Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ЗАКЛЮЧЕННЫЙ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY / CORRECTIVE ACTIONS / PRISONER / PENITENTIARY SYSTEM / OPPOSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгополов Кирилл Андреевич

В статье затрагивается вопрос, связанный с проблемами, возникающими в процессе исполнения назначенного судом наказания в виде лишения свободы. Объектом исследования является процесс отбыванию уголовного наказания, связанного с лишением свободы. Предметом является результат процесса воздействия системы исправления на заключенного в местах лишения свободы. Индивид во время отбывания наказания в местах лишения свободы подвергается исправительным воздействиям со стороны пенитенциарной системы. Однако статистика рецидивной преступности показывает, что данное воздействие зачастую не является эффективным. Автором делается вывод о том, что, попадая в места лишения свободы, индивид оказывается в условиях, когда складывается противостояние заключенных и администрации учреждения, что приводит к противостоянию заключенных с системой исполнения наказания, в целом.Причинами этого выступают отсутствие четкой законодательной базы, регламентирующей процесс социальной адаптации, отсутствие единой программы, методики, учебно-методические пособия для работы с осужденными. На основе выделения данных факторов и их влияния, компенсирующего десоциализацию в местах лишения свободы, делается ряд предложений по формированию системы работы с заключенными в направлении выработки единой системы мер, реализуемых в пенитенциарной системе России, что позволит сделать процесс исправления и перевоспитания более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Долгополов Кирилл Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PRISONERS' OPPOSITION TO THE SYSTEM OF EXECUTION OF PUNISHMENT

The article deals with the issue related to the problems that arise in the process of execution of a court-imposed sentence in the form of deprivation of liberty. The object of the study is the process of serving a criminal sentence related to deprivation of liberty. The subject is the result of the process of influence of the correction system on the prisoner in places of deprivation of liberty. While serving a sentence in places of deprivation of liberty, an individual is subjected to corrective actions by the penitentiary system. However, statistics on recidivism show that this effect is often not effective. It is concluded that when an individual enters a prison, he finds himself in a situation where there is a confrontation between the prisoners and the administration of the institution, which leads to an increase in the opposition of prisoners to the system of execution of punishment as a whole. The reasons for this are the lack of a clear legislative framework regulating the process of social adaptation, the lack of unified programs, methods, and training manuals for working with convicts. On the basis of allocation of these factors and their impact, compensating desocialization in prison, made a number of proposals on formation of system of work with prisoners towards a unified system of measures implemented in the penitentiary system of Russia, which will make the process of correction and re-education more effective.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ»

УДК 316.346.32-053.6

DOI 10.23672^8360-8091 -2968-Ь

Долгополов Кирилл Андреевич

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой уголовного права и процесса, Северо- Кав казски й федеральный университет nadal06@mail.ru

Kirill A. Dolgopolov

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Procedure, North Caucasus Federal University nadal06@mail.ru

Проблема противостояния

заключенных системе исполнения наказания

The problem of prisoners'

opposition to the system of execution of punishment

Аннотация. В статье затрагивается вопрос, связанный с проблемами, возникающими в процессе исполнения назначенного судом наказания в виде лишения свободы. Объектом исследования является процесс отбыванию уголовного наказания, связанного с лишением свободы. Предметом является результат процесса воздействия системы исправления на заключенного в местах лишения свободы. Индивид во время отбывания наказания в местах лишения свободы подвергается исправительным воздействиям со стороны пенитенциарной системы. Однако статистика рецидивной преступности показывает, что данное воздействие зачастую не является эффективным. Автором делается вывод о том, что, попадая в места лишения свободы, индивид оказывается в условиях, когда складывается противостояние заключенных и администрации учреждения, что приводит к противостоянию заключенных с системой исполнения наказания, в целом.Причинами этого выступают отсутствие четкой законодательной базы, регламентирующей процесс социальной адаптации, отсутствие единой программы, методики, учебно-методические пособия для работы с осужденными. На основе выделения данных факторов и их влияния, компенсирующего десоциализацию в местах лишения свободы, делается ряд предложений по формированию системы работы с заключенными в направлении выработки единой системы мер, реализуемых в пенитенциарной системе России, что позволит сделать процесс исправления и перевоспитания более эффективным.

Ключевые слова: места лишения свободы, исправительные воздействия, заключенный, пенитенциарная система, противостояние.

Annotation. The article deals with the issue related to the problems that arise in the process of execution of a court-imposed sentence in the form of deprivation of liberty. The object of the study is the process of serving a criminal sentence related to deprivation of liberty. The subject is the result of the process of influence of the correction system on the prisoner in places of deprivation of liberty. While serving a sentence in places of deprivation of liberty, an individual is subjected to corrective actions by the penitentiary system. However, statistics on recidivism show that this effect is often not effective. It is concluded that when an individual enters a prison, he finds himself in a situation where there is a confrontation between the prisoners and the administration of the institution, which leads to an increase in the opposition of prisoners to the system of execution of punishment as a whole. The reasons for this are the lack of a clear legislative framework regulating the process of social adaptation, the lack of unified programs, methods, and training manuals for working with convicts. On the basis of allocation of these factors and their impact, compensating desocialization in prison, made a number of proposals on formation of system of work with prisoners towards a unified system of measures implemented in the penitentiary system of Russia, which will make the process of correction and re-education more effective.

Keywords: places of deprivation of liberty, corrective actions, prisoner, penitentiary system, opposition.

Проблемы, существующие в отечественной системе исправления осужденных к лишению свободы, обсуждаются достаточно давно [2; 6; 8; 14]. Важность данных проблем очевидна по причине того, что по отбыванию срока наказания человек, освободившийся из мест лишения свободы, возвращается в общество, которое ожидает от него законопослушного поведения и

адекватного участия в социальных процессах. Однако социальной интеграции, зачастую, не происходит.

В 2015 году первый заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый сообщал о том, что 85 % заключенных составляют люди, которые два и более раз были судимы [1].

По данным МВД за 2018 год, более половины преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Их удельный вес составляет 58,3 % от всех предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде [12]. По данным того же источника за 2019 г., ситуация не изменилась - те же более половины и, соответственно, тот же удельный вес говорят о существовании проблемы неэффективности системы исправительных воздействий в России [11].

Существование преступности в обществе порождает формирование системы уголовного наказания и, соответственно, системы исполнения уголовного наказания. Указанные социальные процессы рассматривал в своем подходе Э. Дюрк-гейм, определяя соразмерное наказание, выносимое обществом за преступное поведение, в качестве необходимости с точки зрения данного общества. В рамках анализа процесса исторического развития наказания Э. Дюркгейм объясняет данный момент с точки зрения функционалист-ских позиций в качестве способа удовлетворения коллективного сознания, оскорбленного девиацией. Э. Дюркгейм указывает на первоначальную связь уголовного права с религией, согласно чему традиционное общество в наибольшей степени выражает негативную реакцию в связи с нарушением религиозных норм. В ходе исторического процесса право заняло собственную нишу, общество стало отдавать приоритет индивидуальным аспектам перед коллективным сознанием, а органическая солидарность пришла на смену механической. В центре системы уголовного права заняла место личность; в условиях индивидуализированного общества на первый план вышли человеческая жизнь и неотъемлемые права каждого человека [4, с. 98]. Таким образом, девиантное поведение, посягающее на указанные ценности, вызывает жесткую реакцию общества. Согласно Э. Дюркгейму, общество напрямую заинтересовано в полноценном срабатывании механизма наказания такого девианта. Целью функционирования данных механизмов является стремление общества предотвратить повторное совершение преступления за счет опасения жесткости наказания.

Формирование современной российской пенитенциарной системы происходило во времена СССР. Направленность ее деятельности изначально имела своей целью, в первую очередь, наказание, а не исправление индивида [7, с. 74]. При этом следует отметить, что указанная направленность системы исполнения наказаний, доставшаяся в наследство от СССР, также наследовала и другие проблемы. Одной из главных ее проблем являлось и является отсутствие системности в работе с заключенными.

Специалисты отмечают наличие в реальном процессе исправления возникающих противоречий между педагогической целесообразностью и юридическими предписаниями. При этом взаимное влияние педагогики и права расширяет сферы их положительного воздействия на осужденных и

усиливает процесс исправления их личности. При совершенствовании норм уголовно-исполнительного права нужны не просто их «гуманизация» или «ужесточение», отмечает М.П. Стурова, а создание эффективной системы исправления [14]. Тем не менее, следует отметить один важный момент: единой системы четких эффективных методов исправительного воздействия на заключенных никогда не существовало - их выбор официально оставался на усмотрение администрации исправительного учреждения [5, с. 9]. Уже на протяжении длительного времени - со времен СССР и по сей день остаются нерешенными проблемы:

- во-первых, отсутствие четкой законодательной базы, регламентирующей процесс социальной адаптации, который бы охватывал основные ее сферы: трудоустройство, сохранение жилья и семьи;

- во-вторых, до сих пор практически отсутствуют единые программы, методики, учебно-методические пособия для работы с осужденными [10].

При этом, со слов специалистов, процесс исправления в колонии осуществляется в условиях исполнения наказания, поэтому он воспринимается осужденными через призму кары. Отрицательное отношение к каре создает в сознании правонарушителей смысловые и эмоциональные барьеры, которые препятствуют усвоению ими нравственных и правовых норм общества [10].

К этому необходимо добавить, что, находясь в заключении, человек воспринимает тюремную субкультуру. Данная проблема рассматривается в рамках научных подходов к социализации, которая, согласно теории Т. Лукмана и П.Л. Бергера, представляется процессом освоения личностью норм и ценностей общества. Они выделяют ин-тернализацию - глубокое усвоение индивидом ценностей и норм конкретного социокультурного контекста [2, с. 37]. В нашем случае таким контекстом являются места лишения свободы.

Согласно анализу социальных отношений внутри тюремного сообщества, субкультура данного сообщества сформировалась на основе противостояния контингента заключенных действиям администрации учреждения [8; 6, с. 131; 2, с. 118]. С одной стороны, нормы данной системы ему навязаны тюремным сообществом. С другой стороны, избегая конфликта с данным сообществом, индивид не может игнорировать нормы его субкультуры, будучи вынужденным их исполнять. К этому следует добавить, что, с учетом карательной направленности системы исправительной работы учреждения, заключенный, зачастую, перенимает настроения тюремного сообщества по отношению к данной работе и характеризующиеся противостоянием ей. Таким образом, неэффективность исправительного воздействия заложена в противостоянии «заключенные - администрация» на самом начальном этапе отбывания заключенным срока наказания. Отсюда, в полный рост встает проблема противостояния заключенных системе исполнения наказания.

Решение проблемы может быть связано с изменением правил отбывания наказания. Речь в данном случае идет, в первую очередь, не об улучшении бытовых условий, а о сокращении чрезвычайно большого, зачастую, ничем не обоснованного количества запретов различной деятельности заключенных. Большое количество запретов порождает постоянную почву для их нарушения. При этом наказания не должны выноситься в виде лишения свиданий и передач, возможность которых необходимо максимально увеличить. Связи заключенного с близкими являются важнейшим фактором, компенсирующим десоциали-зацию заключенного [6, с. 84].

Наконец, необходима выработка и официальное закрепление единых правил работы с заключенными для администрации и работников исправительных учреждений. Данные правила должны отражать выбор необходимых методов, форм такой работы, а также, подробное описание прав заключенного, четкий перечень запрещенных действий и наказаний за их совершение. При этом необходимо привлечение к разработке таких правил профессиональных педагогов, поскольку специалисты, работающие в системе исполнения наказаний, ориентированы, прежде всего, на карательной стороне исполнения наказания в силу

Литература:

1. Горьковатая статистика: 85 процентов российских заключенных - рецидивисты. URL : https:// www.vesti.ru/article/1764143 (дата обращения 28.10.2020).

2. Барабоха Б.С. Десоциализация в местах лишения свободы: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Ставрополь, 2005. 139 с.

3. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М. : Издательство «Медиум», 1995

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука, 1991. 575 с.

5. Зубков А.И. Организация исправления и перевоспитания осужденных. Методические разработки и материалы к курсу / А.И. Зубков, М.П. Сту-рова и [др.]; Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуро-вой; Типография Академии МВД. М., 1982. 415 с.

6. Корольков К.В. Социально-педагогический анализ воспитательно-исправительных воздействий в местах лишения свободы : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2003. 152 с.

7. Корольков К.В. Институциональный механизм защиты подростков от пенитенциарной инклюзии : монография. Ставрополь : СевКавГТУ, 2009. 146 с.

8. Олейник А.Н. Тюремная субкультура. URL : http://www.univer5.ru/sotsiologiya/tyuremnaya-sub

того, что нынешняя отечественная пенитенциарная система сохранила основные черты советского аналога. Советскими внутриполитическими традициями не декларировалась социальная значимость смягчения наказания. По мнению идеологов советского общества, уголовное наказание должно было располагать набором жестких мер, оперативность и неизбежность использования которых должна заставить человека, совершившего преступление, испытывать страх перед наказанием, и, таким образом, предотвратить повторное совершение преступления [9]. Результатом явилось формирование тюремной субкультуры, являющейся инструментом противостояния заключенных системе исправительных воздействий и осложняющей исправление заключенного.

Указанные моменты могут вызвать возражения в силу того, что наказание для человека, совершившего преступление, не должно быть мягким, иначе теряется его смысл. Однако следует отметить, что суд в качестве наказания приговаривает человека к лишению свободы, а не к тяжелым условиям содержания - бытовым и психологическим. Данные факторы вызывают противодействие заключенных системе исполнения наказаний и осложняют достижение результата процесса исправления заключенного. Поэтому влияние их должно быть устранено.

Literature:

1. Bitter statistics: 85 percent of Russian prisoners are repeat offenders. URL : https://www.vesti.ru/arti-cle/1764143 (date of application 10/28/2020).

2. Barabokha B.S. Desocialization in places of imprisonment: sociological analysis : dis. ... cand. of social. sciences: 22.00.04. Stavropol, 2005. 139 p.

3. Berger P. Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge / P. Berger, T. Luk-man. M. : Medium Publishing House, 1995.

4. Durkheim E. On the division of social labor. Sociology method. M. : Nauka, 1991. 575 p.

5. ZubkovA.I. Organization of correction and re-education of convicts. Methodological developments and materials for the course / A.I. Zubkov, M.P. Stur-ova and [oth.]; Ed. A.I. Zubkova, M.P. Sturova; Printing house of the Academy of the Ministry of Internal Affairs. M., 1982. 415 p.

6. KorolkovK.V. Social and pedagogical analysis of educational and correctional influences in places of confinement : dis. ... cand. of pedagogical sciences: 13.00.01. Stavropol, 2003. 152 p.

7. Korolkov K.V. Institutional mechanism of protection of adolescents from penitentiary inclusion: monograph. Stavropol : SevKavGTU, 2009. 146 p.

8. Oleinik A.N. Prison subculture. URL : http:// www.univer5.ru/sotsiologiya/tyuremnaya-subkultura-

kultura-v-rossii-a.ri.-oleynik.html (дата обращения 03.10.2020).

9. Россияне требуют ужесточить меры наказания для некоторой категории преступников. URL : https://news.rambler.ru/crime/42957989-rossiyane-trebuyut-uzhestochit-mery-nakazaniya-dlya-nekoto roy-kategorii-prestupnikov/ (дата обращения 30.09. 2020).

10. Рущак Р.В. Педагогические аспекты перевоспитания осужденных в местах лишения свободы / Р.В. Рущак, В.И. Колесов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3 (43). С. 230-232.

11. Состояние преступности в России. URL : https://genproc.gov.ru/upload/iblock/9fb/sbornik_12_ 2019.pdf (дата обращения 30.09.2020).

12. Состояние преступности в России. URL : https://genproc.gov.ru/upload/iblock/9fb/sbornik_12_ 2018.pdf (дата обращения 30.09.2020).

13. Социально-педагогический анализ воспитательно-исправительных воздействий в местах лишения свободы : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2003. 152 с.

14. Стурова М.П. О социально-педагогическом назначении уголовного наказания как методе воздействия на личность осужденного // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания. Сборник научных трудов. Рязань : РВШ МВД РФ, 1992.

v-rossii-a.n.-oleynik.html (date of application 03.10. 2020).

9. The Russians are demanding tougher penalties for a certain category of criminals. URL : https:// news.rambler.ru/crime/42957989-rossiyane-trebu yut-uzhestochit-mery-nakazaniya-dlya-nekotoroy-kategorii-prestupnikov/ (date of application 09/30/ 2020).

10. Ruschak R.V. Pedagogical aspects of the reeducation of convicts in prisons / R.V. Ruschak, V.I. Kolesov // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M., 2009. № 3(43). P. 230-232.

11. The state of crime in Russia. URL : https:// genproc.gov.ru/upload/iblock/9fb/sbornik_12_ 2019.pdf (date of application 09/30/2020).

12. The state of crime in Russia. URL : https://genproc.gov.ru/upload/iblock/9fb/sbornik_12_ 2018.pdf (date of application 09/30/2020).

13. Socio-pedagogical analysis of upbringing and correctional influences in places of imprisonment : dis. ... cand. of pedagogical sciences: 13.00.01. Stavropol, 2003.152 p.

14. Sturova M.P. On the socio-pedagogical appointment of criminal punishment as a method of influencing the personality of the convict // Improving the educational activities of the bodies executing punishment. Collection of scientific papers. Ryazan : RVSh of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.