Научная статья на тему 'Проблема развития интеллектуальной готовности детей к обучению в школе'

Проблема развития интеллектуальной готовности детей к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / INTELLECTUAL READINESS / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / READINESS FOR SCHOOLING / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ / EDUCATIONAL WORK WITH CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситак Л.А., Золотарева Ю.А.

В статье рассматривается проблема развития интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению. Рассматриваются понятие и компоненты интеллектуальная готовность.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситак Л.А., Золотарева Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problem of development of intellectual readiness of children 6 and 7 years to schooling. Discusses the concept and components of intellectual readiness

Текст научной работы на тему «Проблема развития интеллектуальной готовности детей к обучению в школе»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

УДК 37

Л.А. Ситак, Ю.А.Золотарева

Филиал ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в

г. Железноводске, Россия

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению. Рассматриваются понятие и компоненты интеллектуальная готовность.

Ключевые слова: интеллектуальная готовность, готовность к школьному обучению, познавательная деятельность, развивающая работа с детьми

Интеллектуальная готовность к школе является важнейшим итогом дошкольного детства. Она обеспечивает переход к позиции школьника и является необходимым фундаментом для усвоения школьной программы.

Готовность ребенка к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и особенностей состояния здоровья.

Основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе являются такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память, мышление, речь и мелкая моторика. Только достигнув оптимального уровня сформированности всех данных психических процессов, можно говорить об интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Требующиеся для обучения познавательные процессы формируются к семи годам, именно поэтому данный возраст является благоприятным для поступления ребенка в школу. Диагностика интеллектуальной готовности к школе должна быть комплексной, то есть включать в себя тестовые задания, направленные на выявление уровня сформированности всех параметров познавательного развития ребенка.

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Знание психологических основ организации учебно-познавательной деятельности позволяет педагогу профессионально организовывать процесс обучения. В дошкольной педагогике формирование ориентировочных действий (восприятие) рассматривается в сенсорном воспитании, развитие высших форм психического развития - в умственном (мышление, воображение, память и т.п.). Таким образом, предметом сенсорного воспитания является восприятие, а предметом умственного - высшие психические формы психики. Сенсорное воспитание является частью умственного, его основой.

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и благополучнее начнется для первоклассника учебная пора, чем лучше ребенок сможет приспособиться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем в начальном звене, ни в последующем обучении на других звеньях школы .

Готовность к обучению в школе определяется для выявления детей, не достаточно готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, облегчающей адаптацию к школе.

Развивающую работу с детьми необходимо проводить в направлении на формирование познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагогов на первых порах пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций у ребенка.

Развивая познавательную деятельность ребенка, педагог должен помнить, что ребенок начинает познавать окружающий мир не с теоретического его рассмотрения, а с практических действий по его изучению. Центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные действия. Педагог создает в общеобразовательном учреждении такие условия, которые специально «строят» ориентировочную часть деятельности.

Будущие педагоги должны внимательно относиться к изучению проблемы развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению, изучать теоретические аспекты и осваивать практические навыки диагностики познавательной деятельности детей возраста 6 и 7 лет при их подготовке к школьному обучению, для оптимального построения совместной педагогической деятельности с детьми в образовательном процессе, который должен контролироваться с помощью диагностических методик тестирования познавательных процессов ребенка и корректироваться по необходимости.

Библиографический список

1.Ситак Л.А. О проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы //Социально-гуманитарные знания, Пятигорск /2015, № 12, с 74-80.

2. Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой //Социально-гуманитарные знания, Пятигорск /2016, № 12, часть 1, с 78-87.

3.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 2014.

L. A. Sitak., Y. A. Zolotareva

The problem of development of intellectual readiness of children to training at school

Abstract. In the article the problem of development of intellectual readiness of children 6 and 7 years to schooling. Discusses the concept and components of intellectual readiness

Key words: intellectual readiness, readiness for schooling, cognitive activity, educational work with children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.