Научная статья на тему 'Проблема развития личности студента в вузе'

Проблема развития личности студента в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема развития личности студента в вузе»

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ Берулава М.Н.

К сожалению, сегодня можно констатировать, что отечественная вузовская наука оказалась в сложной ситуации, не способствующей ее развитию. В вузах исчезают научные школы, профессия “ученый” становится непопулярной, практически отмирает. Научная деятельность является одной из самых невостребованных. Лишь 2% представителей молодежи хотели бы заниматься научными исследованиями и всего

0,5% считают это престижным.

Выросло целое поколение людей, не умеющих получать удовольствие от научного творчества, прежде всего, потому что они не находят соответствующих образцов для подражания. Однако, как считают психологи, именно для развития творческого потенциала такие образцы являются обязательными. Только большой ученый может воспитать достойных учеников. Но вузовские преподаватели, чтобы заработать на жизнь, вынуждены “бегать по кругу” по различным вузам. Эта суета превращает их в посредственных урокодателей - наука же не терпит суеты.

Одной из причин того, что творческий потенциал многих молодых людей не получает необходимого развития, является сложившаяся ортодоксальная практика вузовского обучения, в которой отсутствует элемент научной дискуссии, обеспечивающей развитие творческого мышления. Негативную роль сыграло “увлечение” тестированием, которое учащимся не оставляет поля для развития мышления, а вузовских педагогов вынуждает заниматься банальным “натаскиванием” студентов на определенный понятийный аппарат, превращая гипотезы в аксиомы. Такой подход дискриминирует развитие научного мышления, которое может формироваться лишь как критическое неаксиоматическое.

Известно, что развитие науки происходит через развитие научных школ. Если их нет в вузах, то невозможно говорить о формировании нового поколения вузовских ученых, которые воспитают достойных учеников.

Вузовская практика позволит вырастить молодые таланты, если вести занятия будут люди с высоким творческим потенциалом и занимающиеся научной деятельностью постоянно, а не только по необходимости, то есть в течение очень небольшого промежутка времени, когда они делают диссертации.

На современном этапе развития российского общества воспитание молодежи гораздо важнее вооружения ее знаниями, не опосредованными каким-либо нравственным стержнем. Впрочем, и вся история человечества является примером того, как образованные, но безнравственные люди занимались порабощением и уничтожением других людей и целых государств.

Функционирующая в настоящее время система образования очень далека от реалий современного общества. В частности, она не учитывает социокультурный опыт, который

© Берулава М.Н., 2008

дети, подростки и молодежь получают в реальной жизни. На телеэкранах, в политике, в массовой культуре, в быту царят приоритеты, далекие от ценностей, которые проповедуют педагоги.

Известно, что важную роль в развитии личности играют образцы для подражания. Телевизионные модели поведения и общения всегда эмоционально насыщены, а следовательно, значимы в психологическом плане. Поэтому так возросло влияние телевидения на воспитание (точнее - на антивоспитание) молодежи, а образцом для подражания стал что-то постоянно жующий и пьющий, сексуально озабоченный субъект, мечтающий выиграть миллион. В сфере его жизненных идеалов и интересов отсутствуют патриотизм, желание создать семью, вырастить детей, помочь другим людям, уважение к старикам, стремление получать удовольствие не только от пива и жвачки, но и от приобщения к культуре - именно от того, что делает человека человеком. К сожалению, современное телевидение ведет целенаправленную работу по разрушению в молодом поколении всего человеческого. Сегодня мы пожинаем плоды телевизионной антикультуры, которая активно формирует у молодежи деструктивный социокультурный опыт. Очень жаль, что реже и реже звучат голоса ученых-педагогов и психологов, обсуждающих эту тему.

Главная специфика современного этапа развития нашего общества обусловлена ар-хиважной ролью средств массовой информации и Интернета в развитии личности детей, подростков, молодежи. Это принципиально новая ситуация, но, как нам кажется, система образования недостаточно гибко реагирует на произошедшие изменения, продолжая считать себя единственным источником информации для учащегося. В действительности же, этот источник становится все менее значимым и привлекательным для представителей юного поколения. Кроме того, возрастает роль альтернативной информации, часто вступающей в антагонистическое противоречие с установками и знаниями, которые предлагает детям школа. Преимуществом альтернативной информации является то, что процесс ее восприятия всегда индивидуализирован (данную информацию можно усваивать в удобном режиме и темпе), она предполагает постоянное наличие значимой мотивации (смотрится лишь то, что интересно и привлекает внимание), она всегда обеспечена заманчивым видеорядом. Школьное и вузовское обучение часто не может предложить всего этого учащимся. Таким образом, информация, поступающая из медиасредств, изначально является приоритетной и оказывающей колоссальное влияние на развитие юного человека.

В наши дни приоритетным направлением развития системы образования, уже закрепленным во всех нормативных документах, является ее гуманизация, ориентированная на воспитание личности с гуманистическими нравственными качествами. Однако нельзя не замечать, что идеалом для молодежи напротив стал образ негуманного человека, поскольку он очень привлекательно и навязчиво подается средствами массовой информации - именно это обусловливает низкий уровень нравственности в обществе.

Нет сомнения, что в последнее десятилетие ориентиры развития нашего общества были значительно смещены. Образцы, взятые на вооружение прежде, нивелированы за счет сведения их только к феномену экономической свободы и рынка. При этом забылось, что страны, которые рассматривались в качестве образцов (прежде всего, Япония и Германия), совершили свое экономическое чудо не просто за счет введения свободного рынка, но и во многом, а может быть, и в максимальной степени, за счет внимания к духовной жизни и традициям народа, то есть к сложившемуся у них социокультурному опыту. В Японии экономический прогресс основывался на сохранении традиционных японских ценностей - этики, морали, коллективистских тенденций. В Западной Герма-

нии делался упор на традиционный социокультурный опыт народа с ориентацией на труд, организованность, ответственность, исполнительность, дисциплину.

Поэтому большинство ученых полагают, что нынешний российский кризис не экономический, а гуманистический, духовно-нравственный и что связан он с полнейшим игнорированием сложившегося социокультурного опыта народа. В связи с этим поставлен под сомнение сам смысл существования нации, потеряны ее нравственные ориентиры, жизненные цели, прежде всего, у молодых людей. Подчеркивая растерянность нации, 3. Бжезинский в книге “Великая шахматная доска” спрашивает: “Что есть Россия? Где Россия?” В большинстве крупных стран подобные вопросы никогда не задаются, поскольку имеющийся там социокультурный опыт нации является ее неприкосновенным достоянием и всячески оберегается. У нас же этот опыт был перечеркнут и отринут, заменен другим. Уходит поколение, которое имело гуманистические ориентиры, и приходит поколение уже с новым антигуманистическим опытом, который в течение последних 15 лет массированно идеализировался СМИ. Ведь именно средствами массовой информации были низвергнуты ценности семьи, брака, рождения и воспитания детей, порядочности, скромности и многие другие. Ежеминутно с экрана телевизора выливается огромное количество грязи, и неудивительно, что именно она пачкает жизни юных людей с неокрепшими душами.

Повышенное внимание телевидения к сексу, культ насилия, безнравственности сказались на дефиците культуры у подрастающего поколения. Я не хотел бы, чтобы это было отнесено ко всем СМИ, ко всем телевизионным каналам без исключения (канал “Культура” делает, несомненно, благое дело). Однако во многом осуществился план шефа ЦРУ Алена Даллеса, нацеленный на разрушение нашего государства: “Будем опошлять и уничтожать основы нравственности. Будем всегда главную ставку делать на молодежь. Станем разлагать, развращать, растлевать ее”, - писал он в своей печально известной доктрине.

Что же мы имеем сегодня в результате невнимания к духовному опыту нации? Среди юношей призывного возраста 12% - алкоголики, 8% - наркоманы. Наблюдается рост преступности: ежегодно совершается более двух миллионов преступлений, треть из которых - лицами до 18 лет. У молодежи отсутствуют достойные образцы для подражания и подлинные идеалы, героями современных детей стали Бэтмэн и телепузики.

На фоне вышеуказанных факторов у молодых людей формируется неадекватная самооценка, приводящая к повышенной тревожности, невротизации, плохой адаптации в коллективе, низкой академической успеваемости, дисгармонии в личной и семейной жизни, формированию комплексов неполноценности, возникновению проблемы в становлении профессиональной карьеры, агрессии к внешнему миру.

Все эти последствия негативного социокультурного опыта должны быть подвергнуты целенаправленной коррекции в условиях гуманистической системы образования. Гуманистический подход подразумевает такую организацию обучения, в которой применяется совокупность средств обучения, обеспечивающих удовлетворение базовых потребностей личности: в комфортных взаимоотношениях, в реализации творческого потенциала, в познании в соответствии с доминирующей когнитивной стратегией. Целью гуманизации образования в вузе является создание условий для развития у студентов механизмов самообучения и самовоспитания.

Разработаны принципы гуманизации образования: построение образовательного процесса осуществляется с позиций личностно-ориентированного подхода; организация учебно-воспитательного процесса исключает наукоцентризм, опору на эмпирический социокультурный опыт личности и учитывает жизненные цели и ценности студента; приоритетной при организации учебно-воспитательного процесса является 122

ориентация на смыслопорождающие структуры, развитие которых, в свою очередь, ориентируется на формирование “трансцендентных” мотивов жизнедеятельности; организация учебно-воспитательного процесса строится с позиции признания отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики; выбор содержания и технологии обучения осуществляется с позиции учета уникальности индивидуальности каждого студента.

В качестве основного условия развития личности в русле гуманистической парадигмы, базирующейся на антропоцентрической модели психологической картины мира, выступает удовлетворение базовых потребностей в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих необходимый субъекту социальный статус; во взаимопонимании, в наличии интимно насыщенных, духовных, исповедальных межличностных отношений; в наличии жизненных целей и смыслов; в познании окружающего мира; в реализации творческого потенциала.

С позиций личностно-ориентированного подхода развитие личности будет эффективно при реализации ряда принципов. Назовем их:

1. Приоритетной в ходе развития личности должна быть ориентация на “трансцендентные” мотивы жизнедеятельности (истинный смысл своей жизни человек может найти лишь в других людях, в том, чтобы быть нужным им, в деле, которому предан - при таком понимании он максимально реализует себя лишь в других людях).

2. Отношения человека с другими людьми являются главной движущей силой и одновременно источником новообразований индивидуальной психики.

3. Эффективное воздействие на развитие личности возможно лишь при учете ее индивидуальности (отсюда следует неприемлемость для психолога чисто рецептурных действий, основанных на общих классификациях и типологиях).

4. Развитие личности должно осуществляться, исходя из представления об активном, творческом характере человеческой психики, следствием чего является признание невозможности прямого вмешательства в психику или непосредственного изменения ее атрибутов и составляющих. Это означает, что любые навыки, знания, умения, любые черты личности могут быть сформированы или изменены в результате лишь ее собственной активности - деятельности, инициированной самой личностью (внешние же воздействия только стимулируют или тормозят, но никак не подменяют эти процессы, причем всякое внешнее вмешательство в психику, вопреки собственной активности личности, может оказаться губительным для человека).

5. Развитие личности необходимо осуществлять не только с опорой на рациональную сферу, но и на процессы, составляющие сферу бессознательного.

6. Развитие личности должно быть направлено не на адаптацию к условиям социума и индивидуальным особенностям личности, понимаемым как неизменные факторы развития, а на их изменение и преобразование в соответствии с собственными потребностями личности, согласуемыми с принципами гуманистического общества.

7. Воздействие психолога необходимо направлять не на “формирование” и коррекцию личности с позиций объектного манипулирования, а на создание условий для ее развития через удовлетворение базовых потребностей, что должно обеспечить создание механизмов самообучения и самовоспитания.

8. Развитие личности должно основываться на учете того, что человек не является неизменной величиной.

9. Развитие личности предполагает создание условий для ее ориентации на собственные этические нормы и установки, то есть формирование у нее внутреннего локуса контроля.

10. Развитие личности будет эффективным, если в нем в максимальной степени использованы возможности подражания продуктивным социокультурным образцам поведения и деятельности. В плане развития творческого потенциала это должно быть подражание творческим, гуманистически ориентированным личностям, их отношению к делу, к жизни в целом.

11. Нравственное и профессиональное становление личности будет эффективным при обеспечении формирования у нее этого диапазона ролевого поведения.

12. Эффективное развитие личности возможно лишь при наличии у нее мотивационно значимых жизненных перспектив.

Гуманистический подход в психологическом консультировании означает смещение акцентов с моделирования гипотетических механизмов тех или иных подсознательных напряжений на аналитическое понимание реальной жизни клиента как манифестации его свободной воли. Определено, что гуманистическое направление психокоррекционной деятельности педагога исходит из необходимости его работы со всем содержанием сознания учащегося. Целью личностно-ориентированного обучения является создание условий для эффективного саморазвития личности путем формирования у нее механизмов самообучения и самовоспитания.

С точки зрения субъектной парадигмы развития личности, установлено, что наиболее важным видом деятельности педагога является деятельность, направленная на создание условий для эффективного развития личности. Она предполагает просвещение и научение человека эффективным способам самореализации и взаимодействия с другими людьми.

С позиций гуманистической парадигмы развития личности, человек - творец общества и культуры, источник собственного развития. Формой развития личности на основе развиваемой теоретической базы выступает самоактуализация, так как важнейшим критерием развития человека является степень его активности и возможности изменять социум в своих интересах, развитие творческого потенциала.

Смена методологических установок во многом связана с разочарованием в западном стиле научного мышления, который наряду с высоким уровнем технического прогресса приводит ко все большему личностному кризису, заключающемуся в потере смысложизненных ориентации, утере нравственных ценностей, а также к социальному, экологическому и в целом - к глобальному кризису. Именно с этим связан усиливающийся интерес к восточному стилю мышления, всегда соотносимому с определенными нравственными ценностями и идеалами. Все больше деятелей науки считают, что евро-американская логика исчерпала свой ресурс, и обращают свои взоры к мощному духовному росту Японии, Китая, Индии, обеспечивающему интенсивный технологический прорыв этих стран.

Все это обусловливает необходимость не эволюционного, а кардинального методологического переустройства отечественной системы образования, а всяческое промедление и игнорирование огромного негативного опыта, уже имеющегося у молодежи, не приведет к каким-либо позитивным изменениям в ее воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.