Научная статья на тему 'Проблема счастья в антропологии В. И. Несмелова'

Проблема счастья в антропологии В. И. Несмелова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / ПОНИМАНИЕ / СМЫСЛ / HAPPINESS / UNDERSTANDING / SENSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шпак А. П.

Статья посвящена рассмотрению проблемы счастья в антропологии В. И. Несмелова родоначальника отечественной философской антропологии. Данная проблема является актуальной для современной педагогики педагогической антропологии, поскольку современное образование очевидно нуждается в тщательно проработанном философско-мировоззренческой базе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема счастья в антропологии В. И. Несмелова»

Шпак А.П.

Аспирант кафедры педагогики ПГПУ им. С.М. Кирова ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В АНТРОПОЛОГИИ В. И. НЕСМЕЛОВА

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы счастья в антропологии В. И. Несмелова - родоначальника отечественной философской антропологии. Данная проблема является актуальной для современной педагогики педагогической антропологии, поскольку современное образование очевидно нуждается в тщательно проработанном философско-мировоззренческой базе.

Ключевые слова: счастье, понимание, смысл. Keywords: happiness, understanding, sense.

Счастье - это одна из важнейших составляющих человеческой жизни, показывающая степень ее полноценности и являющая важнейший экзистенциал человеческого бытия. Человек стремится к счастью, вкладывая в это понятие все, что представляется для него значимым. Соответственно, счастье представляет из себя не просто объект стремления, но содержащееся в сжатом виде понимание сущности бытия. Важнейшая роль, которую играет понятие «счастье» и его содержательное наполнение в жизни каждого человека обусловила повышенный интерес к этой категории со стороны всех антропологических наук, поскольку решение проблемы сущности человеческой природы и бытия человека невозможно без рассмотрения категории «счастье». Все мыслители, рассматривавшие сущность образования, были вынуждены обращаться к проблеме счастья. Немаловажное значение придавалось этой проблеме и в антропологии В. И. Несмелова.

Виктор Иванович Несмелов - один из интереснейших представителей русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. Заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной Академии, доктор богословия, автор двухтомника «Наука о человеке», создавший оригинальную философию человека. Творчество В. И. Несмелова было оценено как высшее достижение отечественной академической философии. Философские взгляды В. И. Несмелова представляют собой творческий синтез христианских религиозных догматов и православной антропологии с философской традицией. Опора В. И. Несмелова на христианские религиозные догматы и православную антропологию определили характерные черты несмеловской философии человека. Опираясь на христианскую интеллектуальную традицию, В. И. Несмелов ставит основную задачу своих философских изысканий - разрешение «загадки о человеке», которая состоит в несоответствии между идеальной (духовной) природой человека, его стремлением утвердить себя в качестве разумной, «свободно-творческой личности» с одной стороны и условиями его физического существования, в первую очередь его подчиненностью законам материального мира - с другой: «Для человека не существует в мире никаких загадок, кроме самого человека, и сам человек является для себя загадкой лишь в том единственном отношении, что природа его личности по отношению к данным условиям его существования оказывается идеальной» [1]. Постановка проблемы как «загадки» имеет огромное значение для всей антропологии В. И. Несмелова, поскольку в его интерпретации «загадка» представляет собой особый тип исследовательской задачи. Отличительной чертой «загадки» с точки зрения В. И. Несмелова является ее несводимость к недостатку знания. В. И. Несмелов выделяет два вида исследовательских проблем - загадка и неизвестное. Проблемы, относящиеся к категории «неизвестного»,

обусловлены отсутствием необходимой информации. Соответственно, такого рода проблемы автоматически разрешаются по мере приобретения знаний. Проблема загадочного «заключается в невозможности мыслить данное содержание какой-нибудь вещи без решительного противоречия всем данным условиям ее действительного существования» [1]. Как отмечает В. И. Несмелов, противоречие, лежащее в основе загадки, имеет онтологический характер, а потому «человек не может разрешить его иначе, как только в признании разумности существующих противоречий, т. е. в определении их смысла» [1].

Специфика формулировки В. И. Несмеловым основной проблемы своих исследований определяет ряд особенностей его антропологии. Во-первых, поскольку решение загадки связано с «определением смысла» существующих противоречий, решение «загадки о человеке» оказывается связано не с приобретением новых знаний, а с пониманием человека через поиск смыслов в его природе и бытии. Во вторых, следствием идеи независимости решения загадки от объемов имеющегося знания связана характерная для В. И. Несмелова идея невозможности научного изучения сущности человека. По этому поводу В. И. Несмелов высказывается однозначно и безапелляционно: «...Жгучие вопросы о том, чего следует желать человеку во имя его человечности и как ему следует жить по истине его человечности, в пределах положительной науки не могут даже и ставиться.» [1]. В-третьих, огромное значение имеет тот факт, что возникновение противоречия, лежащего в основе загадки, обусловлено природой человеческой личности. Поэтому В. И. Несмелов рассматривает человека в первую очередь как личность, понимая эту категорию в соответствии с православной антропологической традицией как единство идеальной и материальной природы человека - его духа, души и тела. В качестве четвертой особенностью антропологии В. И. Несмелова необходимо отметить идею неизбежности «загадки о человеке». Противоречие между идеальной природой личности человека и условиями его физического существования возникло в силу того, что человек испытывает на себе воздействие физических законов, в первую очередь, законов причинно-следственной связи. В свою очередь, это воздействие обусловлено наличием в человеке физической природы. Следуя православной антропологической традиции, В. И. Несмелов рассматривает физическую и духовную природу как неотъемлемые составляющие человеческой личности. Исходя из этого, «загадка о человеке» оказывается обусловлена в первую очередь внутренним противоречием личности человека, а потому ни один человек не может избежать этой задки.

Специфика основной исследовательской задачи В. И. Несмелова в сочетании с перечисленными особенностями его антропологии определяют точку зрения В. И. Несмелова на сущность человека, которую необходимо учитывать при анализе рассмотрения В. И. Несмеловым проблемы счастья.

Непосредственно к проблеме счастья В. И Несмелов обращается в VI главе I тома «Науки о человеке», рассматривая противоречие в жизни человека. Отправной точкой для анализа В. И. Несмеловым проблемы счастья является идея особой роли счастья в жизни человека: «Каждый человек всегда и непременно живет или прямым обольщением какого-нибудь счастия, или по крайней мере мечтой о счастии и надеждой на него, потому что иначе он не хотел бы жить.» (5). В соответствии с этой оценкой, стремление к счастью предстает как основа жизнедеятельности человека, что придает проблеме счастья особое значение. Не менее важной является идея индивидуального содержательного наполнения категории «счастье», связанного с условиями жизни отдельного человека: «Это обстоятельство необходимо определяется самой природой идеи счастия, потому что эта идея возникает у человека только в силу данных условий его наличного существования, и следовательно -содержание этой идеи необходимо определяется только в отношении данных условий и применительно к ним» [1]. Понимание стремления к счастью как основы

жизнедеятельности человека в сочетании с идеей индивидуального содержательного наполнения данной категории позволяет рассматривать счастье как индивидуально сформулированную цель жизни.

Рассматривая счастье как индивидуальное решение проблемы цели жизни, В. И. Несмелов особое значение придает идее взаимосвязи счастья и условий человеческой жизни. Из этой идеи он делает вывод о невозможности достижения человеком абсолютного счастья. При обусловленности счастья внешними условиями изменение условий неизбежно приводит к изменению представления человека о счастье: «...Никакое счастие в мире для человека не достаточно, потому что всякое физическое счастие только кажется человеку счастием в силу данных условий жизни, вне же этих условий оно оказывается совершенно ненужным» [1]. В.И. Несмелов объясняет это тем, что для подавляющего большинства людей содержание счастья связано с внешними явлениями, в первую очередь с обладанием определенными материальными благами. Анализ счастья как обладания материальными благами приводит В. И. Несмелова к идее недостижимости счастья - в силу неизбежной ограниченности возможностей каждого конкретного человека многие виды материальных благ оказываются для него принципиально недоступны. Немаловажным является то обстоятельство, что при понимании счастья как обладания материальными ценностями люди оказываются в состоянии жестокой конкуренции друг с другом, что приводит к разделению людей на счастливых, т. е. имеющих заветные блага, и несчастных, т. е. не имеющих не только искомых благ, но и шансов на их приобретение. Причем несчастными с этой точки зрения оказывается подавляющее большинство людей. В. И. Несмелов отмечает, что невозможность достижения полного и окончательно счастья логически приводит человека к отрицанию самого принципа счастья, что неизбежно приводит человека к идее бессмысленности жизни.

Таким образом, возникает противоречие: человек живет стремлением к счастью, которого он не может обрести по объективным причинам. Человек оказывается перед выбором: в принципе отказаться от идеи счастья, признав и приняв бесцельность и бессмысленность своего существования, принять относительный характер счастья и в своем стремлении к счастью пытаться «объять необъятное», или попытаться найти принципиально иное содержательное наполнение понятия «счастье». Данное противоречие В.И. Несмелов решает, опираясь на православную антропологическую традицию. В соответствии с догматом о сотворении человека, человеческая жизнь изначально целенаправленна, а потому В.И. Несмелов не может принять идею бессмысленности существования человека. Признание относительного характера счастья, конкретное содержание которого обусловлено внешними факторами, также идет в разрез с христианской сущностью антропологии В.И. Несмелова, поскольку такая интерпретация счастья полностью подчиняет человека законам физического мира, усиливая противоречие между условиями его жизни и природой его личности. Исходя из этого, В. И. Несмелов решает возникшее противоречие между значением счастья как цели жизни человека и невозможности его достижения за счет поиска принципиально иного содержательного наполнения категории «счастье». Причину возникновения данного противоречия В. И. Несмелов видит в том, что человек ставит себя в зависимость от внешних условий, ищет счастье вне себя, в обладании какими-либо материальными благами, что и делает счастье недолговечным. Следовательно, это противоречие будет устранено, если содержание счастья вывести из-под влияния условий физического мира.

С точки зрения христианского вероучения, на которое опирается В.И. Несмелов, единственным безусловным началом в физическом мире является человеческая личность, неотъемлемой частью которой является идеальная природа - дух и душа. Соответственно, если выводить содержание счастья не из внешнего по отношению к человеку мира, а из

существа человеческой личности, то в материальном мире счастье приобретет безусловный характер: «В таком случае принцип счастия, во имя которого необходимо живет человек, как существующий в качестве одушевленного организма, естественно переводится из области различных отношений человека к внешнему миру в область его внутренней жизни, и человек пытается найти свое счастие не вне себя, а в себе же самом» [1]. Содержательное наполнение категории «счастье» на основе ценностей идеальной природы человеческой личности не отменяет физических потребностей человека, но «всякая потребность физического счастия начинает оцениваться с точки зрения интересов чисто духовных» [1], в результате чего человек получает возможность подчинить всю свою жизнь идеальным ценностям.

Немаловажным является тот факт, что подчинение идеи счастья идеальным ценностям становится возможным только в результате личностного развития человека, роста его самосознания как свободной, разумной, творческой личности: «это представление возникает у человека только при достаточном развитии опыта жизни и при достаточном развитии самопознания из живых данных этого опыта» [1]. В этом смысле категория «счастье» выступает одновременно как средство и как показатель личностного развития человека.

Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы. В антропологии В. И. Несмелова категория «счастье» тесно связана с «загадкой о человеке», поскольку понимание счастья отражает противоречие между идеальной природой человека и его подчиненностью физическим законам. Содержательное наполнение категории счастье является практическим решением целого ряда философских вопросов, в первую очередь проблем цели и смыла жизни человека, его места в мире, так как понимание сущности счастья определяет направленность человеческой личности. Стремление В. И. Несмелова к целостности образа человека обусловило рассмотрение им проблемы счастья в его взаимосвязи с такими проблемами, как природа личности, личностное развитие. Проблема счастья рассматривается им в динамике развития представлений человека о содержательном наполнении данной категории, при этом содержательное наполнение счастья оказывается одновременно целью и средством личностного развития человека.

Результаты рассмотрения проблемы счастья имеют принципиальное значение для современной педагогики, поскольку предложенный В. И. Несмеловым подход к решению данной проблемы является одним из возможных вариантов философско-мировоззренческой основы современного образования. Отказ от знание во ориентированной модели образования, декларируемая свобода самоопределения учащихся неизбежно ставит перед педагогикой проблему подготовки ученика к решению мировоззренческих проблем. В связи с этим философская антропология В. И. Несмелова, в частности, рассмотрение им проблемы счастья, может выступить как методологическая основа включения в педагогический обиход достижений православной антропологической традиции.

Литература

1. Несмелов В.И. Наука о человеке. / В.И. Несмелов // http://www/kds.eparhia.ru//bibliot//nesmelov//

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.