Научная статья на тему 'Проблема развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра'

Проблема развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / саморазвитие / развитие и саморазвитие обучающихся / образовательная среда / инклюзивная образовательная среда / development / self-development / development and self-development of students / educational environment / inclusive educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагариева Ирма Рашитовна, Шафикова Альфира Адиповна

Статья посвящена актуальной проблеме развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра. В данной статье авторами рассмотрены сущностные характеристики развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Решение данной проблемы мы видим в организации внеурочной формы работы в специально созданной инклюзивной образовательной среде (в нашем случае – это школьный музыкальный театр) на основе межпредметной интеграции и взаимосвязи с урочной деятельностью, которая обеспечит развитие и саморазвитие обучающихся с ограниченными возможностями. Результаты проведенного исследования определяют ведущее направление для дальнейшего изучения психолого-педагогических условий развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагариева Ирма Рашитовна, Шафикова Альфира Адиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT AND SELFDEVELOPMENT OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH CAPABILITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT SCHOOL MUSICAL THEATER

The article is devoted to the current problem of development and self-development of students with disabilities in the inclusive educational environment of school musical theater. In this article, the authors examined the essential characteristics of the development and self-development of students with disabilities. We see a solution to this problem in organizing extracurricular work in a specially created inclusive educational environment (in our case, a school musical theater) based on interdisciplinary integration and interaction with class activities, which will ensure the development and self-development of students with disabilities. The results of the study determine the leading direction for further study of the psychological and pedagogical conditions for the development and self-development of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Проблема развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра»

Проблема развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра

Тагариева Ирма Рашитовна,

д.п.н., доцент, зам. научного руководителя Научно-исследовательского института стратегии развития образования ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» E-mail: irma_levina@mail.ru

Шафикова Альфира Адиповна,

старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» E-mail: shafikova-alfira@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра. В данной статье авторами рассмотрены сущностные характеристики развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Решение данной проблемы мы видим в организации внеурочной формы работы в специально созданной инклюзивной образовательной среде (в нашем случае - это школьный музыкальный театр) на основе межпредметной интеграции и взаимосвязи с урочной деятельностью, которая обеспечит развитие и саморазвитие обучающихся с ограниченными возможностями. Результаты проведенного исследования определяют ведущее направление для дальнейшего изучения психолого-педагогических условий развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: развитие, саморазвитие, развитие и саморазвитие обучающихся, образовательная среда, инклюзивная образовательная среда.

В соответствии с социальными и социокультурными преобразованиями современного общества происходит оптимизация системы образования. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации отмечено, что саморазвитие определено одной из важной педагогической задач [6]. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определено, что важно развивать у детей положительные ценностные ориентиры и жизненные планы, что выступает показателем саморазвития. В основе ФГОС ООО заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности личности к саморазвитию и ее личностному самоопределению [7]. В связи с этим важной задачей школы является создание условий, которые будут способствовать развитию и саморазвитию обучающихся с ОВЗ. Решение исследуемых задач мы видим в использовании социализирующих возможностей инклюзивной образовательной среды школьного музыкального театра при изучении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья театрального искусства, что способствует проявлению ими социальной активности и адаптированно-сти, адекватной самооценки и мотивации к достижению успеха, социальной успешности.

В рамках нашего исследования развитие и саморазвитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем как процесс качественного целенаправленного сознательного изменения личностной сферы, при этом определяется нами как удовлетворенность своим статусом и положением в системе социальных связей и отношением сообщества взрослых и детей, благодаря сформированности общественных и личностных достижений, овладению качествами социально активной и адаптированной личности с адекватной самооценкой, мотивацией к достижению успеха и социальной успешности.

Обучающимся с ограниченными возможностями непросто выстраивать взаимоотношения со сверстниками, в связи с этим крайне важно вовлекать их разнообразные виды деятельности. И здесь, на наш взгляд, именно музыкально-театральная деятельность будет выступать оптимальной формой работы с данной категорией детей, при этом будет способствовать их успешной социализации. Следует отметить, что образовательная практика показывает, совместное участие здоровых сверстников и обучающихся с ограниченными возможностями, при содействии взрослых (педагогов и родителей) способствуют их эф-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

со см о см

фективному взаимодействию, расширению социального опыта, утверждению чувства социальной значимости и т.д.

Методологическую базу исследования составили работы, раскрывающие системно-деятельност-ный, личностно-ориентированный, средовой подходы.

Теоретические основы проблемы саморазвития представлены в исследованиях В.И. Андреева, П.Ф. Каптерева, Г.А. Цукерман и др. Вопросы включенности успешной личности в систему отношений и социальных связей, так в становлении субъекта образовательного процесса, владеющего навыками социализации для достижения им значимого статуса в обществе были рассмотрены Н.А. Баранец [3], А.Р. Тугушевой [10], Е.Ю. Варламовой [5].

Развитие и саморазвитие обучающихся с ограниченными возможностями при этом определяется нами как удовлетворенность своим статусом и положением в системе социальных связей и отношений сообщества взрослых и детей, благодаря сформированности общественных и личностных достижений, овладению качествами социально активной и адаптированной личности с адекватной самооценкой и мотивацией к достижению успеха. Это позволит им проявлять свою социальную активность не только в школе, но и повседневной жизни.

Важно отметить, что образовательная среда - это система влияний и условий для формирования личности, в том числе и для ее всестороннего развития при совокупности социального и пространственно-предметного окружения [8].

В ходе проведенного нами исследования выявлено, что наиболее эффективной формой организации совместной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников, может выступать музыкально-театральная деятельность, которая способствует личностному, социальному и всестороннему развитию каждого. Л.С. Выготский саморазвитие рассматривал как управляемый самой личностью осознанный процесс, где развиваются целенаправленно качества и способности в интересах самой личности [6].

Необходимо отметить, что обеспечение активного вхождения обучающихся с ограниченными возможностями в музыкально-театральную деятельность с опорой на «зону ближайшего развития» содействовало личностному росту и саморазвитию. Касаемо нашего исследования, применив данную теорию, нами рассмотрен процесс развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями в процессе музыкально-театральной деятельности совместно с педагогом, так как обучающиеся с ограниченными возможностями могут себя не в полной мере проявить в самостоятельной деятельности.

В исследованиях А.А. Радугина отмечено, что для развивающей личности важно создание ситуации успеха [9]. Мы согласны с мнением данного

исследователя, что важно создать ситуацию, при которой ребенок будет чувствовать себя успешным. Для нас особый интерес представили составляющие образовательной среды, предложенные В.А. Ясвиным [15], на основе которых определена структура инклюзивной образовательной среды школьного музыкального театра как творческое образовательное пространство, способствующее социализации обучающихся с разными образовательными потребностями и физическими возможностями.

Образовательный потенциал школьного музыкального театра в специально созданной инклюзивной образовательной среде при этом мы рассматриваем как совокупность имеющихся средств музыкально-театрального искусства, возможностей самовыражения и самореализации обучающихся с ограниченными возможностями в коллективной творческой деятельности, которая будет способствовать их развитию и саморазвитию. Применительно к нашему исследованию мы рассматриваем успех как достижение ожидаемого результата личностью и обществом, которое сопровождается повышением мотивации к его достижению, наличием адекватной самооценки, что в рамках нашего исследования может повлиять на эффективность развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра.

На основе анализа теоретических положений и педагогического опыта нами были определены следующие организационно-педагогические условия развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра:

- создание инклюзивной образовательной среды школьного музыкального театра как инструмента развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями и здоровых сверстников через совместную творческую деятельность в сообществе взрослых и детей;

- использование образовательного потенциала школьного музыкального театра как преемственной формы урочной и внеурочной работы по развитию социально активных и адаптированных обучающихся с адекватной самооценкой;

- применение межпредметной интеграции в музыкально-театральной деятельности обучающихся с разными возможностями и потребностями как эффективное средство повышения их мотивации к достижению успеха в социуме. Важно подчеркнуть, что выделенные нами

организационно-педагогические условия являются взаимодополняющими и носят комплексный характер.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Лицей № 68» г. Уфа и МБОУ «СОШ № 15» г. Салават Республики Башкортостан. Участие приняли 210 обучающих-

ся. Вследствие особенностей развития в опытно-экспериментальной работе приняли участие обучающиеся в возрасте от 10 до 13 лет. По причине того, что в каждой группе были обучающиеся с ОВЗ мы проводили измерения, в том числе формирующий эксперимент с выборкой, которую пополняли каждый год, фиксируя и закрепляя результаты, постепенно накопив для статистики необходимое количество единиц наблюдений. В ходе опытно-экспериментальной работы обучающиеся с ограниченными возможностями попадал под прицельное педагогическое наблюдение. Занятия проводились в присутственном формате в груп-

пах: малые (2-4 человека), групповые (до 17 человек) и индивидуальной.

Результаты определения уровня развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра приведены в таблице 1, в которой видно преобладание высокого уровня развития и саморазвития обучающихся с ОВЗ в экспериментальных группах. В контрольных же группах преобладающим уровнем развития и саморазвития обучающихся с ОВЗ в основном преобладал низкий и, в отдельных случаях, средний (таблица 1).

Таблица 1. Количественные результаты диагностики уровня развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра

Уровни развития и само- Число обучающихся в%

развития ЭГ-1 КГ-2 ЭГ-2 КГ-2

н.э. к.э. н.э. к.э. н.э. к.э. н.э. к.э.

Низкий 23 13 22 20 14 9 15 17

Средний 12 18 12 10 20 19 18 8

Высокий 9 13 9 13 9 15 8 16

Примечание: н.э. - начало эксперимента, к.э. - конец эксперимента, ЭК-1, ЭК-2 -ные группы

экспериментальные группы, К-1, К-2 - контроль-

Таким образом, в ходе выполнения исследования проводилась теоретическая и опытно-экспериментальная работа, направленная на определение путей развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра. Отметим, что инклюзивная образовательная среда школьного музыкального театра, безусловно, обладает социализирующими возможностями в процессе развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями, которая на основе личностного интереса, совместной творческой деятельности предоставляет возможность каждому для саморазвития, самореализации и самовыражения.

В ходе проведенных нами наблюдений за активной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями показали, что музыкально-театрализованные виды деятельности играют особое значение в жизни ребят, потому как музыкально-театральная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями со здоровыми сверстниками способствует раскрытию своих внутренних резервов, реализации своего творческого потенциала. При этом социальная успешность обучающихся с ограниченными возможностями выражается в их активной жизненной позиции, в постоянном стремлении их к развитию и саморазвитию. Вышеназванное стало возможным благодаря общению обучающихся с ограниченными возможностями со сверстниками, педагогами и родителями в процессе музыкально-театральной деятельности, оказывающая благотворное и преобразующее действие на всех участников музыкально-театрального коллектива.

Таким образом, важно отметить, что музыкально-театральная деятельность выступает важным развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде школьного музыкального театра.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что инклюзивная образовательная среда школьного музыкального театра, безусловно, обладает социализирующими возможностями в процессе развития и саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями, которая на основе личностного интереса, совместной творческой деятельности предоставляет возможность каждому для саморазвития, самореализации и самовыражения. При этом, важным средством воспитания обучающихся с ограниченными возможностями музыкально-театральная деятельность выступает поскольку в современной жизни она способствует не только проявлению личностных качеств начинающего юного актера, его интеллекта, эмоций, художественных и музыкальных способностей, но и развитию и саморазвитию обучающихся с ОВЗ через связь с сообществом сверстников и взрослых -педагогов и родителей.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий. 2012. - 608 с.

2. Асафьев Б.В. Встречи и раздумья / Б.В. Асафьев // Советская музыка. 1955. № 1. С. 49-58.

3. Баранец H.A. Формирование социальной успешности младшего школьника как пробле-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ма социальной педагогики / Н.А. Баранец // Вестник Тамбовского университета. 2010.Вып. 12 (92). С. 150-156.

4. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. - М.: Педагогика. 1923. 63 с.

5. Варламова Е.Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников. Автореферат дисс. ... канд.пед.наук: - Кострома: 2004. - 23 с.

6. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Эксмо. 2005. - 1136 с.

7. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. - СПб. 1905. - 1136 с.

8. Медушевский В.О. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка. 1976. - 253 с.

9. Радугин А.А. Психология и педагогика. - М.: Библионика. 2006. - 255 с.

10. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества. Автореферат дисс. . канд.псих. наук: Самара, 2007. - 24 с.

11. Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 09.10.2023).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1894 (в ред. Приказа Ми-нобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa/.

13. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман. - М.: Интерпракс., 1995. - 286 с.

14. Шафикова А.А. Педагогические условия формирования социальной успешности обучающихся в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра / А.А. Шафикова // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 152-159.

15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH CAPABILITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT SCHOOL MUSICAL THEATER

Tagarieva I.R., Shafikova A.A.

Bashkir State Pedagogical University named after. M. Akmully

The article is devoted to the current problem of development and self-development of students with disabilities in the inclusive educational environment of school musical theater. In this article, the authors examined the essential characteristics of the development and self-development of students with disabilities. We see a solution to this problem in organizing extracurricular work in a specially created inclusive educational environment (in our case, a school musical theater) based on interdisciplinary integration and interaction with class activities, which will ensure the development and self-development of students with disabilities. The results of the study determine the leading direction for further study of the psychological and pedagogical conditions for the development and self-development of students with disabilities.

Keywords: development, self-development, development and self-development of students, educational environment, inclusive educational environment.

References

1. Andreev V.I. Pedagogy: training course for creative self-development, 3rd ed. - Kazan: Center for Innovative Technologies. 2012. - 608 p.

2. Asafiev B.V. Meetings and thoughts / B.V. Asafiev // Soviet music. 1955. No. 1. P. 49-58.

3. Baranets N.A. Formation of social success of a junior school-child as a problem of social pedagogy / N.A. Baranets // Bulletin of Tambov University. 2010. Issue. 12 (92). pp. 150-156.

4. Bekhterev V.M. Objective study of personality. - M.: Pedagogy. 1923. - 63 p.

5. Varlamova E. Yu. Organizational and pedagogical conditions for ensuring social success of schoolchildren. Abstract of dissertation. ... candidate of pedagogical sciences: - Kostroma: 2004. -23 p.

6. Vygotsky L.S. Psychology of human development. - M.: Eksmo Publishing House. 2005. - 1136 p.

7. Kapterev P.F. Pedagogical process. - St. Petersburg. 1905. -1136 p.

8. Medushevsky V.O. On the laws and means of the artistic influence of music. - M.: Music. 1976. - 253 p.

9. Radugin A.A. Psychology and pedagogy. - M.: Biblionics. 2006. - 255 p.

10. Tugusheva A.R. Ideas about social success and personal self-determination of youth. Abstract of dissertation. . candidate of psychological sciences: Samara, 2007. - 24 p.

11. Federal Law "On the Education of the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ (latest edition) [Electronic resource]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (Date of access: 10/09/2023).

12. Federal state educational standard of basic general education dated December 17, 2010 No. 1894 (as amended by Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 29, 2014 No. 1644) [Electronic resource]. URL: https://docs. edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa/.

13. Tsukerman G.A. Psychology of self-development / G.A. Zucker-man. - M.: Interpraks., 1995. - 286 p.

14. Shafikova A.A. Pedagogical conditions for the formation of social success of students in the inclusive educational environment of school musical theater / A.A. Shafikova // Pedagogical education in Russia. 2015. No. 5. P. 152-159.

15. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. - M.: Smysl, 2001. - 365 p.

о с

u

CO CM

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.