Научная статья на тему 'Проблема рефлексивного управления как аспект современной коммуникативной культуры'

Проблема рефлексивного управления как аспект современной коммуникативной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия»

146
30
Поделиться
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕДИУМЫ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Нургалеева Лариса Владимировна

В статье обсуждается проблема современной коммуникативной культуры, связанная с выбором стратегий рефлексивного управления в условиях смены традиций описания реальности. Отмечается, что современные формы рефлексивного управления, как правило, ограничиваются разработкой аспектов внешнего влияния на психику человека, её подчинение. Ставится вопрос о том, что необходимы специальные исследования влияния мультимедийных языков на процессы конституирования индивидуального и группового мышления.

Problem of reflexive management as an aspect of modern communicative culture

Discusses the modern communicative culture associated with the choice of strategies of the reflexive governance under changing traditions describe reality. Notes that modern forms of reflexive control is usually limited to the development aspects of the external influence on the human psyche, her submissive. Raises the issue of the need for special studies the impact of multimedia languages on the processes of construction of individual and group thinking.

Текст научной работы на тему «Проблема рефлексивного управления как аспект современной коммуникативной культуры»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №2 (10)

УДК 001:002:330

Л.В. Нургалеева

ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК АСПЕКТ СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье обсуждается проблема современной коммуникативной культуры, связанная с выбором стратегий рефлексивного управления в условиях смены традиций описания реальности. Отмечается, что современные формы рефлексивного управления, как правило, ограничиваются разработкой аспектов внешнего влияния на психику человека, её подчинение. Ставится вопрос о том, что необходимы специальные исследования влияния мультимедийных языков на процессы конституирования индивидуального и группового мышления.

Ключевые слова: коммуникативная культура, рефлексивное управление, медиумы коммуникации.

Специфику языков современной коммуникативной культуры принято выражать при помощи таких понятий, как «электронные медиа», «гипермультимедиа», «цифровые медиа» и т.д. Даже самые робкие попытки разработки новых средств управления в обществе, всё активнее оперирующем мультимедийными технологиями как средством описания мира, социализации и развития культурных практик, связаны с необходимостью расширения пространства междисциплинарных исследований. Этап стихийного включения новых коммуникационных проектов и столь же стихийной культурной коадаптации к ним перерастает в стадию более критичного и разностороннего концептуального осмысления событий и выбора приоритетов дальнейшего развития современной культуры. Обсуждение проблем современной коммуникативной культуры связано с выбором такого поля значений, который бы позволял надеяться на возможность разработки социально ответственного дискурса в условиях растущего разнообразия в сфере обмена образами и идеями.

Трудности освоения новых методологических инструментов и языков во многом обусловлены развитием современных представлений, которые в совокупности могут определяться как аспекты онтологии сложности [1, 2, 3]. Сегодня внимание сосредоточено на исследовании сложностных процессов управляемого взращивания информации, которые во многом определяют статус современной эпохи как эпохи информационной. В том числе речь идет и о проблемах координации гетерогенных процессов управления современной коммуникационной мультиагентной средой. Критическое усложнение отношений внутри социальной системы во многом обусловлено разнообразием форм современной коммуникативной культуры, проблемой выработки специальных подходов к управлению активно трансформирующимися динамическими средами и определению ценностных оснований процессов развития.

Возникает необходимость возвращения к обсуждению вопросов, связанных с пониманием природы мышления человека и формируемых им коммуникативных управляющих контекстов. Интегративность современных мультимедийных языков формирует векторы проявления мышления и высвечивает слабые и сильные стороны управления в процессе обоюдного развития форм индивидуальной и групповой культуры. Актуализуется значимость известной идеи о том, что любая технология, в том числе и мультимедийная, не столько средство, сколько очередной пример того, как человек учится думать, прибегая к помощи расширяющегося влияния символических посредников. Мышление через интенции собственным способом ищет средства, служащие целям человеческого самовыражения, укрепления связанности способности мышления и воображения, самопонимания. В философии такого рода процессы трактовались с позиций самопрояснения сущего. «Станем исходить из самопрояснения, которое вытекает из практики жизни во всей ее широте. Только в отличном от самого себя существовании достигается такое прояснение. Прояснением являемся мы сами, и осуществляется оно во всех языках. В этом отношении у всех нас одинаковая исходная ситуация мышления. Ни слово, ни понятие, ни образ не употребляются лишь как простой инструмент. В них есть нечто, возвышающееся до ясности» [4].

Основной принцип коммуникативной онтологии заключен в ценностном восприятии действительности, находящейся в проявлении. Трансграничное посредничество массивов информации, как и технологический способ освоения действительности, обеспечивает проявление внутренних качеств сущности. Миссия языка технологий заключена в способности обнаруживать и фиксировать состояния иного понимания бытия. Способность восприятия и представления помысленного содержания в кодах воспринимается как основа процесса открытости мышления и одновременно как механизм коммуникационного управления. Основание современного коммуникативного опыта составляет разнообразие способов генерирования образов и идей, их представления и согласования в электронной среде.

Мультимедийные языки, создающие условия генерирования всё новых форматов и пространств виртуальной реальности, реализуют способность к открытости динамических структур и формируемых ими отношений на разных уровнях - соматическом, психологическом, ментальном, социальном, культурном. Мышление поддерживает процессы переходности состояний, позволяя человеку определять «величину открытости миру» через наблюдение за управляющими откликами сложно структурированных потоков коммуникации. В подобном контексте воспроизводят себя мотивы фундаментальной онтологии: подчиняя медийные основания коммуникации (число, слово, образ) собственным интенциям, человек находит решения двух основных задач: трансформирование чувствительности и обновление горизонтов открытости миру. В самом общем виде речь может идти об открытости динамических структур всех уровней и процессов, согласующих их изменения. Исследованию разных аспектов этого явления посвящены тысячи исследовательских работ.

Примером реализации подобного подхода к изучению параметров открытости могут служить идеи С. Зонтаг [5]. Они направлены на анализ того, как

определенный аспект искусства отражает новый, более открытый способ смотреть на мир и на вещи в мире, который художник мог бы назвать своим. С. Зонтаг волнует вопрос о том, каким образом в лоне единой культуры формируются волны новой восприимчивости как предпосылка специфичных рефлексивных состояний конкретных исторических эпох. Рассматривая функции искусства и его неустранимую обусловленность сенсорными откликами, она приходит к прочтению его миссии как формирование дисциплины чувств и программирования ощущений. «Новая восприимчивость плюралистична с вызовом; она посвящает себя как мучительной серьезности, так и веселью, остроумию и ностальгии. Она также в крайней степени осознает историю; и ненасытность ее энтузиазма (и сменяемость его форм) - высокоскоростная и беспорядочная» [5]. Программируемость чувственной сферы всегда сочетается с поиском новых кодовых сочетаний, делающих равнодоступными самые разные оттенки смысла и переживаний. Их координация в конечном счете становится материалом глубокого анализа повседневности и поиском путей внутреннего преображения. Новые языки искусства достигают не только эффекта расширения границ сенсориума, но и пробуждают чувственное осознание человека. Оно обладает не просто биологией, но и особой историей, поскольку каждая культура выдвигает одни ощущения и подавляет другие. В современном рационализированном мире человек испытывает массивную сенсорную анестезию. Искусство выполняет компенсаторные функции: его шоковая терапия становится средством смешения и раскрытия человеческих ощущений. Но за сменой сенсорных форматов и погоней за новым опытом чувствования приходит «взрослая, осознанная реакция... пробуждение разума и преодоление разумностью сантимента» [5]. Тем самым искусство может рассматриваться, как способ рефлексивного управления, формирующего метапозицию наблюдателя современности и стратегии жизненного выбора. Сложность такого управления связана с особенностями сегодняшней активно виртуализующейся культуры: искусство как инструмент по модифицированию и образованию восприимчивости и сознания работает в среде, которая не может быть схвачена чувствами. Его беспрецедентное изменение заключается в том, что оно находится в состоянии перехода «от внятного и видимого к тому, что невидимо и только с трудом внятно» [5]. Поиск «приключений в ощущении, новых «сенсорных коктейлей», являясь прерогативой чувственной культуры, может становиться самоцелью и источником забвения основ культуры. В частности, вопрос может быть развернут в плоскости проблем рефлексивного управления. Стремясь охватить лик реальности в репрезентациях художественных абстраций, пространственно-временных схематизаций, мультимедийных инсталляций, лазерных шоу, построенных на эффектах электронного описания мира, современный человек поставлен в ситуацию эксперимента над собой. Его главным объектом выступает способность к осмыслению. Координирование множества коммуникационных событий становится сложным искусством. Динамика потоков информации замещает опыт осознавания. Вопрос о рефлексивном управлении в этой ситуации является вопросом сохранения человека разумного и созданной им культуры. На наш взгляд, включение решений этой проблемы в лоно современных междисциплинарных проектов может создать предпосыл-

ку для разработки стратегий, позволяющих сохранить ядро развития коммуникативного опыта и способствовать устранению деформаций современной культуры, связанных с нелинейностью развития электронных форм общения и презентации.

На наш взгляд, одной из наиболее значимых исследовательских тем сегодня является проблема рефлексивного управления процессами развития. Она имеет определенную традицию концептуального прочтения и методологической разработки проективных моделей (В. Степин, В. Лефевр, Г. Малинец-кий, А. Неклесса, В. Марача и др.). Речь может идти о восприятии избыточности, производимой внутри коммуникативной системы, которая может рассматриваться как источник социокультурного развития [6]. В определенном смысле иллюстрацией такого подхода может выступать концептуальная позиция А. Неклесса, который рассматривает мультиагентный характер сетевого коммуникационного процесса в качестве предпосылки формирования такого социального опыта, который позволяет мобилизовать скрытый потенциал креативности гуманитарных технологий в условиях возрастающей динамики сетевых процессов и расширения практик современного медиапроизводства [7]. Этот аспект современной системы рефлексивного управления получил свое практическое воплощение и в форме проектов креативной экономики [8]. Он основывается на идеях применения коммуникационных подходов к организации и восприятию публичных пространств и представляет собой пример того, как языки технологий позволяют увидеть и воспринять потенциальное - скрытое настоящее. Нельзя сказать, что подобная «идиллия» не омрачается внутренней противоречивостью современных социокультурных практик как хаотичной сферы влияния и управления. Рассматривая проблему развития в самом общем виде, нужно сказать, что она связана с определением условий и принципиальных пределов рефлексивного управления изменениями [9].

Радикальное усложнение современной системы социальных связей и отношений требует исследования рефлексивных механизмов, лежащих в основании опыта символизирования в условиях смены коммуникационных стандартов и отношений. Подобный исследовательский подход позволяет рассматривать медиа во всей совокупности исторических форм, поскольку электронные средства коммуникации генетически связаны с предшествующими формами трансляции и презентации социокультурного опыта. В связи с этим возникает вопрос: можно ли увидеть современную электронную коммуникационную структуру в качестве медиума, обладающего собственными трансляционными свойствами? Для ответа на поставленный вопрос необходимо рассмотреть в качестве одного из направлений междисциплинарных исследований проблему выбора критериев рефлексивной активности. Она позволила бы понять сущность процессов эволюции медиа и соответствующих им изменений в реализации форм рефлексивной активности. Этот аспект управления позволил бы в качестве одного из основных адаптивных факторов в системах социальной саморегуляции и воспроизводства рассматривать опыт мышления, связанный с развитием современных средств коммуникации.

Анализ содержания исследований показывает, что одной из наиболее активно разрабатываемых сегодня междисциплинарных областей выступает

изучение особенностей образного мышления [10]. Возникает необходимость разработки методологии исследований, позволяющих получить ответы на такие принципиальные вопросы:

• как именно фиксируются разные символьные и знаковые констилляции на уровне рефлексивных откликов;

• каким образом влияет изменение рефлексивных установок на накопление внутреннего и внешнего опыта реагирования на коммуникативные события и смысложизненные установки человека.

Активное усложнение опытов символизации современной культуры показывает, что существует разрыв потенциалов развития рационального управления мультимедийной информацией и подходов к пониманию принципов социокультурной адаптации/дезадаптации в современном мире, активно изменяющемся под воздействием различных медиафакторов. Эта проблема охватывает широкий спектр вопросов, связанных с выбором стратегий рефлексивного управления разными аспектами развития современной коммуникативной культуры. Требуется разработка соответствующего понятийного аппарата и анализ процессуальных аспектов информационного взаимодействия с точки зрения функционирования рефлексии в условиях глубокой трансформации семиотических сред современной культуры.

Одним из направлений междисциплинарного исследования в сфере рефлексивного управления может служить разработка процессуального подхода к пониманию феномена мультирациональности. Он находит выражение в гибком сопряжении разных логик и форм интерсубъективного опыта в поле рефлексивных редукций коммуникации. Дискурс мультирациональности отличается недостаточной теоретической и практической разработанностью. Его основное преимущество, на наш взгляд, возможность описания социокультурной эволюции с позиций координации разнообразных интенций развития, связанных с реализацией всего разнообразия практик мышления, ориентированного на следствия. Речь идет и о специфике развития форм операционального мышления и его функциональной основы - визуального мышления. Это позволит понять принципы формирования поведения, ориентированного на причинность, и его превращение в качество, определяющее динамику коллективного сознания.

Мультирациональная координация процессов коммуникации протекает на индивидуальном и групповом уровнях. Развитие способности комбинаторного управления множеством фиксированных признаков, граней или модусов знания основано на интегрированном восприятии повседневного мира и бесконечной дезинтеграции представлений о нем на основе динамики чувственного опыта. Контингенции оценок, разнообразие уровней интеллекта и его индивидуальная специфика, природное своеобразие мышления и спонтанность интересов - все эти барьерные особенности коммуникации могут преодолеваться рефлексивно благодаря направленным усилиям осознавания. В основе процессов такого рода лежит способность мультирациональной ко-геренции мыслительной деятельности, основанной на свободном смещении смысловых акцентов в процессе внутренней и внешней коммуникации. Концепция мультирациональной координации дискурсивных практик культуры позволяет более свободно исследовать вопрос о том, как возможно многооб-

разие конституированных социальных миров, характеризующихся соответствующим типом когнитивного содержания, процессуальной взаимообусловленностью разных типов рациональности и рефлексивной активности [11]. Они проявляют себя в коммуникационных отношениях как источник неоднородности, порождающей развитие культурных отношений и связей, их ценностного восприятия.

Подобная исследовательская программа позволяет ставить и исследовать вопрос о выявлении специфики неоднородности коммуникативного пространства, формируемого на основе развития форм мультимедийной коммуникации. Процессы медиаопосредования могут рассматриваться в качестве эмерджентных стадий эволюции рефлексивных процессов, реализованных на основании таких стимулов коммуникации, как интересы, потребности, мотивы, интенции. В связи с этим серьезного концептуального оформления требуют вопросы, связанные с описанием процессов энергийной стимуляции коммуникации. В этом контексте может представлять ценность исследование мультирациональных оснований человеческой деятельности и проблем рефлексивного управления.

Рефлексия является сложнейшим микропроцессом, поддерживающим координацию эмоционального и логического, структурированного и неструктурированного, сознательного и бессознательного, медленного и быстрого, значимого и второстепенного, возможного и невозможного в социокультурных практиках. Благодаря рефлексии человек имеет возможность создавать островки стабильности в потоке социального времени и одновременно ощущать относительность явлений мира. Сегодня остается много слабо освещенных процессов, позволяющих определить особенности рефлексивной активности, проявляющей себя в сфере современного опыта коммуникаций. Требуют рассмотрения вопросы о том, что составляет базис процессов стихийного сплавления различных типов рациональности, в чем проявляется аналитичность Я-сознания современного человека? Многообразие ответов на подобные вопросы обусловлено проблемами взаимообусловленности разных форм рефлексивной активности, включая и те, которые составляют глубинную основу архетипического мышления [12].

Итак, проблема рефлексивного управления является ключевым междисциплинарным проектом современной исследовательской практики в коммуникационной сфере. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки процессуального видения рефлексивно-рациональных оснований коммуникации. Одним из значимых направлений исследования в этой сфере может служить опыт разработки мультирационального подхода в сфере междисциплинарного моделирования коммуникационных процессов. Он может способствовать разработке культурных оснований при проектировании современных систем коммуникации.

Литература

1. Аршинов В. На пути к коммуникативной Вселенной солидарности и альтруизма // Ан-тропокосмическая модель. Тула, 2008. С. 150-173.

2. Морен Э. Метод. Природа природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 454 с.

3. Сфирот познания / В. Аршинов, М. Лайтман, Я. Свирский. М.: ЛКИ, 2007. 244 с.

4. Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/ books/ item/f00/s00/z0000223/index.shtml (дата обращения: 07.02.2013).

5. Зонтаг С. Единая культура и новая восприимчивость [Электронный ресурс]. URL: http://www.susansontag.com/againstinterpretation.htm (дата обращения: 07.02.2013).

6. Луман Н. Общество общества. М.: Логос, 2005. Ч. 2: Медиа коммуникации. 280 с.

7. Неклесса А. Амбициозная корпорация // Социокультурные проблемы глобализации. М., 2003. Вып. 6. 32 с.

8. Гончарик А. Творческие индустрии в интернет-пространстве: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.creativeindustries.ru (дата обращения: 07.02.2013).

9. Марача В. Рефлексивное управление общественными изменениями и социокультурные институты // Социальные мышление и деятельность: влияние новых интеллектуальных технологий. М., 2004. 464 с.

10. Пименова С. Визуальный образ в жизни и языке // Визуальный образ. М., 2008. 247 с.

11. Степин В. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопр. философии. 2003. № 8. С. 5-17.

12. Малинецкий Г.Г. Рефлексия, психология и нелинейная динамика // Рефлексивные процессы и управление. 2004. № 2. Т. 4. С. 78-98.