Научная статья на тему 'Проблема самоидентификации наций: особенности украинского менталитета'

Проблема самоидентификации наций: особенности украинского менталитета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6077
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менталитет / культурные особенности / нация / национальный характер / «душа» нации

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Е.В. Вдовыченко

Менталитет – важный детерминант экономического, политического и культурного развития страны. Исследования основных его составляющих позволит дать ответ на вопрос: «Кто такие украинцы и чего они хотят?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема самоидентификации наций: особенности украинского менталитета»

Глава 8. ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Е.В. Вдовыченко Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Г ригория Сковороды г. Переяслав-Хмельницкий, Украина

^ Менталитет - важный детерминант экономического,

■ политического и культурного развития страны. Исследования

■ основных его составляющих позволит дать ответ на вопрос: «Кто такие украинцы и чего они хотят?»

® Ключевые слова: менталитет, культурные особенности,

нация, национальный характер, «душа» нации.

На сегодняшний день проблема самоидентификации наций является центральной в межэтнических коммуникациях. Особенно этот вопрос актуален для Украины, а именно потому, что после распада советской машины управления, гражданина Украины так и не начали воспринимать, как самостоятельного репрезентанта этнической нации - украинцев. Не далеко ушедшая в прошлое история, не покидает стереотипность мышления об идентичности великоросс и малоросс. При этом игнорируется самобытность и национальный дух украинского народа.

Однако в частности можно согласиться с этим утверждением, ведь сходства в ментальности двух этносов узримы, но имеют свои особенности. Ведь сходство качеств той или иной нации приемлемы всем странам мира, потому как определяющие характеристики -универсальны, вселенские. Как писал еще, по этому поводу И. Лысяк-Рудницкий: «Национальный характер не составляет в себе ничего абсолютно уникального и оригинального, а скорее индивидуальною комбинацию примет, которые широко используются в мире и свойственны многим народам» [9]. Поэтому,

особенность заключается совершенно в ином, а именно -конструкции, гармоничном взаимодействии определяющих качеств нации, которые в следствии и составляют ядро этнопсихологии конкретного народа. Автор статьи попытается структурно скомпилировать черты и особенности украинской ментальности, которые по его убеждению, отличают украинцев от других этносов мира.

Среди ученых, которые занимались исследованием отличающих характеристик украинского менталитета, стоит назвать О. Бондара, Г. Гачева, А. Кравченко, Е. Лисеенко, И. Полищук, И. Стадника, И. Старовойта, А. Стражного, А. Фурмана, М. Холодного, Д. Чижевского и т. д.

Цель исследования состоит в аргументированном изложении ментальных качеств украинцев, которые выделяют украинскую нацию среди остальных народов мира.

Исходя из выше сказанного, автор в статье косвенно формулирует два вопроса, ответы на которые и станут содержанием статьи. Итак, во-первых, что такое менталитет; во-вторых, какой менталитет характерен украинцу.

Каждый этнос в процессе своего исторического развития выработал, характерный только ему, способ восприятия действительности. Эту основу и раскрывает понятие менталитет. Существует много определений понятия «менталитет», но даже в совокупности эти определения не смогут дать полноценного представления его сути. Поэтому сосредоточу свое внимание на тех содержательных чертах, которые на мое усмотрение, будут как можно обширней раскрывать его смысл.

Понятие «ментальность» сходственно с таким латинским определением, как «mentalis» - умственный, интеллект, мысль. В англоязычных словарях под термином «mentality» подразумевается «уровень мыслительной деятельности, что характеризует индивида или группу индивидов» [5]. Русские же ученые больше обращают внимание на другой аспект исследования. К примеру, А. Гуревич называет менталитетом «совокупность представлений, воззрений, переживаний групп людей, некой эпохи, географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и социальные процессы» [5]. Таким образом, приемлемей всего, под понятием «менталитет» следует рассматривать генетически и социально 178

обусловленные качества определенного этнического сообщества, определяющие формы его социокультурных свойств, которые раскрывают черты коллективного и группового поведения в тех или иных ситуациях, присущие только данной этнической группе [3].

С целью лучшего восприятия содержания статьи особые характеристики украинского менталитета условно были разделены на три компонента. Именно, составляющее содержание этих компонентов олицетворяет характер украинской «души». К их числу следует отнести:

1. Индивидуализм.

2. Эмоциональность.

3. Духовность.

Большинство исследователей полагают, что одной из доминантных качеств украинского менталитета можно с уверенностью считать индивидуализм. Основоположником данной характеристики является М. Костомаров, который еще в статье «Две русские народности» писал: рядом с другими особенностями

украинцев и великороссов различает, то, что у ментальности русских господствует коллективизм (Бог и царь) над личностью, а украинец больше дорожит индивидом, нежели общинностью» [7]. Также на качество украинского индивидуализма ссылается зарубежный автор книги «Хлеборобская Европа», Гесен Тильман. Он убежден: «каждая украинская хата, какой бы малой не была - ограждена забором -символом того индивидуализма, любви к домашнему очагу и земле, что является характерным корнем украинского темперамента» [8].

Черта ментального индивидуализма украинцев исторически формировалась на базе экономического индивидуализма. А именно, она выражалась в форме приватного владения и пользования землей. Еще со времен жизни княжеств и казачества существовали вольные землевладельцы, и уже тогда в сознании украинского хозяина доминировала психология частника.

Для объективности утверждений, необходимо упомянуть о том, что индивидуализм характерен не только украинцу, но и в большей степени он характерен для западноевропейца. Возможно западноевропеец даже больше индивидуалист, нежели украинец.

Поэтому здесь интересен вопрос особенности, а именно украинского индивидуализма в сравнении с пониманием западноевропейского. Для разъяснения сложившейся ситуации уместней всего будет далее в статье изложить понимание «индивидуализма» в сознании западноевропейца и понимание «индивидуализма» в сознании украинца.

Начну с западноевропейского примера индивидуализма. Итак, индивидуализм в сознании западноевропейца - это, прежде всего, концентрация сил и энергии, всех естественных возможностей и ресурсов, направленных на достижение собственного, индивидуального успеха. Обязательно легитимным и честным образом. Достигнутый результат должен быть не только масштабен, а и социально корыстен, значим для общества. При этом европеец полностью абстрагирован от чужих проблем и препятствий, а только сконцентрирован на своем личном пути к самореализации и достижении смоделированной цели.

В украинском представлении индивидуализма бытуют иные характеристики. Украинский индивидуализм - это самореализация в пределах локального индивидуального мира, который создан им самостоятельно. При этом достигнутые трудовые результаты достаточно, чтоб удовлетворяли потребности самого индивида. Украинец оберегает себя и свой индивидуальный «мир» от внешних раздражителей, но при этом, всегда остается, открыт и доступен для других людей, и никогда не бывает, равнодушен к чужим проблемам. Отношение украинцев к земле послужило толчком к развитию и формированию таких ментальных качеств как: трудолюбие,

хозяйственность, гостеприимство, открытость и т.д.

Следующей характеристикой украинского менталитета является эмоциональность, чувственное начало, которое преобладает над рациональностью. Эмоциональность украинского характера выступает взаимодополняющим компонентом черты украинского индивидуализма. Это связано с тем, что данная особенность украинского менталитета отображает отношение к окружающим индивидам и народам, через призму вкоренившегося индивидуализма и развитых внутренних ценностей, убеждений. Такая черта ментальности характерна для всех славянских народов, однако у каждого из них она имеет свои особенности и характеристики.

180

Дело в том, что эмоциональность народов, которые обладают такой чертой, имеют сугубо свои формы выражения. К примеру, эмоциональность русских выливается преимущественно во внешних формах - произволе, бунте, разбое [1]. Эмоциональность же украинцев - это сосредоточенность на внутреннем эмоциональночувствительном мире. И. Бычко высказывается по этому поводу таким образом: «Специфическим признаком украинской

ментальности является направленность на внутренний эмоционально-чувственный мир человека, в котором господствует не холодный рациональный рассудок, а страстный призыв сердца - в связи с этим говорят о кардиоцентризме украинской ментальности» [2].

Эмоциональность часто сопоставляется с кардиоцентризмом, так называемой «философией сердца». Преобладание эмоций и чувств над мышлением. Именно благодаря этому, украинец имеет социальную способность к сентиментальности, чувствительности, соболезновании, лиризме, гуманизме, толерантности и т.д.

Исходя из вышеизложенного можно, с уверенностью согласится с мнением Е. Онацкого, что эмоциональность украинского народа является признаком его «национального высочества». Украинский исследователь Е. Онацкий в подтверждение данного тезиса говорил так: «Несомненно, мы должны сохранить и здраво взращивать адекватную эмоциональность, потому как развиваться и расти можно только на базе того, что уже имеем. Но нужно обратить внимание и на развитие нашего интеллекта и воли, что бы достичь всеобщего развития нашей личности. Мы должны идти к этому путем постепенного воспитания, но при этом не отвергать нашей эмоциональности, не уничтожать нашу человечность - теориями, которые происходят уже с вырожденного мира, где воцарилась мертвая логика, безжизненное уже не может дать жизнь» [10].

Духовность украинского характера, в большей степени, раскрывается в отношении к религии и церкви. В жизни украинцев религиозный аспект на протяжении истории был всегда доминирующим и предопределял специфику украинского менталитета. Еще до возникновения христианства население

Украины образовывало целостную систему религиозных представлений об окружающем мире, природе, человеке.

Религиозность украинцев и религиозность других народов имеет принципиальное отличие. Украинец в религиозной жизни исповедует моральные переживания, ищет внутреннего общения с Богом, старается войти в глубину веры, понять ее суть. Внешняя набожность, формализм обрядов, философствования на тему веры ему не характерны.

С религиозностью связана предрасположенность к идеализации, которая характерна для психологического состояния украинской души. Такая способность проявляется в идеализации взглядов на нацию, как на что-то возвышенное, что ищет способов своего проявления усилиями избранных (национальных героев, интеллигенции и т.д.). В основе такой идеализации лежит склонность к разорванности мечты и действительности, что подразумевает под собой веру украинцев в светлое будущее и заслуженное счастье на основе долговременного выжидания этого результата [3].

Современному украинцу присуще два направления проявления духовности: массовая и воцерковленная [4]. Первый тип

характеризуется низким уровнем религиозных убеждений, преобладанием эмоционального верования над традиционными взглядами. Этому типу характерен конформизм, ритуальность и декларативность. Сторонники массового типа духовности редко задумываться над глубинными основами своей веры, они склонны к мистицизму и другим не стандартным верованиям. Воцерковленый же тип духовности характеризуется целостностью и гармоничностью. Люди, в которых преобладает второй тип проявления духовности глубокие в масштабах своей веры, они ищут смысл в тех обрядах, в которых совершают, свою веру и пытаются применять её в реальной жизни. В результате подобной практики создаются благотворительные фонды, воскресные школы и другие негосударственные организации, цель которых состоит в бескорыстной помощи окружающим.

На наш взгляд, основной чертой современной религии есть противоречивый дуализм. С одной стороны, он выражается в религиозной открытости, адогматичности, демократичности, синкретизме, толерантности, лояльности, приватизации и т.д. А с

другой - духовной энтропии, эклектике, неопределенности, фрагментарности, популизме, конформизме и т.д [4].

Сегодняшнюю тенденцию снижения уровня духовности пытается объяснить Ю.Корчагин. Он говорит, что во времена СССР произошел не только отрыв культуры от религии, но и массовое физическое её уничтожение. Этот факт подтверждается массовым преследованием православных священников и их защитников советскими аппаратчиками. Выживали лишь те, которые согласились работать на большевиков и перешли в разряд доносителей на верующих. Отсюда и падение „Русской” православной церкви в то время, которое не могло пройти бесследно в истории нашей ментальности [6].

Закономерным есть тот факт, что такие события отразилось и на уровне развития ментальных характеристик украинского населения. После долгих столетий доминирования православной церкви, стремления к проявлению своих духовных чувств, национальный стержень украинцев был сломлен. Пустоту души, с точки зрения, советских чиновников, должна была заполнить идеология. Но, вместо внутренней свободы, мы получили симптомы коллаборационизма и постоянного страха перед властью.

Итоги. Менталитет украинцев - это сложное и многоструктурное явление, которое отражает многовековую историю. Среди присущих ему качеств, ключевыми остаются -индивидуализм, эмоциональность и духовность. Именно эти критерии, как можно детальней, дают представление о сущности украинской «души».

Литература:

1. Бердяев Н. Судьба России / Н. Бердяев. - М.: ЭКСМО, 2007. - 190 с.

2. Бычко И. Украинская ментальность и проблема гуманитаризации национальной высшей школы / И. Бычко // Развитие государства. - 1993. - №3. - 59 с.

3. Ващак М. Особенности украинского

менталитета//Украиноведение, 2008. - 4 - С. 266-269.

4. Дудар Н. Релігія і віра в житті українців / Н. Дудар, Л. Шангіна // Національна безпека і оборона. - 2000. - № 10. -С. 83-98.

5. Киричук О. Ментальність: сутність, функції, ґенеза / О.

Киричук // Тези доповідей та матеріали між нар. наук.-практ. конф. «Ментальність. Духовність. Саморозвиток

особистості». - ч. І, розд. І. - Київ-Луцьк, 1994. - С. 7-20.

6. Корчагин Ю. Религия - фундамент ментальности и

человеческого капитала / Ю. Корчагин. [Електронний

ресурс]. - Точка доступа:

http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=27&page=12

7. Костомаров М. Две русские народности / М. Костомаров -К.; Х., Майдан, 1991. - 71 с.

8. Левадовский В. Украина в геополитических концепцыях первой третины XX века. / В. Левандовский // Политическая мысль. - 1994. - №3. - 65 с.

9. Лысяк-Рудницкий И. Между историей и политикой / Под ред. Д. Фурмана, Я. Грицака. - М.; СПб.: Летний сад, 2007. -636 с.

10. Онацкий Е. Украинская эмоциональность/ Е. Онацкий // Украинская душа. - К., 1992. - 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.