Научная статья на тему 'Проблема профильного обучения учащихся старших классов средней школы'

Проблема профильного обучения учащихся старших классов средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2535
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профильного обучения учащихся старших классов средней школы»

тоянно сталкиваются с реальностью и накладываемыми ею ограничениями. Педагогам следовало бы подумать о том, хотят ли они проецировать в воспитание молодых людей утопические идеалы и не должны ли они поставить себе задачу поддержать индивидов в том, чтобы они смогли в реальной жизни уверенно стоять на ногах и найти свой собственный путь.

Последнее едва ли возможно без активизации вторичных добродетелей. Активное воспитание, которое развивает социальные и вторичные добродетели опосредованно, через индивидуальную ответственность, является велением времени. Развивая способность осознанно, самостоятельно, ответственно и успешно отвечать на вызовы времени, воспитание развивает также уверенность в себе, оптимизм и рациональность.

Литература

1. Gensicke Th Wertewandel und Erziehungsleitbilder. Hinweise aus Sicht der empirischen Soziologie // PAEDAGOGIK. 1994. Nr. 7-8.

2. Isensee J. Rechtsbewusstsein im Rechtsstaat. In: Wertewandel -

Rechtswandel: Perspektiven auf die gefaehrdeten Voraussetzungen unserer Demok-ratie. Graefelfing: Resch, 1997.

3. Klages H. Traditionsbruch als Herausforderung. Perspektiven der Werte-wandelsgesellschaft. Frankfurt/New York, 1993.

4. Klages H., Hippler H.-J., Herbert W. Werte und Wandel. Ergebnisse und Methoden einer Forschungstradition. Frankfurt/New York, 1992.

УДК 377.5 ББК Ч421.233

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

А. В. Усова

Идея профильного обучения учащихся старших классов, выдвинутая министерством общего образования в 2002 г., не является новой. Эту идею высказывали некоторые ученые-педагоги (например, бывший директор Челябинского государственного университета доктор пед. наук, профессор Н. И. Алпатов) в 50-х годах прошлого столетия. Он называл этот феномен фуркацией.

Почему вдруг, в начале XXI столетия снова высказывается эта идея и планируется ее решение с начала 2003/04 уч. г.?

Под влиянием, каких факторов она возникла?

Одним из них, я полагаю, явился установленный психологами и педагогами факт различия природных способностей учащихся и различия их способностей к изучению различных дисциплин. Одни из них легко и с интересом изучают и усваивают физико-математические дисциплины и без особого интереса и желания изучают предметы гуманитарного цикла (литературу, историю, правоведение), другие - наоборот, с интересом изучают литературу, историю и не любят изучать физику, математику, химию, биологию. У них совершенно иной стиль мышления. Поэтому пришли к выводу о нецелесообразности предъявления одинаковых требований ко всем учащимся к изучению всех предметов, ныне включенных в действующий базисный учебный план. Поэтому Министерством образования принято решение о профилизации обучения в 10-11-х классах, а начиная с 2006 г. - в 10-12-х классах.

Введение профильного обучения имеет целью способствовать социальной адаптации обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Оно является «Системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, ...отработкой гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального среднего и высшего профильного образования».

Учитывался еще один фактор: облегчение выбора учащимися специализации по окончании школы для определения вуза или колледжа, в котором хотели бы получить высшее или среднее специальное образование по выбранной специальности.

Профессионализация нужна и для той части старшеклассников, которая не ставит перед собой задачи продолжения обучения в колледже или в вузе, для того, чтобы легче адаптироваться в социуме, найти свою нишу.

Но, как правило, в старших классах обучается та часть молодежи, которая связывает свое будущее с обучением в высшем учебном заведении.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом расширяются возможности ученика для выбора индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

• обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

• создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

• установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

• обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Как же будет решаться в школе проблема профилизации? Школа пока к решению этой проблемы не готова. И на государственном уровне эта проблема еще должным образом не решена: нет четкого определения профилей, нет утвержденных образовательных стандартов для них и нет программ.

В «Учительской газете» от 5 августа 2003 г. опубликованы проекты базисного учебного планов для 10-11-х классов.

В основу построения федерального базисного учебного плана для 10-11-х классов положена идея двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта по каждому учебному предмету. Исходя из этого, каждый учебный предмет может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения и/или выбран для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Наряду с этим в базисный план входят элективные курсы.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, каждая школа, а в принципе и каждый ученик, вправе формировать собственный учебный план.

Та.кой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности для организации одного или нескольких профилей, а учащимся для выбора профильных и элективных курсов, которые в совокупности составляют его индивидуальную образовательную траекторию.

В последнем проекте базисных учебных планов предполагается 8 профилей (рисунок).

Базовые общеобразовательные курсы - курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников.

Обязательными базовыми курсами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура» и интегративный курс «Обществознание» включающее историю и обществоведение - для физико-математического, естественно-научного и технического профилей; «Естествознание» - для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей.

Профильные общеобразовательные курсы - курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.

Проект базисных учебных планов

Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными курсами в естественно-научном профиле; «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык» - в филологическом профиле; «Обществознание», «Право», «Экономика» и др. - в социально-экономическом профиле и т. д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных курсов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для 10-11-х классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.

Элективные курсы - обязательные курсъ1 по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения..

Функции элективных курсов:

• <надстройки» профильного курса, когда такой дополнительный профильный курс становится в полной мере углубленным (школа, класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов;

• развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету профильного уровня;

• способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В данном проекте внесены следующие изменения по сравнению с действующим базисным, утвержденным приказом Минобразования России от 09.02.1988 № 32:

1. Введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 1 час в неделю, учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном общении и обязательный экзамен по этому предмету при поступлении в любой вуз.

2. Усилено внимание к изучению в школе иностранных языков, увеличено время на их изучение до 3-х часов в неделю.

3. «Информатика» исключена из состава обязательных базовых учебных предметов по следующим причинам:

• во-первых, в связи с тем, что предусмотрено существенно увеличить объем изучения информатики в основной школе,

• во-вторых, специфической функцией информатики как сферы деятельности, обеспечивающей своими методами и средствами другие области знания и деятельности человека, что снимает необходимость изучать на старшей ступени базовый (инвариантный для всех профилей) курс информатики.

Более целесообразным представляется его профильное изучение, ориентированное на запросы каждого конкретного профиля.

4. В профилях гуманитарной специализации вводится интегрированный курс «Естествознание». Это позволяет:

• значительно экономить учебное время (с 6 до 3-4 ч), высвободившийся резерв которого можно использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т. д.);

• дать широкие возможности для формирования единой целостной естественно-научной картины мира;

• ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтелектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

• снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадается курс естествознания в условиях, когда на их совокупность (физика, химия, биология) в учебном плане реально выделить не более 4-х ч учебного времени.

Дополнительный один час в неделю для изучения естествознания в виде отдельных курсов физики, химии и биологии может быть взят школой за счет времени, отводимого на элективные курсы.

5. Предлагаемый интегративный курс «Естествознание» строится не как сумма отдельных элементов знаний по физике, химии и биологии, а как курс, обеспечивающий формирование целостной естественно-научной картины мира и ознакомление школьников с методами познания, характерными для естественных наук. Эти задачи в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формирование современного научного мировоззрения, самоопределение личности в окружающем мире.

6. При построении содержания образовательной области «Обществозна-ние> рассмотрена целесообразность выделения в качестве самостоятельных учебных предметов «Экономики» и «Права».

7. Из числа обязательных базовых учебных предметов исключен предмет «Технология»». Это связано с тем, что в условиях специализации образования на старшей ступени единой содержания обучения технологии быть не может. Дифференцированное (в зависимости от профиля) содержание технологического образования должно входить в соответствующие профильные или элективные курсы.

8. Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) перенесено из старшей ступени школы в основную. Это обусловлено тем, что обязательным является основное общее образование. По этому изучение ОБЖ только в старших классах лишает определенную часть детей знаний и умений в этой важной области.

Изучение ОБЖ целесообразно начинать раньше, чем в старших классах (например в начальной школе - в предмете «Окружающий мир», в физике, биологии, химии) в основной школе часть традиционного содержания предмета ОБЖ, связанная с правовыми аспектами воинской службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».

Старшая ступень готовит выпускников не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и для обучения в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Этим обусловлено увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.

Представленные Министерством образования варианты учебных планов являются примерными и носят рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана из курсов трех типов: базовых, профильных и элективных. Предложенные варианты это не только примеры учебных планов возможных профилей, но и демонстрация принципа их построения.

В школах идет подготовительная работа по выявлению намерений учащихся 9-х классов обучаться по тому или иному профилю. Проводятся контрольные работы по физике, химии, биологии и по другим предметам, по результатам которых учащимся можно было бы рекомендовать соответствующий их способностям и уровню знаний тот или иной профиль.

Важной проблемой при организации профильного обучения является подбор учителей, которые могли бы вести углубленное преподавание профильного предмета. Большие трудности в подборе таких учителей могут возникнуть в сельских школах.

В условиях города ее решение может быть осуществлено за счет приглашения к преподаванию профильных предметов преподавателей вузов, приглашения на условиях почасовой оплаты высококвалифицированных учителей из соседних школ.

В сельской школе проблема может быть решена за счет приглашения ученых из города для прочтения курса лекций в течение одной - двух недель. Но это непростое решение проблемы.

А вообще-то нужна специально организованная работа в институтах повышения квалификации учителей, в педвузах по подготовке учителей к углубленному преподаванию профильных предметов через систему курсов.

Нужны сборники задач, повышенной степени трудности, пособия для самостоятельной работы учащихся.

Первостепенной проблемой является разработка принципов отбора учебного материала для углубленных курсов.

Каким требованиям он должен удовлетворять, в каких направлениях должен решаться процесс углубления? Думается, что применительно к физике процесс углубления не должен сводиться к натаскиванию учащихся на решении сложных задач, к подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике и математике, хотя эта задача должна решаться в числе других.

Говоря о решении задач, нужно обратить внимание формированию у учащихся умения решать не только количественные (вычислительные) задачи, но и экспериментальные, качественные задачи, играющие важную роль в понимании сущности изучаемых явлений и законов, которым они подчиняются, в преодолении формализма в знаниях.

Прежде всего, следует усилить методологическую направленность курса физики, ознакомления учащихся с методами научного познания, усилить внимание изучению фундаментальных физических теорий, законов, формированию умения применять теоретические знания к объяснению явлений и свойств тел.

УДК 370 (045)

ББКЧ31

НАРОДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В. В. Ягодин

Народная педагогика, как и вся народная культура, отличается синкре-тичностью, т. е. настолько тесной связью всех своих компонентов, что нередко вычленение одного из них представляется достаточно затруднительным. И. С. Кон даже считает бессмысленным дифференцировать воспитание применительно к древним обществам [8, с. 141]. Вместе с тем нельзя не признать наличие в зрелой народной культуре многих видов воспитания, пусть не всегда в достаточно осознанном виде, в теснейшем их соединении. Так, народная физическая культура не только решала задачи физического воспитания, но всегда развивалась в самой тесной связи с такими видами воспитания, как нравственное, трудовое, патриотическое, экологическое, эстетическое, полоролевое и т. д., чем способствовала становлению и формированию личности в условиях конкретного этноса и определенной эпохи.

Традиционное общество, в эпоху которого народная культура достигла наивысшего развития, представляло собой достаточно жесткую и замкнутую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.