Научная статья на тему 'Проблема развития рынка сотовой связи в Пензе'

Проблема развития рынка сотовой связи в Пензе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лубшева Мария Николаевна, Иголкина Екатерина Андреевна

В статье описывается состояние рынка сотовой связи России, дается обзор компаний, работающих на пензенском рынке сотовых услуг, а также приводятся результаты анализа предпочтений абонентов, проживающих в г. Пензе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is describes the state of the mobile communication market in Russia, provides an overview of the companies which work on the Penza mobile communication market. Also the author gives an analysis of the preferences of subscribers who live in the city of Penza.

Текст научной работы на тему «Проблема развития рынка сотовой связи в Пензе»

Список литературы

1. URL: http://finances-club.com/ekonomika/makroekonomicheskaya-politika-rossii-osnovnie-momenti.html)

2. Шараев, Ю. В. Теория экономического роста / Ю. В. Шараев. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 254 с.

3. Салийчук, В. Стратегические аспекты управления экономическим ростом в России / В. Салийчук // Экономическая наука современной России. - 2008. - № 5. -С. 74-81.

4. URL: http://www.fundshub.ru/finances/benchmarks/6396.php УДК 338.4

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ В ПЕНЗЕ М. Н. Лубшева, Е. А. Иголкина

В статье описывается состояние рынка сотовой связи России, дается обзор компаний, работающих на пензенском рынке сотовых услуг, а также приводятся результаты анализа предпочтений абонентов, проживающих в г. Пензе.

The article is describes the state of the mobile communication market in Russia, provides an overview of the companies which work on the Penza mobile communication market. Also the author gives an analysis of the preferences of subscribers who live in the city of Penza.

Сфера услуг в настоящее время является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Не последнюю роль в перечне платных услуг занимает рынок сотовой связи. Роль данных услуг в экономике страны определяется тем, что речь идет о включении миллионов людей в единое информационное пространство России и всего мира путем внедрения новейших технологий связи и, как следствие, о повышении работоспособности населения и росте производительности труда.

Крупнейшая четверка российских операторов сотовой связи - «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «Мегафон», «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС). Занимаемая доля рынка каждого из ведущих операторов представлена на рис. 1. Рынок сотовой связи является быстроразвивающейся отраслью не только в мире, но и конкретно в Российской Федерации. Динамика прироста абонентов сотовой связи в РФ (по числу SIM-карт) представлена на рис. 2 [1].

На территории г. Пензы и Пензенской области в настоящий момент работают пять операторов сотовой связи: «Мобильные ТелеСистемы» (МТС); «Мегафон»; «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»); «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС); «Наша сотовая связь» (НСС) [2].

Рис. 1. Доля рынка ведущих операторов сотовой связи в России

Рис. 2. Число абонентов сотовой связи в России

В октябре 2011 г. в рамках учебной программы было проведено исследование по анализу привлекательности рынка сотовой связи г. Пензы для выхода на него нового поставщика услуг. Анализ показал, что ведущие позиции на рынке занимает компания «Мегафон», а также компания «МТС», вышедшая на данный рынок сравнительно недавно. Ассортимент предоставляемых услуг связи и спектр дополнительных услуг у всех операторов немногим отличается друг от друга. Ценовым лидером за рассматриваемый период выступает компания «МТС», установившая демпинговые цены на свои услуги.

Анализ показал, что лидером по количеству офисов продаж и обслуживания клиентов также является компания «МТС», имеющая в своем распоряжении 12 офисов, компания «Мегафон» имеет 5 специализированных офисов продаж, компании «Билайн» также принадлежат 5 крупных офисов, а вот компания «СМАРТС» находится в числе отстающих - ей принадлежит только 2 офиса продаж [3-6].

Для анализа наиболее значимых критериев выбора оператора сотовой связи был проведен опрос, направленный на изучение стиля жизни и потребительских предпочтений абонентов. Анализ опроса абонентов

показал, что в настоящее время главным фактором, влияющим на выбор оператора сотовой связи, является не только цена, но и ассортимент предоставляемых услуг. Потребитель хочет иметь возможность выбора тарифных планов, опций и дополнительных услуг в соответствии со своими личными предпочтениями. Цена услуг сотовой связи на сегодняшний день занимает только второе место, так как абонент имеет возможность выбора такого тарифного плана, который минимизирует его расходы и предоставит большой объем дополнительных опций.

Таким образом, на региональном уровне для нового поставщика услуг сотовой связи исследуемый рынок не является привлекательным, так как потребители не видят смысла в появлении новых операторов, а оказание базовых услуг связи не приносит больших доходов. В качестве тенденции отметим приближение российского (и пензенского в частности) рынка сотовой связи к насыщению по числу абонентов [2]. Значимость количества новых контрактов в бизнесе операторов постепенно снижается. Основной фокус смещается в сторону удержания существующей абонентской базы путем более четкого сегментирования по группам клиентов и разработки большего числа нишевых продуктов. Соответственно ожидается снижение числа «мигрирующих абонентов», переключающихся от одного оператора к другому в поисках наиболее дешевых тарифов.

Список литературы

1. URL http //mforum.ru.

2. URL http //penza-job.ru.

3. URL http //megafon.ru.

4. URL http //beeline.ru.

5. URL http //mts.ru.

6. URL http //smarts.ru.

УДК 330.1

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Е. Н. Малинина

В статье рассмотрен вопрос о том, что представляет собой малый бизнес в России, каковы его основные тенденции и прогнозы развития. Автором выделены критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к малым предприятиям, и приоритетные направления развития малого бизнеса в современной России. Отмечен рост количества малых предприятий в России за последние семь лет. Кроме того, рассмотрены основные реформы и проекты правительства по поддержке малого бизнеса в России, в частности инновационного бизнеса. Отражены основные особенности развития и поддержки малого бизнеса в Пензенской области.

In article is considered the questions that present small businesses in Russia, what its main tendencies and development forecasts. The author allocated the criteria, allowing to carry accounting entities to small enterprises and the priority directions of development of small business in modern Russia. Feature of this article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.