Научная статья на тему 'Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития'

Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
889
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеева О. А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б.

Актуальность исследования. В последние годы отмечается увеличение численности детей с задержкой психического развития (ЗПР); по средним статистическим данным, подобная проблема наблюдается у 25 % детей от общей популяции детского населения. С такими детьми работают врачи, педагоги, дефектологи, психологи, социологи, которые стараются максимально социализировать детей с ЗПР. Создаются специализированные группы в детских садах и коррекционные классы в школах. Данные дети отличаются от психически здоровых детей тем, что не в состоянии освоить общеобразовательную школьную программу, имеют стойкие трудности в обучении, у них запаздывает развитие речи, моторики, не развита эмоционально – волевая сфера, отмечается частая смена настроения, повышенная отвлекаемость, слабая учебная мотивация, преобладание игровой деятельности, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, нарушение социального поведения. Эти дети не имеют нарушений анализаторных систем и не являются умственно отсталыми; уровень их развития соответствует более младшему возрасту. В связи с высокой распространенностью ЗПР в детской популяции представляется крайне важным исследование уровня психологической готовности к школе детей с задержкой психического развития, от которой будет зависеть школьная успеваемость, успешная адаптация и социализация ребенка в школьной среде и в жизни в целом. Цель исследования. Определить уровень готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. Методы исследования. Методика Т.А. Нежновой «Готовность к школе», «Тест психосоциальной зрелости» С.А. Банкова, «Ориентировочный тест школьной зрелости» А. Керна – Я. Йирасека.В исследовании приняли участие 30 детей с ЗПР в возрасте от 6 до 7 лет. Результаты исследования. У всех обследованных детей выявлена слабая мотивация на занятия в школе, отмечается повышенная отвлекаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Игровая деятельность преобладает над учебной, детям трудно усидеть на месте. Заключение. Необходимо своевременно проводить коррекционную работу с детьми с задержкой психического развития, улучшать их коммуникативные навыки, развивать когнитивные процессы, обогащать личностные качества детей. В ряде случаев немаловажное значение имеет медикаментозное лечение в сочетании с психолого-педагогической работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2015. Volume 5. Issue 5

ID: 2015-05-1212-T-4635 Тезис

Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б.

Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой

психического развития

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

Актуальность. В последние годы отмечается увеличение численности детей с задержкой психического развития (ЗПР); по средним статистическим данным, подобная проблема наблюдается у 25 % детей от общей популяции детского населения. С такими детьми работают врачи, педагоги, дефектологи, психологи, социологи, которые стараются максимально социализировать детей с ЗПР. Создаются специализированные группы в детских садах и коррекционные классы в школах. Данные дети отличаются от психически здоровых детей тем, что не в состоянии освоить общеобразовательную школьную программу, имеют стойкие трудности в обучении, у них запаздывает развитие речи, моторики, не развита эмоционально - волевая сфера, отмечается частая смена настроения, повышенная отвлекаемость, слабая учебная мотивация, преобладание игровой деятельности, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, нарушение социального поведения. Эти дети не имеют нарушений анализаторных систем и не являются умственно отсталыми; уровень их развития соответствует более младшему возрасту. В связи с высокой распространенностью ЗПР в детской популяции представляется крайне важным исследование уровня психологической готовности к школе детей с задержкой психического развития, от которой будет зависеть школьная успеваемость, успешная адаптация и социализация ребенка в школьной среде и в жизни в целом.

Цель исследования: определить уровень готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития.

Материал и методы: методика Т.А. Нежновой «Готовность к школе», «Тест психосоциальной зрелости» С.А. Банкова, «Ориентировочный тест школьной зрелости» А. Керна - Я. Йирасека. В исследовании приняли участие 30 детей с ЗПР в возрасте от 6 до 7 лет.

Результаты. У всех обследованных детей выявлена слабая мотивация на занятия в школе, отмечается повышенная отвлекаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Игровая деятельность преобладает над учебной, детям трудно усидеть на месте.

Заключение. Необходимо своевременно проводить коррекционную работу с детьми с задержкой психического развития, улучшать их коммуникативные навыки, развивать когнитивные процессы, обогащать личностные качества детей. В ряде случаев немаловажное значение имеет медикаментозное лечение в сочетании с психолого-педагогической работой.

Ключевые слова: задержка психического развития, готовность к школьному обучению

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.