Научная статья на тему 'Проблема самореализации личности в творчестве Ю. А. Жданова'

Проблема самореализации личности в творчестве Ю. А. Жданова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Казанцева Дина Борисовна

Статья посвящена анализу проблем самореализации личности в творчестве Ю.А. Жданова. Рассматриваются особенности становления и развития личности в современном обществе и возможности ее культурной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Self-Realization of the Person in Yu.A. Zhdanov's Scientific Creativity

The article is devoted to the analysis of problem of selfrealization of the person in Yu.A. Zhdanov's scientific creativity. We examined the features of formation and development of a person in a modern society and the opportunities of his/her cultural transformation.

Текст научной работы на тему «Проблема самореализации личности в творчестве Ю. А. Жданова»

мысли от Геродота, Фукидида, Августина, Лютера, Кампанеллы, Томаса Мора, Сен-Симона, Конта, Спенсера до современности. Быть культурным - значит впитать в себя все богатство общемировой культуры - Гомера, Сервантеса, Шекспира, Пушкина, Рембрандта, Бетховена, Бальзака, Гете, Достоевского, Толстого и Шолохова. А "ныне нужно к этому присовокупить все последующее развитие до теории относительности Эйнштейна, термодинамики Гиббса, квантовой механики, синергетики Хакена, астрофизики Хаббла, а также дарвинизм и генетику, теорию катастроф и взгляды Пригожина" [1, с. 56].

В течение всей долгой и плодотворной научной жизни у Юрия Андреевича Жданова сложилось твердое убеждение, что разумный подход к действительности, рациональное отношение ко всем многообразным сторонам и проявлениям внешнего мира возможны лишь на основе всемерного и полного использования данных науки. Недаром основой реального це-леполагания он считал именно научное предвидение, ссылаясь на ворчания старенького академика И.П. Павлова, не соглашавшегося с теми учеными, которые пытались свести роль науки лишь к объяснению наблюдаемых явлений: одно только "объяснение - несолидная вещь, ... главное в науке - предвидение". Указывая, что предвидение есть детерминация будущим на научной основе с участием всех тружеников планеты, вооруженных знаниями современной культуры, Ю.А. Жданов особенно подчеркивал значение прогностической

функции для научной деятельности автора периодической системы химических элементов. Проповедуя "мощь и действенность разума", он постоянно отмечал, что научные знания является показателем того, до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов Ю.А. Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 368 с.

2. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. 264 с.

3. Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 2. Философия природы. М.: Мысль, 1975. 695 с. С. 530.

4. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М.: Мир, 1990. 167 с. С. 131.

5. Жданов Ю.А. Избранное: В 2 т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 400 с.

6. Судаков К.В., Макаров В.А. Предисловие // Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. М.: Медицина, 1998. 397 с. С. 6.

7. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. 479 с. С. 202.

8. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Тайдекс Ко, 2002. 184 с. С. 49.

9. Павлов И.П. Рефлекс цели // Павлов И.П. Рефлекс свободы. СПб.: Питер, 2001. 424 с. С. 72, 74.

10. Анохин П.К. От Декарта до Павлова // Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с. С. 183.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

9 апреля 2009 г.

ББК Ч 113(2)7 Жданов+С023

ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ю.А. ЖДАНОВА

Д. Б. Казанцева

В решении проблемы самореализации человека Ю.А. Жданов не раз подчеркивал, что отчуждение человека от мира, от своей сущности приводит личность к уничтожению. Разрушая природу, человек саморазрушается; отказываясь от наследия культуры и

ее ценностей, он неминуемо выбирает путь к деградации. Одной из важных проблем, влияющих на судьбы человечества, - писал Ю.А. Жданов в статье "Демоническая сила невежества", - выступает проблема преодоления разрыва в преемственности поколений, "проблема формирования культуры нового

Казанцева Дина Борисовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права Пензенского государственного университета. 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40, e-mail: dinasens@mail.ru.

Kazantseva Dina - candidate of psychology, associate professor of the criminal law depatment of the Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, e-mail: dinasens@mail.ru.

поколения, образования и приобщения ко всему богатству знания и умения" [1, с. 56]. Только усваивая культурные ценности предшествующих поколений, человек способен к развитию. Процесс усвоения культуры Ю.А. Жданов считал путем самореализации, формирования, раскрытия человеческой сущности. Культура как способ деятельности синтезирует в себе, полагал он, "творческую производственно-преобразующую, познавательную, художественно-эстетическую, цен-ностно-ориентационную формы деятельности, способ общения человека с людьми и природой" [1, с. 57].

Напротив, антикультура как "ложное основание бытия" - это способ деградации, разрушения, уничтожения человека. Идеологией антикультуры является невежество -"следствие тотального отчуждения человека от его сущности" [1, с. 59]. И как "сущностная характеристика личности" невежество - это "агрессивное самоутверждение своего незнания, с порога отвергающее знание", удовлетворяющееся своей самодостаточностью, враждебно, подозрительно относящееся к знанию, злобно и воинственно навязывающее себя. Не желая "саморазоблачения", невежда никогда не признается в своем незнании. И, будучи не в состоянии "осмыслить происходящее, не умея познать явления" из их "сущностных характеристик", не понимая "самоценности науки как квинтэссенции универсального исторического процесса развития", невежда с недоверием, догматизмом, цеплянием за старые формулы, отвергает новое, боится всяких изменений и капитулирует перед сложностями [1, с. 52-54]. Источниками невежества Ю.А. Жданов считал общенаучную безграмотность, частный интерес личности или той социальной группы, к которой она принадлежит, высокомерие узкого профессионализма и профессионального кретинизма.

Если жизнь индивида определяют «отчужденные формы человеческих отношений, традиции антагонизмов, агрессивность и стихия деструктивных насильственных действий, то он приобщается не к культуре, а к антикультуре, которая тождественна торжествующему невежеству. Фактически формируется на этой основе не Homo sapiens, а более или менее "умный зверь", используя выражение Плеханова» [1, с. 57]. При этом Ю.А. Жданов приводил слова Э. Фромма, который в своей работе по проблеме человеческой

деструктивности отмечал, что невежество не передается с генами - деструктивность рождается системой общественных отношений, в первую очередь, отчуждением: "Человек технического века страдает не столько от страсти к разрушению, сколько от тотального отчуждения" [2, с. 301]. Новый тип отчуждения рожден человеком, ориентированным на систему вещных ценностей, обращающим все живое в предметы, вещи, включая самого себя и свои человеческие качества: чувства и разум, способность видеть, слышать и понимать, чувствовать и любить.

Данный процесс начал приобретать необратимые последствия, если вспомнить Маслоу, который утверждал, что такие психические расстройства, как "личность с задержкой в развитии", "аморальная личность", "апатичная личность", возможно, связаны с базисной неспособностью человека к личностному росту. В свете этого проблема формирования "умного зверя" приобретает вполне реальные очертания. Он - порождение всей совокупности сложившихся условий и особенностей нашего времени. "Умный зверь" так же реален, как и наше сложное время. Поэтому справедливо утверждение Ю.А. Жданова о том, что "невежество так просто не исчезнет при помощи одной лишь образовательно-просветительной деятельности. В обществе должны быть преодолены его предпосылки: отчужденный характер бытия, деструктивность социальных отношений, все формы отчуждения человека от человека, а тем самым и самоотчуждение, имманентный разрушительный характер общественных антагонизмов, рождающих тотальное насилие, войны, массовый террор не только на уровне государств, но и бытовых отношений" [1, с. 59]. Выход из этой ситуации он усматривал в смене исторического основания бытия общества.

Как видим, не проникая в самую суть предметов, явлений, процессов и событий, не объединяясь с природой, не гармонизируясь с ней, а разрушая и уничтожая ее, сопротивляясь законам земного развития, человек приходит к саморазрушению, самоуничтожению, к безнравственному существованию, которое можно назвать "воинствующим невежеством", что является всего лишь видоизменением "одного и того же людоедства" [3], "садизма и жажды разрушений" [2, с. 147].

В одной из интереснейших своих статей "Комплекс Эрисихтона" Ю.А. Жданов у

одного персонажа греческой мифологии Эри-сихтона, уничтожающего Древо жизни или Древо мира, выявил комплекс. Сегодня этот комплекс фантастически разросся до создания коллективных Эрисихтонов. Гениальная интуиция греков уловила перспективы его развития и отразила в форме мифа ". разрыв с освященными традицией нравственными, духовными ценностями народа, разлад с природой, насилие над человеком, хищническое потребительство, продажа всех и вся, наконец, самоотчуждение, вплоть до самопожирания, самоозлобления и самоуничтожения" [1, с. 74]. В конце статьи при анализе данного мифа Ю.А. Жданов сделал философский вывод, состоящий в том, что исцеление может наступить, если мы все, наше общество, вернемся к истокам законов мироздания, духовным ценностям, традициям, внутренней духовности, гармонии, преемственности, синтезу и интеграции, осознанию ресурсов прошлого и его творческого преобразования, если наше общество изначально будет строиться на духовных ценностях. Постановка именно такой цели - необходимое условие возрождения духовности личности.

Однако провозглашение самых добрых принципов еще не освобождает общество от самых скверных и жестоких страстей и действий. Анализируя историю древнего Пергама, греческого чуда, Ю.А. Жданов в своей статье "Престол сатаны" выделял отдельные причины гибели культур: природные катаклизмы, внешнее нашествие, внутреннее саморазрушение, социальные потрясения. И делал еще более конкретное предположение о механизме самовоспроизводства этой причины, осуществляющейся с завидной долей постоянства: "может быть, самая главная причина - смена поколений. Из бездны материи, из тьмы мироздания является на свет живой комочек, и в этом уже разрыв с миром предшествующей культуры. Каждому индивиду приходится создавать ее заново, и на вопрос любопытствующего: насколько древней является мировая культура, можно ответить вопросом: а сколько Вам лет? С Вас все начинается заново. Нить судьбы, которую прядут неутомимые парки, это нить культуры. Если она рвется, то единая ткань человеческого прогресса превращается в лохмотья" [1, с. 84].

Кроме того, условием постоянного формирования, трансформации и рождения новых культур, по мнению Ю.А. Жданова, является

полицентризм культурной жизни народа: "множественность культурных центров единого народа обогащает жизнь всех, рождает соревнование, соперничество, стремление к оригинальному творческому проявлению духа". Греческое чудо рождалось в живейшем общении с иными народами и культурами. Этот мир, построенный для того, чтобы свести различие цивилизаций, созданных греками, к гармонии, преодолеть антагонизмы, став символом культурного и исторического единства, образцом высокоинтеллектуальной культуры, на долгие годы был погребен под грудой мусора, прежде чем обрести свое великолепие для людей в берлинском музее [1, с. 85]. Как видно, для Ю.А. Жданова судьба Пергама есть символ надежды на бесконечную жизненность человеческого гения и его воскрешение.

Если проанализировать негативные проявления всех сторон человеческой жизни, то обнаруживается, что их основой является неразумное использование человеком его внутренних и природных механизмов, неполное использование полученных данных современной науки без учета особенностей формирования всеобщего интеллекта, коллективного разума и мировоззрения отдельно взятого человека.

В статье "Мощь и действенность разума" Юрий Андреевич показал, что "только единство объективного понимания явлений внешнего мира и понимания самого процесса познания, его закономерностей создает разумную основу для деятельности человека" [1, с. 86]. Идеален разумный подход к окружающей действительности, к выходу из кризиса без культа разума, но и без бегства в иррациональное, инстинктивное, мистическое. Объективированный в практической деятельности разум может иметь своей единственной основой лишь познание объективных закономерностей природы и общества, науку. Вот уж действительно, как отмечает он, "кого Бог решил наказать, того он в первую очередь лишает разума" [1, с. 88].

Но и без силы подсознания, как известно, разум становится холодным и жестоким, имеющим тенденцию развиться в практический цинизм. Интуитивное прозрение, душевность, чувственность, соединяясь с логикой ума, дают единственно верное целостное видение. "Непонятное и сильное, необходимое и могущественное, - констатировал по этому

поводу в статье "Родина" А.Ф. Лосев, - врывается по неизвестным причинам в понятное, сознательно построенное, любимое и вообще человечески-обозримое" [4]. При этом мы вовсе не имеем в виду разнузданную чувственность (без действия ума чувства стихийны и неуправляемы, без чувств разум холоден и жесток), накал страстей или необузданныех инстинкты с неудовлетворенными потребностями, выражающимися в "дребезжании чувств", а понимаем под этим целостным видением гармоничное единение всего внутреннего мира человека со спокойным позитивным протеканием чувств, включающим в себе всю вселенную.

И словно подтверждая сказанное, Ю.А. Жданов ссылался на образ мыслящего сердца, который был воспроизведен Гегелем. Конечно, рационалист Гегель прекрасно понимал, что "человек мыслит головой, а возникший у него образ лишь отражал стремление философа высветлить разумом чувства человека", а "разум не осуждает природные инстинкты, но направляет и облагораживает их". Поэтому-то "кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно", ибо "разум -это высшее соединение сознания и самосознания, т.е. знания о предмете и знания о себе". При этом Ю.А. Жданов прекрасно отдавал себе отчет, что "основная тенденция и стержневая мысль гегелевской эстетики: воспитать чувства человека разумными, культурными". Однако, несмотря на создание целостного видения, он тут же подчеркивал, что "ничто великое не совершается без страсти - ни поиск истины, ни познание природы, ни творчество, ни преобразование мира". Но не будучи пронизанными разумным началом, "страсти неистинны, темны, разрушительны и трагичны" [1, с. 89-90].

Процесс воспитания человека разумного с проявленными гармоничными чувствами -процесс долгий и сложный. Он осуществлялся с переменным успехом на протяжении всей истории развития человеческого рода, через передачу исторического опыта, традиций своего народа, принятых норм, законов и правил. Начало всеобщей гармонии было осознано еще в древности нашими предками и положено в основу воспитания подрастающего поколения, что находило свое выражение в повестях, былинах, сказаниях. Ю.А. Жданов ссылался на прекрасный перечень культурных регулятивов, содержащихся в поучении Василия из древнерусской "Повести временных

лет": "Еде и питью быть без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого вымысла беседуя, а больше вдумываясь; не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться, стыдиться старших, с дурными женщинами не разговаривать, книзу глаза держать, а душу ввысь, избегая их, не уклоняться учить падких на власть, ни во что ставить всеобщее почитание". И далее: "Выручать обижаемого, остерегаться лжи, защищать сироту, в дому не лениться. Пусть не застанет вас солнце в постели" [5].

Несмотря на изменения, происходящие с человеком, в его в сердце ценности хранятся как потребность любить и быть любимым, защищать и быть защищенным, радоваться каждому дню и быть счастливым, желать справедливости и честности в отношениях между людьми, дарить добро и с благодарностью его принимать, открывать свои таланты и щедро раздавать их и, наконец, потребность просто жить.

Решение задачи формирования "индивида, вобравшего в себя все богатство мировой культуры, воплотившего в себе культуру как всеобщее в человеке", конечно, требует создания соответствующих материально-технических предпосылок и дальнейшего роста общественного богатства, отмечал Ю.А. Жданов в своей статье "Логический анализ категории культуры". Но прежде всего необходимо ликвидировать остатки бескультурья, которые "таятся в темных уголках быта, проявляют себя в форме мещанской идеологии, потребительского отношения к жизни, культа вещей, неуважения к личности". Этим будет лишь расчищен плацдарм для решения более серьезной проблемы - формирования культурных потребностей, воспитания творческого отношения к культуре как самодеятельности, непрерывному самообразованию и саморазвитию индивида. А этим "океаном знаний, навыков и норм", был убежден Ю.А. Жданов, человек реально может овладеть через образование, которое "формирует вторую природу человека, тем самым противопоставляя ее исходной, первой природе, ее силам, эмоциям, аффектам, инстинктам и страстям. Вторая природа призвана придать им очеловеченный, культурный характер" [1, с. 188].

Выбор добра или зла в каждый момент жизни остается за человеком. Он склады-

вается из внутреннего содержания самого человека и из особенностей окружающей его действительности, т.е. внешних условий. При этом изменение внешних условий должно было бы вести только к обогащению внутреннего мира человека. При серьезном изменении природы человека глубинные ценности, теряя свой смысл и значимость для него, перестают образовывать основы его дальнейшего развития, реализации, и силы личности, исходящие из другого набора ценностей, направляются только на выживание. В таком случае можно уже говорить об изменении родовой сущности человека, а значит, и способа его развития. В основе этой глубинной деформации лежат потери высших духовных ценностей. Вот почему очевидна необходимость возвращения к культурному наследию предков.

В каждом человеке, отмечал Ю.А. Жданов, в той или иной мере реализуются элементы формальной, особенной и всеобщей культуры. На их основе осуществляется развитие рассудка, способов общения, обогащается язык, совершенствуется мышление [1, с. 200]. Поскольку ценности культуры не передаются с генами родителей, а заново формируются для любого человека в любую эпоху, то роль воспитания просто незаменима. И опираться нужно на выводы древних, воспроизведенные Марксом, - ничто человеческое мне не чуждо, - и Кантом: "Развитие (cultura) своих естественных сил (духовных, душевных и телесных) как средства для всяческих возможных целей есть долг человека перед самим собой" [1, с. 204]. Анализируя шаги становления всеобщей культуры, Ю.А. Жданов выделял абстрактно-всеобщую культуру, выражающую "степень связи отдельных особенных, изолированных культур, степень их взаимного проникновения, обогащения". Говоря о необходимости определенной "степени культурности отдельного индивида, социальной группы, коллектива", он отмечал, что культурность производства тогда "будет определяться степенью его связи с наукой, с эстетикой, с системой нравственных норм, а культурность представителя одной национальности будет определяться его знакомством с другими национальными культурами. В этих взаимных проникновениях особая культура теряет свой обособленный, изолированный характер, она приобретает черты всеобщности". А "высшей формой всеобщей культуры явится

конкретно-всеобщая культура, в которой весь результат и все богатство исторического процесса становления культуры окажутся принадлежностью универсально развитого индивида" [1, с. 200-202].

Исследование проблемы самореализации личности через культуру привело Ю.А. Жданова к закономерному выводу: истиной всех предшествующих ступеней и моментов развития культуры является всеобщая культура, она реализуется через них, снимая их обособленность, преодолевая замкнутость особых культур и форм деятельности. При этом формальные и внешние культуры наполняются подлинным содержанием. Всеобщая культура - высший момент, итог развития всего человечества в целом. Талант человека, который выглядел доныне как редкий и случайный дар природы, проявит теперь себя как нормальное, естественное свойство каждого человека. А всеобщая культура реализует главную тенденцию и смысл человеческой истории: развитие к действительной свободе [1, с. 206-208].

Рассуждения Ю.А. Жданова о проблемах самореализации личности заставляют нас категорично утверждать, что для сохранения жизни на земле в центре любой политики должен стоять человек как природное существо и вершина эволюции. Воспитание и развитие здоровой личности, реализующей свои таланты на основе высших духовных ценностей ради развития жизни на земле, - лучшая "визитная карточка" преуспевающего государства. Выразим надежду, что в данный период мы проходим всего лишь этап, когда высшие духовные ценности, отвечающие за процесс развития человека и его самореализацию, только снижены на шкале ценностей, но еще не утрачены полностью человечеством и процесс отчуждения человеческого организма от всеобщей жизни и приоритета ценности самой жизни не приобрел еще необратимых последствий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов Ю.А. Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 368 с.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктив-ности. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 670 с.

3. Герцен А.И. О социализме. Избранное. М.: Изд-во "Наука", 1974. 696 с. С. 123.

4. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. М.: Республика, 1992. 496 с. С. 427.

5. Повесть временных лет. СПб.: Наука, 1999. 668 с. С. 355-356.

9 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.