Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ИСТОРИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ИТЕРАЦИЯ'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ИСТОРИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ИТЕРАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1286
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ГУМАНИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ / ИТЕРАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ИСТОРИЯ / РЕЛИГИЯ / PHILOSOPHY / HUMANISM / EVOLUTION / ITERATION / DEVELOPMENT / HISTORY / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Повилайтис А.В.

В статье рассматривается понятие «гуманизм» в контексте социально-философского анализа. Оно возникло ещё до нашей эры и не потеряло актуальности в современности. Вместе с тем, сама идея гуманизма, его содержание носят проблемный, дискуссионный характер. Об этом свидетельствует существование многочисленных подходов (религиозный гуманизм, марксистский гуманизм, постгуманизм, трансгуманизм и др.). Цель данной статьи - поиск ответа на вопрос: изменялся ли смысл, содержание гуманизма в процессе исторического развития, или же речь идёт о вечном возвращении, апелляции к данному понятию, смысловое ядро которого оставалось неизменным. Задачи исследования: проведение сравнительно-исторического анализа понятия «гуманизм» и выявление степени соответствия его сущности существующим вышеперечисленным подходам. В результате, делается вывод, что не было никакой эволюции гуманизма, и было бы более правильным использовать термин «итерация» - постоянное возвращение к проблеме человеколюбия, её повторение. Но при этом следует признать наличие её различных интерпретаций в духе конкретного времени и даже спекуляций, особенно в социально-политической сфере жизни общества. Новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы гуманизма в озвученном проблемном ключе, а также в методологии. Последняя включает себя историко-сравнительный метод, социально-философский анализ, а также метод исторических параллелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF THE IDEA OF HUMANISM IN HISTORY: EVOLUTION OR ITERATION

This article examines the concept of "humanism" in the context of socio-philosophical analysis. The concept arose before the BC and has not lost its relevance up to the contemporary times. At the same time, the idea of humanism itself, its content has problematic, debatable nature. This is evidenced by the existence of numerous approaches (religious humanism, Marxist humanism, posthumanism, transhumanism, etc.). The purpose of this article is to find an answer on the question: had the meaning and content of humanism being changed in the process of historical development, or the discussion is about an eternal return and an appeal to a given concept, the semantic core of which remained unchanged. Research objectives are the following: conducting a comparative historical analysis of the concept of "humanism" and identifying the degree to which its essence corresponds to the existing above-mentioned approaches. As a result, it is concluded that there was no evolution of humanism and it would be more correct to use the term "iteration" as a constant return to the problem of humanity, its repetition. Nevertheless, at the same time, it should be recognized that there are various interpretations of this concept in the way of a specific time and even speculations, especially in the socio-political sphere of society. The research relevance lies in the consideration of the problem of humanism in the mentioned problematic field, as well as in the methodology. The methodology includes the historical-comparative method, socio-philosophical analysis, as well as the method of historical parallels.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ИСТОРИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ИТЕРАЦИЯ»

VII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ГУМАНИТАРНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ»

Повилайтис А.В.

старший преподаватель кафедры гуманитарных наук ГБОУВО «Северный

государственный медицинский университет»

andris3@mail. ru

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ИСТОРИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ

ИТЕРАЦИЯ

Аннотация: в статье рассматривается понятие «гуманизм» в контексте социально-философского анализа. Оно возникло ещё до нашей эры и не потеряло актуальности в современности. Вместе с тем, сама идея гуманизма, его содержание носят проблемный, дискуссионный характер. Об этом свидетельствует существование многочисленных подходов (религиозный гуманизм, марксистский гуманизм, постгуманизм, трансгуманизм и др.). Цель данной статьи - поиск ответа на вопрос: изменялся ли смысл, содержание гуманизма в процессе исторического развития, или же речь идёт о вечном возвращении, апелляции к данному понятию, смысловое ядро которого оставалось неизменным. Задачи исследования: проведение сравнительно-исторического анализа понятия «гуманизм» и выявление степени соответствия его сущности существующим вышеперечисленным подходам. В результате, делается вывод, что не было никакой эволюции гуманизма, и было бы более правильным использовать термин «итерация» - постоянное возвращение к проблеме человеколюбия, её повторение. Но при этом следует признать наличие её различных интерпретаций в духе конкретного времени и даже спекуляций, особенно в социально-политической сфере жизни общества. Новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы гуманизма в озвученном проблемном ключе, а также в методологии. Последняя включает себя историко-сравнительный метод, социально-философский анализ, а также метод исторических параллелей.

Ключевые слова: Философия, гуманизм, эволюция, итерация, развитие, история, религия

Тема гуманизма с момента оформления самого понятия была одной из самых актуальных в общественной мысли. И даже в наши одни она не потеряла свою остроту исходя из того, что до сих пор предлагаются новые определения гуманизма, возникают новые концепции (трансгуманизм, постгуманизм и т.п.). Гуманизм Древнего Востока был не похож на гуманизм эпохи Возрождения, который, в свою очередь, не похож на гуманизм К. Маркса. Последний резко отличается от гуманизма Ж.П. Сартра... Цепь подобных рассуждений можно продолжать и далее. И возникает вопрос, заложенный в основание нашей темы: была ли эволюция идеи гуманизма на протяжении истории, или же речь идёт о хронической итерации (повторе) с различными интерпретациями одного и того же понятия? Для ответа на него следует обратиться к историческому аспекту данной проблематики. Но перед этимследует раскрыть содержание многозначного понятия «гуманизм» с позиции автора данной статьи. Гуманизм - это человечность. Но не просто, как данность, свойственная только человеку, но и опирающаяся на систему высоких ценностей (общечеловеческих ценностей), таких, как уважение, милосердие, терпимость к чужому мнению, свободу личности (в рамках закона и ответственности) и созидание. Последнее понятие является «ядром ядра» гуманизма. Гуманист - это созидающая личность (в противопоставлении субъектов, ведущих деструктивную деятельность).

Зачатки идеи гуманизма появились ещё в Древнем Востоке. Например, такое философско-религиозное учение, как буддизм, считается самым гуманным по сравнению с всеми иными школами астики и настики в Древней Индии. 1Если же говорить о Древнем Китае, то идею гуманности в философию ввёл Конфуций. Л.А. Швачкина пишет, что «в целом конфуцианство классически выразило фундаментальный принцип восточной цивилизационной традиции, связанный с особой социальной ролью этических воззрений и в том числе милосердия, гуманности - субстанционализм».2 Но вместе с этим исследователь отмечает, что «гуманность как идеал и как практика выражает в конфуцианстве давление авторитета традиции над человеком - она не выделена как область личной и свободной рефлексивной убежденности в необходимости совершения добра».3 Великий китайский философ считал, что гуманными могут позволить себе быть только аристократы («большие люди»), поскольку для всех остальных, занятых проблемами выживания, это будет непозволительная роскошь.

В античную эпоху идею гуманизма традиционно связывают с именами Сократа, Платона, Аристотеля4. Два последних философа рассуждали об идеальном государстве, наилучших формах власти и т.п. Здесь можно провести исторические параллели с утопиями Т. Мора, Т. Кампанеллы. И гуманизм философов проявляется именно в желании сделать всех людей счастливыми, что возможно при условии наилучшей организации общественной жизни.

А появление самого термина «гуманизм» связывают с учением римского мыслителя и политического деятеля Цицерона. Исследователи, сравнивая античную и древневосточную трактовку гуманизма, отмечают: «Цицерон, расширяя понятие гуманности, значительно выходит за рамки его аристократической трактовки. Это уже не только и не столько образованность и воспитанность, но развитие собственно природы человека»5.

В эпоху Средневековья господствовала религиозная картина мира. И европейский гуманизм, соответственно, рассматривался в контексте христианского учения. В концепции последнего, присутствуют идеи добра, милосердия, прощения, спасения, любви и т.п. Вместе с тем, подчёркивалась изначальная греховная природа человека и необходимость духовного самосовершенствования.

Большинство исследователей считают, что гуманизм, как система взглядов, полностью оформился в эпоху Возрождения (классическая концепция гуманизма)6, хотя этот вопрос дискуссионный. Например, исследователи П.С. Ревко-Линардато и И.Н. Титаренко делают вывод, что «...корни европейского гуманизма следует искать не только и не столько в философских идеях Ренессанса, но и в учениях гораздо более ранних культурных эпох, уделяя

у

особое внимание выявлению сложных идейных и кросскультурных влияний» . Но, в принципе, здесь несущественно важно, в какую эпоху считать классической идею гуманизма, тем более,

1 См. Швачкина Л.А., Косиченко И.Ф. Сострадание и милосердие как основа буддийской гуманности// Гуманитарные и социально-экономические науки, 2011. № 2 (57). С. 61-65.

2 Швачкина Л.А. Социокультурно детерминированная гуманность в конфуцианстве// Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2010. № 4. С. 13.

3 Там же, С. 13.

4 См. Петрова Н.И. Гуманизм Платона// Проблемы науки, 2019. № 1(37). С. 63-71.

5 Ревко-Линардато П.С., Титаренко И.Н. К истокам классического европейского гуманизма: древнеримская философия, византийский гуманизм и Ренессанс// Научная мысль Кавказа, 2016. № 3 (87). С. 16.

6 См. Пастушкова О.В. К вопросу о типологии гуманизма// Вестник Воронежского государственного технического университета, 2010. Т. 6. № 11. С. 213-216.

7 Ревко-Линардато П.С., Титаренко И.Н. К истокам классического европейского гуманизма: древнеримская философия, византийский гуманизм и Ренессанс// Научная мысль Кавказа, 2016. № 3 (87). С. 18.

что Ренессанс - это Возрождение лучших традиций и античной культуры и даже Древнего Востока (например, в Европе появился интерес к идеям Конфуция). Но главная особенность гуманизма Европейского Возрождения связана с антропоцентризмом. Происходит идеализация человека и его возможностей. Возникает попытка представить человека существом потенциально прекрасным (что проявляется в искусстве того периода). А позже, в эпоху Просвещения, люди представляются самодостаточными, и при наличии знаний, образования, способными самостоятельно управлять миром без чьей-то помощи свыше.

В XIX в. зарождается светский гуманизм, как альтернатива религии. Одним из основателей данной идеи стал О. Конт, который «.в 50-х годах XIX в. создал позитивистскую концепцию религии человечности (religiondel'humanitë). Главными чертами этой религии стали признание в человечестве объекта для религиозного восхищения, акцент на важности искусства в донесении до масс идей науки и философии, а также использование светских практик в качестве обрядовых церемоний»1. Схожие взгляды в данном аспекте имел философ Л. Фейербах, предложивший заменить христианство религией любви человека к человеку.

Но в конце XIX в. можно было наблюдать кризис идеи гуманизма, как человеколюбия. Это выразилось в идеях «философии жизни» (особенно, в учении Ф. Ницше). А в XX в. две мировые войны, «холодная война», неудачные эксперименты по построению идеального государства (идеи коммунизма, демократии) выявили «дефицит гуманизма» в исторической практике и глубокие сомнения по поводу его существования вообще. Это прослеживается и в главном произведении О. Шпенглера «Закат Европы»2 и в философии экзистенциализма, особенно в трудах М. Хайдеггера. Последний даже разделяет понятия «человечность» и «гуманизм», так как, по его мнению, первое является историческим феноменом, а второй носит лишь историографический характер3.

И даже в XXI в. интерес учёных к идее гуманизма не угасает. Проводятся международные конференции, продолжаются серьёзные научные исследования данной проблемы. И всё это свидетельствует о том, что вопрос остаётся не только злободневным, но и открытым, и одновременно, сохраняет загадочность. Учёный мир до сих не может выработать единого согласованного понятия «гуманизма» и выявить те направления, которые следует отнести к псевдогуманизму. С относительно недавнего времени в науке закрепилось понятие «постгуманизм», который имеет несколько «ветвей». Самые известные из них - это техногуманизм и трансгуманизм. Первый делает акцент на переход от человека биологического к техночеловеку. Второй концентрирует внимание на генной инженерии: избавлении человечества от болезней, смерти и т.п. Вообще, постгуманизм предлагает идею совершенства человека с помощью достижений техники. Но при этом даже невооружённым видна опасность превращения человека в управляемый технический механизм. Остаётся дискуссионным вопрос о влиянии технической сферы на человека и, соответственно, можно ли считать постгуманизм концом гуманизма? В отношении второй части предложения мы однозначно отвечаем «нет» по той же причине, что и не наступает конец истории, о котором, в частности, рассуждал Ф. Фукуяма4.

Гуманистическая идея существовала и будет существовать, покуда существует человечество. Но в нашем исследовании стоит цель не рассуждать о судьбе гуманизма, а понять: в течение исторического периода была эволюция идеи гуманизма или его итерация? В пользу

1 Поночевная И.Д. У истоков светского гуманизма// Вестник СПбГУ, 2014.Сер. 6. Вып. 4. С. 110.

2 См. Шпенглер О. Закат Европы/ пер. с нем. К.А. Свасьяна - М.: Наука, 1993. - 592 с.

3 См.ХайдеггерМ. Бытие и время/ пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Республика, 1997 - 451 с.

4 См. Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии, 1990. № 3. С. 84-118.

варианта эволюции говорит факт того, что понимание, интерпретация гуманизма в разную историческую эпоху менялись. Очевидно и развитие (появление новых, более сложных концепций на данную тему). И если принять во внимание идею эволюции человека, то логично сказать и о эволюции гуманизма. Но мы всё-таки склонны считать, что идея гуманизма не эволюционировала, а многократно воспроизводилась, повторялась в истории. Да, менялись её интерпретации, менялись подходы, но оставалось неизменным её ядро. А ядро гуманизма - это человеколюбие, совершенствование человека и увеличение его возможностей. Эволюция - это движение вперёд, эволюционировать назад нельзя. Но между тем, на протяжении всей истории развития идеи был и продолжается поиск «настоящего гуманизма», с обращением к прошлому и даже попытками «вернуться назад». Одной из них стала деятельность творцов эпохи Возрождения, обращённая к идеалам античности. Нам наиболее интересной представляется статья доктора философских наук Е.Л. Яковлевой «Вектор движения: гуманизм - постгуманизм - трансгуманизм - техногуманизм - гуманизм»1. В самом названии статьи прослеживается цикл и возвращение к изначальной точке - гуманизму. Исследователь рассуждает, даёт оценку тенденциям развития идеи гуманизма и делает вывод: «необходимо сохранить человека и возродить установки гуманизма, в чем проявляет себя идея вечного возвращения»2.

Итерация идеи гуманизма закономерна и рационально объяснима. Представления о гуманизме расходились с практикой реальной жизни. Философы, исследователи не были удовлетворены существующими теориями, подходами к гуманизму. Но одни дополняли, модернизировали существующие наработки по данной теме (Ф. Бэкон, Д. Дидро). Другие подходили к этому с новой парадигмой (К. Маркс, Г. Маркузе, М. Фуко). Третьи пытались обратиться к чистой сущности данной идеи, первооснове, не замутнённой никакими иными представлениями (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). Представления о том, что является лучшим для человека и человечества были и будут всегда. Но их история - это, зачастую, история заблуждений, метод проб и ошибок. Например, до недавнего времени Западная Европа и США свои ценности позиционировали как образцовые для всех иных цивилизаций. В их основе лежит индивидуализм. Но современные тенденции, в частности, протестные движения, проблема мигрантов, борьба с пандемией коронавируса и реакция на данные проблемы со стороны официальных властей и т.п. дискредитируют современный европейский и американский гуманизм. Современный французский философ Ален Рено говорил о несовместимости индивидуализма и гуманизма. По его мнению, гуманизм эпохи Нового времени пошёл по ложному тупиковому пути, взяв курс на индивидуализм, и человечество сегодня за это расплачивается.3И действительно, курс на индивидуализм приводит к прагматизму, этики «разумного» эгоизма, а человечность к другим становится неким излишеством. Вместе с тем строгое подчинение личности общественным установкам (которое является обязательным условием «марксистского гуманизма») на практике приводит к диктатуре, обезличиванию. Исследователь О.В. Пастушкова считает баланс и сотрудничество между«индивидуальным» и «общественным» в жизни людей важнейшим условием реализации гуманизма.«Гуманизм, ориентированный на практики установления диалога между личностями, социальными

1 Яковлева Е.Л. Вектор движения: гуманизм - постгуманизм - трансгуманизм -техногуманизм - гуманизм// Балтийский гуманитарный журнал, 2014. № 2 (7). С. 40-42.

2 Там же, С. 42.

3 Рено А. Эра индивида. К истории субъективности/ пер.с фр. С.Б. Рындина - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 473 с.

общностями, культурами, способен породить плодотворную среду и дать ростки для реализации присущей каждому человеку гуманности, человечности»1.

Подводя итоги нашего исследования, следует подчеркнуть главный тезис: развитие идеи гуманизма в контексте истории - это не эволюция, а итерация. Сама мысль о гуманности появилась ещё в древности, но так и остаётся спорной, проблематичной в аспекте её реализации. Представления о гуманизме либо не соответствовали его сущности (т.е. человечности, как, например, постгуманизм, который исключает принцип антропоцентризма), либо были слишком далекими от реального практического воплощения (например, в представлении гуманизма, как новой религии). Многие исследователи, как современные, так и из другой эпохи, призывают вернуться к настоящему, истинному гуманизму. Научный мир пока ещё не определился достаточно точно, согласованно в отношении проблемы: «что является важным, нужным, полезным, конструктивным для сохранения человеческой природы, в каком направлении должен формироваться дальнейший вектор её развития, и с какими явлениями следует бороться. Мы же исходим из того, что в условиях двойственности человеческой природы (созидательная и разрушительная), настоящий гуманизм может исходить лишь из созидательной стороны способностей, деятельности человека. В центре мира должен находиться не сам человек с его двойственной природой, не его свобода, не техника и даже не интеллект, но именно сама идея гуманности, как ядро системы общепризнанных человеческих ценностей, которая для каждого должна выступать в качестве категорического императива.

Литература:

1. Пастушкова О.В. Гуманизм и индивидуализм// Вестник Воронежского государственного технического университета, 2011. Т. 7. № 6. С. 172-175.

2. Пастушкова О.В. К вопросу о типологии гуманизма// Вестник Воронежского государственного технического университета, 2010. Т. 6. № 11. С. 213-216.

3. ПетроваН.И. Гуманизма Платона// Проблемы науки, 2019. № 1(37). С. 63-71.

4. Поночевная И.Д. У истоков светского гуманизма// Вестник СПбГУ, 2014. Сер. 6. Вып. 4. С. 109-113.

5. Ревко-Линардато П.С., Титаренко И.Н. К истокам классического европейского гуманизма: древнеримская философия, византийский гуманизм и ренессанс// Научная мысль Кавказа, 2016. № 3 (87). С. 14-19.

6. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности/ пер.с фр. С.Б. Рындина - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 473 с.

7. Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии, 1990. № 3. С. 84—118.

8. ХайдеггерМ. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Республика, 1997 - 451 с.

9. Швачкина Л.А., Косиченко И.Ф. Сострадание и милосердие как основа буддийской гуманности// Гуманитарные и социально-экономические науки, 2011. № 2 (57). С. 61-65.

10. Швачкина Л.А. Социокультурно детерминированная гуманность в конфуцианстве// Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2010. № 4. С. 154-161.

11. Шпенглер О. Закат Европы/ пер. с нем. К.А. Свасьяна - М.: Наука, 1993 - 592 с.

12. Яковлева Е.Л. Вектор движения: гуманизм - постгуманизм - трансгуманизм -техногуманизм - гуманизм// Балтийский гуманитарный журнал, 2014. № 2 (7). С. 40-42.

1 Пастушкова О.В. Гуманизм и индивидуализм// Вестник Воронежского государственного технического университета, 2011. Т. 7. № 6. С. 174.

References:

1. Pastushkova O.V. Gumanizm I individualism [Humanism and individualism]Bulletin of the Voronezh state technical University, 2011. Vol. 7. No. 6. Pp. 172-175. (In Russian)

2. Pastushkova O.V. K voprosu o tipologii gumanizma [On the question of the typology of humanism]VestnikVoronezhskogogosudarstvennogotehnicheskogouniversiteta=Bulletin of the Voronezh state technical University, 2010. Vol. 6. No. 11. Pp. 213-216. (In Russian)

3. Petrova N.I. Gumanizma Platona [Humanism of Platon]Problemynauki=Problems of science, 2019, no. 1 (37), Pp. 63-71 (In Russian)

4. Ponochevnaja I.D. U istokov svetskogo gumanizma [At the origins of secular humanism] Vestnik SPbGU=Bulletin of St. Petersburg State University, 2014. Ser. 6. Issue 4. Pp. 109-113 (In Russian)

5. Revko-Linardato P.S., Titarenko I.N. K istokam klassicheskogo evropejskogo gumanizma: drevnerimskaja filosofija, vizantijskij gumanizm I renessans [To the origins of classical European humanism: ancient Roman philosophy, Byzantine humanism and the Renaissance] Scientific thought of the Caucasus, 2016, no. 3 (87), Pp. 14-19.(In Russian)

6. Reno A. Jeraindivida. K istorii subektivnosti [On the history of subjectivity] - St. Petersburg: Vladimir Dal. 2002. - 473 p. (In Russian)

7. Fukujama F. Konec istorii? [End of history?] Voprosy filosofii = Questions of philosophy, 1990. no. 3. Pp. 84-118. (In Russian)

8. HajdeggerM. Bytie i vremja[Being and time]-M.: Republic, 1997-451 p. (In Russian)

9. Shvachkina L.A., Kosichenko I.F. Sostradanie I miloserdie kak osnova buddijskoj gumannosti// Gumanitarnye I social'no-jekonomicheskie nauki=Humanities and socio-economic Sciences, 2011. no. 2 (57). Pp. 61-65. (In Russian)

10. Shvachkina L.A. Sociokul'turno determinirovannaja gumannost' v konfucianstve[Compassion and mercy as the basis of Buddhist humanity] Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta=Bulletin of the Maikop state technological University, 2010, no. 4, Pp. 154-161. (In Russian)

11. Shpengler O. Zakat Evropy[The Decline of Europe]-Moscow: Nauka, 1993-592 p. (In Russian)

12. Jakovleva E.L. Vektor dvizhenija: gumanizm - postgumanizm - transgumanizm -tehnogumanizm - gumanizm [Vector of movement: humanism-posthumanism-transhumanism-technohumanism-humanism] Baltijskij gumanitarnyj zhurnal=Baltic humanitarian journal, 2014, no. 2 (7). Pp. 40-42. (In Russian)

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF THE IDEA OF HUMANISM IN HISTORY:

EVOLUTION OR ITERATION

Povilaitis A.V.

Senior Lecturer, Department of Humanities Northern State Medical University andris3@mail. ru

Abstract: This article examines the concept of "humanism" in the context of socio-philosophical analysis. The concept arose before the BC and has not lost its relevance up to the contemporary times. At the same time, the idea of humanism itself, its content has problematic, debatable nature. This is evidenced by the existence of numerous approaches (religious humanism, Marxist humanism, posthumanism, transhumanism, etc.). The purpose of this article is to find an answer on the question: had the meaning and content of humanism being changed in the process of historical development, or the discussion is about an eternal return and an appeal to a given concept, the semantic core of which remained

unchanged. Research objectives are the following: conducting a comparative historical analysis of the concept of "humanism " and identifying the degree to which its essence corresponds to the existing above-mentioned approaches. As a result, it is concluded that there was no evolution of humanism and it would be more correct to use the term "iteration" as a constant return to the problem of humanity, its repetition. Nevertheless, at the same time, it should be recognized that there are various interpretations of this concept in the way of a specific time and even speculations, especially in the socio-political sphere of society. The research relevance lies in the consideration of the problem of humanism in the mentioned problematic field, as well as in the methodology. The methodology includes the historical-comparative method, socio-philosophical analysis, as well as the method of historical parallels. Keywords: Philosophy, humanism, evolution, iteration, development, history, religion

Для цитирования: Повилайтис А.В. Проблема развития идеи гуманизма в истории: эволюция или итерция// Архонт, 2020. № 6 (21). С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.