveal the problem of preserving the traditional mentality in critical conditions of negative information and network impact. For this purpose, the features of conducting modern information and network wars are considered and the technologies of destruction of traditional mentality, such as the "war of memory", memcomplexes, are analyzed. The research uses the following methods: content analysis of meme complexes, phenomenological analysis of meanings, structural and functional analysis of technologies of information and network impact on mentality. The study 1) reveals the specifics of the development of models for the preservation of the traditional mentality of the individual, the basis of which is positive ethnic and civic identity; 2) determines that the practice of using memetic stamps in communications in the open information space is effective due to the maximally simplified assimilation at the level of consciousness and deep structures of the psyche; 3) recommends the use of memetic stamps in order to counteract the negative impact on mentality; 4) justifies the use of means and mechanisms of modern network communication for the preservation and development of mentality, values of patriotism in the conditions of information and network wars.
Keywords: mentality; consciousness; information and network wars; information technologies; mass consciousness; network interaction; memetic complexes.
Цитировать: Жуков А.В., Гаврилова Ю.В. Проблема сохранения традиционной ментальности в условиях информационно-сетевых войн // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 149-155. EDN: UJPJNP. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.26
Жуков Артём Вадимович, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии, Забайкальский государственный университет, Чита
Гаврилова Юлия Викторовна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Социологии и культурологии, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Москва
В современном мире человек интегрируется во множество различных информационных сред, оказывающих влияние на формирование и развитие его ментальности. От качества информации, технологий ее генерации, способов обработки и подачи зависят содержание паттернов, на основании которых, выстраиваются жизненные стратегии и модели поведения человека. Технологии влияния на ментальность являются мощнейшим оружием в информационно-сетевых войнах между социальными группами и государствами. Традиционная ментальность личности выполняет социальную функцию гомеостаза. Нарушение этой функции влечет деструкции сознательной деятельности и девиации поведения, что позволяет определенным социальным институтам контролировать общество и управлять им в своих корыстных целях. Поэтому, цель исследования – раскрыть проблему сохранения традиционной ментальности в критических условиях негативного информационно-сетевого воздействия. Для этого рассматриваются особенности ведения современных информационно-сетевых войн и анализируются технологии деструкции традиционной ментальности, такие как «война памяти», мемкомплексы. В исследовании применяются методы: контент-анализ мемкомплексов, феноменологический анализ смыслов, структурно-функциональный анализ технологий информационно-сетевого воздействия на ментальность. Исследование 1) раскрывает специфику разработки моделей сохранения традиционной ментальности личности, основанием которых являются позитивная этническая и гражданская идентичность; 2) определяет, что практика использования в коммуникациях в открытом информационном пространстве меметических штампов эффективна из-за максимально упрощенного усвоения на уровне сознания и глубинных структур психики; 3) рекомендует использовать меметические штампы в целях противодействия негативному влиянию на ментальность; 4) обосновывает использование средств и механизмов современной сетевой коммуникации для сохранности и развития ментальности, ценностей патриотизма в условиях информационно-сетевых войн.
Ключевые слова: ментальность; сознание; информационно-сетевые войны; информационные технологии; массовое сознание; сетевое взаимодействие; меметические комплексы.
УДК 304.444
5.7.7
Жуков А.В., Гаврилова Ю.В.
Проблема сохранения традиционной ментальности в условиях информационно-сетевых войн
Введение
В современном мире объемы потребляемой человеком и обществом информации, представленной в реальном времени в сети Интернет, достигли небывалых значений. Согласно исследованиям, рост этих значений не останавливается, а к 2025 году объем данных в глобальной сети достигнет 51 зеттабайта по сравнению с 5 зеттабайтами на 2018 год [11]. Общество оказалось включенным в виртуальную информационную систему глобального масштаба, функционирующую по собственным закономерностям, однако управляемую реальными субъектами социально-виртуальных интеракций. Для обеспечения работы данной информационной системы разрабатываются и внедряются не только электронные технические устройства, генерирующие и направляющие информационные потоки, но и социо-виртуальные технологии, призванные фильтровать, корректировать, реконструировать данные, усиливая влияние информации на потребителей контента. При этом, в условиях интенсивного развития современной информационно-коммуникационной среды многие ее субъекты представляют социальные институты и группы, преследующие выгодные исключительно им, цели и интересы. Такие субъекты информационного пространства меняют содержание потребляемого контента и вектор информационных потоков, стремясь оказать влияние на индивидуальное и массовое сознание. В итоге запускаются процессы трансформации и обновления ментальности. Существенное значение в этих процессах имеет проблема оценки влияния качества и количества информации на человека. Формирование и распространение интернет-источников носит как конструктивный (созидательный), так и деструктивный характер, оказывающий разрушительное воздействие на ментальный комплекс личности, поэтому, определить тонкую грань между конструированием, сохранением и разрушением ментальности бывает очень трудно. К сожалению, зачастую изменения ментальности носят деструктивный характер. Несмотря на усилия специализированных государственных служб защитить граждан от негативного влияния информации, ментальность подвергается массированным информационным атакам со стороны преступников, стремящихся разрушить не только личность человека, но и посягающих на социальное благополучие общества.
Актуальность проблемы сохранения традиционной ментальности обусловлена тем, что в современном информационном пространстве разворачиваются информационно-сетевые войны, в ходе которых реализуются принципы противоборства «своих» и «чужих». Борьба подразумевает комплекс действий с целью нейтрализации или подавления оппонентов. Действенный способ уничтожения противника в информационном пространстве – влияние на его ментальность через навязывание специфической информации, восприятие и усвоение которой, разрушает традиционную ментальность. Далее, на руинах прежней системы ценностей, идеалов, установок конструируется новый ментальный комплекс. Такой способ, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, описывается понятием «символическое структурирование реальности» [3]. В него входит система комплексного воздействия на личность через информационные технологии, и основанные на них психологические практики, направляемые на разрушение менталитета, на ослабление воли личности и способность сопротивляться, в конечном итоге, на нанесение ущерба системе управления государством и вооруженными силами противника.
Исследование осуществляется методами контент анализа (для исследования формирования мемических комплексов), феноменологического (обновления смыслов) и структурно-функционального анализа.
Методология ведения информационно-сетевых войн. В условиях информационной реальности смысл информационной войны состоит в противоборстве информационных систем, в реализации программ действий, направленных на изменение содержания контекста в информационном пространстве. То есть речь идет о конструировании мировоззренческих представлений и навязывании их в качестве «нового» мировоззрения, существенно отличающегося от содержания «традиционной» ментальности, существующей до этого вмешательства. Объектом, на которое направлены усилия противника в информационных войнах, являются психика человека, индивидуальное и массовое сознание, ментальность, содержание которых трансформируется под воздействием информационных атак. Цель этих операций – обеспечение желаемых и запрограммированных схем поведения населения, выступающего в роли потребителя целенаправленно конструируемой информации. Достижение цели реализуется через распространение специфических идейных конструкций, воспринимаемых на уровне сознания с учетом содержания устоявшихся ментальных структур личности. Такие конструкции могут иметь индивидуальный авторский характер, а могут входить в состав глобальных идейных систем.
Трансформация традиционной ментальности реализуется посредством применения различных сценариев. В случае «мягкого» сценария происходит трансформация личностного восприятия событий посредством привлечения отдельных личностей к формированию идеалов или целей, принятие которых, влечет реализацию заранее спланированных стереотипов поведения. «Жёсткие» сценарии предполагают применение информационной дезорганизации, приводящей к деформациям и последующему распаду традиционной ментальности, ведущей к уничтожению противника. Эти сценарии осуществимы при помощи разнообразных средств управления информацией, однако ведущая роль отводится средствам массовой информации, новостным лентам и популярным блогам в сети Интернет, становящимся важнейшими рычагами управления массами [7]. При этом глобальные задачи решаются с учетом воздействия информации на ментальность конкретных субъектов, что обеспечивает адресность и высокую эффективность. При реализации «жёстких» сценариев «сознание человека оказывается в состоянии максимального напряжения: перестраиваются ментальные программы действий, появляется противоречивость и нестабильность смысложизненных ориентиров, возникают сложности принятия решений, как следствие, невозможность выбора верных поведенческих стратегий» [4, с. 84]. Сценарии эффективны, так как организованное меньшинство использующее информационное воздействие, всегда будет иметь приоритет перед большинством, представляющим индивидов, действующих разрозненно. Социолог У. Бакли доказывал, что информационное управление является основной выживания каждой социальной системы. При этом, если в прошлом государственный аппарат управления доминировал и определял содержание информационных потоков в социальном пространстве страны, то в условиях современности, в связи с распространением альтернативных систем коммуникации (Интернет), такой контроль оказывается затрудненным. Это создает возможности оказания неподконтрольного государству влияния на любого гражданина [9].
Таким образом, пространством для ведения операций информационной войны является сознание каждого гражданина, с которым эффективно работают современные «сетевые» технологии. Поэтому, более правильным будет вести речь о развертывании в современном мире информационно-сетевых войн. Современные технологии, делают возможным распространение «сражений» информационно-сетевых войн на широкие социальные круги, позволяют поддерживать их ведение в течение длительного времени, что придает им глобальный и затяжной характер. Проведение продуманной и хорошо организованной пропагандисткой работы в социальных сетях и других информационных системах виртуальной реальности, позволяет координировать, а при необходимости, подчинять и проводить мобилизацию масс, используя ментальность в корыстных целях. Успешное ведение информационно-сетевых войн предполагает управление многоуровневой социальной системой, в которую вовлечены информационные институты, дипломатические сети, неправительственные организации, журналисты, политики. В этой системе не применяют огнестрельное оружие, но успешное проведение информационно-сетевых «сражений» приводит к конкретным результатам в виде отторгаемых территорий [6, с. 55], утраты человеческих ресурсов, путем дестабилизации психического и психосоматического здоровья, ущерба экономике и культуре.
Методология ведения информационно-сетевых войн предполагает реализацию последовательного алгоритма действий, включая первоначальные апелляции к ценностям глобальных идеологий, обеспечивая легитимный контекст критики конкретных социальных режимов. Вслед за этим объект информационной атаки получает новую систему координат, отражающих ценности определенной идеологии и программу действий, выстроенных в соответствии с новыми идеалами. Данная методология позволяет в будущем осуществлять информационно-сетевое влияние с наибольшим эффектом. В частности, в качестве наиболее представительной идеологи и модели поведения чаще всего используется система «общечеловеческих ценностей». Человек, принимающий навязывание так называемых ценностей, перестает ощущать когнитивный диссонанс при восприятии последующих порций информации, имеющей целенаправленный эффект. На этой стадии формируются убеждения, основанные на образности, указывающей на наличие такого идеала, как «настоящая жизнь», которая недоступна в окружающей человека реальности, но существует как данность в рамках тех или иных цивилизаций. Таким образом, информационно-сетевые войны являются наиболее опасными для трансформации традиционной ментальности личности и масс. Информация, распространяемая в СМИ и сети Интернет, курсируя с огромной скоростью, буквально захватывает умы не только молодёжи, но и людей всех возрастных категорий. Система практик и методов проведения массированных информационно-сетевых атак бывает настолько скрытой от взгляда обывателя и даже едва различимой для опытных экспертов, что уйти от их разрушительного воздействия оказывается практически невозможным.
Информационно-сетевые технологии трансформации ментальности. В современных условиях одной из актуализированных технологий трансформации ментальных структур личности и масс выступает пропаганда «глобальной демократии». Позиционирование данной идеи в информационно-сетевых системах популярно в связи с активизацией борьбы за территории и природные ресурсы, находящиеся на них. Идея «глобальной демократии западного образца» активно обсуждается в информационных блогах и постах. Она представлена в идеализированной форме и призвана дискредитировать идею величия и целостности государства, считающегося недемократическим. Для этого разработана система практик, направляемых на разрушение концепции государственного величия и единства страны.
Во-первых, следует упомянуть применение технологии под названием «война памяти», которая заключается в целенаправленной подмене проблем современного межгосударственного взаимодействия на предвзято истолкованные исторические коллизии, образ которых проецируется на действующие конфликты. Проявлением такой технологии является стремление развенчать прежнее поколение героев, некогда представлявших народную славу и гордость. Результатом ее применения должна стать потеря не только национальной истории, но и исторического конструкта, в котором отражалась национальная идея и национальная концепция будущего, после чего история превращается в набор ничего не значащих фактов, относимых к иным государствам и социальным субъектам.
Следующей технологией, применяемой для достижения максимального эффекта от влияния информации на ментальность личности, является применение особых средств визуального и речевого воздействия. Наибольший эффект здесь демонстрируют распространения информации через «мемы». Обоснование необходимости формирования и применения «мемов» разрабатывается меметикой, видом научного знания, посвященным влиянию интернет информации на сознание человека и глубинные структуры психики (бессознательное).
Системное воздействие «мемов» на трансформацию ментальности личности достигает максимального эффекта, когда они складываются в меметические комплексы, или «мемплексы», сконцентрированные на мотиве конфликта. Концептуальный смысл применения мемов заключается в акцентуации внимания на накопившемся в обществе скрытом напряжении в отношении какой-либо социальной проблемы и последующее вскрытие указанной диспропорции при восприятии какого-либо факта, которое придает этому факту символическое обозначение, особенный яркий знак. Отличительной чертой применения мемплексов является обращение к теме конфликта, которую они выражают максимально кратко и эмоционально, освещая наиболее острые для общества проблемы. Особенностью мемкомплекса, его прагматической сутью, является контроль над ментальностью и последующее направление на изменение поведение, на активизацию спланированных заранее видов деятельности [10, с. 13]. Применение меметических техник в современном информационно-сетевом пространстве сопровождается использованием такого механизма, влияющего на ментальность человека и его поведение, как речевое воздействие, представляющее собой комментарий к изображению, в котором рационалистически отражается проблема, приводятся логические доводы и рассуждения.
Представленная система оказания информационно-сетевого влияния фактически повторяет схему обработки сознания в деструктивных культах, которая была описана Э. Шейном, изучавшим психотехники, целью которых было изменение параметров мировоззрения. В контексте методологии Э. Шейна воздействие современных методов информационного влияния, основанных на меметическом подходе с использованием креолизованных текстов, направляется на разрушение ментальных структур, определяющих устойчивое видение мира, что является основанием для «разморозки» ментальности объекта влияния [12]. Операции разрушения сопровождаются манипуляционными техниками, в процессе которых распространители мемов, обращаются к громким лозунгам и стремятся подменить восприятие предмета отображения яркими ассоциациями, не дают потребителю никакой реальной программы, кроме софистик, догм. Вслед за «разморозкой» следует трансформация ментальности, выполняемая в контексте содержания того или иного информационного проекта. Завершением трансформации становится стадия новой «заморозки», когда личность принимает ментальность, характеризуемую новыми параметрами. Это ведет к актуализации политики государства, нацеленной на тотальный контроль ментальности и «охранительство». Однако всеобъемлющий и объективный характер информационно-сетевого пространства доказывает, что техника целенаправленного конструирования информации может расцениваться и как инструмент сохранения традиционной ментальности, основанной на ценностях патриотизма, любви к Родине, развития традиционной культуры. Осознание данной возможности показывает, что процесс трансформации ментальности не должен допускать упрощенных оценок, включая признание только деструктивного воздействия. Однако тотальный, но бессодержательный контроль за виртуальным пространством не может считаться универсальным средством борьбы за сохранение традиционной ментальности. Такая стратегия не соответствует требованиям времени и уровню развития современных информационных технологий. Применение «шаблонных» репрессивных мер в этих условиях не только не эффективно, но и находится в соответствии с ожиданиями тех, кто является технологами информационно-сетевого негативного влияния. Как отмечает известный психолог А. Г. Асмолов, Интернет представляет не только пространство информационно-сетевых войн, но и институт социализации, использующий современные виртуальные информационные технологии в воспитательных целях [1, с. 25].
Следует отметить, что трансформация ментальности личности посредством информационных технологий оказывается эффективной благодаря ряду объективных обстоятельств. Во-первых, в качестве характерной черты виртуального взаимодействия выступает автономность сетевой структуры от повседневности, свобода самовыражения в сети Интернет, позитивная эмоциональность, частичная анонимность и практически полная креативность, способствующие добровольному принятию правил, выводящих это действие на уровень игры, являющейся условием эффективности коммуникационного процесса. Во-вторых, сама игра, проходящая в условиях виртуальной карнавальности и маскарадности, связанной с анонимностью процесса виртуальной коммуникации, создавая условия, в которых нет ограничений, порождает возможности максимальной самореализации и развития. Высокий уровень смысловой компрессии является условием успешной передачи зашифрованной информации в предельно лаконичном повествовании [2]. Современное распространение большого количества меметических комплексов, использующих креолизованные тексты, является частью игры, в рамках которой проходят процессы безграничного экспериментирования со знаками, символами, вербальным и невербальным кодированием информации, которое на уровне вторичного семиозиса приводит к интенсификации восприятия и закрепления передаваемых значений [5]. Однако стереотипическое мышление склонно осмысливать главным образом негативные характеристики и последствия воздействия интернет технологий, не придавая значения тем фактам, что эти приемы могут успешно использоваться в практике многих политических, социальных, культурных деятелей, в целях сохранения традиционной ментальности.
Интернет ориентирован на оказание помощи современному человеку в его деятельности и направляет его по пути социализации, предлагая интернет-среду, как пространство, отличающееся доступностью, мобильностью, оперативностью, относительной безопасностью, анонимностью и свободой выражения. Материалы, насыщающие интернет-пространство, акцентируются на проблемах социального, культурного, экономического и политического взаимодействия, что непосредственно затрагивает процесс формирования ментальности человека. Успешность данного процесса зависит от того насколько ценности, передаваемые через Интернет, будут соответствовать традиционным ценностям общества, трансляция которых осуществляется такими институтами, как семья, школа, группы сверстников, образование и т.д. [8, с. 7]. В этом случае государство может использовать опыт альтернативных информационных потоков для защиты собственных традиционных ценностей, направить их на организацию помощи людям, испытывающим проблемы адаптации в условиях интенсификации информационно-сетевого влияния и воздействия со стороны Интернет-источников и средств массовой коммуникации.
Заключение
Таким образом, необходимо констатировать, что процессы защиты и развития традиционной ментальности во многом зависят от информационной политики органов государственной власти, где особую роль играет курирование субъектов пространства интернет-коммуникаций. Как показывает анализ, в интернет-среде сформировано и функционирует поколение новых акторов, отличающихся от прежних, авторским характером, креативностью, стремлением заново моделировать смыслы и ментальные комплексы. Данное поколение появилось в период бурного развития технологий и рыночных отношений, влияющих на стремительно изменяющуюся политическую и экономическую конъюнктуру.
Как показывает проведенное исследование, в условиях современного развития информационного пространства актуализируется проблема защиты и развития традиционной ментальности личности. Причем, информационно-сетевые технологии, негативно влияющие на традиционную ментальность личности, могут быть использованы и в позитивном ключе, сохраняя ментальные структуры, либо обновляя их, но в русле формирования патриотизма и любви к Родине. Наибольшую эффективность здесь показала современная практика использования средствами интернет коммуникации меметических штампов. Эффективность меметическх комплексов обусловлена их максимально простым и быстрым усвоением на уровне воспринимающего сознания и бессознательных структур психики. Это является основанием для их использования в целях противодействия негативному информационному влиянию, так как в современных условиях мемы соответствуют актуальному способу коммуникации и мышления не только среди молодежи, но и среди более старшего поколения. В связи с этим, представляется обоснованным использование средств и механизмов современной сетевой коммуникации в целях обеспечения сохранности и последующего развития ментальности личности, традиционной культуры, ценностей патриотизма.
В дальнейшем исследовании следует рассмотреть системы практик, способные защитить традиционную ментальность личности от негативного воздействия технологий информационно-сетевых войн, например, такие как суггестивные методы, иммерсивно-цифровые технологии и способы диджитал-апгрейда ментальности.
Литература:
1. Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет, как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. №4. - С. 3-28.
2. Асмус Н. Г. Особенности реализации стратегий и тактик речевого воздействия в виртуальном дискурсе // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2021. № 2(20). - С. 64-67.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 323 с.
4. Гаврилова Ю. В. Ментальность в контексте взаимодействия социальной и виртуальной реальностей // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 2. - С. 82-93. DOI 10.21209/1996-7853-2022-17-2-82-93.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981. - 144 с.
6. Коровин В. М. Главная военная тайна США: сетевые войны. М.: Яуза, 2009. - 288 с.
7. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001. - 656 с.
8. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2(4). - С. 6-11.
9. Buckley W., Burns T. Power and control: social structures and their transformation. London: SAGE. 1976. - 290 p.
10. Dawkins R. Viruses of the Mind. Oxford, UK; Cambridge, Mass., USA : Blackwell, 1993 // Center for the Study of Complex Systems of the University of Michigan in Ann Arbor, Michigan. Pp. - 13-27.
11. Petroc Taylor Volume of data/information created, captured, copied, and consumed worldwide from 2010 to 2020, with forecasts from 2021 to 2025 // https://www.statista.com/statistics/871513/worldwide-data-created/ (дата обращения 10.01.2023)
12. Schein H. Organizational Culture and Leadership. San Francisco: Wiley, 2004. - 448 p.