Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ'

ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ВОСПИТАННИКИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кораблева К.А., Кораблева И.Г.

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы работы психологической службы по организации ресоциализационной деятельности воспитанников на стадии их подготовки к освобождению и обеспечивающие профилактику повторных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кораблева К.А., Кораблева И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 378:340

К.А. Кораблева, И.Г. Кораблева ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализа-ции несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы работы психологической службы по организации ресо-циализационной деятельности воспитанников на стадии их подготовки к освобождению и обеспечивающие профилактику повторных преступлений.

Ключевые слова: воспитательная колония, воспитанники, несовершеннолетние осужденные, ресоциализация.

Работа по ресоциализации несовершеннолетних осужденных в современных условиях развития общества становится все более актуальной. Это ответственный труд требующий от сотрудников воспитательной колонии высоких профессиональных навыков, душевной теплоты, искренней заинтересованности в возвращении в социум полноценного члена общества.

Воспитательная колония (ВК) - это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные и индивидуально-типологические особенности личностного развития. Основная цель воспитательной колонии - исправление осужденных, осуществление превентивных мер по предотвращению совершения новых преступлений освободившимися, интеграция их в общество, как законопослушных гражданин, способных успешно адаптироваться к сложным жизненных ситуациям.

Первичная задача воспитательной колонии состоит в организации деятельности по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, находящихся в колонии; обеспечении исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; предотвращении рецидивной преступности воспитанников, и повторной осужденности несовершеннолетних. Для успешного достижения данной цели администрации колонии и ее сотрудникам необходимо создать оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, физический, духовный, нравственный, психологический компоненты, при этом адаптация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную их реализацию [1].

В отечественной науке вопросом противоправного поведения подростков занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы стремящиеся найти путь к совершенствованию и самосовершенствованию личности получившее раскрытие в работах В.М. Бехтерева, П.Б. Ганушкина, С.С. Корсакова, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского и др. А так же в работе М.И. Гернета, энциклопедически изучившего нравы и традиции тюремной жизни [2].

Проблема ресоциализации осужденных и лиц, освобожденных от наказания, рассматривалась в работах В.М. Анисимкова, А.М. Яковлев, В.И. Селиверстова, Н.А. Беляева, Ю.И. Бытко, Ю.А. Алферова, А.И. Васильева и др.

Преступления, совершенные несовершеннолетними, занимают особое место в структуре преступности. Преступность несовершеннолетних особо опасна для общества, поскольку угрожает его будущему. Усвоение асоциального опыта и привычек, в возрасте 14-16 лет, влияют на развитие личностных искажений и способствуют формированию девиантных форм поведения, что в последствии может привести к к рецидиву преступности. Не случайно в этом отношении исследователи, занимающиеся проблемами социально-педагогической виктимологии, отмечают стабильно воспроизводство в криминогенных семьях на протяжении нескольких поколений аналогичных жертв социализации (А.В. Мудрик, 1994).

Сегодня ресоциализация воспитанников исправительных учреждений является приоритетной задачей, которая решается на уровне государственных структур. Основными задачами, в рамках данного направления работы закрытого пеницитарного учреждения являются: •формирование нравственных отношений между осужденными; •искоренение проявлений, унижающих человеческое достоинство осужденных; •адаптация к нормальному существованию в обществе;

© Кораблева К.А., Кораблева И.Г., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.

ISSN 2223-4047

•формирование позитивных ориентаций, устранение отрицательных последствий после пребывания в воспитательных колониях, оказание постпенитенциарной помощи.

Исследования личностных особенностей воспитанников воспитательной колонии показали, что заключенные, имеют в основном заниженную самооценку, низкий уровень притязаний, высокий уровень тревожности и низкий уровень волевого самоконтроля [2]. Их отличает демонстративно -приспособительный характер и вызывающее оппозиционное поведение.

Большинство подростков попадающих в воспитательные колонии раскаиваются о содеянном, сожалеют о невозможности исправить случившееся, однако не считают то, что ими сделано тяжким преступлением. Попадая в новые условия они быстро усваивают неформальные тюремные отношения и нормы, с легкостью нарушают режимные требования, присваивают негативные установки в отношении сотрудников колонии [4].

Освобождение из колонии и погружение в реальные жизненные условия, связанные с необходимостью продолжения учебы, трудоустройством, отсутствие готовности к самостоятельной взрослой жизни, зачастую приводят к повтору преступлений, причём часто с возрастанием их тяжести, даже после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних, которое осуществляется лишь при наличии примерного поведения осужденных, отсутствия нарушений во время отбывания наказания. Мониторинг работы Арзамасской воспитательной колонии показывает, что самую многочисленную возрастную группу осужденных ВК продолжают составлять 16-17-летние осужденные - примерно 75% и 18-19-летние - 20%. Это означает, что направленные в ВК несовершеннолетние осужденные уже прошли определенный этап социализации в обществе, что необходимо учитывать при планировании социально-педагогического воздействия на них. До осуждения большинство из несовершеннолетних осужденных училось в общеобразовательных школах и других учебных заведениях - почти 75%. Только - 4% из них до направления в ВК работали, а более - 21% - не работали и не учились.

В 2014 г. в Арзамасской ВК в основном отбывали наказание осужденные, совершившие преступления средней тяжести и тяжкие преступления, соответственно 62,3% и 31,9%. Как правило, несовершеннолетние осужденные не успевают завершить срок отбывания наказания в ВК до наступления совершеннолетия и их переводят для завершения срока исполнения наказания в исправительную колонию. Это негативно влияет на личность переводимого осужденного, осложняет процесс его исправления и ресоциализации.

Процесс адаптации к социуму, на сегодняшний день, достаточно сложен для лиц освободившихся из мест лишения свободы, а особенно, несовершеннолетних, имеющих психические отклонения, состояние которых еще и усугубляется под влиянием пенитенциарного стресса и является для них психотрав-мирующим звеном в их личностном развитии.

Что свидетельствует о необходимости поиска новых путей, методов и технологий в решении проблемы ресоциализации воспитанников, возложенной на сотрудников воспитательных колоний: воспитателей, психологов и социальных работников

В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы (УИС) возникает необходимость повышение эффективности функционирования психологических служб, совершенствования содержания средств, методов и технологий воздействия работы с осужденными, обеспечения их успешной социальной интеграции и адаптации в обществе в период после освобождения.

К основным направлениям ресоциализирующей деятельности организованной специалистами психологической службы исправительных учреждений можно отнести следующие: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного; выявление конкретных дефектов его общей социализации; разработка программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции; осуществление необходимых мер психотерапии; охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях; повышение общеобразовательного уровня осужденных; обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению.

Положительно зарекомендовали себя в процессе индивидуальной и групповой работы с лицами, освобождаемыми из исправительных учреждений, психологические тренинги, проводимые представители общественности совместно с психологами и социальными педагогами. Они направлены на формирование и закрепление у осужденных определенных правил поведения в различных жизненных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, освободившись из учреждения. Например, «Как лучше добраться до дома после освобождения из ВК», «Продолжать ли обучение в школе (профессиональном училище) », «Как устроиться на работу», «Как вести себя при встрече со «старыми» друзьями» и т.д. Важным моментом в проведении социально-педагогической работы с осужденными на этапе подготовки к освобождению является организация встреч, консультаций, бесед с представителями местных органов власти, общественных формирований и конфессий. Подобные встречи должны быть направлены на решение раз-

личных социальных проблем, возникающих после освобождения у осужденных: где жить, работать, учиться, получать медицинскую помощь, как зарегистрироваться по месту жительства и т.д.

Кроме того, для осуществления успешной ресоциализации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, определения возможностей сопровождения их в реабилитационных общественных и муниципальных центрах на стадии подготовки воспитанников ВК к освобождению, необходимо шире привлекать к сотрудничеству с администрацией ВК представителей общественности и религиозных организаций по устройству их дальнейшей судьбы, заранее знакомя общественность с теми воспитанниками, которые могут оказаться в трудной жизненной ситуации: дети-сироты, бомжи и т.д. [3].

Таким образом, ресоциализация осужденных, представляет собой специально организованную работу на заключительном этапе отбывания наказания, охватывающую все проводимые мероприятия, в том числе социальную и профилактическую работу, ориентированную на возвращение осужденных к полноценной жизни в социуме в постпеницитарный период, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания.

Список литературы

1.Леус Э.В., Соловьев А.Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 3. URL: http: // psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54179.shtml (дата обращения: 02.06.2015)

2. Фролова Е.О., Калинина Т.В Психолого-педагогическая помощь по коррекции личностного развития несовершеннолетних осужденных воспитательной колонии Журнал // Е.О.Фролова, Т.В.Калинина / Культура и образование. - Июнь 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http: // vestnik-rzi.ru/2014/06/1986 (дата обращения: 05.06.2014). (РИНЦ).

3. Щелина Т.Т., Карюхина А.С. Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания // Щелина Т.Т., Карюхина А.С. //Молодой ученый. - 2014. - № 21-1 (80). - С. 140-142.

4. Щелина Т.Т. Особенности несовершеннолетних осужденных в контексте проблем психолого-социальной работы // Щелина Т.Т./ Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы международной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина. - 2015. -С. 76-81.

КОРАБЛЕВА КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - студент психолого-педагогического факультета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), Россия.

КОРАБЛЕВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА - магистрант психолого-педагогического факультета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.