Научная статья на тему 'Проблема равенства полов в конфронтации антифеминизма и феминизма'

Проблема равенства полов в конфронтации антифеминизма и феминизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1826
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Страхова К. А.

Рассматривается антифеминистская критика идеи равенства полов в феминизме. Отмечается присущая отечественному культурному постмодерну тенденция к биархату, которая способна снять актуальность конфронтации феминизма и антифеминизма. Делается вывод, что оснований «войне» полов российский мультикультурализм не дает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of equality of sexes within confrontation antifeminism and feminism

The text examines antifeminism's criticism of the idea of equality of sexes in feminism. The tendency to biarhat that is usual for home cultural postmodern, which is capable to destroy the actuality of confrontation of feminism and antifeminism is pointed out. The author comes to the conclusion that Russian multiculturaiism doesn't give the ground for "war" of sexes.

Текст научной работы на тему «Проблема равенства полов в конфронтации антифеминизма и феминизма»

УДК 572:008.001

К.А. Страхова

ПРОБЛЕМА РАВЕНСТВА ПОЛОВ В КОНФРОНТАЦИИ АНТИФЕМИНИЗМА И ФЕМИНИЗМА

Проблема равенства издавна присутствует как центральная в различных социально ориентированных учениях. Если в философии, логике, математике под равенством понимается отношение одинаковости, тождества, взаимной заменимости объектов, то применительно к социуму о равенстве идет речь как об антиподе неравенства тех или иных социальных групп, различающихся по ряду признаков, положению и роли в той или иной общественной сфере. Стремление к равенству, соответственно, означает преодоление или смягчение различий, варьируясь в различных концепциях от буквальной уравнительности («казарменный коммунизм») до равных возможностей (либеральная демократия).

Природные различия обусловливают изначальное неравенство полов в биологическом отношении, социализация при всех своих значительных достижениях в принципе не способна окончательно покончить с половым диморфизмом. Даже упования на преодоление физических различий между мужчиной и женщиной, столь характерные для некоторых идеологов российского «большевизма», не могли предполагать отмены специфики участия полов в процессе детопроизводства. Во всяком случае, в обозримом будущем — К.Э. Циолковский допускал полное преодоление полового диморфизма и трансформацию прежде двуполого человека в высшее бесполое существо, лишенное не только вторичных, но и первичных половых признаков, по мере выхода человека в космос и ассимиляции с другими разумными существами. Искусственное размножение, технологически осуществимое, полностью отлучает мужчину от отцовства, женщину от материнства, но не снимает генетически заложенных особенностей мужского и женского в «выращенном» вне материнской утробы плоде. (Последующее формирование посредством хирургического вмешательства, гормональной терапии и педагогических технологий «среднеполых» или бесполых особей можно допустить только как результат больного воображения, лишенный какой-либо целесообразности, хотя и снимающий вопрос о «войне полов», столь актуальный ныне в свете противостояния феминизма и антифеминизма. Но отменит ли столь радикальное преобразование человека другие войны?).

Исторически основное неравенство полов определялось отношением господства и подчинения, что позволило Ю.Б. Рюрикову выделить матриархат, патриархат и биархат. Если матриархат предполагает главенство женщины над мужчиной, патриархат — главенство мужчины над женщиной, то биархат — главенство обоих полов. Если матриархат, за исключе-

нием отдельных племен, остался в далеком прошлом, то биархат определяет будущее, хотя уже начинает присутствовать и в настоящем. «Биархатные перевороты пронизывают все отношения мужчины и женщины — экономические и семейные, социальные и сексуальные», — отмечает Рюриков [9, с. 268].

Феминизм не только отталкивается от наличия в истории и у отдельных племен и поныне матриархата, но и провозглашает, в чем его упрекает антифеминизм, возврат к матриархатному состоянию с его преимуществом — отсутствием мужского господства над женщинами. Антифеминизм к наличию матриархата относится скептически, называя теорию о доисторическом бесклассовом обществе, в котором «женщины властвовали, а мужчины были всего лишь их слугами», «бредовой идеей»: «Речь, конечно, идет о матриархате. Это далекое прошлое, которое, согласно последним изысканиям в антропологии и культуре примитивных народов, никогда не существовало, является путеводной звездой для феминизма. Легендами и мифами овеян этот образ в умах его носителей» [11]. «Маловероятно, что существовал реальный матриархат», — считает К. Росс [8], а Р. Шиффер, по мнению которого, предполагаемые матриархаты «никогда не наблюдались непосредственно», отмечает: «Некоторые просто путают существующие “матрилинейные” или “мат-рилокальные” общества (означающие первичную роль матери в наследовании собственности или в определении места жительства, соответственно) с несуществующими “матриархальными” (управляемыми женщинами)» [14]. Преобладающее влияние мужчин имеется и там, тем более, что физически более сильный мужчина в условиях промискуитета изначально доминировал над женщиной, как это происходит у большинства природных видов. Но как бы то ни было, историю, в том числе новейшую, определяет патриархат, теснимый биархатом не только на Западе, но и в России, причем целый ряд антифеминистов спешат объявить биархатный переворот матриархатным, приписывая феминизму стремление установить господство женщины над мужчиной. Цель феминизма варьируется от «мягкого матриархата» до «восстановления царствования амазонок»: «Идея была в полной мере выражена в манифесте SCUM (Общество резки мужчин), написанного Валерии Саландж. Туда же можно отнести и известную феминистку-лесбиянку Андреа Дворкин, которая со своими мужеубийственными взглядами не только имеет самый широкий доступ ко всем видам СМИ, но и временами приближаема к правительству (США)» [11].

Философия

Феминизм как движение и теория оформляется в европейском Просвещении. Созвучные феминистским установкам мысли, конечно, высказывались и прежде, но трудно согласиться, что идеологию феминизма создала Кристина Пизанская, как отмечает Л.Н. Надолинская [12, с. 74]. Зримых результатов феминизм достигает уже в позапрошлом столетии, поддерживаемый прогрессивно настроенными мужчинами, особенно радикальной частью социалистически настроенных авторов и приверженцев социальных утопий (на Западе К. Маркс и Ф. Энгельс, в России Н.Г. Чернышевский). Не случайно в рядах феминизма оказывается немало женщин-ре-волюционерок: борьба за социальное равенство перекликалась с борьбой за равенство полов. На это обстоятельство обращают внимание современные антифеминисты, подчеркивающие, что угнетаем и ограничен в свободах и правах был в прошлом и мужчина низших классов. Феминизм как женское движение XIX века преследовал достижение равенства с мужчинами в избирательных правах (суфражизм), в доступе к образовательным услугам, в возможностях трудоустройства. Женское образование и широкое участие женщин в общественных делах приветствовал и ряд даже патриархатно настроенных мыслителей-мужчин, например, Ф.М. Достоевский.

Представители современного антифеминизма к феминизму относят не только марксизм, но и практическое воплощение идей последнего в большевистской России и СССР. Идея равенства полов там распространилась на физическое равенство.

A.A. Богданов в романе-утопии «Красная звезда» рассказывает о социалистическом Марсе, где женщины и мужчины трудно различимы по внешнему облику. «...Мужское и женское сложение сходны в большей мере, чем у большинства земных племен: сравнительно широкие плечи женщин, не так резко благодаря некоторой полноте выступающая мускулатура мужчин и их менее узкий таз сглаживают разницу», — так описывает автор людей социалистического будущего [2, с. 149]. С.Н. Смидович в 1926 г. констатировала: «Новый тип женщины выковывается на наших социалистических фабриках и заводах. Там можно наблюдать, правда, медленный, но многообещающий рост женщин будущего, красота которых ничего общего не имеет с вечно женственной красотой, воспетой поэтами старого времени» [10, с. 393—394]. Убежденный и убеждающий других, что женщина — прежде всего товарищ, М.Н. Лядов заявлял: «Наш идеал — это женщина и мужчина, гармонически развитые, одинаково развитые и умственно и физически, чтобы женщина могла работать вместе с мужчиной, чтобы это не была кукла, чтобы мы видели в нем или в ней человека, а не красивый расшитый мундир, не обтянутые рейтузы, не локоны, которые покупаются в парикмахерской, не искусственно подкрашенную, об-

вешанную тряпками и безделушками, пустую куклу» [5, с. 325—326]. Идея «праздничных ватников» (выражение В. Пелевина), как и стремление лишить женщину женственности, провалилась, но осуществилось (и во многом не только декларируемое) равенство полов, при этом в СССР по понятным причинам особое внимание уделялось женщине-матери. Однако феминистской внутреннюю политику советской власти никак не назвать, скорее это было движение к биархату, конечно, с отступлениями и перекосами, причем происходящее на фоне патриархатных установок, и по сей день характерных для значительной части россиян обоих полов: отечественный культурный постмодерн сосуществует с традиционностью и модерном. И.В. Кондаков отмечает «возникший к концу XX в. небывалый по своей противоречивости и драматизму “синтез” всех предшествующих культурных тенденций», «мозаичное “панно” русской культуры конца XX — начала XIX в.» [3, с. 10]. Отечественный мультикульту-рализм XXI в., опирающийся на уникальный опыт сосуществования этносов и конфессий, оснований для «войны» полов не дает.

Движение к равенству женщины с мужчиной происходило и на Западе, нарастая и выдвигая все новые задачи и лозунги по мере достижения положительных результатов. В самом западном феминизме выделяется воинствующее крыло радикальных феминисток, идущее далеко вперед от справедливого требования равенства прав и возможностей и провоцирующее антифеминизм и пресловутую «войну полов». «...Для современных феминисток уже недостаточно того, что женщины имеют равные с мужчинами права, чтобы учиться и претендовать на работу», — подчеркивает Б. Френсис [13]. Антифеминизм упрекает радикальный феминизм, что тот стремится не к устранению неравенства, а к реализации «бредовой» идеи матриархата.

Современная критика феминистских претензий на замещение в профессиональной деятельности мужчин женщинами не нова. Так, еще Л.Н. Толстой, последовательный противник женской эмансипации, заявлял, что женщина претендует на «мнимый труд мужчин богатого класса», но никогда не потребует участия в труде мужчины на рудниках или на пашне. «Хотите равенства? Давайте вместе класть шпалы, укладывать асфальт, разгружать вагоны и забивать сваи», — обращается к феминисткам Д. Лычковский [4]. Заметим, что в России использование женщин на «мужских» тяжелых физических работах не столь уж большая редкость, особенно часто это практиковалось в Великую Отечественную войну.

Что женщины-феминистки хотят стать мужчинами, перенимая мужские черты, как и их стремление к однополой лесбийской любви, отмечалось критиками «женского вопроса» и женской эмансипации также в позапрошлом веке. Последователь-

К.А. Страхова

Проблема равенства полов в конфронтации антифеминизма и феминизма

ный противник женской эмансипации, «пены, взбившейся из общественного недомыслия»,

В.В. Розанов о таких женщинах с «мужской душой», говорит: «не Мадонна, а вахмистр». «И мужа ей совсем не нужно, она скучает с ним, убегая неудержимо в “общественные дела”, в разные “организации”, притворную “благотворительность”, в основе же — в шум, беганье, возню, суету. Мужчина, воин и гражданин (стрелка самца), — уже полупробужден в ней; и только вот не растут усики. И она не умеет нести на себе по настоящее-женскому женское платье: оно на нее не так надето, неуклюже, и все как-то коротит, без этих длинных и красивых линий, волнующих мужчину. Их и не любят мужчины. Но уже начинают любить женщины: “Какой славный товарищ эта Маша”»,

— пишет он [7, с. 42]. Розанов, конечно, пристрастен, в чем никак не заподозрить Э.А. Павлюченко, автора книги, в которой представлена галерея «замечательных женских образов» и даются примеры «гражданского мужества», «бескорыстной самоотверженности», «славных дел», т.е. показан вклад женщин «в борьбу со всеми формами угнетения» (автор в русле марксистско-ленинской историографии рассказывает о женщинах в русском освободительном движении). Но в этой книге приводятся неоднократные описания облика и манер русских феминисток и революционерок, в которых легко узнаваем розановский «вахмистр». Е.А. Ма-кулова, например, неистово кричала и стучала кулаками во время спора, по петушиному наскакивала, так что казалось, что она готова пустить в ход кулаки. Добавим «грязные руки» и стриженные волосы! А о А.П. Блюммер Павлюченко пишет: «Земляки-воронежцы запомнили ее “высокой, всегда прямо державшейся женщиной, с определенными мужскими ухватками...”» [6, с. 215]. Современные феминистки могут быть внешне женственными и всегда с чистыми руками, но мужские «повадки» демонстративно перенимают, ожидая от мужчин ответных, в сторону феминности, шагов. «Феминизм (или как его теперь называть) был хорош до тех пор, пока женщина не захотела превратиться в мужчину. Из мужских качеств она переняла самые нехорошие», — констатирует О. Батлер [1].

В отношении равенства полов в патриархат-ном обществе широко практиковались двойные стандарты. К двойным стандартам, но уже в пользу женщин, стремится современный феминизм, что подчеркивается в антифеминистских текстах, обвиняющих уже феминизм в половой дискриминации. (Обе стороны пользуются широко статистическими данными, взаимно сомневаясь в их достоверности и по-своему их интерпретируя). Действительно, нельзя не заметить, что феминизм готов оставить мужчинам обязанности с сокращением прав, а женщинам предоставить максимум прав при минимуме обязанно-

стей. Более того, феминизм настаивает на обеспечении (за счет неравных прав) равенства результата! Принципиальная отличительная черта биархата — равенство прав и возможностей с учетом неизбежного, вопреки позиции радикального феминизма, полового диморфизма (к примеру, выхаживание младенца не может не оставаться сугубо женским, материнским занятием; непосредственное участие в боевых операциях

— прерогатива мужчин). Против равенства возможностей выступает П. Малахов, но под возможностями он понимает не условия свободной конкуренции, при которой женщине открывается та же, что мужчине, перспектива, а природные задатки. Реализация имеющихся возможностей от этих задатков во многом зависит, но половой диморфизм в становящемся биархатном обществе отступает на второй план.

Литература

1. Батлер, О. Королевы улья. Великая Феминистская Революция и ее последствия / О. Батлер, //http: // menalmanah.narod.ru/met/queens.html=2007.04.16.

2. Богданов, A.A. Красная звезда (роман-утопия) / A.A. Богданов // Вопросы социализма: работы разных лет. — М.' Политиздат, 1990. —С, 104—203.

3. Кондаков, И.В. Цивилизационные трансформации. Введение / И.В. Кондаков // Современные трансформации российской культуры (Россия на перекрестке культур). — М. ' Наука, 2005. — С. 9—16.

4. Лычковский, Д. Восемь ножей в спину феминизма / Д. Лычковский // http://menalmanah.narod.ru/met/eightkni-vies.html=2007.04.16.

5. Лядов, М.Н. Вопросы быта. Доклад на собрании ячейки Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова (1924 г.) / М.Н. Лядов // Партийная этика: (Документы и материалы дискуссии 20-х годов). — М. Политиздат, 1989. — С. 304—327

6. Павлюченко, Э.А, Женщины в русском освободительном движении: От Марии Волконской до Веры Фигнер / Э.А. Павлюченко. — М. . Мысль, 1988. — 269 с.

7 Розанов, В.В. Люди лунного света / В.В. Розанов / /Уединенное. — М, : Правда, 1990. — С. 3—192.

8. Росс, К. Феминизм, благородная ложь / К. Росс // http://menalmanah.narod.ru/antifem.html= 2007.04.16.

9 Рюриков, Ю.Б. Любовь, ее настоящее и будущее / Ю.Б. Рюриков // Философия любви. Ч. 1 — М. Политиздат, 1990. —С. 268—330.

10. Смидович, С.Н. О «давидсоновщине» / С.Н. Сми-дович //Партийная этика: (Документы и материалы дискуссии 20-х годов), — М. Политиздат, 1989- —

С. 389—394.

11. Феминизм. Краткий обзор тактики, методологии, противоречий, взглядов и современного состояния зарубежного феминизма, //http://menalmanah.narod.ru/ antifem,html=2007.04.16.

12. Философия, вера, духовность, истоки, позиции и тенденции развития: монография / Е.М, Галишникова, В.А. Далингер, В.В. Попов и др. — Кн. 5. — Воронеж ■ Воронежский госпедуниверситет, 2005. — 123 с.

Философия

13. Френсис, Б. Теория права по феминизму / 14. Шиффер, Р Феминизм, благородная ложь / Р

Б. Френсис //http://merialmanah.narod.ru/fvf 1е§а1. Шиффер //http://menalmanah.narod.ru/antifem.htmI

htmN2007.04.16. =2007.04.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.