Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ'

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / самоопределение / личностное становление / самоактуализация / подростки / meaning of life / self-determination / personal development / self-actualization / teenagers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.С. Сорокин

Современные реалии требуют от личности готовность осознанного выбора в различных жизненных ситуациях. В этот период особенно остро стоит проблема самореализации. Сегодня мы наблюдаем, что большинство подростков находятся в ситуации «неопределенности». Им сложно конструировать свой дальнейший жизненный путь, так как они не могут найти свое «Я». Это является огромной проблемой, так как личность, не имеющая «внутреннего стержня», не может обладать психическим и физическим здоровьем, а также решить вопрос личностного и профессионального становления. В данной статье проводится философский и социально-педагогический анализ проблемы смысла жизни подростков. Также анализируется значимость наличия смысложизненных ориентаций в контексте современной динамической социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.С. Сорокин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE MEANING OF LIFE OF ADOLESCENTS AS AN OBJECT OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND PHILOSOPHICAL REFLECTION

Modern realities require a person to be ready to make an informed choice in various life situations. During this period, the problem of self-realization is especially acute. The researcher observes that most teenagers are “uncertain”. It is difficult for them to design their future life, since they cannot find their own self. This is a huge problem, since a person who does not have an “inner core” cannot have good mental or physical health, as well as solve the issue of personal and professional development. This article provides a philosophical and socio-pedagogical analysis of the problem of the meaning of the life of adolescents. The significance of the existence of life-meaning orientations in the context of modern dynamic social reality is also analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ»

3. Nishonova D.Zh. Teoriya i metodika obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Nauchnye issledovaniya. 2017; T. 1, № 6 (17): 71 - 72.

4. Nebol'sina M.S. Metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na osnove polisituativnogo podhoda k yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 542 - 543.

5. Altynikova A.V. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku v SShA: modeli obucheniya ESL (anglijskij kak inostrannyj). Vestnik pedagogicheskogo opyta. 2016, № 37: 57 - 60.

6. Ozerskaya S.N. Igrovaya metodika v processe obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na 'etape predvuzovskoj podgotovki. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuhova. 2014; № 3: 203 - 205.

7. Gil'fanova G.T., Lyubova T.V. Proektnaya metodika kak sposob realizacii kontekstnogo obucheniya vtoromu inostrannomu yazyku studentov-lingvistov. Global'nyj nauchnyj potencial. 2019; № 3 (96): 17 - 19.

8. Vishlenkova S.G., Haitova L. Proektnaya metodika kak sredstvo razvitiya umenij uchebnoj avtonomii uchaschihsya starshih klassov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. 2017; T. 2, № 4: 47 - 50.

9. Moiseeva T.V. Proektnaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku studentov-'ekonomistov. Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki. 2017; № 1 (5): 21 - 25.

10. Evdokimova M.G. Proektnaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku kak sposob formirovaniya professional'noj kompetencii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-1: 85 - 87.

11. Akifi O.I. Teatral'naya metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. A-faktor: nauchnye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnye nauki). 2018; № 4: 1 - 7.

12. Artemenko O.A., Voejkova A.A., Amelicheva K.A. Metodika ispol'zovaniya mobil'nogo prilozheniya BBC Learning English v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov pokoleniya Z. Vysshee obrazovanie segodnya. 2020; № 1: 67 - 71.

13. Kovaleva A.G., Anchugova O.V., Zarifullina D.P., Kurmanova D.I., Tkacheva M.V. Metodika ispol'zovaniya 'elektronnoj obrazovatel'noj platformy MYGRAMMARLAB dlya obucheniya studentov inostrannomu yazyku. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 10: 90 - 95.

14. Prihod'ko A.M. Osobennosti organizacii distancionnogo obucheniya na urokah anglijskogo yazyka s ispol'zovaniem sovremennyh obrazovatel'nyh platform. Naukosfera. 2020; № 12-2: 34 - 40.

Статья поступила в редакцию 25.04.22

УДК 37.034

Sorokin N.S., postgraduate, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: nikita00000000@mail.ru

THE PROBLEM OF THE MEANING OF LIFE OF ADOLESCENTS AS AN OBJECT OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND PHILOSOPHICAL REFLECTION. Modern realities require a person to be ready to make an informed choice in various life situations. During this period, the problem of self-realization is especially acute. The researcher observes that most teenagers are "uncertain". It is difficult for them to design their future life, since they cannot find their own self. This is a huge problem, since a person who does not have an "inner core" cannot have good mental or physical health, as well as solve the issue of personal and professional development. This article provides a philosophical and socio-pedagogical analysis of the problem of the meaning of the life of adolescents. The significance of the existence of life-meaning orientations in the context of modern dynamic social reality is also analyzed.

Key words: meaning of life, self-determination, personal development, self-actualization, teenagers.

Н.С. Сорокин, аспирант, Курский государственный университет, г. Курск, E-mail: nikita00000000@mail.ru

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Современные реалии требуют от личности готовность осознанного выбора в различных жизненных ситуациях. В этот период особенно остро стоит проблема самореализации. Сегодня мы наблюдаем, что большинство подростков находятся в ситуации «неопределенности». Им сложно конструировать свой дальнейший жизненный путь, так как они не могут найти свое «Я». Это является огромной проблемой, так как личность, не имеющая «внутреннего стержня», не может обладать психическим и физическим здоровьем, а также решить вопрос личностного и профессионального становления. В данной статье проводится философский и социально-педагогический анализ проблемы смысла жизни подростков. Также анализируется значимость наличия смыс-ложизненных ориентаций в контексте современной динамической социальной реальности.

Ключевые слова: смысл жизни, самоопределение, личностное становление, самоактуализация, подростки.

Актуальность проблемы смысложизненного поиска заключается в ее вечности. Множество мыслителей различных эпох отражали свое понимание смысла человеческого бытия. Сегодня, в условиях социальной динамической реальности, данная проблема является особенно актуальной. Современные быстро меняющиеся реалии предъявляют к личности множество требований. Человеку необходимо обладать критическим мышлением, мобильностью, сформированным ценностно-смысловым аппаратом для того, чтобы реализовать себя в мире. Отсутствие данных качеств приведет к тому что личность не только не сможет критически осмысливать огромный поток информации, характерный для современного информационного общества, и быстро подстраиваться под меняющиеся условия, но и может потерять свое «Я». Данная проблема особенно актуальна для подростков, которым необходимо решить вопрос личностного и профессионального становления.

Научно-теоретическая новизна исследования состоит в том, в работе показана специфика формирования смысложизненных ориентаций у подростков в условиях современной динамической реальности, предъявляющей к личности высокие требования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности формирования смысложизненных ориентаций у подростков в условиях современной динамической реальности могут быть использованы при разработке и модернизации образовательных программ организаций дополнительного образования детей и подростков.

Переходя к историко-философскому анализу проблемы смысла жизни, дадим одно из определений данного понятия, представленное современным философским исследователем - М.А. Дедюлиной. «Смысл жизни - это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой морально-нравственных ценностей» [1, с. 55]. Наличие смыс-

ложизненных ориентаций позволяет личности успешно социализироваться и функционировать в обществе.

На протяжении всей истории философии мыслители по-разному решали проблему смысла жизни. Было создано великое множество концепций, но современный исследователь В. П. Кохановский обобщал все их в три главных: смысл жизни заключен в ее глубинных основаниях; смысл жизни в полезном вкладе для будущего; смысл жизни уникален для каждого субъекта [2, с. 238].

Первый подход характерен для религиозной философии. Конечным смыслом для человека является блаженство, которое достижимо через божественное послушание, любовь, благодать и добро. Так, например, в учении Августина Блаженного человек находится в борьбе между добром и злом. Добром является то, что даровано Богом. Зла как таково не существует. Оно есть недостаток добра. «На человеческом уровне добро - результат свободного решения человека. Грех, зло - это отсутствие добра, неправильное употребление свободной воли, данной человеку для исполнения заповедей Бога» [3, с. 71].

Согласно второму подходу смысл жизни заключается в прогрессе, который должен быть направлен к светлому будущему. Этот подход ярко выражен в философии марксизма. «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком» [4, с. 29].

Согласно третьему подходу жизнь не имеет объективный для всех смысл жизни. Так, например, великий французский философ Жан-Поль Сартр подчеркивает значение личного выбора, который мы можем делать только сами и для себя, потому что не существует какого-либо одного, пригодного для всех решения» [3, с. 111]. Каждый человек должен выбрать собственный уникальный путь, опираясь на внутреннее «Я». Это требует от личности не только умения совершать свободный выбор, но и способности принимать ответственность за свои поступки.

Как мы видим, среди философов не существует единого решения проблемы смысла жизни, что связано как минимум с двумя факторами. Во-первых, смысл жизни - это культурное понятие, которое отражает исторический опыт осмысления бесчисленными поколениями людей их жизни в общественной и природной среде. Во-вторых, мыслители строят концепции исходя из своего уникального виденья проблемы, опираясь на личный опыт.

Заканчивая философский анализ, мы приходим к выводу, что решение проблемы смысла жизни не может быть представлено в форме знания и готовых ответов на этот вопрос. Это связано с тем, что не существует единого и уникального пути для человека. При этом нельзя оставлять философское наследие без внимания. Каждой личности необходимо вобрать для себя лучшее из того, что дает философский опыт, отрефлексировав его относительно своего «Я». Обратим внимание на то, что современная гуманистическая образовательная парадигма поставила в приоритет личность, наделенную правами и свободой. «В педагогике это означает: я свободен в выборе пути своего развития, и лишь я ответствен за свой выбор» [5, с. 2].

Отметим, что проблема смысложизненного самоопределения особенно актуальна для подростков. Как отмечают отечественные и зарубежные психологи, пик поисковой активности личности приходится на старший подростковый возраст, что определяет смысл жизни как фундаментальную потребность данного периода (Л.И. Божович, ГА. Вайзер, Л.С. Выготский, И. Кон, В. Франкл, В.Э. Чуд-новский и другие).

Так, например, отечественный психолог Л.С. Выготский утверждает, что в старшем подростковом возрасте происходит овладение внутренним миром, возникновение жизненного плана, осознание своего «Я». Именно в этом возрасте создается фундамент, который определяет потребность в смысложизненном самоопределении [6, с. 158].

Согласно И. Кону, именно в подростковый период проблема смысла жизни становится глобальной и всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспектив [7, с. 55]. Для этого возрастного периода характерен переход от зависимого детства к самостоятельной жизнедеятельности, требующей от юноши способности нести ответственность.

Обратимся к концепции смысложизненного самоопределения зарубежного психолога и философа Виктора Франкла. Мыслитель утверждает, что у каждой личности есть свой уникальный смысл жизни, который необходимо найти. Для этого подросток должен обладать способностью к свободному выбору, независимому от средств масс-медиа и других внешних влияний. В своей работе «Человек в поисках смысла» В. Франкл утверждает, что первоначальным толчком для подростка к смысложизненному поиску является сомнение в смысле жизни вообще. Это сомнение служит стимулом для работы по осмыслению собственного бытия, так сказать, заново [8, с. 39].

Потеря смысложизненных ориентиров подростков приводит к печальным последствиям, таким как алкоголизм, наркомания, суицидальные наклонности. Руководитель департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Оксана Иванникова сообщила, что на 2020 год огромное количество юношей ежегодно обращается за помощью в связи с мыслями о самоубийстве [9, с. 2]. Отмечают разнообразные причины: буллинг в школе, страх перед ОГЭ и ЕГЭ и прочие. Но основной причиной выделяют потерю смысла жизни, своего «Я». Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Возникает закономерный вопрос: можно ли полностью огородить подростков от негативных социальных влияний окружающей его среды? Мы полагаем, что это не представляется возможным. Какой бы комфортной ни была образовательная среда, личность все равно будет сталкиваться с различными трудностями. Подростки должны обладать внутренним стержнем, который позволит им быть готовыми к возникающим жизненным проблемам и справляться с ними.

Таким образом, смысл жизни - это фундамент личности, на который она опирается. Наличие смысложизненных ориентаций позволяет подростку не подчиняться внешнему влиянию, реализуя свой уникальный и свободный путь. Также служит условием для сохранения физического психологического здоровья.

Продолжая анализ проблемы смысла жизни подростков, обратимся к педагогическому знанию. Одним из первых педагогов, основательно исследовавших проблему смысла жизни в образовательном процессе, является Н.И. Пирогов. Согласно ученому, каждая личность должна являться смысловой единицей, то есть уметь критически мыслить, не следовать толпе и создавать свой уникальный путь, а не принимать готовый. Не воспитание юристов, солдат, моряков, а воспитание личности, ее волевых и нравственных качеств должно стать в основу

Библиографический список

педагогики, подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной [10, с. 58].

Опираясь на гуманистические традиции отечественного образования (П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, П.Ф. Лесгафта и др.), педагогическая мысль послевоенного периода сосредоточилась на морально-нравственной сфере воспитания и обучения, связывая поиски смысла жизни с коммунистической идео-логемой.

В частности, по убеждению В.А. Сухомлинского, если педагогу удастся тонко и тактично прикоснуться к юному сердцу оно становится жаждущим мысли [11, с. 113]. Именно духовная жизнь помогает определить верные смыслы, которые будут служить фундаментальной опорой для личности.

Российская школа конца XX - начала XXI в. стремится ориентироваться на идеальную личность демократического общества, культивируя в учащихся чувства ответственности, любви и свободы. Например, Школа самоопределения (г Москва, А.Н. Тубельский и др.) опирается на методы погружения в учебный предмет с ежедневным самоанализом учебной деятельности учащихся, самонаблюдением, поиска свободной зоны, беседы о сокровенном желании и др.

Современная психология и педагогика, а также ряд философских концепций сходятся в идеи о том, что наличие возможности выбора является важнейшим условием самоопределения личности. Действительно, человек должен обладать свободой для того, чтобы найти свой уникальный путь. Смысл не может быть навязан или представлен в виде готового знания. Его поиск требует проведения глубокой личностной работы.

Подросток сталкивается с различным внешним влиянием, например, со средствами массовой информации, которые способны навязать ложные истины, формируя, как бы сказал Адольф Кетле, «среднего человека». Задача образовательной системы заключается в том, чтобы создать педагогические условия для свободного становления смысла жизни подростков. От личности требуется наличие критического мышления, сформированность морально-нравственной сферы, способность к саморефлексии.

Частично современная гуманистическая образовательная система решает эти задачи, говоря о свободе, уникальности и ценности каждой личности. Проблема заключается в том, что свобода некоторых индивидов не всегда согласуется с общественными нормами и несет пользу. Перед ученым сообществом стоит вопрос о том, как согласовать свободный выбор личности с общественно полезной деятельностью. Эта проблема требует дальнейших исследований.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:

1. Проведенный анализ позволил уточнить понятие «смысл жизни» - это фундамент, который служит основополагающей опорой для личности, препятствующей подчинению внешним факторам, являющейся главным условием для успешной социализации.

2. В ходе психолого-педагогического анализа было выявлено, что в подростковом возрасте у личности появляется потребность в смысложизненном поиске, что требует особого внимания со стороны современной образовательной системы.

3. Смысл жизни - это культурное понятие. Современная информационная эпоха XXI века ставит перед учеными задачу в разработке новых смысложизненных концепций, служащих опорой для образовательной системы. Безусловно, важно опираться на бесценный опыт прошлого и на те ценности, которые являются вечными. Мы говорим о необходимости адаптировать смысложизненные концепции под социальную динамическую реальность с опорой на последние разработки в области философии, психологии, социологии, педагогики и других наук.

4. Рост числа подростков, сталкивающихся с проблемами алкоголизма, наркомании, суицидальных наклонностей, свидетельствует о том, что современная образовательная программа не справляется с задачами формирования смысложизненных ориентиров.

В заключение стоит подчеркнуть, что сегодня подростки массово сталкиваются с проблемой отсутствия смысла жизни, что приводит к негативным физическим и психическим последствиям, а также к невозможности личностного и профессионального становления. «Школа перестала справляться со своей смыс-лотворческой функцией, наблюдается процесс искажения образа человеческого в культуре» [12, с. 160]. Это является огромной проблемой. В своих будущих исследованиях автор статьи ставит задачу создания современной модели психолого-педагогической поддержки смысложизненного поиска подростков, которая будет внедрена в системы общего и дополнительного образования.

1. Дедюлина М.А. Этика. Таганрог: ТРТУ 2005.

2. Кохановский В.П. Философия: учебник для вузов. Москва: КноРус, 2016.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов. Москва: Академия, 2010.

4. Бушканец М.Г Леухин Б.Д. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. Хрестоматия по педагогике. Москва: Просвещение, 1976: 29 - 34.

5. Коростелева А.А. Культурологическая и гуманистическая модели образовательной среды: логика взаимодействия. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ ulturologicheskaya-i-gumanisticheskaya-modeli-obrazovatelnoy-sredy-logika-vzaimodeystviya/viewer

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Детская психология. Москва: Педагогика, 1984; Т. 4.

7. Кон И.С. Психология юношеского возраста: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1976.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990.

9. Названы российские регионы с наибольшим числом обращений по проблемам детского суицида. Известия, газета. 2020; 10 сентября. Available at: https:// iz.ru/1059141/2020-09-10/nazvany-rossiiskie-regiony-s-naibolshim-chislom-obrashchenii-po-problemam-detskogo-suitcida

10. Пирогов Н.И. Сочинения: в 2 т. Труды по клинической хирургии. (1837-1839). Санкт-Петербург, 1987; Т. 2.

11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Москва: Педагогика, 1990.

12. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастье, счастье воспитания. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2004. References

1. Dedyulina M.A. 'Etika. Taganrog: TRTU, 2005.

2. Kohanovskij V.P. Filosofiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: KnoRus, 2016.

3. Gorelov A.A. Osnovy filosofii: uchebnik dlya studentov. Moskva: Akademiya, 2010.

4. Bushkanec M.G. Leuhin B.D. Marks K. Razmyshleniya yunoshi pri vybore professii. Hrestomatiya popedagogike. Moskva: Prosveschenie, 1976: 29 - 34.

5. Korosteleva A.A. Kul'turologicheskaya i gumanisticheskaya modeli obrazovatel'noj sredy: logika vzaimodejstviya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ulturologicheskaya-i-gumanisticheskaya-modeli-obrazovatelnoy-sredy-logika-vzaimodeystviya/viewer

6. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. Detskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1984; T. 4.

7. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1976.

8. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: Progress, 1990.

9. Nazvany rossijskie regiony s naibol'shim chislom obraschenij po problemam detskogo suicida. Izvestiya: gazeta. 2020; 10 sentyabrya. Available at: https://iz.ru/1059141/2020-09-10/ nazvany-rossiiskie-regiony-s-naibolshim-chislom-obrashchenii-po-problemam-detskogo-suitcida

10. Pirogov N.I. Sochineniya: v 2 t. Trudy po klinicheskoj hirurgii. (1837-1839). Sankt-Peterburg, 1987; T. 2.

11. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' nastoyaschego cheloveka. Moskva: Pedagogika, 1990.

12. Schurkova N.E., Pavlova E.P. Vospitanie schast'e, schast'e vospitaniya. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2004.

Статья поступила в редакцию 16.04.22

УДК 378

Suleimanova T.Z., specialist in educational and methodological work, Director of Medical College, Medical Institute; teacher, software engineer,

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: kafedra_terek@mail.ru

PRINCIPLES OF INCREASING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF FUTURE NURSES IN FORMING READINESS TO IMPLEMENT HEALTH EDUCATIONAL WORK AMONG THE POPULATION. Future nurses, due to the peculiarities of their profession, are obliged not only to participate in the direct treatment of patients, but also to carry out the prevention of diseases of citizens. This professional function, due to its social importance, requires motivational support from the teaching staff. At the same time, in order to maximally generalize all possible types of approaches to improve the effectiveness of pedagogical support for future nurses in shaping the readiness to carry out health education work among the population, it is important to formulate the principles of support. The specified research vector is the goal of the current scientific work. To achieve this goal, the researcher uses ideas of A.S. Makarenko regarding the improvement of the success of each member of the team. In particular, in line with the activity approach, the researcher singles out such form of support, which is based on a system of collective mutual assistance between future nurses who begin and finish their studies. The leading research methods are work with primary sources, experiment and testing. The work formulates the following principles on the research topic: 1) collective mutual assistance; 2) systemic continuity of psychological support, 3) self-education of the individual. The presented positions are interpreted, the connection of the provisions with the real circumstances of the training of future nurses is indicated. System effects from the application of these principles in the system of higher education are also predicted. In particular, it seems promising to form a collective responsibility of future nurses to each other regarding their readiness to carry out preventive measures with citizens at a high level.

Key words: sanitary and educational work, pedagogical principles of support, future nurses, readiness to carry out sanitary and educational work.

Т.З. Сулейманоеа, спец. по учебно-методической работе, директор медицинского колледжа при Медицинском институте,

преп., инженер-программист Чеченского государственного университета, г. Грозный, E-mail: kafedra_terek@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Будущие медицинские сёстры в силу особенностей своей профессии обязаны не только участвовать в непосредственном лечении пациентов, но и осуществлять профилактику заболеваний граждан. Указанная профессиональная функция ввиду своей общественной важности требует мотивационной поддержки со стороны преподавательского состава. Вместе с тем для того, чтобы максимально обобщить все возможные виды подходов по формированию исследуемого вида готовности, важно сформулировать принципы поддержки. Указанный вектор исследования является целью представленной научной работы. Для достижения поставленной цели мы используем идеи А.С. Макаренко относительно повышения успешности работы каждого члена коллектива. В частности, в русле деятельностного подхода мы выделяем такую форму поддержки, в основании которой положена система коллективной взаимопомощи между начинающими и заканчивающими своё обучение будущими медицинскими сёстрами. Ведущими методами исследования являются следующие: работа с первоисточниками, эксперимент и тестирование. Нами были сформулированы следующие принципы по теме исследования: 1) коллективной взаимопомощи; 2) системной непрерывности психологической поддержки, 3) самовоспитания личности. Представленные позиции были интерпретированы, указана связь положений с реальными обстоятельствами обучения будущих медицинских сестёр. Также были спрогнозированы системные эффекты от применения указанных принципов в системе среднего профессионального образования. В частности, перспективным видится формирование коллективной ответственности будущих медицинских сестёр друг перед другом относительно готовности на высоком уровне проводить профилактические мероприятия с гражданами.

Ключевые слова: санитарно-просветительская работа, педагогические принципы поддержки, будущие медицинские сёстры, готовность к осуществлению санитарно-просветительской работы.

Одной из ценностей современного общества является качественная медицинская помощь. При этом потенциал указанного вида социально важных услуг не до конца раскрыт. В данном случае имеется в виду комплекс профилактической работы с населением. Отметим, что достаточно часто рутинные виды просветительско-профилактических работ адресуются среднему медицинскому персоналу Вполне очевидно, что невысокий статус среднего и младшего медицинского персонала, усиливающийся невысокой заработной платой, не позволяет вести просветительскую деятельность на высоком профессиональном уровне. Ещё одним фактором, несколько сдерживающим эффективность профилакти-

ческих работ, является недостаточно высокая степень психологической готовности будущих медицинских сестёр к исследуемому виду деятельности. Учитывая научный интерес автора статьи и обозначенную проблематику, становится ясно, что актуальность приобретают исследования, направленные на выявление принципов педагогической поддержки будущих медицинских сестёр. Обозначив актуальность, сформулируем цель научного исследования - определение принципов повышения эффективности педагогической поддержки будущих медицинских сестёр в формировании готовности к осуществлению санитарно-просветительской работы среди населения. Задачи для достижения цели: анализ теоретических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.