Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМА РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виктимное поведение / ролевая виктимность / игровая роль жертвы / социальная роль жертвы / статус жертвы / victim behavior / role victimization / victim’s playing role / victim’s social role / victim’s status

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лавриненко Ирина Валерьевна

В данной статье рассматривается понятие виктимности, игровой и социальной роли виктимного поведения, исследуется ролевая виктимность у подростков, в том числе у девочек и мальчиков. Данное исследование показало высокую социальную ролевую виктимность у половины исследуемых подростков, что свидетельствует о наличии негативной оценки со стороны окружающих, страх сделать неправильно, страх стать предметом насмешек одноклассников. Такая уязвимость подростков затрудняет достижение успехов в учебе и говорит о трудностях в личных контактах подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ROLE-BASED VICTIMIZATION IN MODERN SCHOOLS

This article is devoted to the concept of victimization, the game and social role of victim behavior, and examines role-based victimization in adolescents, including girls and boys. This study showed a high social role victimization in half of the studied adolescents, which indicates the presence of a negative assessment from others, the fear of doing wrong, the fear of becoming the subject of ridicule from classmates. This vulnerability of adolescents makes it difficult to achieve academic success and indicates difficulties in personal contacts of adolescents.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

УДК 159.9.07

DOI 10.38163/978-5-6045317-2-3_2021_104

ПРОБЛЕМА РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Лавриненко Ирина Валерьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», студентка 4 курса, lav-iv@bk.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие виктимности, игровой и социальной роли виктимного поведения, исследуется ролевая виктимность у подростков, в том числе у девочек и мальчиков. Данное исследование показало высокую социальную ролевую виктимность у половины исследуемых подростков, что свидетельствует о наличии негативной оценки со стороны окружающих, страх сделать неправильно, страх стать предметом насмешек одноклассников. Такая уязвимость подростков затрудняет достижение успехов в учебе и говорит о трудностях в личных контактах подростков.

Ключевые слова: виктимное поведение, ролевая виктимность, игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, статус жертвы.

THE PROBLEM OF ROLE-BASED VICTIMIZATION IN MODERN

SCHOOLS

Lavrinenko Irina Valeryevna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, 4th year student, lav-iv@bk.ru, g.

Abstract. This article is devoted to the concept of victimization, the game and social role of victim behavior, and examines role-based victimization in adolescents, including girls and boys. This study showed a high social role victimization in half of the studied adolescents, which indicates the presence of a negative assessment from others, the fear of doing wrong, the fear of becoming the subject of ridicule from classmates. This vulnerability of adolescents makes it difficult to achieve academic success and indicates difficulties in personal contacts of adolescents.

Keywords: victim behavior, role victimization, victim's playing role, victim's social role, victim's status.

Проблемы воспитания подрастающего поколения всегда волновали учителей и родителей. Но отсутствие психологических знаний о развитии личности, семейной психологии способствует тому, что родители опытным путем познают законы гармоничного семейного воспитания. Зачастую и учителя используют директивные методы взаимодействия с детьми, не всегда проявляют чуткость, не идут на уступки в случае возникновения сложных учебных ситуаций в классе. В результате дети имеют низкую самооценку, не

104

верят в собственные силы, имеют сложности социализации. И как следствие -отсутствует, либо низкая мотивация к учебе.

В процессе общения и обучения сложности психологического характера демонстрирует значительное количество учеников. Иногда они не могут ответить на насмешки и оскорбления окружающих, чувствуют себя жертвой, а значит демонстрируют склонность к виктимному поведению.

Современные ученые определяют понятие «виктимности» по-разному. И.Г. Малкина-Пых описывает виктимность, как «приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые, могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и др.)» [19, с. 9]. О.О. Андронникова определяет «виктимность, как совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья» [2, с.34].

М.А. Одинцова обозначает виктимность, как «устойчивую личностную особенность, обусловленную сочетанием индивидуально-типологических, характерологических детерминант, взаимодействующих с внешними факторами, не всегда связанными с ситуациями насилия, но способствующими виктимной активности, находящую воплощение в ролевом виктимном поведении» [29, с.53].

М.А. Одинцова в теории ролевой виктимности описывает такие роли «жертвы», как игровую и социальную. Игровая роль «жертвы» проявляется по желанию самого подростка в некоторых ситуациях. Эта игра позволяет привлечь внимание, получить моральную поддержку, выгоду в конкретной стрессовой ситуации. Это всегда манипуляция и стремление к иждивенчеству и паразитизму. При неоднократном получении выгоды из этой роли происходит закрепление игрового жертвенного поведении, которое позволяет занимать инфантильную позицию и демонстрировать установку, что все ему должны.

Социальная роль «жертвы» проявляется в некоторых ситуациях, против желания самого подростка. Данная роль навязана ему коллективом, в котором подросток является аутсайдером, к нему приклеивается ярлык «белая ворона», «гадкий утенок», «козел отпущения», «ботаник» и др. Это связано с ригидностью в отношениях с другими людьми, трудностями с адаптацией к новым условиям. Подросток страдает от этой роли. При фиксации подростка на социальной роли «жертвы» (он начинает получать удовольствие от вселения чувства вины окружающим за свое положение), роль переходит в статус «жертвы», который характеризуется безнадежным спокойствием, пассивностью и принятием [25, 30].

В процессе исследования ролевой виктимности, проведенной среди подростков 10-11 классов в возрасте 16-17 лет в количестве 59 человек, в том числе 26 девочек и 33 мальчика с использованием методики «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой были выявлены следующие результаты (рис. 1).

70 -

61

Игровая роль жертвы Социальная роль жертвы

Показатели ролевой виктимности

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 1. Количество подростков, демонстрирующих разные уровни показателей ролевой виктимности (в процентах).

Высокий уровень показателя «игровая роль жертвы» был выявлен у 15% опрошенных. Они играют роли, позволяющие получить какие-то эмоциональные и материальные выгоды из своего положения. И их окружение, в первую очередь родители, позволяют им такое поведение, иначе бы они не играли в эти игры.

Низкий 33%

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 2. Девочки, находящиеся на разных уровнях шкалы «игровая роль жертвы»

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 3. Мальчики, находящиеся на разных уровнях шкалы «игровая роль жертвы»

При сравнении показателя «игровая роль жертвы» у мальчиков и девочек (рис.2,3) высокий уровень имеют в 4 раза больше девочек, чем мальчиков. Можно предположить, что общество более благосклонно относится к такому поведению девочек, жалеет их, а игровое поведение мальчиков не приветствуется, так как мальчик долен уметь себя защищать.

Высокий уровень показателя «социальная роль жертвы» имеют 54% опрошенных (рис.1) Данная роль подчеркивает индивидуальные черты человека с негативной стороны. В этот процесс включаются окружающие. Половина подростков чувствуют к себе пренебрежение, игнорирование, насмешки со стороны значимых взрослых, одноклассников, друзей, использование в своих целях, приклеивание «ярлыков». Данная роль неприятна подростку, но без помощи взрослого сложно преодолеть такое отношение.

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий ■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 4. Девочки, находящиеся на разных уровнях шкалы «социальная роль жертвы»

Рисунок 5. Мальчики, находящиеся на разных уровнях шкалы «социальная роль жертвы»

Высокий уровень по шкале «социальная роль жертвы» (рис.4) показали 77% девочек. Можно предположить, что такое большое влияние на большинство девочек оказывает отрицательная оценка их действий, внешности со стороны окружающих, приклеивание «ярлыков», отсутствие поддержки. Основными причинами этого может быть низкая самооценка, страх не соответствовать требованиям и желаниям окружающих, неумение отстаивать собственную позицию и др.

Высокий уровень по шкале «социальная роль жертвы» показали 37% мальчиков. Это в 2 раза меньше, чем девочек. Но данный показатель свидетельствует о том, что и треть мальчиков получают негативную оценку своего поведения.

Подростки, демонстрирующие высокий уровень ролевой виктимности являются уязвимыми для разного рода оценок, насмешек со стороны окружающих. Часть из них пытаются добиться своей цели путем

107

манипулирования, демонстративного поведения (игровая роль жертвы), чем вызывают негативную оценку окружающих. Другие, в связи с отсутствием умения гармонично выстраивать личные и социальные взаимоотношения (социальная роль жертвы), боятся отвечать на уроках, высказывать свое мнение, боятся не только реакции учителей, но и одноклассников.

В связи с происходящим половым созреванием подросток испытывает потребность в налаживании контакта с противоположным полом. В этот период он очень чувствителен к оценкам и неудачам в таких взаимоотношениях со стороны представителей противоположного пола.

Также виктимная уязвимость детей возникает в подростковом возрасте в связи с фрустрирующими ситуациями, когда подросток хочет большего, чем способен сейчас достичь. Это может вызвать депрессивное состояние, нежелание решать ежедневные задачи, зацикленность на своих неудачах.

Поэтому задача родителей, педагогов, работающих с детьми слушать и слышать, объяснять, поддерживать словом и делом, направлять подростка. Включенность в коллектив и ощущение социальной поддержки повышают адаптацию подростка к критическим ситуациям. Школьные мероприятия, направленные на сплочение коллектива, командные игры, конкурсы, работа в группах, взаимодействие при выполнении учебных задач помогают подростку преодолеть сложности социального взаимодействия, а значит снизить уровень ролевой виктимности.

Библиографический список.

1. Андронникова О.О. Генезис виктимности личности в социально-психологической парадигме. - Новосибирск: НГПУ, 2017. - 270 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://lib.nspu.ru/views/library/74383/read.php (дата обращения 10.01.2021).

2. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. - М.: Эксмо, 2010. - 864 с.

3. Одинцова М.А. Рентная установка как одно из препятствий воспитания и развития виктимных подростков. - [Электронный ресурс]. - URL: https://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/46095_full.shtml (дата обращения: 01.02.2021).

4. Одинцова М.А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности. - Самара: Издательский дом «Бахрам-М», 2013. - 160 с.

5. Одинцова М.А. Специфика проявления установки на поведение «жертвы» и механизмы ее преодоления // Психология в вузе. - 2010. - № 2. - С. 28-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.