Научная статья на тему 'Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников'

Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1197
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИУМ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козловская Наталья Владимировна

В статье дан анализ результатов эмпирического исследования влияния уровня агрессивности на проявление адаптационных возможностей субъекта в процессе вхождения его в группу и интеграции в ней, выделены условия эффективного процесса адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников»

Козловская Н.В.

Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников

Пснолошш нну к и

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Н.В. Козловская

PROBLEM OF AGGRESSIVE ADOLESCENTS' ADAPTATION IN CONTEMPORARY AGE GROUP

Kozlovskaya N.V.

The article presents the analysis of empiric research concerning the effect of aggressiveness level upon the manifestation of subject's adaptive possibilities in the process of entering a group and integration in it; the conditions of effective adaptation process have been revealed.

В статье дан анализ результатов эмпирического исследования влияния уровня агрессивности на проявление адаптационных возможностей субъекта в процессе вхождения его в группу и интеграции в ней, выделены/ условия эффективного процесса адаптации.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, адаптация, социализация, социальное поведение, социум, тревожность, фрустрация.

УДК 159.9

Возрастающие темпы и масштабы преобразования окружающей среды, принимающие в условиях научно-технической революции глобальный характер, выдвигают на одно из первых мест в мировой науке проблему адаптации человека к изменяющейся среде, усиливая требования к его адаптационным ресурсам. В научном плане это означает актуализацию исследований проблемы нейрофизиологической и психоэмоциональной адаптации человека к новой микро- и макросреде, к ее усложняющейся структуре, к ускоряющимся темпам жизни, возрастающему объему информации, разнообразным психоэмоциональным нагрузкам.

Идея психологической адаптации затрагивалась за рубежом в работах видных социологов, Дж. Г. Мида и Т. Парсона, психологов Ж. Пиаже, Г. Айзенка, Р. Хэнки, Л. Филипса, Т. Шибутани и др. Определенный интерес к проблеме психологической адаптации личности наблюдается и в работах отечественных психологов: Н.Д. Леви-това, Г.М. Андреевой, Ф.В. Басина, В. В. Столина, Ф.Е. Василюка и др., которые обращают внимание на то, что адаптационный процесс может затянуться на многие годы и привести к эмоциональной неустойчивости, тревожности, раздражительности и агрессии.

Долгое время в нашей стране проблема агрессии на уровне личности не ставилась, а больше говорили о «задиристости», «драчливости», «негативизме», «конфликтности», «озлобленности», когда наблюдали

агрессивное поведение или проявления агрессивности как черты характера. Может быть поэтому большинство отечественных исследователей понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе. Тем не менее, многие отечественные психологи отмечают и положительное значение агрессии в жизни человека, выделяя адаптивную ее функцию (И.Б. Бойко, А.А. Реан др.). Так, например, Сельченок К.В. пишет: «Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный или противостоящий гармонии жизни феномен. Напротив - роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить» (7, с. 4). А.К. Осницкий, в свою очередь, считает, что агрессивность является одной из важнейших характеристик действий и поступков, «определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития» (5, с. 61). При этом агрессивные действия могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. В последнем случае, по мнению Ениколопо-ва С.Н., агрессивность непосредственно связана с «Я-концепцией» личности. Поэтому некоторые психологи определяют агрессивность как «личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители» (6, с. 16-17). Это, в свою очередь, отразилось на том, что в науке придается большое значение механизмам социализации агрессии, формирующему воздействию социальной ситуации развития на человека (Божович Л.И., Выготский Л.С., Ко-ломинский Я.Л., Реан А.А., Эльконин Д.Б.). Но, тем не менее, учитывается и возможность реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения (Завра-жин С.А.), усугубляемой аномалиями фи-

зиологического и психического развития ребенка (Буянов М.И., Захаров А.И., Мож-гинский Ю.Б.).

Соционтогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследований процесса социализации и онтогенетического развития личности (Беличева С., Кудрявцев С., Реан А., Семенов В.). Под социализацией агрессии А. Реан понимает процесс и результат усвоения навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности в ходе приобретения индивидом социального опыта. Реан А.А. и Коло-минский Я.Л. предлагают различать два типа социализации агрессии: ординарный и парадоксальный. По их мнению, ординарная социализация агрессии - это «непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности либо в результате прямого, деятельного опыта, либо как следствие наблюдения агрессии. ...При парадоксальной социализации агрессии соответствующие изменения личности происходят .вследствие значительного опыта подавления возможностей самореализации», которая «осуществляется вне агрессивного контекста, без проявления физической или вербальной агрессии или враждебности» (9, с. 38). Реан А.А. считает, что в случае парадоксальной социализации агрессии срабатывает излишняя «забота» о личности, о «ее интересах» по типу «гиперопеки». Поэтому этот тип социализации он предлагает рассматривать как «фобически-агрессивный след социального опыта, лишающий личность ее самостоятельности» (9, с. 39).

Еще в 1928 году А.С. Залужный дал классификацию социального взаимодействия и взаимоотношения детей и указал на существование трудностей в них. Ученый выделил четыре типа социального поведения: защитно-негативистский, агрессивный, первично-социальный, коллективно-социальный. Он считал, что по мере взросления ребенка первые два типа поведения постепенно исчезают, а вот «коэффициент социальности заметно возрастает» (10, с. 5). В то же время в ряде современных исследований

Ш Козловская Н.В

(Рояк А.А., Реан А.А., Коломинский Я.Л. и др.) показано, что идея роста общей социальности ребенка не исключает в отдельных случаях развития асоциальных черт и элементов поведения. Как подчеркивает Ду-бинко Н.А., «социализация индивида и в особенности эмоциональные отношения, складывающиеся с родителями, влияют на то, проявит ли себя агрессивность как психологическое свойство, нейтральное в нравственном плане, в виде социально позитивного, одобряемого поведения, либо девиант-ного поведения» (1, с. 54). Подчеркивая значение эмоциональных взаимоотношений ребенка с родителями в процессе социализации, ряд авторов (Антонян Ю.М., Гуль-дан В. В., Дубинко Н.А. и др.) считают, что этот процесс социализации нарушается, создавая предпосылки асоциального поведения. Формирование личности ребенка, совершившего насильственное преступление, начинается в ситуации неприятия его своими родителями. На это указывает и А.А. Рояк. Он пишет: «Специфичность, неоднозначность негативных реакций детей могут зависеть от различных внешних и внутренних факторов. В первую очередь следует выделить специфику воспитания в семье, эмоциональный микроклимат, особенности эмоциональных отношений со сверстниками, с педагогом, общий уровень психического развития ребенка, наконец, его индивидуальные реакции» (10, с. 60-61). В свою очередь Н.Д. Дубинко считает, что «агрессивное поведение младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. ... Различия в уровнях детской агрессивности может быть связано с различными путями познания ребенком окружающего мира» (1, с. 54).

На положительную роль воспитания в коррекции агрессивного поведения детей указывала Л.М. Семенюк, говоря о том, что «сознание своей силы и своей полезности положительно повлияло на нравственное развитие подростков» (6, с. 23). Рассматривая агрессивные проявления в подростковом возрасте, автор выделяет причины, которые могут повлиять на развитие агрессивности. Среди них особенности темперамента (воз-

будимость и сила эмоций), необходимость защитить себя или удовлетворить свои потребности, утвердить себя в глазах окружающих и т.п. При этом указывается и на то, что данные проявления агрессии (драка, словесные угрозы и т.п.) являются устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах. Подростковая агрессивность рассматривается Л.М. Семенюк как «форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе» (6, с. 23). И уже совершенно по-иному оценивает проявления агрессии в подростковом возрасте И. С. Кон, считая их следствием «общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей» (2, с. 240). Резко отрицательно воспринимает И.С. Кон жестокость или «немотивированную агрессию» «жертв гиперопеки», не имевших в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки. Для них, считает И.С. Кон, жестокость является своеобразным сплавом мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. По мнению И.С. Кона, наиболее агрессивными подростки становятся в группах, где «роль каждого в отдельности как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется» (2, с. 241). Таким образом, хотя авторы и считают, что агрессивное поведение может быть обусловлено конкретной ситуацией, но то, в каких формах и как будет проявляться агрессия, во многом зависит от культуры общества и самого человека.

На связь эмоций и агрессии указывает Ю.Б. Можгинский, когда говорит об особенностях проявлений психики подростков с жестокой маломотивированной агрессией. В их поведении автор выделяет две основные патологические тенденции: нарушение эмоций и кризис личности. Ю.Б. Можгинский, так же, как и И.С. Кон, считает, что в группе сверстников «у подростка отмечается почти полное исчезновение страха наказания, неосознанная подчиненность общей воле группы в сочетании с обостренным желанием утвердиться в качестве равноправного ее

члена» (3, с. 12-13), и это приводит к усилению потенциала разрушения и жестокости, проявлению немотивированной агрессии. Однако, по мнению Ю.Б. Можгинского, к проявлениям агрессии ведет и кризис. Он пишет: «Многие агрессивные поступки подростков... являются следствием личностного кризиса. .Признаки разлада личности в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии» (3, с. 24).

Считается, что в подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности: высокая аффективная заря-женность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустри-рующую ситуацию; кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции; недиффиринцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к агрессии (по данным Р.В. Овчаровой). Выделение таких проявлений агрессии привело И. Б. Бойко к выводу о том, что необходимо различать две формы агрессии: адаптивную - стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.

Необходимо отметить, что именно в рамках эволюционно-генетического подхода (З. Фрейд, К. Лоренц, Ардри и другие) агрессия и агрессивность считаются одними из основных условий выживания и адаптации человека. Однако сегодня вызывает тревогу тот факт, что агрессивные формы поведения и насилие активно распространяются, и что самое страшное - в подростковой среде, неспособной еще адекватно решать возникающие проблемы, слабо ориентирующейся в нормах поведения, не умеющей реализо-вывать социальную позицию гражданина, что усложняет процесс адаптации подрост-

ков к социуму. Все это определило проведение эмпирического исследования, в рамках которого мы сделали попытку рассмотреть агрессивные проявления в подростковом возрасте как форму адаптационного поведения, как стиль поведения, способствующий или, наоборот, осложняющий процесс вхождения подростка в социальную группу и интеграции в ней. При этом мы исходили из того, что степень агрессивности личности может определять адаптационные возможности субъекта в процессе вхождения его в группу и интеграции в ней.

Для проверки данной гипотезы были подобраны и проведены следующие методики: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» Роджерса К. и Даймонда Р., опросник Басса-Дарки, «Вербальный фрустрационный тест» Собчик Л., социометрия Дж. Морено, «Оценка отношений подростка с классом», «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, опросник структуры темперамента В.М. Руса-лова, «Оценка качеств личности» Л. Калининского, Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. Исследование проводилось на базе МОУ КШ имени генерала А. П. Ермолова. В эксперименте принимали участие учащиеся-кадеты в возрасте 14-15 лет. Всего 61 человек.

В результате анализа данных, полученных по методике Басса-Дарки, направленной на изучение агрессивных проявлений личности, были сформированы две группы респондентов. Первую группу составили испытуемые с низким уровнем проявления агрессии - всего 30 человек. Во вторую группу вошли респонденты, получившие высокие баллы по шкалам агрессии. Всего 31 человек.

Проведенный нами сравнительный анализ результатов исследования показал значимые различия между двумя группами респондентов. Во второй группе все шкалы (методика Басса-Дарки) имеют большую количественную выраженность по сравнению с данными первой группы.

Ш Козловская Н.В

Таблица

Сводные данные по методике Басса-Дарки

Группы испытуемых Шкалы

Физич. агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины

Первая группа 3,3 2,3 3,8 1,5 2,5 3,5 4,5 3

Вторая группа 5,96 4,9 6,2 3,6 4,1 6,2 8,9 5,4

Однако такая выраженность не означает, что нашим респондентам характерно деструктивное поведение, отличающееся «злонамеренностью». Скорее всего, они используют агрессию как способ достижения поставленных целей, задач и если встречают препятствие, то для его преодоления используют недирективные способы воздействия: через вербальную, реже физическую или косвенную агрессию, испытывая при этом раздражение, негативизм, обиду на тех, кто не понимает их стремлений и желаний. В результате у респондентов может сформироваться и в дальнейшем проявляться такое свойство как подозрительность, выражающееся в недоверии по отношению к окружающим, что, в свою очередь, еще более усиливает агрессивные поведенческие паттерны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В отличие от них, респонденты первой группы не проявляют агрессию. Однако, если исходить из позиции А. Басса, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, поскольку, по мнению исследователя, ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.п. проявлениям. Исходя из этого, можно предположить, что испытуемые подавляют возможность самореализации агрессивных проявлений, используя для этого механизмы защиты. К такому предположению нас подводят данные, полученные по другим методикам.

Так, по данным вербального фрустра-ционного теста испытуемым, составившим первую экспериментальную группу, присущи агрессивные тенденции в поведении, носящие экстрапунитивный характер (на уров-

не «сказал»). При этом их агрессия носит гиперкомпенсаторный характер, то есть является реакцией на неспособность справиться с ситуацией или собственными импульсивными побуждениями, спровоцированными эмоциональной неустойчивостью и возбудимостью нервной системы. Однако на уровне «почувствовал» для респондентов характерны несколько иные позиции: в их ответах преобладают оценки «4», что характерно для активных, оптимистических личностей, проявляющих стенические эмоции. Таким образом, наши респонденты пытаются сдерживать свои отрицательные эмоции, не обращать на них внимание, но, как известно из исследований эмоциональной сферы, такое сдерживание негативных впечатлений приводит только к еще большему взрыву и неспособности справиться с этим состоянием собственными силами, что и проявляется у наших испытуемых.

В отличие от первой группы, респонденты второй группы умеют контролировать свои эмоциональные проявления, даже несмотря на то, что их чувства сильно задеты и данная ситуация вызывает агрессию. При этом для всех испытуемых наибольшую агрессивную реакцию вызывают ситуации, связанные с взаимодействием со взрослыми - родителями и учителями. Однако если испытуемые первой группы не проявляют агрессивных форм поведения по отношению к данным субъектам (особенно значимой является для них позиция матери) ни на уровне действий, ни на уровне чувств, то для испытуемых второй группы в отношении с учителями характерно выражение агрессии на уровне эмоций, переживаний. Кроме того, для всех респондентов наибольшую фру-

страцию вызывают ситуации, в которых оценивается их социальный статус и благополучие. Тем не менее, для респондентов второй группы, в отличие от первой, также важными являются ценности «здоровье», «характер» и «кругозор», ущемление которых со стороны взрослых или сверстников может вызывать негативные поведенческие проявления.

Сравнение групп по методике Р. Кет-телла показало, что для испытуемых первой группы характерна повышенная импульсивность, постоянное беспокойство, склонность к печальным размышлениям, несамостоятельность. Они тяжело переживают любые жизненные неудачи, действуют, ориентируясь на собственную интуицию, склонны к самоупрекам, подвержены чужому влиянию. Вторая группа испытуемых отличается наличием таких качеств как вдумчивость, упорство. Они уделяют много внимания планированию своего поведения, более самостоятельны, чем респонденты первой группы, независимы, не ищут контакта с окружающими, предпочитают все делать сами, больше доверяют рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитают расчет. Для испытуемых первой группы характерны высокая чувствительность к неудачам как в учебе так и в общении, высокая эмоциональная ранимость. А у респондентов второй группы преобладает стремление к учебной деятельности над общественной. Кроме того, испытуемых первой группы можно охарактеризовать как уступчивых, конформных и отзывчивых, а респонденты второй группы отличаются независимостью и выраженным негативизмом, стремлением к доминированию над другими.

Анализируя данные по типам восприятия индивидом группы, необходимо отметить, что для всех испытуемых характерно наличие коллективистического «типа» восприятия, потребность в коллективных формах работы, что, на наш взгляд, соответствует особенностям старшего подросткового возраста. Тем не менее, существуют и некоторые отличия. Так, у испытуемых второй группы проявляется и индивидуалистический тип восприятия (4, с. 5), а у респонден-

тов первой группы - прагматический (4, с. 14). При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

В ходе взаимодействия с окружающими испытуемые первой группы (низкая агрессия) стремятся быть компромиссными и гибкими, проявляя конформность и ожидая помощи от окружающих. Они доверчивы и скромны. Однако могут быть критичны, упорны, независимы и даже упрямы. В целом по группе наибольшую выраженность получил дружелюбный стиль поведения. В то же время, для второй группы (высокая агрессия) характерны доминантность, нетерпимость к критике, чувство собственного достоинства и превосходства над другими, упорство и настойчивость в достижении цели. Тем не менее, они считают себя, так же, как и представители первой группы, скромными и робкими, конформными и мягкими, общительными и ответственными, проявляющими сострадание и симпатию к людям. На наш взгляд, такие несколько противоречивые представления о себе обусловлены особенностями возраста, когда существует стремление противопоставить себя, выделиться из общей массы и в то же время сохранить свое членство в этой «массе», быть принятым ими.

Анализ данных опросника социально-психологической адаптированности (СПА) показал, что независимо от уровня агрессии обе группы характеризуются высокой адап-тированностью в социуме. Правда, наибольшая выраженность адаптации проявляется у респондентов первой группы (69,2 % выраженности). Однако, если респонденты первой группы в большей степени, по сравнению со второй группой, принимают других, чем себя, более конформны и интер-нальны, то для респондентов второй группы наиболее характерно именно принятие себя и стремление к доминированию над другими.

Таким образом, подводя итоги, можно заключить, что члены второй группы испы-

Ш Козловская Н.В

туемых используют агрессию как ответную реакцию на воздействие окружающей среды. Для них свойственна недоверчивость, обид они просто так не прощают и долго их помнят. При этом они агрессивно отстаивают собственные взгляды и интересы, стремясь доминировать над окружающими. Наконец, им характерна и раздражительность, проявляющаяся в эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости и потере самообладания. Однако в значимых для них ситуациях (дом, школа, референтные лица) респонденты второй группы могут сдержать негативные проявления и направить свои агрессивные импульсы на решение возникшей проблемы. Наличие самоконтроля позволяет говорить о том, что данные проявления агрессии носят адаптивный характер и способствуют успешной социализации личности. В отличие от представителей второй группы, респонденты первой группы характеризуются отсутствием агрессивных реакций на разных уровнях взаимодействия. Однако такая «неагрессивность» наших респондентов, скорее всего, является скрытой формой агрессии, которая проявляется только по отношению к сверстникам, но не выражается в присутствии взрослых. Это может быть проявлением спонтанной реакции на проблемы окружающих, когда субъект испытывает радость, наблюдая за трудностями других людей, ему нравится демонстрировать окружающим их ошибки, ставить в тупик своими вопросами. При этом на внешнем уровне они стремятся соответствовать нормам и стандартам, предъявляемым обществом к своим гражданам, проявляют конформность и доброжелательность к окружающим, хотя такое поведение не всегда им удается, что может выражаться на вербальном уровне. Поэтому их агрессия носит гиперкомпенсаторный характер. Тем не менее, даже такое проявление агрессии способствует успешной адаптации подростков к условиям жизни.

Проведение корреляционного анализа позволило выявить связь между статусом субъекта и индивидуально-психологическими особенностями. У испытуемых первой группы выявлена корреляция шкалы «социальный статус» с такими шкалами, как

«Б» («импульсивность», г=0.53), «Е» («доминантность», г=0.49), «Н» («смелость», г=0.56), «индивидуализм» (0.52). При этом статус отрицательно коррелирует со шкалами «социальная эргичность» (-0.80), «социальная пластичность» (-0.66), «уступчивость» (-0.58), «зависимость» (-0.66), «конформизм» (-0.81), «отзывчивочть» (-0.74), «А» («теплота», г=-0.76), «О» («конформность», г=-0.88). Во второй группе выявлена положительная корреляция статуса со шкалами «темп» (0.36), «индивидуализм» (0.48). При этом шкала «социометрический статус» отрицательно коррелирует со шкалами «предметная эргичность» (-0.27), «Е» («доминантность», г=-0.27), «О» («склонность к чувству вины», г=-0.21). Кроме того, шкала «адаптация» у всех респондентов коррелирует со шкалами «принятие других» (р=0,50 - для первой группы; р=0,74 - для второй), «самопринятие» (р=0,50/0,73), «эмоциональная комфортность» (р=0,80/0,81), «ин-тернальность» (р=0,65/0,75 соответственно). Однако, как видно из полученных данных, выявленная корреляция значимее в группе с высоким уровнем агрессии. У респондентов первой группы, в отличие от представителей второй, была обнаружена также положительная корреляция между адаптивностью и шкалами «авторитарность» (р=0,65), «альтруизм» (р=0,54); а также отрицательная корреляция со шкалами «физическая агрессия» (р= -0,61), «негативизм» (р= -0,50), «обида» (р= -0,61) и «покорность» (р= -0,65).

Таким образом, адаптационные возможности подростков обусловлены особенностями их отношения к себе и окружающим, а именно: принятием себя и других как личностей (позитивное отношение), уровнем развития эмоциональной комфортности (чем выше эмоциональное спокойствие, уверенность, тем безопаснее кажется окружающий мир и тем активнее подростки входят в него), способностью к познанию внутреннего мира себя и окружающих, поиск причин поведенческих паттернов в особенностях своей личности.

Проведенное нами исследование особенностей агрессивного поведения в подро-

стковом возрасте позволило сделать следующие выводы:

1. Агрессия может являться способом адаптации подростков к социуму:

- Подростки, для которых характерен гиперкомпенсаторный характер агрессивности и не свойственна агрессия как способ поведения, несмотря на наличие тревожности, беспокойства, повышенной импульсивности, эмоциональной неустойчивости, проявляют такие качества, как деловитость, уверенность в себе, общительность, отзывчивость, настойчивость в достижении цели, эмоциональную сдержанность, чувство долга, что позволяет им успешно адаптироваться к условиям в группе.

- У агрессивных подростков, независимых, самостоятельных, часто выходящих за рамки интересов группы, стремящихся к доминированию и превосходству над другими, условием успешной адаптации являются такие качества, как разумность и рассудительность, упорство и настойчивость, рациональность и практичность, смелость и бескомпромиссность, а также наличие стенических эмоций.

2. Успешность адаптации обусловлена особенностями стиля реагирования подростков на внешнюю ситуацию, проявляющуюся в стремлении к сотрудничеству, кооперации, использованию компромиссного решения, предпочтения интернальности как типа ответственности за поведенческие паттерны.

3. Особенности нравственной сферы субъектов, проявляющих агрессию, а именно: стремление соответствовать социальным нормам, принятым в данной общности (быть скромными, конформными, уступчивыми, доверчивыми), а также сочетание позитивного отношения к себе и другим и переживание субъективного благополучия, являются необходимым условием возникновения адаптивной функции агрессии.

4. Особенности адаптации подростков к социуму определяются их индивидуально-психологическими особенностями и наличием агрессивных тенденций в поведении.

- подростки, характеризующиеся экс-трапунитивной агрессивностью как свойством личности и занимающие благоприятное

положение в группе, отличаются коммуникативной направленностью при решении проблем, ориентацией на мнение окружающих, внушаемостью, зависимостью от социального одобрения;

- подростки, использующие агрессию как способ поведения, проявляют эмоциональную компетентность (способность осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением), рациональную саморегуляцию, конструктивную активность.

Однако необходимо отметить, что в нашем исследовании было выявлено незначительное отличие в уровне адаптации у агрессивных и неагрессивных подростков, то есть, возможно, что агрессия как способ поведения не является критерием для становления успешной адаптации. Хотя мы понимаем всю условность данного предположения, так как для этого есть несколько причин:

1) небольшая выборка, которая не дает нам право переносить полученные данные на всех индивидов, находящихся в фазе подросткового возраста;

2) необходимость разделения агрессии как формы поведения и агрессивности как качества личности, поскольку это дает возможность выявить различия в способах адаптации, что наблюдалось в ходе нашего исследования;

3) важность подбора или создания нового диагностического инструментария, позволяющего выявлять различные аспекты адаптации и социализации личности в подростковом возрасте и определять специфические особенности ее проявления.

В связи с полученными в исследовании данными возникает необходимость продолжения изучения данной проблемы, а также разработки программы психологической коррекции, направленной на саморазвитие личности подростков, особенно эмоциональной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском

Козловская Н.В.

Проблема психологической адаптации

возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 53-57.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М. 1989.

3. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. -СПб., 1999.

4. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. - М., 2000.

5. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 61-68.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.; Воронеж. 1996.

7. Психология человеческой агрессивности / Сост. к. В. Сельченок. - Минск, 1999.

8. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 3-18.

подростков в группе сверстников

9. Реан А.А., Коломинский Я. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.

10. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.

Об авторе

Козловская Наталья Владимировна, Ставропольский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и политической психологии. Сфера научных интересов - проблемы межличностных отношений, конфликтности взаимодействия, атрибуции агрессивного поведения личности; роль психосемантики в изучении категориальной структуры сознания индивида, в выявлении способов конструирования образа агрессивного человека. Имеет 35 публикаций, в том числе 17 работ по проблеме агрессии и агрессивности личности.

natalya-kozlovsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.