МОЛОДЫЕ ИМЕНА
Е.М. Сокор, Е.Н. Жорникова Проблема ролевого конфликта карьерно-ориентированных
женщин в современном обществе
Высокая динамика изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет по-новому взглянуть на роль женщины в политической, профессиональной и личной жизни.
Одной из наиболее важных тем в конфликтологических исследованиях [2 и др.], занимает внутриличностный конфликт карьерно-ориентированных женщин как особо острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, которая отражает противоречивые связи с социальной средой и задерживает принятие решений. Основными структурами внутреннего мира личности, вступающими в конфликт, являются: мотивы, отражающие стремления личности; ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного; самооценка, определяемая как самоценность себя для себя.
Одним из видов внутриличностного конфликта, который важен в профессиональном становлении личности женщины и карьерном росте, является ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению определенной роли (внутриролевой конфликт). Это, как правило, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
Одной из наиболее важных тем в исследованиях внутриличностного ролевого конфликта женщин выступает конфликт «семья-работа» и его последствия для карьерно-ориентированных женщин, поскольку специфика женской карьеры заключается в том, что женщины сочетают карьеру с выполнением социальных ролей матери, жены, домашней хозяйки. По целому ряду объективных и субъективных причин сочетание этих ролей может являться конфликтным. Основная причина в столкновении ценностных установок, которые весьма различны, а часто и противоположны для женщины на пути успешной реализации социальных ролей в карьере и семье.
Кроме того, на успешность карьерного роста оказывают существенное влияние гендерные стереотипы восприятия. Под гендерными стереотипами мы понимаем обусловленные культурной социализацией образы и представления о социальной роли и поведенческих особенностях полов. Они препятствуют адекватному пониманию роли женщины в современном обществе, так как включают весьма ограниченный набор стандартных подходов к оценке ее поведения. Проблемы гендерных стереотипов мало изучены в современной науке, особенно, если рассматривать их в ключе психологической и профессиональной культуры личности. Решение такого рода проблем на сегодняшний день весьма актуально, учитывая, что в развитии психологической и профессиональной культуры не последнюю роль играет умение человека преодолевать негативные воздействия гендерных стереотипов. Необходимо разработать пути и приемы, позволяющие снизить влияние гендерных стереотипов на развитие культуры личности в целом.
Изучение этих проблем позволяет проследить динамику изменения культуры (социально-психологический аспект), а также изменения личности в контексте культуры (личностный аспект) [6].
Принято различать культуры маскулинного и феминного типа [6]. Высокая степень маскулинности (выраженности «мужского начала») означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности в то время как культу-
ры, в которых в качестве главных ценностей выступает сам человек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминными (или основанными на «женском начале»).
В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость. В культурах феминного типа упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу.
Люди в маскулинных культурах по сравнению с людьми из феминных культур имеют более сильную мотивацию к достижению, в работе они видят смысл жизни, склонны считать интересы компании своими собственными интересами и центром своей личной жизни, склонны очень напряженно работать.
В той и другой культурах существуют значимые расхождения в оценке мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение. Мужчины оцениваются выше, а признание, успех и конкуренция рассматриваются как главные источники удовлетворенности работой.
В политическиой, экономической и культурной сферах современного общества в настоящее время господствуют тенденции маскулинной культуры, роль же женщины в нем, благодаря стереотипам, часто определяется лишь рамками феминной культуры. Вместе с тем женщина вынуждена сочетать в себе как культуру феминного типа, проявляющуюся в мотивах, ценностях и ролевых установках семейного уклада, так и культуру маскулинного типа, выражающуюся в высокой мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности, тенденции к материальной независимости, а также повышению своей роли в общественной жизни.
Необходимо отметить, что существуют значительные различия в поведении мужчин и женщин в разных культурах. Эти различия напрямую связаны с существующими тендерными стереотипами, устоявшимися в обществах. Они тесно связаны с различием социальных ролей и ролевых функций, которыми наделяются представители обоих полов, начиная с самого раннего периода воспитания. Социальная роль, как отмечают Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин [3], - это социальная функция личности, соответствующая ее положению и статусу в системе межличностных отношений. Понятие социальной роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личностью воспроизводятся определенные стереотипы поведения.
Социальные роли как стереотипы поведения тесно связаны с ценностными ориен-тациями личности, поэтому возможна психологическая несовместимость. Данная психологическая несовместимость особенно часто проявляется в «столкновении» некоторых социальных ролей [4].
В наше время проблема психологической несовместимости как производная ценностных ориентаций приобрела особую остроту из-за особенностей переходного периода в развитии общества. Дело в том, что с формированием рыночных отношений появились и активно действуют новые для нашей страны типы личности со своими специфическими ценностными ориентациями. Например, «рыночный тип» личности (по типологии Э. Фромма), для которого характерны ориентации на отношения «больше-меньше», «выгодно-невыгодно» и «сколько?», а остальное несущественно. Активизировались представители эксплуататорского и стяжательского типов личности, их роль в обществе стала весомей, сейчас они доминируют. Очевидно, что у таких личностей обязательно возникнут сложные отношения с другими, особенно теми, чьи мировоззрения, идеалы и социальные установки сформировались в то время, когда «человек человеку был другом, товарищем и братом». У них не просто иные, а противоположные ценностные ориентации. Психологическая несовместимость может возникнуть у них с лицами, относящимися к эмоциональному и интуитивному типам (по классификации К. Юнга). Их узко прагматическая направленность вызывает раздражение у тех, кто ориентируется на высокую значимость эмоциональных отношений, кто склонен к размышлениям этического характера, сомнениям.
В сознании мужчин поведение женщин ограничено традиционной культурой. Традиционные гендерные стереотипы в сознании мужчин оказывают сдерживающее влияние на профессиональную самореализацию женщин. Женщины действительно часто
сталкивают на службе с этими стереотипами. Успех женщины может зависеть от изменения тендерных стереотипов, которые, как известно, меняются. Например, исследования, проведенные в Японии и США, обнаружили любопытный факт: японские мужчины видят «идеальную женщину» менее покорной, чем японские женщины, что отражает желание мужчин изменить женские роли.
В современном обществе по отношению к женщинам и у женщин по отношению к себе сложились две системы ожидания, которые, с одной стороны, функционируют в системе семейных отношений (женщины выполняют роли матери, жены, домохозяйки), а с другой - в системе профессиональных отношений (женщина выполняет роли работника, специалиста, руководителя). Функционируя в этих двух системах женщины, как правило, сталкиваются с проблемой совмещения профессиональных и семейных ролей.
Авторы отечественных исследований [1, 5 и др.] отмечают, что успешное сочетание профессиональных и семейных ролей определяют карьерную ориентацию женщин, влияет на карьерные решения. Разработанные модели женской карьеры построены на основании вариантов сочетания женщиной семейной и профессиональной ролей.
Безпиковая модель. Женщина не бросает профессиональную деятельность в период воспитания ребенка.
Позднепиковая модель. Женщина посвящает себя карьере после окончания воспитания детей (эта модель характерна для западноевропейских стран).
Раннепиковая модель. Рождение ребенка заставляет женщину оставить карьеру (японский вариант).
Модель с двойным пиком. Карьера может быть прервана в связи с рождением ребенка, но по истечении некоторого времени женщина возвращается к профессиональной деятельности (такая модель характерна для США, Канады, Великобритании, России).
Сочетание профессиональной и семейной ролей положено и в основании типологии женской карьеры, предложенной Е.В. Трофимовой [7]. Она выделяет шесть типов женской карьеры.
К первому типу относятся женщины, которые строго разделяют профессию и личную жизнь, живут в постоянном напряжении, стараясь выполнять все роли на «отлично». Не выдерживая такого ритма жизни, эти женщины не достигают успеха ни на работе (отсутствие карьеры), ни в семейной жизни.
Карьера второго типа - «карьера в тени мужа». Женщины успешны в семейном плане, и, отказавшись от карьеры в пользу мужа, рассматривают его успехи как свои.
Третий тип карьеры - «карьера на равных». Эти женщины жертвуют созданием семьи ради успешной карьеры, им удается реализовать себя в профессиональном плане, но в семейной сфере они несчастливы.
Для женщин четвертого типа характерно существование карьеры «на два фронта». Они стремятся совместить семью и карьеру, достичь успеха в обеих сферах. Такой вариант не всегда оказывается удачным и осложняется высоким «ролевым напряжением», связанным с перегрузками на работе и дома.
Пятый тип карьеры - отсроченная карьера - когда женщина, создав крепкую семью и воспитав ребенка (пожертвовав на это 6-7 лет), включается в конкурентную борьбу несколько позже, но имея при этом мощные «тылы».
Шестой тип карьеры, оптимальный по мнению автора, предполагает, что в период создания семьи и воспитания ребенка женщина выбирает частичную занятость, профессиональное образование, индивидуальный график работы, что позволяет ей развивать профессиональную компетентность и после смены жизненных приоритетов сделать акцент на карьере, уже имея профессиональный опыт.
Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- ролевой конфликт карьерно-ориентированных женщин в современном обществе является внутриличностным конфликтом, отражающим противоречивые связи между внутренним миром личности и социальной средой;
- ролевой конфликт «семья-работа» возникает вследствие выполнения нескольких ролей в профессиональной и семейной сферах; вследствие противоречи-
вых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических и временных ресурсов для полноценного их выполнения;
- существуют значимые расхождения в оценке и в поведении мужчин и женщин в культурах маскулинного и феминного типов, которые напрямую связаны с существующими гендерными стереотипами;
- гендерные стереотипы оказывают сдерживающее влияние на самореализацию женщин в профессиональной сфере, а также влияют на их карьерную ориентацию;
- сочетание профессиональных и семейных ролей снижает внутриличностный ролевой конфликт женщин. Оптимальным типом женской карьеры является та, которая выстраивается после окончания воспитания детей и смены жизненных приоритетов, что позволяет женщине реализовать накопленный профессиональный ресурс.
Литература
1. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989.-№5.- С.80-88.
2. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999.
3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002.
4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. М., 2000.
5. Гаврилица О.А. Ролевой конфликт работающей женщины. Автореф.дис. ... канд.наук. М., 1989.
6. Гаджиева Р.Г. Исследование гендерных стереотипов государственных служащих // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. Часть 2. / Под ред. А.А. Деркача, отв. Ред. Е. Суслова. - М.: Изд-во: РАГС, 2000. с.166.
7. Трофимова Е.В. Особенности профессионального становления женщины-руководителя // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности / Под. ред. Ю.В. Синягина, И.В. Калинина. Ульяновск, 1997.
8. Bem S.L. Androgyny vs. The tight litlle lives of fluffy women and chesty men // Psychology Today, 1975, Septemder, p.59-62.
© Сокор Е.М., Жорникова Е.Н., 2003