Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛАБУЖСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛАБУЖСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЕЛАБУЖСКОЕ УЕЗДНОЕ ЗЕМСТВО / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / И.Н. КИБАРДИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кондрашин Денис Викторович

Рассмотрена деятельность Елабужского уездного земства Вятской губернии в сфере народного образования в 1905-1908 гг. Выявлены конкретные причины упадка и последующего качественного роста школьного дела в уезде, определено влияние на развитие отрасли Первой российской революции и земского финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE PUBLIC EDUCATION SECTOR IN YELABUGA UYEZD OF VYATKA PROVINCE IN THE EARLY XX CENTURY

The article considers the activity of the Yelabuga district Zemstvo of the Vyatka province in the field of public education in 1905-1908. Specific reasons for the decline and subsequent qualitative growth of school business in the district are identified, and the impact of the First Russian revolution and the Zemstvo financial crisis on the development of the industry is determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛАБУЖСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛАБУЖСКОМ УЕЗДЕ

ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Кондрашин Денис Викторович

старший преподаватель Набережночелнинский государственный педагогический университет г. Набережные Челны

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE PUBLIC EDUCATION SECTOR IN YELABUGA UYEZD OF VYATKA PROVINCE IN THE EARLY XX CENTURY

Denis Kondrashin

senior lecturer Naberezhnye Chelny state pedagogical university Naberezhnye Chelny

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена деятельность Елабужского уездного земства Вятской губернии в сфере народного образования в 1905-1908 гг. Выявлены конкретные причины упадка и последующего качественного роста школьного дела в уезде, определено влияние на развитие отрасли Первой российской революции и земского финансового кризиса.

ABSTRACT

The article considers the activity of the Yelabuga district Zemstvo of the Vyatka province in the field of public education in 1905-1908. Specific reasons for the decline and subsequent qualitative growth of school business in the district are identified, and the impact of the First Russian revolution and the Zemstvo financial crisis on the development of the industry is determined.

Ключевые слова: Вятская губерния; Елабужское уездное земство; народное образование; И.Н. Кибардин.

Keywords: Vyatka province; Elabuga County Zemstvo; public education; I. N. Kibardin.

Введение в России земских учреждений, после утверждения Александром II в 1864 году соответствующего Положения, растянулось на несколько десятилетий. В Вятской губернии данные органы самоуправления появились в 1867 году. Значительное число гласных от податного сословия в земских собраниях края (до 50% в период действия Положения 1864 года) определило главную особенность вятских земств -крестьянский характер, выделив их на общероссийской карте земских организаций [3, с. 196]. Новое Положение 1890 года, усилив позиции купцов и мещан, не ликвидировало крестьянского представительства в земствах рассматриваемого региона [3, с. 204]. Например, в конце 1906 года доля гласных-крестьян от общего числа членов Елабужского уездного земского собрания составляла 42% [8, л. 68].

По оценкам публицистов 70-80-х годов XIX столетия, отличительной чертой «крестьянских» земств России стала забота о развитии народного образования [3, с. 198]. Рассматривая Вятскую губернию, исследователь Б. Б. Веселовский указывал, что в 1868 году, планируя дело народного просвещения, руководство губернского земства призывало «не жалеть средств на школы» [3, с. 646]. С 1868 по 1878 год число народных школ в губернии увеличилось с 308 до 562 ед. [12, с. 8].

Ведущее положение в развитии образовательной сферы занимало Елабужское уездное земство. Так, если в 1867 году в уезде насчитывалось 18 школ, то в 1880 году действовало уже 42 образовательных учреждения [2, с. 34-36]. Елабужская уездная земская управа констатировала, что на 1 января 1881 года «по количеству училищ Елабужский уезд стоит выше прочих уездов Вятской губернии» [2, с. 40]. В 1896 году здесь открылось 25 земских школ, а их общее число достигло 70. Столь серьезный рост был опосредован финансовым участием Вятского губернского земства, поддерживавшего в середине 1890-х гг. увеличение числа школ в уездах, в соответствии с планом введения всеобщего начального обучения [2, с. 47-48]. Можно согласиться с мнением Б. Б. Веселовского, что оживление в образовательной сфере Елабужского земства в этот период было связано с деятельностью прогрессивных земцев Ф. Ф. Ижболдина и Н. В. Алашеева (в 1897-1902 гг. председатель Елабужской уездной земской управы) [3, с. 660].

Пристальное внимание в 1890-е годы уделялось также качеству образования. Губернская организация направляла средства на обеспечение школ учебниками и учебными пособиями, уездные земства содействовали повышению

профессиональной квалификации учителей [2, с.

48-50]. Несмотря на видимые успехи, к началу XX столетия в земской образовательной отрасли края сохранялось немало проблем. В числе наиболее острых оставались невысокая оплата труда, нехватка школ, неприспособленность имеющихся школьных помещений, низкий уровень санитарного состояния учебных заведений. Обострение внутренних противоречий в стране, спровоцированное событиями на Дальнем Востоке, отрицательно сказалось на планах дальнейшего развития школьного дела в губернии.

Первая российская революция (1905-1907) повысила общественную активность населения. Если ранее сосредоточением

антиправительственных сил являлись ячейки РСДРП и эсеров, то с 1905 года оппозиционный лагерь пополнили представители либерального сектора - кадеты, активно действовавшие в органах местного самоуправления. Вятское жандармское управление сообщало: «Земство Вятской губернии, как известно, крайне либерального направления. Редкое правительственное распоряжение не подвергается всесторонней критике. ... весьма сильная революционная партия (кадеты. - Д. К.) ... имеет массу своих приверженцев среди земских деятелей всех уездов» [1, с. 236]. В сложившихся условиях земская трибуна повсеместно использовалась для антиправительственной агитации. Так, председатель Елабужского уездного земства кадет И. Н. Зубарев (1903-1906) распространял через подчиненных нелегальные брошюры своей партии [9, л. 7], служащие земства знакомили крестьян с Выборгским воззванием и изданиями РСДРП [10, л. 2-35]. Материалы периодической печати свидетельствуют, что в деятельность оппозиционных движений активно вливались учителя и врачи Елабужского уезда [5, с. 4; 6, с. 4; 7, с. 4]. Втягивание учителей в политическую борьбу негативно отражалось на учебном процессе, ощутимый ущерб которому наносила также бесхозяйственность уездной управы. Например, показательна жалоба земской учительницы, сообщавшей в январе 1907 года «... что по причине холодов во вновь выстроенном здании Покровского земского училища заниматься невозможно. За последние пять дней я и ученики занимались в шубах. Здание это проконопачено настолько плохо, что от ветра, проникающего в пазы, колышется пламя свечи» [14, с. 58]. Причиной сложившегося положения были как финансовые махинации руководителей местного земства, расширившиеся на фоне революции [14, с. 63-64], так и отстраненность управы в 1905-1906 гг. от решения хозяйственных проблем, всемерная занятость земцев антиправительственной политической деятельностью. Так, характеризуя Елабужское земство 1903-1906 гг., газета Вятский край сообщала: «Канцелярия управы . представляла собой правильно организованное партийное бюро. » [4, с. 3].

Политическая активность стала не единственной проблемой, отрицательно сказавшейся на деятельности земств Вятского края

в начале XX века. Революционные события в России, а также война на Дальнем Востоке в 19041905 гг., углубили экономический кризис в стране, который привел к увеличению финансового дефицита земских бюджетов. Первые недоимки ударили по земствам России уже в 1905 году. Так, в Елецком уездном земстве Орловской губернии они достигли 75% [11, с. 39]. Елабужское земство серьезно соприкоснулось с кризисом лишь в конце

1906 года, получив 59% недоимок [13, с. 40].

Рубежным этапом для Вятской губернии стало

назначение новым губернатором князя С. Д. Горчакова (1906-1909). Сторонник жестких мер, призванный восстановить авторитет правительства в регионе, он взял уверенный курс на искоренение влияния левых в органах местного самоуправления и укрепление хозяйственной деятельности земств. Осенью 1906 года был переизбран состав Елабужской уездной земской управы, во главе которой оказался верный сподвижник губернатора С.Д. Горчакова местный предприниматель И.Н. Кибардин. Сосредоточившись на восстановлении земского хозяйства, самое пристальное внимание он уделил восстановлению школьного дела. Отчеты Елабужского земства за трехлетие 1907-1909 гг. свидетельствуют о последовательном реформировании И.Н. Кибардиным этой отрасли, оставшейся, как и прежде, приоритетной статьей расходов. Так, в

1907 году управа ввела должность инспектора народных училищ и восстановила училищный совет для результативного управления образовательной сферой. По инициативе И.Н. Кибардина была усилена ответственность владельцев за санитарное состояние помещений, сдаваемых земству под нужды школ. Отметим, что данная проблема существенно влияла на эффективность обучения, поскольку 80 из 113 школ уезда размещались в наемных помещениях [14, с. 276-277].

Содействуя качеству учебного процесса, в

1908 году И. Н. Кибардин предложил ввести в школах единообразные учебники, удовлетворяющие лучшим педагогическим требованиям [15, с. 119]. Наряду с решением данного вопроса с 1908 года управа взялась за улучшение положения инородческих школ Елабужского уезда: принято решение о привлечении преподавателей, знающих родной язык учащихся, и комплектации школ учебниками для инородцев [15, с. 122]. Наилучшим достижением 1908 года, состоявшимся в виду улучшения финансового состояния Елабужского земства, стало возобновление строительства собственных зданий для школ.

На осенней сессии Елабужского уездного земского собрания 1908 года управа удостоилась благодарности гласных за эффективную работу в отрасли народного образования [15, с. 131]. Имея хорошие показатели в развитии школ уезда, в 1909 году Елабужское земство подало в Министерство народного просвещения прошение о

субсидировании введения всеобщего обучения в уезде [16, с. 788-789].

Итак, традиция поддержки народного образования, заложенная в крестьянских земствах Вятской губернии с первых дней основания данных органов местного самоуправления, неизменно продолжалась и в начале XX столетия. Первая российская революция (1905-1907) и земский финансовый кризис (1906-1908) негативно сказались на развитии школьного дела. Вместе с тем пример Елабужского земства указывает, что в условиях разразившихся социальных катаклизмов значительное влияние на течение земских дел оказывал человеческий фактор. В частности, беспристрастное и ответственное распределение ресурсов организации позволило уездному земству в кратчайшие сроки преодолеть утвердившийся регресс и вернуться к высоким показателям в отрасли.

Список литературы

1. Балыбердин Ю. А. Общественно-политическая жизнь в Вятско-Камском регионе в начале XX века (1900-1914 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2008.

2. Валеева Н. Г. Елабужское земство и Россия: Гуманно-просветительская деятельность Елабужского земства (1867-1917). - М.: Аграф, 2002.

3. Веселовский Б. Б. История земства за 40 лет. В 4 т. - СПб., 1911. - Т. 4.

4. Вятский вестник. - 1907. - № 170.

5. Вятский край. - 1907. - № 36.

6. Вятский край. - 1907. - № 91.

7. Вятский край. - 1907. - № 153.

8. ГАКО (Государственный архив Кировской области). - Ф. 587. - Оп. 11. - Д. 49.

9. ГАКО. - Ф. 587. - Оп. 14. - Д. 219.

10. ГАКО. - Ф. 714. - Оп. 1. - Д. 459.

11. Голубев В. С. По земским вопросам 1901-1911г.г: В 2 т. - Спб.: 1914. - Т.2.

12. Красев А. А. Начальные народные училища Вятской губернии. 1786 - 1898 гг. - Вятка, 1900.

13. ХХХХ очередное Елабужское уездное земское собрание 15-24 октября 1906 г. - Елабуга: Печатня И. Н. Кибардина, 1907.

14. ХLI очередное Елабужское уездное земское собрание 5-13 октября 1907 г. - Елабуга: Печатня И. Н. Кибардина, 1908.

15. ХХХХП очередное Елабужское уездное земское собрание 26 сентября - 7 октября 1908 г. -Елабуга: Печатня И. Н. Кибардина, 1909.

16. ХХХХШ очередное Елабужское уездное земское собрание 30 сентября - 11 октября 1909 г. - Елабуга: Печатня И. Н. Кибардина, 1910.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТ» И «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК» В КРАТКОМ ОСВЕЩЕНИИ

Трибунский Сергей Александрович

кандидат исторических наук Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева, г. Самара

ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPTS OF "HISTORIOGRAPHIC FACT" AND "HISTORIOGRAPHICAL SOURCE" IN BRIEF COVERING

Tribunsky Sergey Alexandrovich

Candidate of Historical Sciences Samara National Research University named after academician S.P. Queen,

Samara

АННОТАЦИЯ

Цель данной статьи - краткое освещение сущности и содержания понятий «историографический факт» и «историографический источник», которые являются базовыми для любого историографического исследования. Выявление сущности и содержания понятий, указанных выше, осуществлено посредством анализа массива историографических источников и синтезирование обобщающих суждений. Делается вывод, что сущность и содержание понятий историографический факт» и «историографический источник» раскрыты в отечественной историографии относительно глубоко. Научные изыскания продолжаются.

ABSTRACT

The purpose of this article is to briefly highlight the essence and content of the concepts of "historiographic fact" and "historiographic source", which are basic for any historiographic research. Revealing the essence and content of the concepts mentioned above was carried out by analyzing an array of historiographic sources and synthesizing generalizing judgments. The conclusion is made that the essence and content of the concepts of historical-graphic fact "and" historiographic source "are disclosed in Russian historiography relatively deeply. Scientific research continues.

Ключевые слова: историографический факт, историографический источник, анализ, сущность и содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.