Научная статья на тему 'Проблема ролевого конфликта карьерно-ориентированных женщин в современном обществе'

Проблема ролевого конфликта карьерно-ориентированных женщин в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1070
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сокор Елена Михайловна, Жорникова Евгения Николаевна

Авторы статьи рассматривают ролевой конфликт как один важных факторов в профессиональном становлении женщины и ее карьерном росте. Показано влияние гендерных стереотипов на самореализацию женщин. Приведены модели карьерной ориентации женщин, а так же типология женской карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the role conflict of the career-oriented women in the modem society

The authors of the article examine the role conflict as one of the important factors in the professional formation of the woman and her career. The influence of gender stereotypes on the selfrealization of women is shown. The authors develop the models of career orientation of women and the types of women's career.

Текст научной работы на тему «Проблема ролевого конфликта карьерно-ориентированных женщин в современном обществе»

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

Е.М. Сокор, Е.Н. Жорникова Проблема ролевого конфликта карьерно-ориентированных

женщин в современном обществе

Высокая динамика изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет по-новому взглянуть на роль женщины в политической, профессиональной и личной жизни.

Одной из наиболее важных тем в конфликтологических исследованиях [2 и др.], занимает внутриличностный конфликт карьерно-ориентированных женщин как особо острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, которая отражает противоречивые связи с социальной средой и задерживает принятие решений. Основными структурами внутреннего мира личности, вступающими в конфликт, являются: мотивы, отражающие стремления личности; ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного; самооценка, определяемая как самоценность себя для себя.

Одним из видов внутриличностного конфликта, который важен в профессиональном становлении личности женщины и карьерном росте, является ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению определенной роли (внутриролевой конфликт). Это, как правило, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

Одной из наиболее важных тем в исследованиях внутриличностного ролевого конфликта женщин выступает конфликт «семья-работа» и его последствия для карьерно-ориентированных женщин, поскольку специфика женской карьеры заключается в том, что женщины сочетают карьеру с выполнением социальных ролей матери, жены, домашней хозяйки. По целому ряду объективных и субъективных причин сочетание этих ролей может являться конфликтным. Основная причина в столкновении ценностных установок, которые весьма различны, а часто и противоположны для женщины на пути успешной реализации социальных ролей в карьере и семье.

Кроме того, на успешность карьерного роста оказывают существенное влияние гендерные стереотипы восприятия. Под гендерными стереотипами мы понимаем обусловленные культурной социализацией образы и представления о социальной роли и поведенческих особенностях полов. Они препятствуют адекватному пониманию роли женщины в современном обществе, так как включают весьма ограниченный набор стандартных подходов к оценке ее поведения. Проблемы гендерных стереотипов мало изучены в современной науке, особенно, если рассматривать их в ключе психологической и профессиональной культуры личности. Решение такого рода проблем на сегодняшний день весьма актуально, учитывая, что в развитии психологической и профессиональной культуры не последнюю роль играет умение человека преодолевать негативные воздействия гендерных стереотипов. Необходимо разработать пути и приемы, позволяющие снизить влияние гендерных стереотипов на развитие культуры личности в целом.

Изучение этих проблем позволяет проследить динамику изменения культуры (социально-психологический аспект), а также изменения личности в контексте культуры (личностный аспект) [6].

Принято различать культуры маскулинного и феминного типа [6]. Высокая степень маскулинности (выраженности «мужского начала») означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности в то время как культу-

ры, в которых в качестве главных ценностей выступает сам человек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминными (или основанными на «женском начале»).

В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость. В культурах феминного типа упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу.

Люди в маскулинных культурах по сравнению с людьми из феминных культур имеют более сильную мотивацию к достижению, в работе они видят смысл жизни, склонны считать интересы компании своими собственными интересами и центром своей личной жизни, склонны очень напряженно работать.

В той и другой культурах существуют значимые расхождения в оценке мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение. Мужчины оцениваются выше, а признание, успех и конкуренция рассматриваются как главные источники удовлетворенности работой.

В политическиой, экономической и культурной сферах современного общества в настоящее время господствуют тенденции маскулинной культуры, роль же женщины в нем, благодаря стереотипам, часто определяется лишь рамками феминной культуры. Вместе с тем женщина вынуждена сочетать в себе как культуру феминного типа, проявляющуюся в мотивах, ценностях и ролевых установках семейного уклада, так и культуру маскулинного типа, выражающуюся в высокой мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности, тенденции к материальной независимости, а также повышению своей роли в общественной жизни.

Необходимо отметить, что существуют значительные различия в поведении мужчин и женщин в разных культурах. Эти различия напрямую связаны с существующими тендерными стереотипами, устоявшимися в обществах. Они тесно связаны с различием социальных ролей и ролевых функций, которыми наделяются представители обоих полов, начиная с самого раннего периода воспитания. Социальная роль, как отмечают Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин [3], - это социальная функция личности, соответствующая ее положению и статусу в системе межличностных отношений. Понятие социальной роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личностью воспроизводятся определенные стереотипы поведения.

Социальные роли как стереотипы поведения тесно связаны с ценностными ориен-тациями личности, поэтому возможна психологическая несовместимость. Данная психологическая несовместимость особенно часто проявляется в «столкновении» некоторых социальных ролей [4].

В наше время проблема психологической несовместимости как производная ценностных ориентаций приобрела особую остроту из-за особенностей переходного периода в развитии общества. Дело в том, что с формированием рыночных отношений появились и активно действуют новые для нашей страны типы личности со своими специфическими ценностными ориентациями. Например, «рыночный тип» личности (по типологии Э. Фромма), для которого характерны ориентации на отношения «больше-меньше», «выгодно-невыгодно» и «сколько?», а остальное несущественно. Активизировались представители эксплуататорского и стяжательского типов личности, их роль в обществе стала весомей, сейчас они доминируют. Очевидно, что у таких личностей обязательно возникнут сложные отношения с другими, особенно теми, чьи мировоззрения, идеалы и социальные установки сформировались в то время, когда «человек человеку был другом, товарищем и братом». У них не просто иные, а противоположные ценностные ориентации. Психологическая несовместимость может возникнуть у них с лицами, относящимися к эмоциональному и интуитивному типам (по классификации К. Юнга). Их узко прагматическая направленность вызывает раздражение у тех, кто ориентируется на высокую значимость эмоциональных отношений, кто склонен к размышлениям этического характера, сомнениям.

В сознании мужчин поведение женщин ограничено традиционной культурой. Традиционные гендерные стереотипы в сознании мужчин оказывают сдерживающее влияние на профессиональную самореализацию женщин. Женщины действительно часто

сталкивают на службе с этими стереотипами. Успех женщины может зависеть от изменения тендерных стереотипов, которые, как известно, меняются. Например, исследования, проведенные в Японии и США, обнаружили любопытный факт: японские мужчины видят «идеальную женщину» менее покорной, чем японские женщины, что отражает желание мужчин изменить женские роли.

В современном обществе по отношению к женщинам и у женщин по отношению к себе сложились две системы ожидания, которые, с одной стороны, функционируют в системе семейных отношений (женщины выполняют роли матери, жены, домохозяйки), а с другой - в системе профессиональных отношений (женщина выполняет роли работника, специалиста, руководителя). Функционируя в этих двух системах женщины, как правило, сталкиваются с проблемой совмещения профессиональных и семейных ролей.

Авторы отечественных исследований [1, 5 и др.] отмечают, что успешное сочетание профессиональных и семейных ролей определяют карьерную ориентацию женщин, влияет на карьерные решения. Разработанные модели женской карьеры построены на основании вариантов сочетания женщиной семейной и профессиональной ролей.

Безпиковая модель. Женщина не бросает профессиональную деятельность в период воспитания ребенка.

Позднепиковая модель. Женщина посвящает себя карьере после окончания воспитания детей (эта модель характерна для западноевропейских стран).

Раннепиковая модель. Рождение ребенка заставляет женщину оставить карьеру (японский вариант).

Модель с двойным пиком. Карьера может быть прервана в связи с рождением ребенка, но по истечении некоторого времени женщина возвращается к профессиональной деятельности (такая модель характерна для США, Канады, Великобритании, России).

Сочетание профессиональной и семейной ролей положено и в основании типологии женской карьеры, предложенной Е.В. Трофимовой [7]. Она выделяет шесть типов женской карьеры.

К первому типу относятся женщины, которые строго разделяют профессию и личную жизнь, живут в постоянном напряжении, стараясь выполнять все роли на «отлично». Не выдерживая такого ритма жизни, эти женщины не достигают успеха ни на работе (отсутствие карьеры), ни в семейной жизни.

Карьера второго типа - «карьера в тени мужа». Женщины успешны в семейном плане, и, отказавшись от карьеры в пользу мужа, рассматривают его успехи как свои.

Третий тип карьеры - «карьера на равных». Эти женщины жертвуют созданием семьи ради успешной карьеры, им удается реализовать себя в профессиональном плане, но в семейной сфере они несчастливы.

Для женщин четвертого типа характерно существование карьеры «на два фронта». Они стремятся совместить семью и карьеру, достичь успеха в обеих сферах. Такой вариант не всегда оказывается удачным и осложняется высоким «ролевым напряжением», связанным с перегрузками на работе и дома.

Пятый тип карьеры - отсроченная карьера - когда женщина, создав крепкую семью и воспитав ребенка (пожертвовав на это 6-7 лет), включается в конкурентную борьбу несколько позже, но имея при этом мощные «тылы».

Шестой тип карьеры, оптимальный по мнению автора, предполагает, что в период создания семьи и воспитания ребенка женщина выбирает частичную занятость, профессиональное образование, индивидуальный график работы, что позволяет ей развивать профессиональную компетентность и после смены жизненных приоритетов сделать акцент на карьере, уже имея профессиональный опыт.

Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- ролевой конфликт карьерно-ориентированных женщин в современном обществе является внутриличностным конфликтом, отражающим противоречивые связи между внутренним миром личности и социальной средой;

- ролевой конфликт «семья-работа» возникает вследствие выполнения нескольких ролей в профессиональной и семейной сферах; вследствие противоречи-

вых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических и временных ресурсов для полноценного их выполнения;

- существуют значимые расхождения в оценке и в поведении мужчин и женщин в культурах маскулинного и феминного типов, которые напрямую связаны с существующими гендерными стереотипами;

- гендерные стереотипы оказывают сдерживающее влияние на самореализацию женщин в профессиональной сфере, а также влияют на их карьерную ориентацию;

- сочетание профессиональных и семейных ролей снижает внутриличностный ролевой конфликт женщин. Оптимальным типом женской карьеры является та, которая выстраивается после окончания воспитания детей и смены жизненных приоритетов, что позволяет женщине реализовать накопленный профессиональный ресурс.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989.-№5.- С.80-88.

2. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999.

3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002.

4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. М., 2000.

5. Гаврилица О.А. Ролевой конфликт работающей женщины. Автореф.дис. ... канд.наук. М., 1989.

6. Гаджиева Р.Г. Исследование гендерных стереотипов государственных служащих // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. Часть 2. / Под ред. А.А. Деркача, отв. Ред. Е. Суслова. - М.: Изд-во: РАГС, 2000. с.166.

7. Трофимова Е.В. Особенности профессионального становления женщины-руководителя // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности / Под. ред. Ю.В. Синягина, И.В. Калинина. Ульяновск, 1997.

8. Bem S.L. Androgyny vs. The tight litlle lives of fluffy women and chesty men // Psychology Today, 1975, Septemder, p.59-62.

© Сокор Е.М., Жорникова Е.Н., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.