Научная статья на тему 'Проблема рационального распределения и использования водных ресурсов трансграничных территорий'

Проблема рационального распределения и использования водных ресурсов трансграничных территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
413
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Водные ресурсы / трансграничные территории / водные бассейны / регионы / рациональное распределение водных ресурсов. / Water resources / transboundary territories / water basins / regions / rational distribution of water resources.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Л. Г. Матвеева, О. А. Чернова

В рамках реализуемой в настоящее время в России парадигмы ресурсосбережения и ресурсоэффективности, в том числе в отношении потребления базовых системообразующих ресурсов, применение экономических методов управления ограниченными водными ресурсами трансграничных территорий (расположенных в границах одного водного бассейна) не только эффективно, как и для других природных ресурсов, но имеет принципиальное значение ввиду особой остроты проблемы достижения баланса интересов потребителей. Последнее объясняется объективно существующей дифференциацией трансграничных территорий по показателям состояния и использования их природного и других видов потенциала, а также проводимой социально-экономической политикой и политикой водопотребления. В силу этого решение проблемы рационального распределения ресурсов водного бассейна между трансграничными территориями лежит сразу в нескольких плоскостях – экономической, социальной, природоохранной (экологической) и политической и может быть найдено с использованием адаптивного экономического инструментария управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Л. Г. Матвеева, О. А. Чернова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF RATIONAL DISTRIBUTION AND USE OF TRANSBOUNDARY WATER RESOURCES

Within the framework of the resource conservation and resource efficiency paradigm currently being implemented in Russia, including with regard to the consumption of basic systemically important resources, the application of economic methods of managing limited water resources of transboundary territories (located within the boundaries of one water basin) is not only effective as for other natural resources, but is of fundamental importance in view of the particular severity of the problem of achieving a balance of consumer interests. The latter is due to the objective differentiation of transboundary territories in terms of the state and use of their natural and other types of potential, as well as to socio-economic and water consumption policies. Owing to this fact the solution of the problem of rational distribution of resources of the water basin between cross-border territories lies in several planes at once economic, social, nature protection (ecological) and political and can be found using adaptive economic management tools.

Текст научной работы на тему «Проблема рационального распределения и использования водных ресурсов трансграничных территорий»

3. Water resources - national priorities and tasks. New points of economic and technological development of the water sector. The site of the Russian Association of Water Supply and Sanitation // URL: https://www.raww.ru (accessed: 01.20.2020).

4. The action plan ("Prudential Card") of the transition to the application of tariff comparison in the areas of water supply, sanitation and heat supply by comparing analogs using the values of reference costs // Consultant plus. URL: http://www.consultant.ru/law/review/207375487.html/ (accessed 12.12.2019).

5. Dovlatova EV The water supply and sewage complex of the Russian Federation: current status, trends, prospects, development // Collection of speeches at the conference "Water supply of large cities on the example of Moscow: challenges of time and development paths". Moscow, October 30, 2014.

6. A study of the practice and emerging trends in attracting investment in centralized water supply and sanitation systems through the implementation of concession agreements with respect to such systems, including in small municipalities. M. 2018 // URL: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/investicii_koncessionnye_soglasheniya_viv.pdf (accessed: 01.29.2020).

7. Draft national report on attracting private investment in infrastructure development and the application of public-private partnership mechanisms in the Russian Federation. - M. 2018 // URL: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf (accessed: 01.29.2020).

8. Results of 2019 // Infrastructure project support platform. URL: https://rosinfra.ru/news/cem-zapomnilsa-2019-god-proekty-konkursy-zakonodatelstvo-trendy (accessed: 01/28/2020).

New Year's address of the Executive Director of the Russian Association of Water Supply and Sanitation Elena Dovlatova to the industry community // URL: https://raww.ru/pressroom/association-news/1227-novogodnee-obrashhenie-ispolnitelnogo-direktora-rossijskoj-assocziaczii-vodosnabziya i-vodootvedeniya-elenyi-dovlatovoj-k-otraslevomu-soobshhestvu.html (accessed: 01/30/2020).

10. Enhanced opportunities for using budget funds from the federal projects "Clean Water" and "Volga Health Improvement" // URL: https://raww.ru/pressroom/association-news/1229-rasshirenyi-vozmozhnosti-ispolzovaniya-byudzhetnyix-sredstv-iz -federalnyix-proektov- "chistaya-voda" -i- "ozdorovlenie-volgi" .html (accessed: 01/30/2020).

11. Decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2018 No. 390 "On amendments to some acts of the Government of the Russian Federation" // Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71814136/ (accessed: 10/11/2019)

12. Tariffs for cold water in 2020 for the population of Moscow will grow higher than previously planned // URL: https://www.dom-i-dvor.info/news/tarifyh-na-kholodnuyu-vodu-v-2020- godu-dlya-naseleniya-moskvyh-vyhrastut-vyhshe-chem-planirovalos-ranee (accessed: 01/31/2020).

13. Rates in questions and answers. The official portal of the Government of the Omsk Region // URL: http://rec.omskportal.ru/oiv/rec/etc/Questions?print (accessed date: 01/31/2020).

14. The National Plan for the Development of Competition, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated December 21, 2017 No. 618 //. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/42622 (accessed October 10, 2019).

15. From under one comb: The Ministry of Construction has blocked the benchmark housing and communal services //

URL:

https://iz.ru/947137/mariia-perevoshchikova/iz-pod-odnoi-grebenki-minstroi-zablokiroval-etalonnye-tarify-zhkkh (accessed: 01/31/2020).

16. Sambursky G.A. The tasks of industry conferences in the framework of the implementation of the Federal projects of water orientation // URL: http://pump.ru/assets/files/_site/informacia/news/2019/new03_2019/001_011019_sambursky_01.pdf (accessed: 01/31/2020)

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00023

Л.Г. Матвеева - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н., Южный федеральный университет, главный научный сотрудник, Российский информационно -аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр, Россия, matveeva_lg@mail.ru

L.G. Matveeva - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University, principal research worker, Russian Information-Analytic and Research Water Economy Centre, Russia;

О.А. Чернова - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н., Южный федеральный университет, ведущий научный сотрудник, Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр, Россия, chernova.olga71@yandex.ru,

O.A. Chernova - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University, chief research worker, Russian Information-Analytic and Research, Water Economy Centre, Russia.

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ PROBLEM OF RATIONAL DISTRIBUTION AND USE OF TRANSBOUNDARY WATER RESOURCES

Аннотация. В рамках реализуемой в настоящее время в России парадигмы ресурсосбережения и ре-сурсоэффективности, в том числе в отношении потребления базовых системообразующих ресурсов, применение экономических методов управления ограниченными водными ресурсами трансграничных территорий (рас-

положенных в границах одного водного бассейна) не только эффективно, как и для других природных ресурсов, но имеет принципиальное значение ввиду особой остроты проблемы достижения баланса интересов потребителей. Последнее объясняется объективно существующей дифференциацией трансграничных территорий по показателям состояния и использования их природного и других видов потенциала, а также проводимой социально-экономической политикой и политикой водопотребления. В силу этого решение проблемы рационального распределения ресурсов водного бассейна между трансграничными территориями лежит сразу в нескольких плоскостях - экономической, социальной, природоохранной (экологической) и политической и может быть найдено с использованием адаптивного экономического инструментария управления.

Annotation. Within the framework of the resource conservation and resource efficiency paradigm currently being implemented in Russia, including with regard to the consumption of basic systemically important resources, the application of economic methods of managing limited water resources of transboundary territories (located within the boundaries of one water basin) is not only effective as for other natural resources, but is of fundamental importance in view of the particular severity of the problem of achieving a balance of consumer interests. The latter is due to the objective differentiation of transboundary territories in terms of the state and use of their natural and other types of potential, as well as to socio-economic and water consumption policies. Owing to this fact the solution of the problem of rational distribution of resources of the water basin between cross-border territories lies in several planes at once - economic, social, nature protection (ecological) and political and can be found using adaptive economic management tools.

Ключевые слова: Водные ресурсы, трансграничные территории, водные бассейны, регионы, рациональное распределение водных ресурсов.

Keywords: Water resources, transboundary territories, water basins, regions, rational distribution of water resources.

Введение

В своем выступлении на форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, прошедшем в ноябре 2019г. в Омске, Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул, что современные темпы экономического развития регионов приводят к увеличению нагрузки на водные объекты, особенно трансграничные, что оказывает влияние не только на экологическую составляющую, но и в целом на совокупный потенциал социально-экономического развития территории. По мере роста дефицитности водных объектов, ухудшения качества воды, увеличения спроса на водные ресурсы ввиду существенного наращивания технологического потенциала регионов и сохраняющегося влияния множества других разнообразных факторов со временем непременно обостряется конкуренция за воду между ее потребителями. Причем, поскольку многие водные бассейны являются источником водных ресурсов для целого ряда прилегающих регионов, эта конкуренция становится межрегиональной, вовлекая в систему условий достижения баланса между потребителями как внутри одного, так и разных регионов целый набор региональных детерминант. При этом для трансграничных территорий, имеющих существенную асимметрию в наличии водных ресурсов и относящихся при этом к одному водному бассейну, особо остро стоит проблема рационального распределения и использования воды таким образом, чтобы при поддержании водного баланса обеспечить стратегические интересы развития всех регионов бассейна.

Это делает актуальным исследование вопросов взаимоувязанного развития региональных экономик и системы водного хозяйства бассейна с позиции регионально-бассейнового подхода, а также разработку механизмов согласования интересов различных субъектов водопользования (как в границах одного региона, так и в межрегиональном контексте). При этом важно, чтобы разрабатываемые экономические модели, механизмы и инструменты поддержки принятия решений в сфере распределения водных ресурсов могли служить значимым и логическим дополнением реализуемых в регионах политик водопотребления, учета действующих технологических норм и стандартов через фактически существующие условия водопользования. Эффективность экономических методов управления трансграничными водными ресурсами определяется их внедрением посредством осуществления командно-контрольных и мониторинговых стратегий. Важность решения данных вопросов определила цель данного исследования.

Сопряженность вопросов побассейнового и регионального управления водными ресурсами: специфика трансграничных территорий

В современных научных исследованиях проблематика управления водными ресурсами, как правило, очерчивается границами территорий водного бассейна, в пределах которого расположены субъекты РФ (регионы). В соответствии с этим в качестве базового для научного обоснования принимаемых управленческих решений многими учеными поддерживается регионально-бассейновый подход [1-3, 5, 7]. Таким образом, в границах определенного водного бассейна образуется особая сфера управления, в которой присутствует сопряженность вопросов и уровней рационального распределения и использования ресурсов его водохозяйственного комплекса для обеспечения определенного уровня социально-экономического развития находящихся на его территории регионов. Так, например, на территории России сформировано 14 бассейновых управлений. Отделы региональных водных ресурсов, входящие в структуру этих управлений, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Бассейновые управления и отделы управления водными ресурсами на территории РФ

№ п/п Наименование бассейнового управления Отделы водных ресурсов

1 Амурское БВУ Амурская обл., Чукотская АО, Сахалинская обл., Читинская обл., Бурятская АО, Еврейская АО, Приморский край, Хабаровский край

2 Верхне-Волжское БВУ Владимирская обл., Ивановская обл., Ярославская обл., Костромская обл., Пензенская обл., Нижегородская обл., Республика Чувашия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия

3 Верхне-Обское БВУ Алтайский край, Кемеровская обл., Новосибирская обл., Томская обл., Республика Алтай

4 Двинско-Печорское БВУ Архангельская область, Вологодская область, Мурманская область, Республика Коми

5 Донское БВУ Белгородская обл., Воронежская обл., Липецкая обл., Ростовская обл., Тамбовская обл., Курская обл.,

6 Енисейское БВУ Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Иркутская обл., Республика Бурятия

7 Западно -Каспийское БВУ Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика

8 Камское БВУ Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край, Кировская обл.

9 Кубанское БВУ Республика Адыгея, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край

10 Ленское БВУ Республика Саха (Якутия), Магаданская область

11 Московско-Окское БВУ Брянская обл., Калужская обл., Московская обл., Орловская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тверская обл., Тульская обл., г. Москва

12 Невско-Ладожское БВУ г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Калининградская обл., Республика Карелия

13 Нижне-Волжское БВУ Астраханская обл., Волгоградская обл., Самарская обл., Саратовская обл., Республика Татарстан, Ульяновская обл., Оренбургская обл.

14 Нижне-Обское БВУ Курганская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Челябинская обл., Ямало-Ненецкий АО, Омская обл.

Как видно из приведенных в таблице 1 данных, входящие в одно бассейновое управление регионы значительно отличаются как по показателям социально-экономического развития, так по уровню водообеспечения. Так, например, лидерами по общему забору воды на юге России являются Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская Республика (рис. 1).

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

Краснодарский край

Республика Дагестан

--- Ростовская обл.

— • • Карачаево-Черкесская Республика

.......Ставропольский край

2015

2016

2017

2018

Рисунок 1 - Пятерка лидеров о объему общего забора воды в регионах Юга России, млн.м3

Уровень водоемкости ВРП наиболее высок в Республике Калмыкия, Республике Дагестан и Ставропольском крае (рис. 2), что объясняется дефицитом водных ресурсов в данных регионах.

Ростовская область Республика Калмыкия Республика Адыгея (Адыгея) Краснодарский край Волгоградская область Астраханская область Ставропольский край Чеченская Республика Республика Северная Осетия — Алания Республика Ингушетия Республика Дагестан Карачаево-Черкесская Республика

0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5

0

4

Рисунок 2 - Водоемкость ВРП в регионах Юга России, м3/тыс.руб

В соответствии с регионально-бассейновым принципом управления водными ресурсами участниками водохозяйственного комплекса являются:

• предприятия и организации водохозяйственной системы, предоставляющие доступ к водным ресурсам;

• потребительский сектор, представленный отраслями народного хозяйства;

• инфраструктурный сектор, одновременно являющийся поставщиком (водохозяйственный комплекс региона) и потребителем воды;

• институты водного хозяйства;

• государство, определяющее общий вектор регионального развития.

Таким образом, с позиции регионально-бассейнового подхода управление водными ресурсами транс-

граничных территорий рассматривается в двух взаимосопряженных плоскостях: в рамках конкретного бассейнового управления и в аспекте отдельных регионов, расположенных в его границах. Эффективность функционирования данной социо-эколого-экономической системы возможно только в том случае, если «при распределении водных ресурсов между трансграничными регионами будут учитываться особенности каждой конкретной территории, а поддержка принятия решений в сфере водопользования осуществляться в тесной корреляции с показателями социально-экономического развития регионов» [4].

Сопряженность методов побассейнового и регионального управления водными ресурсами бассейна схематично отражена на рисунке 3.

Следовательно, проблема трансграничного управления водными ресурсами заключается в том, что принимаемые управленческие решения в отношении смежных регионов бассейна или водных объектов должны учитывать факторы развития этих регионов. Другими словами, принимаемые управленческие решения в контексте сопряженности вопросов побассейнового и регионального управления должны учитывать, что водный бассейн обслуживает несколько регионов с различным экономическим потенциалом, а следовательно, изымая и распределяя водные ресурсы, следует принимать во внимание как значимость «вклада» этих ресурсов в региональную экономику, так и ущерб, наносимый экологическому состоянию территории при изъятии этих ресурсов. То есть, роли объекта и среды определяются исследовательским фокусом, а взаимоувязанность социально -экономических условий региона и состояния водного бассейна дает предпосылки к формированию системы ограничений [4, 5].

Механизм согласования интересов субъектов водопользования на трансграничных территориях

Отмеченная выше сопряженность показателей водопотребления и индикаторов социально -экономического развития регионов одного водного бассейна, подтверждаемая рядом ученых, включая авторов данной статьи [5, 6, 8], доказывает необходимость формирования действенного и адаптивного механизма согласования интересов (являющихся зачастую противоречивыми и разнонаправленными) субъектов водопользования на трансграничных территориях.

Представляется, что механизм обеспечения баланса интересов субъектов водопользования на трансграничных территориях должен формироваться в рамках программно-модульного подхода и общей концепции стратегического развития водохозяйственного комплекса как стимулирующей инфраструктуры. Преимущества программно-целевого подхода выражаются в следующем:

- возможность концентрации ресурсов водохозяйственного комплекса на решении стратегических задач регионального развития;

- повышение уровня целеполагания в системе регионального стратегирования;

- усиление ответственности отдельных исполнителей различных уровней управления за реализацию программ регионального развития;

- повышение согласованности действий в реализации механизмов комплексного развития водохозяйственного и отраслевых региональных комплексов.

Очевидно в данном контексте, что региональные программы социально-экономического развития должны быть актуализированы соответственно программам развития водохозяйственного комплекса, поскольку от состояния потенциала последнего во многом зависит успех реализации региональных целей. Поэтому одновременно программы и инвестиционные проекты водных хозяйств должны обеспечивать возможность эффективного осуществления отраслевых региональных проектов.

Интерпретируя сказанное в виде механизма согласования интересов субъектов водопользования на трансграничных территориях, можно выделить следующие концептуальные моменты формирования данного механизма:

- потребность территории в водных ресурсах должна определяться, с одной стороны, требованиями обеспечения определенных социально-экономических условий, необходимых для поддержания достойного уровня и качества жизни населения, с другой стороны - стратегическими задачами развития региона;

- объем водных ресурсов, предоставляемых региону, должен обеспечивать возможности проявления инновационной и экологической активности предприятий отраслей региональной экономики с учетом критериев рациональности их использования;

- необходимый регионам объем водных ресурсов должен определяться на основе анализа совокупности аналогичных запросов других регионов водного бассейна и учитывать сложившиеся в регионе способы и технологии водопользования, определяющие риски непроизводственных потерь, а также качество водных ресурсов;

- при распределении водных ресурсов между регионами следует предусматривать возможности решения возникающих эколого-экономических проблем за счет реализации встречных мероприятий, позволяющих ликвидировать или снизить риски антропогенного воздействия.

Схематично концептуальная модель механизма согласования интересов субъектов водопользования на трансграничных территориях с присущими ему характеристиками и принципами побассейнового и регионального управления представлен на рисунке 4.

Социально -экономические показатели региона 1

Непроизводственные потери водных ресурсов

• Состав воды

• Режим и свойства рек

Социально-экономические условия региона

Задачи регионального развития • Обеспечение качества и уровня жизни населения • Инновационное развитие отраслей экономики • Эколого-экономическая безопасность региона Задачи развития водохозяйственного комплекса

• Обновление основных фондов водохозяйственного комплекса • Осуществление экологических инноваций • Осуществление мероприятий по охране окружающей среды

Методы обеспечения сохранности документов на бумажных но-

Социально-экономические показатели региона 2

Непроизводственные потери водных ресурсов

Рисунок 4 - Концептуальная схема механизма согласования интересов субъектов водопользования на трансграничных территориях в рамках побассейнового и регионального управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показали результаты исследования, «управленческие воздействия такого характера могут вызвать необходимость пересмотра региональных принципов функционирования водоемких отраслей и технологий производства, подходов к водопользованию в отношении подведомственного бассейна» [6]. При этом необходимо решить ряд следующих ключевых проблем.

Первая группа проблем связана с тем, что существующие программы регионального уровня различных отраслевых ведомств не являются взаимоувязанными в единую систему, потребляющую водные ресурсы. Кроме того, программы социально-экономического развития регионов также не связаны между собой в отношении использования водных ресурсов. Каждая региональная и отраслевая программа предусматривает собственный блок связанных с обеспечением эффективного водопотребления задач. Тем самым не обеспечивается достижение синергетических эффектов в отношении использования водных ресурсов бассейна. Необходимо изменение всей системы отношений в водохозяйственном и региональном управлении с целью обеспечения сопряженности стратегических задач развития территорий и механизмов их решения.

Вторая группа проблем обусловлена отсутствием механизмов, стимулирующих рациональное водопо-требление на уровне региона в целом. В реализуемых программах регионального развития такие механизмы, как правило, носят общий характер и ориентированы на привлечение инвестиций в развитие региональной инфраструктуры водопотребления. По мнению авторов данной статьи, такие механизмы должны сочетаться с ценовыми, обеспечивая перераспределение эффектов между участниками отношений, тем самым повышая уровень сбалансированности их интересов.

Третья группа проблем связана с высокой забюрократизированностью деятельности участников водохозяйственного комплекса, что усложняет их взаимодействие с региональными органами управления, затрудняет определение меры ответственности, прав и обязанностей отдельных акторов экономических взаимодей-

ствий и в результате непосредственно или косвенно влияет на реализацию интересов отдельных участников процесса водопотребления.

Заключение

Эффективное и рациональное обеспечение трансграничных регионов водными ресурсами невозможно без согласования баланса интересов всех участников процесса водопотребления и представляется возможным на основе сопряженного использования побассейнового и регионального методов управления. Основными в данном контексте являются показатели социально-экономического развития регионов, определяющие интенсивность и специфику использования их хозяйствующими субъектами и населением водных ресурсов. Рациональное распределение водных ресурсов на трансграничных территориях одного водного бассейна может быть обеспечено на основе исследования региональных особенностей функционирования как самих территорий, так и водохозяйственного комплекса. Учитывая, что водохозяйственных комплекс является сложной социально-экономической системой, характеризуется наличием множества субъектов, каждый из которых подчинен одновременно нескольким управляющим органам, причем каждый субъект является самостоятельной структурной единицей, характеризующейся целевой ориентацией, самоорганизацией и динамичностью развития, представляется уместным предложение И.К. Шевченко «рассматривать такую экономическую систему как объект управления, состоящий из совокупности модулей» [8]. Это позволяет представить конфигурацию системы сопряженного регионального и побассейнового управления в виде совокупности отдельных, но взаимоувязанных программ, позволяющих трансформировать управленческие воздействия и гибко адаптировать их в соответствии с динамично изменяющимися параметрами внешней среды.

Представленный авторами концептуальный механизм согласования интересов субъектов водопользования на трансграничных территориях в рамках побассейнового и регионального управления позволяет обеспечить взаимоувязку и комплексное использование водных ресурсов региона в контексте решения задачи обеспечения баланса интересов участников. Все это позволит значительно повысить степень управляемости региональной социохозяйственной системы, наиболее эффективно реализовать ее экономический потенциал.

Источники:

1. Беляев С.Д., Мерзликина Ю.Б., Прохорова Н.Б. Предложения по переходу к побассейновой системе управления водными ресурсами//Водное хозяйство России. 2014 №5.

2. Данилов-Данильян В.И., Пряжинская В.Г. Экономические и территориальные аспекты управления водохозяйственным комплексом России. М.: РАСХН, 2013.-311 с.

3. Данилов-Данильян В.И., Иванков С.А., Хранович И.Л. Согласование стратегий использования трансграничных водных ресурсов // Экономика и математические методы, 2010. Т.26, № 2. - С.49-59.

4. Интеллектуальное моделирование организационно-экономического механизма управления рациональным водопользованием: монография / под ред. проф. Л.Г. Матвеевой и Н.А.Косолаповой. Южный федеральный университет. -Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. - 244 с.

5. Косолапова Н.А. Механизм и инструменты управления водопользованием: модельная и информационная платформа.- Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2016.- 352 с.

6. Матвеева Л.Г., Каплюк Е.В. Архитектоника и институциональная платформа использования ресурсов водохозяйственного комплекса // Вестник академии знаний. - 2019. - №2 (31). - С. 148-158.

7. Матвеева Л.Г., Чернова О.А., Косолапова Н.А., Косолапов А.Е. Рациональность использования водных ресурсов в экономике горных территорий Северного Кавказа // Устойчивое развитие горных территорий. - 2018. - Т. 10. -№1(35). - С.48-62.

8. Шевченко И.К. Программно-проектный инструментарий поддержки процесса управления экономическими системами: теория, методология, технологии реализации. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. - 2009. - 361 c.

Sources:

1. Beliayev S.D., Merzlikina Yu.B., Prokhorova N.B. Proposals for the transition to a two-part water resources management system//Water economy of Russia. 2014.№5.

2. Danilov-Danilyan V.I., Priyjinsraya V.G. Economic and territorial aspects of management of the water management complex of Russia. Moscow: RASKHN, 2013.-311 p.

3. Danilov-Danilyan V.I., Ivankov S.A., Khravovich I.L. Supplication of Strategies for the Use of Transboundary Water Resources//Economics and Mathematical Methods, 2010. T.26, NO. 2. - P. 49-59.

4. Intellectual modeling of the organizational and economic mechanism of rational water use management: monograph / edited by Prof. L. G. Matveeva and N. A. Kosolapova. southern federal University. - Taganrog: Publishing house of southern Federal University, 2019. - 244 p.

5. Kosolapova N. A. Mechanism and tools of water use management: model and information platform. - Taganrog: University of Southern Federal University, 2016.- 352 p.

6. Matveeva L. G., Kaplyuk E. V. Architectonics and institutional platform for the use of water resources / / Bulletin of the Academy of knowledge. - 2019. - No. 2 (31). - Pp. 148-158.

7. Matveeva L. G., Chernova O. A., Kosolapova N. A., Kosolapov A. E. Rational use of water resources in the economy of mountain territories of the North Caucasus / / Sustainable development of mountain territories. - 2018. - T. 10. - No. 1(35). - Pp. 48-62.

8. Shevchenko I. K. Software and project tools for supporting the process of managing economic systems: theory, methodology, implementation technologies. - Taganrog: Publishing house of TTI SFU. - 2009. - 361 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.