Научная статья на тему 'Проблема систематизации параметров в моделировании динамики социально-политических процессов'

Проблема систематизации параметров в моделировании динамики социально-политических процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема систематизации параметров в моделировании динамики социально-политических процессов»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

Р.Д. Кайдин

ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ В МОДЕЛИРОВАНИИ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Моделирование исторической динамики в качестве научного направления междисциплинарного характера ставит перед собой перспективные цели и задачи, однако ввиду специфики моделирования социально-политических процессов это направление встречается с определенными методологическими трудностями. Среди основных из них выделяются: отсутствие «фундаментальных» законов, т.е. связей между основными переменными, допускающих точное количественное выражение, неустранимая неточность измерений, даже в тех случаях, когда существует вполне удовлетворительная шкала для измерения, разномасштабность, разнородность и нелинейность изучаемых явлений и процессов, постоянное усложнение исследуемых объектов [Самарский, Михайлов, 2001]. Но кроме вышеописанных проблем методологического характера, необходимо выделить проблему выделения и систематизации основных параметров моделирования исторических процессов. В силу специфики изучаемых явлений, помимо достаточно релевантных количественных параметров экономического и демографического типа (при этом необходимо отметить, что важной методологической проблемой является операционализа-ция и выделение наиболее актуальных параметров такого рода), существует необходимость учета параметров политологического характера.

Значительный эвристический потенциал, на наш взгляд, имеет использование параметров из компаративистских политологических исследований.

Различные исследовательские организации и статистические агентства составляют и постоянно обновляют значительные массивы количественных данных по нескольким сотням параметров. Использование всех предоставляемых в открытом доступе параметров выглядит неэффективным. Большое число переменных трудно увязать в интерпретируемую модель; это вызывает трудности при комплексном моделировании нескольких объектов.

Для систематизации параметров моделирования динамики социально-политических процессов с использованием компаративистских параметров мы можем воспользоваться опытом таких проектов, как проект «Полития» («Polity»), проекты «Freedom House», глобальные рейтинги и региональные обзоры «Transparency International», Индекс человеческого развития (Human Development Index) и других подобных проектов.

Необходимо классифицировать параметры по смысловым группам. Предлагается следующая классификация.

Институциональные основания и их динамика

Данная категория параметров, на наш взгляд, является одной из наиболее адекватных категорий, учитывающих политический фактор социально-политической и исторической динамики. К параметрам такого рода относятся прежде всего параметры государственности, параметры политического режима и политической системы. Одним из особо актуальных параметров такого рода является индекс политии [Polity IV project]. Данный индекс является обобщенным показателем, по которому оценивается динамика политических режимов. В графическом изображении политической динамики индекс политии служит основанием для оси Y, а время, исчисляемое в годах, - для оси Х. Колебания индекса политии во времени свидетельствуют о политическом изменении (сдвиг на 1-2 пункта) или политическом транзите (сдвиг на 3 и более пунктов). В качестве примера такого рода параметров возможно использование и других индексов по типу индексов проекта «Полития» («Polity»). Типологические особенности вовлеченных в процесс исторического развития политий, их возможности, потенциал, институциональный дизайн становятся факторами, во многом определяющими общий характер глобальной системы.

Рейтинги политических прав и гражданских свобод

Как показывает уже имеющийся опыт моделирования исторической динамики [см.: Малков, 2004], обеспечение устойчивости социальной системы (необходимое для «выживания» системы) в условиях наличия перманентных противоречий между ее элементами преодолевается через механизмы сдержек и противовесов, компенсации внутренних напряжений, позволяющие достичь устойчивости системы в целом. Среди таких механизмов С.Ю. Малков выделяет прямое властное регулирование отношений между элементами, осуществляемое органами управления системы (управление хаосом), ограничение произвола действий элементов системы с помощью законов, нормативных установлений, требующих исполнения и направленных на сглаживание имеющихся противоречий (ограничение хаоса); идеологические и социально-психологические средства сдерживания агрессивных интенций: религиозные императивы, нормы нравствен-

ности и морали и т.п. (сдерживание хаоса). Таким образом, применение параметров, выделенных в эту группу, позволит в рамках интерпретируемых моделей увидеть эволюцию такого рода социальных механизмов в социально-политической динамике. Примером параметров такого рода могут служить используемые в таких проектах, как «Freedom house», индексы проекта «Либеральные институты» («Liberal institutions project indexes») Центра изучения демократического управления и другие. Однако здесь необходимо отметить, что ввиду сложности нахождения конкретных значений индексов такого рода в различные исторические периоды возможно использование аналогичных или схожих по смыслу параметров. Например, возможен учет различных типов законодательств в области прав и свобод, степень участия индивидов в политических процессах, выстраивание коэффициентов социальной мобильности и т.п.

Композитные индексы

Под композитными индексами мы подразумеваем Human development index, Индекс глобализации (Globalization index): совместный проект консалтинговой компании «A.T. Kearney» и журнала «Foreign policy».

Использование параметров такого рода позволяет учесть комплексный характер развития в рамках моделирования исторической динамики. В случае применения таких индексов мы можем оценить эффекты исторического развития на человеке. Следовательно, именно человек, его возможности и потребности являются исследуемым объектом в случае применения такого рода параметров в рамках моделирования исторической динамики. На данный момент при подсчете индекса развития человеческого потенциала используется три вида показателей [Human development indicators]: средняя продолжительность жизни, уровень грамотности населения, уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения. В силу временной специфики наличия информации по вышеперечисленным показателям мы можем констатировать, что наиболее доступные данные существуют по продолжительности жизни человека в различные исторические периоды, два других показателя мы также можем использовать при моделировании социально-политической и исторической динамики, однако опираясь на косвенные данные. При этом необходимо отметить, что практика использования такого рода данных общеприменима и доказала свою эффективность, например в клиодинамике. Так, В.П. Турчин предложил использовать метод «косвенных индикаторов», «например, количество монетных кладов за десятилетие - вполне точный индикатор степени внутренней нестабильности в обществе» [Турчин, 2008]. Основной проблемой является определение адекватных и достаточно релевантных данных, которые мы сможем использовать в качестве аналоговых.

Параметры транзита

Систематизация параметров, присущих политическим режимам в стадии транзита, позволяет выделить основные алгоритмы такого перехода, а также провести анализ топологии фазового пространства структуры имеющихся аттракторов и их зон притяжения. Для выделения параметров транзита возможно использование таких проектов, как проекты Хельсинкского университета (под руководством Тату Ванханена), индекс трансформации Бертельсманна (Bertelsmann transformation index). При этом необходимо отметить, что в данном случае транзит и соответственно параметры транзита подразумеваются не только как демократический транзит, но и как нахождение исследуемого объекта в стадии фазового перехода, например при переходе между различными стадиями политического развития и модернизации. В частности, выглядит актуальным использование предложенных Т. Ванханеном таких переменных, как конкуренция (competition) и участие (participation) для определения степени демократизации [Vanhanen, 1984]. Кроме того, необходимо отметить возможность использования индекса трансформации Бертельсманна (Bertelsmann Transformation Index), а точнее, тех переменных, которые используются при его составлении. В частности, это «статусный индекс» (status index) и «индекс управления» (management index). Однако следует отметить, что объяснительные переменные в транзитологии зачастую представляют собой не политические структуры, а социальные условия и конструкты (система образования, экономические структуры и условия, определяющие уровень централизации, система землепользования), которые более стабильны. Поэтому использование таких переменных наряду с политическими считается целесообразным. Также отмечаем необходимость методологической обработки такого рода параметров в случае использования их в моделировании социально-политической динамики. Наиболее актуальной формой такой обработки является проверка параметров по принципу возможности использования имеющейся информации, и в случае необходимости использование косвенных или аналоговых параметров и индексов.

Индексы внешних и внутренних угроз

«На разных стадиях своей эволюции социальные системы обладают различной чувствительностью и уязвимостью к внешним воздействиям. Наиболее опасны преднамеренные внешние воздействия в кризисные периоды, когда система в значительной степени хаотизирована. В этом случае даже не слишком интенсивное внешнее воздействие может задать направление развития системы и повлиять на характер ее дальнейшей самоорганизации» [Малков, 2004]. Таким образом, выглядит актуальным выделение группы параметров, учитывающих внешние и внутренние уг-

розы различных субъектов и акторов исторического процесса. Такого рода параметры успешно применяются в рамках моделирования исторической динамики, например в работах Коротаева А.В., Гринина Л.Е., Митюко-ва Н.В. [см.: История и Математика, 2009]. К такого рода параметрам также относятся: число внутренних и внешних конфликтов, сумма баллов интенсивности конфликтов, в которые вовлечен объект исследования, присутствие на территории страны иностранных воинских контингентов, различные параметры военно-экономической мощи конфликтующих сторон и др.

Макросоциальные параметры, учитывающие политический аспект

При создании моделей социально-политической динамики необходимо учитывать общие закономерности эволюции и самоорганизации исследуемой системы. Среди такого рода параметров возможно использование стадии модернизации исследуемого объекта, присутствие исследуемого объекта в различных стадиях развития общества и переходных периодах на основании имеющихся базовых моделей и т.п. Значительный интерес представляет методологическое совершенствование параметров групповой солидарности, например асабиййи [Цирель, 2008].

Региональные исследовательские проекты

Моделирование социально-политической динамики предусматривает изучение не только глобального уровня, но и процессов и явлений, происходящих на уровне региональном. Для этого необходимо применение и использование параметров и результатов проектов, исследующих социально-политические процессы в различных регионах и макрорегионах мира. Также актуальным выглядит привлечение комплексных исследований общественного мнения (так как они охватывают и оценку социально-политического развития и его динамики), таких как А£гоЬагоше1ег, ЕигоЬагоше1ег и других.

В зависимости от целей и задач конкретного проекта под моделирование социально-политической динамики возможно использование как всех групп параметров, так и определенных групп, необходимых для конкретного проекта. Однако в силу специфики комплектации имеющихся баз данных некоторые группы параметров имеют небольшую историю систематизации и обновления, что ограничивает их использование в зависимости от темпорального аспекта моделирования.

Литература

История и Математика: Модели и теории / Отв. ред. Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев, С.Ю. Малков. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

Малков С.Ю. Математическое моделирование исторической динамики: Подходы и модели // Моделирование социально-политической и экономической динамики / Под ред. М.Г. Дмитриева. - М.: Изд-во РГСУ, 2004. - C. 76-188.

Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры. - М.: Физматлит, 2001.

Турчин П.В. Проблема законов истории: Доклад на научной конференции «Клиодинамика: философское осмысление и математическое моделирование макроисторических процессов». - С. Эликманар Чемальского р-на, Горный Алтай, 30 июня - 6 июля 2008 г. - Архив автора.

Цирель С.В. Концепт «асабиййи» как основа связи экономико-демографической и гуманитарной истории: Pro et contra // Проблемы математической истории. Историческая реконструкция, прогнозирование, методология / Отв. ред. Г.Г. Малинецкий, А.В. Коротаев. -М.: ЛКИ: URSS, 2008. - Режим доступа: http://cliodynamics.ru/index.php? option=com_ content&task=view&id=59&Itemid=49.

Human development indicators now accessible online through Google Public Data Explorer. -Mode of access: http://hdr.undp.org/en/

Polity IV project: Political regime characteristics and transitions, 1800-2009. - Mode of access: http://www. sy stemicpeace. org/polity/polity4. htm

Vanhanen T. The emergence of democracy: A comparative study of 119 states, 1850-1979. -Helsinki: Societas Scientiarum Fennica, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.