«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
УДК 37
Л.А. Ситак, Ю.А.Золотарева
Филиал ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в
г. Железноводске, Россия
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению. Рассматриваются понятие и компоненты интеллектуальная готовность.
Ключевые слова: интеллектуальная готовность, готовность к школьному обучению, познавательная деятельность, развивающая работа с детьми
Интеллектуальная готовность к школе является важнейшим итогом дошкольного детства. Она обеспечивает переход к позиции школьника и является необходимым фундаментом для усвоения школьной программы.
Готовность ребенка к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и особенностей состояния здоровья.
Основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе являются такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память, мышление, речь и мелкая моторика. Только достигнув оптимального уровня сформированности всех данных психических процессов, можно говорить об интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Требующиеся для обучения познавательные процессы формируются к семи годам, именно поэтому данный возраст является благоприятным для поступления ребенка в школу. Диагностика интеллектуальной готовности к школе должна быть комплексной, то есть включать в себя тестовые задания, направленные на выявление уровня сформированности всех параметров познавательного развития ребенка.
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Знание психологических основ организации учебно-познавательной деятельности позволяет педагогу профессионально организовывать процесс обучения. В дошкольной педагогике формирование ориентировочных действий (восприятие) рассматривается в сенсорном воспитании, развитие высших форм психического развития - в умственном (мышление, воображение, память и т.п.). Таким образом, предметом сенсорного воспитания является восприятие, а предметом умственного - высшие психические формы психики. Сенсорное воспитание является частью умственного, его основой.
«Профессиональная ориентация»
2017, №1
Электронный
научный журнал
От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и благополучнее начнется для первоклассника учебная пора, чем лучше ребенок сможет приспособиться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем в начальном звене, ни в последующем обучении на других звеньях школы .
Готовность к обучению в школе определяется для выявления детей, не достаточно готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, облегчающей адаптацию к школе.
Развивающую работу с детьми необходимо проводить в направлении на формирование познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагогов на первых порах пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций у ребенка.
Развивая познавательную деятельность ребенка, педагог должен помнить, что ребенок начинает познавать окружающий мир не с теоретического его рассмотрения, а с практических действий по его изучению. Центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные действия. Педагог создает в общеобразовательном учреждении такие условия, которые специально «строят» ориентировочную часть деятельности.
Будущие педагоги должны внимательно относиться к изучению проблемы развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению, изучать теоретические аспекты и осваивать практические навыки диагностики познавательной деятельности детей возраста 6 и 7 лет при их подготовке к школьному обучению, для оптимального построения совместной педагогической деятельности с детьми в образовательном процессе, который должен контролироваться с помощью диагностических методик тестирования познавательных процессов ребенка и корректироваться по необходимости.
Библиографический список
1.Ситак Л.А. О проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы //Социально-гуманитарные знания, Пятигорск /2015, № 12, с 74-80.
2. Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой //Социально-гуманитарные знания, Пятигорск /2016, № 12, часть 1, с 78-87.
3.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 2014.
L. A. Sitak., Y. A. Zolotareva
The problem of development of intellectual readiness of children to training at school
Abstract. In the article the problem of development of intellectual readiness of children 6 and 7 years to schooling. Discusses the concept and components of intellectual readiness
Key words: intellectual readiness, readiness for schooling, cognitive activity, educational work with children