УДК 37
Кудрявцева М.В.
воспитатель Первой квалификационной категории, Ломоносовская школа (г. Москва, Россия)
ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: профориентация сегодня представляет одно из ключевых направлений государственной политики. В статье, в ходе теоретического анализа, определены ориентиры профориентационной деятельности на современном этапе. Выделены ориентиры профориентации, выделенные в положениях ФГОС ДО. Охарактеризована специфика профессионального становления личности, с анализом основных проблем при организации профориентационной деятельности на современном этапе. Структурирована теоретическая модель развивающей пространственной профориентационной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения и описаны ее ключевые компоненты.
Ключевые слова: профориентация, условия жизнедеятельности, профессиональное становление, младший дошкольный возраст, ФГОС ДО, профориентационная среда.
Рассматривая особенности, определяющие специфику развития России, современный этап можно охарактеризовать как - период глубоких, интенсивных и стремительных преобразований. Характерной особенностью также определяется то, что трансформации реализуются практически со всех сферах и областях жизнедеятельности человека или затрагивают их косвенно, определяя приоритетные направления антистагнационных стратегий развития современной России. Характерной тенденцией также является повышение значимости развития внутренней структуры человеческой личности, так как в новых условиях человек рассматривается в виде ключевого и во многом определяющего элемента. Внутренняя структура личности современного
человека в новых условиях рассматривается в виде базового фундамента, определяющего уровень эффективности жизни и деятельности как индивида, так и общества в целом [3, с.176].
Качественные характеристики и особенности кадрового состава сегодня признаются важным компонентом, определяющим эффективность и результаты становления и развития российской экономической сферы, так как именно на их основе формируются условия для обеспечения наиболее высокого уровня продуктивности деятельности и высокой конкурентоспособности всей продукции, выпускаемой на базе предприятий и организаций отечественного рынка. Вместе с тем следует отметить, что при проведении анализа специфических особенностей и условий кадрового обеспечения деятельности современных предприятий и организаций, исследователи отмечают достаточно высокий и пролонгированный кадровый дефицит. В большинстве случаев низкий уровень эффективности кадровой политики современных предприятий и организаций определяется в качестве ключевого негативного фактора, которым обусловлено не только снижение показателей результативности предприятия, но и тенденция к сдерживанию и притормаживанию развития российской экономики на современном этапе [4, с.41].
Стремительностью трансформаций, происходящих в экономике, обусловлена необходимость в модернизации всех взаимосвязанных с ней сфер и высокая значимость развития профессиональной. К ее характерным особенностям сегодня относят: изменение круга профессий, изменение трудовых функций, изменение должностных обязанностей, что способствует пересмотру работодателями системы требований, предъявляемых к кандидатам на вакантные должности. Исследователи сходятся во мнении, что на современном этапе рынок труда переживает кризис. Основной причиной выделенных тенденций определяется то, что результативность и продуктивность сферы современного российского образования, не соответствует системе требований, которые предъявляются к компетенциям молодых специалистов [5, с. 36].
Одной из актуальных норм для жизнедеятельности современного человека сегодня является выраженная необходимость в проведении неоднократного уточнения сферы своей профессиональной деятельности с корректировкой своего профессионального выбора в соответствии со складывающимися в реальности. В некоторых случаях допустимым является даже кардинальное изменение сферы профессиональной деятельности под влиянием различных факторов. Рассматривая характеристики развития профессиональной сферы на современном этапе, исследователи отмечают тенденцию к непрерывно продолжаемой трансформации, со снижением уровня востребованности ряда одних профессиональных профилей, при выраженном повышении уровня востребованности других. Так, по мнению исследователей перечисленными факторами значительно усложняется осуществление профессионального планирования и профессионального самоопределения личности в перспективе, чем определяется высокая значимость разработки и реализации системы ранней профориентации [2, с. 116].
В рамках представленного аспекта особая роль придается проведению модернизации образовательной сферы с ее полным и глубоким преобразованием и обеспечением приоритетной направленности образовательной и воспитательной деятельности на формирование конкурентоспособной, социабельной, высокоадаптивной личности профессионала.
Предполагается, что она будет способна к эффективному и гармоничному существованию в условиях развития современного социума, обладая при этом сформированной системой представлений сложившихся относительно комплекса своих характеристик, свойств и способностей, в полной мере осознавая свои потребности и соотнося свои желания с актуальной реальностью. Этим будут сформированы предпосылки для грамотного выстраивания индивидом стратегии своего профессионального развития и стратегии своей жизни в целом [4, с.41]. Это требует снижения возрастных границ начала профориентационной деятельности до периода дошкольного детства.
Значимость осуществления ранней профориентации сегодня является одним из направлений государственной политики в сфере образования. Так, в положениях Федерального государственного образовательного стандарта, реализуемого на дошкольном уровне, в рамках образовательной области «Социально- коммуникативное развитие», сформулированы первичные целевые ориентиры профориентационной деятельности:
- формирование у дошкольников позитивных личностных установок к различным видам трудовой деятельности человека,
- формирование и развитие у детей дошкольного возраста системы представлений о разных сферах профессиональной деятельности и профессиях,
- формирование и развитие детской заинтересованности к профессиональной и трудовой деятельности человека,
- развитие эмоционального отношения дошкольников к труду,
- обеспечение для детей дошкольного возраста возможности попробовать свои силы в доступных для них сферах трудовой деятельности [9].
Приоритетной целью подготовки детей младшего дошкольного возраста к реализации своего профессионального выбора, является не навязывание им мнения взрослых людей о том, кем они должны стать в будущем, а формирование системы комплексной профессионализации личности, в рамках которой уже на этапе дошкольного детства будут сформированы предпосылки для повышения эффективности процесса профессионального становления личности. Начальным этапом при этом является ознакомление младшего дошкольника с различными видами трудовой деятельности [1, с. 11].
По мнению О.А. Урус и О.Н. Коптевой увеличением общего объема и обеспечением разнообразия системы знаний, умений и навыков на этапе дошкольного детства, формируются предпосылки для повышения уровня детских знаний и развития способности к адекватному анализу и оцениванию своего потенциала в более старшем возрасте [7, с.63].
При анализе С. П. Разумовской, А. В. Скрипниковой и Е. Е. Шатохиной дошкольных образовательных программ, которые рекомендованы к применению
ФИРО РАНХиГС, было выявлено, что ни в одной из них не преследуется цели в обеспечении более полного использования всех потенциальных возможностей форм, технологий и методов при организации работы по ранней профориентации детей, с учетом системы требований современного общества, обусловленных сложившейся сегодня социально-экономической ситуацией [8, с.432].
Н.А. Баранова и А.С. Семерез рассматривая проблему организации профориентационной деятельности на уровне дошкольного образования отмечают, что в современных условиях сформировалась выраженная потребность человека и общества в разработке комплексной поликомпонентной системы профориентационной деятельности, обеспечивающей поэтапное профессиональное становление личности, выделяя высокую значимость ранней профессионализации. Начальным этапом профориентации исследователи определяют младший дошкольный возраст, который определяется сензитивным для формирования базовых характеристик и системы интересов, которые в дальнейшем будут способствовать повышению эффективности профессионального самоопределения личности [1, с.11].
Снижение результатов эффективности профориентационной деятельности на уровне дошкольного образования по мнению исследователей во многом обусловлено недостаточной разработкой ее научных и методических основ, ограниченностью и узким содержанием используемого в работе учебного материала, а также недостаточно развитой мотивацией родителей дошкольников по формированию условий профессионального становления детской личности в рамках семьи [6, с.37]. То есть, несмотря на высокую актуальность и значимость ранней профориентации ее методические и методологические аспекты разработаны недостаточно.
При анализе и обобщении результатов теоретических и практических научных исследований и методических материалов по проблеме ранней профориентации мы определили, что ее эффективность во многом обусловлена систематизацией деятельности и разработкой модели профориентационной деятельности с включением:
1) социально- организационного компонента, представленного в виде обеспечения совокупности организационных (нормативные и правовые, материальные и технические, экономические), а также кадровых (социальные педагоги, педагоги- психологи, воспитатели, ассистенты) условий. Важным условием эффективности является компетентность педагогов и других специалистов занятых в профориентационной деятельности детей младшего дошкольного возраста, осознание ими целевых ориентаций и задач ранней профориентации, с пониманием своей роли в ее реализации,
2) пространственно- предметного компонента, которым определяются особенности организации комплексного материально-технического обеспечения и организации в дошкольном учреждении развивающей поликомпонентной предметно-пространственной профориентационной среды с обеспечением ее доступности и формированием условий для ее обогащения в соответствии с целевыми ориентирами профориентации на различных этапах дошкольного детства, детскими интересами и потребностями. Важным условием является включение в развивающую профориентационную среду тех элементов, которые будут способствовать решению профориентационных задач и стимулировать развитие и проявление детской самостоятельности,
3) дидактического компонента, с включением разработанного программно-методического комплекса профориентационной деятельности обеспечения организации процесса образовательной деятельности.
Обобщая, можно выделить, что в современных условиях, в рамках системы преемственности в организации профориентационной деятельности дошкольные образовательные учреждения представлены в виде начального звена, не только в единой непрерывной образовательной системе, но и в системе профессионального становления личности. Формирование первых профессиональных представлений, осуществляемое в рамках совместной образовательной деятельности детей и воспитателя под руководством педагога, реализуется поэтапно начиная с младшего школьного возраста, с учетом
возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольников.
Высокая значимость ранней профориентации детей дошкольного возраста заключается в создании условий для формирования ценностных ориентаций дошкольников, которые повысят уровень успешности их включения в сложную структуру социума в процессе взросления и найдут положительное отражение на профессиональном самоопределении личности на других уровнях образования.
Эффективность реализации профориентационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении во многом обусловлена разработкой системы методического обеспечения ключевым элементом которой на наш взгляд является модель организации, развивающей пространственной профориентационной среды с включением: социально- организационного, пространственно- предметного и дидактического компонентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баранова Н.А., Семерез А.С. Создание условий в ДОУ для ранней профориентации дошкольников. // Вестник научных конференций. 2023. № 101 (98). С. 10-11;
2. Васильева О.В., Погорелова Н.В. Ранняя профориентация дошкольников, посредством применения современных технологий. // В сборнике: Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С.114-117;
3. Дмитриева Д.В., Харькова О.А. Теоретические аспекты профессионального самоопределения. // Инновационная наука. 2020. №11. С.175-178;
4. Ковынева Л.В., Курбанова Л.М., Щекина Е.Г. Новые подходы к профориентации в воспитании будущих профессионалов. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Т.18. № 3. С.39-46;
5. Поликашева Н.В., Костяная Н.Б. Психолого-педагогическое сопровождение преемственности профориентации, фиксирующее горизонт возможных перспектив. // Актуальные вопросы науки. 2021. № 77. С.35-40;
6. Сидельникова С.С., Демина Е.С. Использование педагогических технологий в ранней профориентации дошкольников. // В сборнике: Ребенок в современном образовательном пространстве. Сборник исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием. Шадринск, 2020. С.102-108;
7. Урус О.А., Коптева О.Н. Формирование ранней профориентации у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. // Научный альманах. 2022. № 10-2 (96). С.62-65;
8. Разумовская С.П., Скрипникова А.В., Шатохина Е.Е. Понимание специфики ранней профориентации. // Молодой ученый. 2022. №2 48 (443). С.431-433;
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 22.02.2024)
Kudryavtseva M.V.
Lomonosov School (Moscow, Russia)
PROBLEM OF EARLY CAREER GUIDANCE FOR CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: career guidance today represents one of the key directions of state policy. In the article, in the course of theoretical analysis, the guidelines of career guidance activities at the present stage are determined. Career guidance guidelines highlighted in the provisions of the Federal State Educational Standard UP to are highlighted. The specifics of the professional formation of a personality are characterized, with an analysis of the main problems in the organization of career guidance activities at the present stage. A structured theoretical model of the developing spatial career guidance environment in a preschool educational institution and describes its key components.
Keywords: career guidance, living conditions, professional development, younger preschool age, guidance environment.