Научная статья на тему 'Проблема профессиональной подготовки социальных педагогов в Дагестане (на примере социального факультета Дагестанского государственного университета)'

Проблема профессиональной подготовки социальных педагогов в Дагестане (на примере социального факультета Дагестанского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна

В статье освещаются особенности профессии социального педагога, раскрываются проблемы его профессиональной подготовки, анализируются полученные результаты эксперимента, проведенного у студентов социального факультета Дагестанского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной подготовки социальных педагогов в Дагестане (на примере социального факультета Дагестанского государственного университета)»

60

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

References

1. Asadulaeva F. R The role of the mother tongue in the intellectual development of students. M., 2008.

2. Asadulaeva F. R. Linguistic processes and the place of native languages in the ethno-cultural education of younger schoolchildren in the elementary grades of the multiethnic environment. Karachaevsk, 2010.

3. Asadulaeva F. R. Optimality criteria and methods of teaching pupils by means of a national language-Makhachkala, 2010. 4. Asadulaeva F. R. Peimary pupils' study native languages in the multicultural environment // Primary Education, 20132. Vol. 4"57". P. 9-12. 5. Strakhova N. M. New approaches to the organization of the educational process // Primary school head teacher. 2003. # 3. P. 108.

Literatura

1. Asadulaeva F. R. Rol' rodnogo jazyka v intellektual'nom razvitii uchashhihsja. M., 2008. 2. Asadulaeva

F. R. Jazykovye processy i mesto rodnyh jazykov v jetnokul'turnom obrazovanii mladshih shkol'nikov v na-chal'nyh klassah polijetnicheskoj sredy. Karachaevsk, 2010. 3. Asadulaeva F. R. Kriterii i sposoby optim-al'nosti obuchenija uchashhihsja sredstvami nacional'nogo jazyka. Mahachkala, 2010. 4. Asadulaeva F. R. Izuchenie mladshimi shkol'nikami rodnyh jazykov v uslovijah polikul'turnoj sredy // Nachal'noe obrazovanie, 20132. T.T. № 4 «57». S. 9-12. 5. Strahova N. M. Novye podhody k organizacii obrazovatel'nogo processa // Zavuch nachal'noj shkoly. 2003. № 3. S. 108.

Статья поступила в редакцию 10.09.2014 г.

УДК 37

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ДАГЕСТАНЕ (на примере социального факультета Дагестанского государственного университета)

THE PROBLEM OF SOCIAL PEDAGOGUES’ PROFESSIONAL TRAINING IN DAGESTAN (on the example of the Social

faculty of Dagestan State University)

©2014 Атаева Д. З.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Ataeva D. Z.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье освещаются особенности профессии социального педагога, раскрываются проблемы его профессиональной подготовки, анализируются полученные результаты эксперимента, проведенного у студентов социального факультета Дагестанского государственного университета.

Abstract. The article deals with the features of the profession of social pedagogue, describes the problems of professional training, analyzes the results of the experiment conducted among students of the faculty of social Daghestan state University.

Rezjume. V stat’e osveshhajutsja osobennosti professii social'nogo pedagoga, raskryvajutsja problemy ego professional'noj podgotovki, analizirujutsja poluchennye rezul'taty jeksperimenta, provedennogo u studentov social’nogo fakul'teta Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta.

Ключевые слова: социальный педагог, деятельность, студент, теоретические знания, профессиональная направленность, специалист, социальный факультет, личность.

Keywords: social worker, activities, student, theoretical knowledge, professional orientation, professional, faculty of social, personality.

Kljuchevye slova: social’nyjpedagog, dejatel’nost’, student, teoreticheskie znanija, professional’naja naprav-lennost', specialist, social’nyj fakul’tet, lichnost’.

61

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

Главная сфера деятельности социального педагога - социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог осуществляет работу с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением, решают проблемы дисциплины и поведения учащихся, а также проблемы взаимоотношений школы и семьи. Не менее часто им приходится заниматься межличностными отношениями между детьми и проблемами их социальной дезадаптации. Вышесказанное дает основание говорить об актуальности профессиональной подготовленности социального педагога на современном этапе.

Анализ многочисленных исследований по данной проблеме показывает, что для эффективного выполнения должностных обязанностей, социальному педагогу необходимо хорошее знание теории и практических методов работы. Что касается практических методов, то можно говорить лишь о том, что социальные педагоги лишь ориентируются в них. Слабо используются такие методы, как групповая терапия, активное обучение, педагогическая коррекция и социальная диагностика. В изучении проблемы профессиональной компетентности социального педагога чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается отечественными учеными как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности.

Данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» [1; 6], либо как «уровень образованности специалиста» [3]. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную, а в качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности [4]. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма социального педагога.

Несмотря на целый ряд научно-методической литературы по данной проблеме, остаются актуальными противоречия между требованиями общества в сфере социальной педагогики и неготовностью большого количества молодых специалистов их выполнять. Постараемся разобраться в этом вопросе и выявить причины.

Среди факторов, которые затрудняют работу социального педагога в школах, наиболее существующий - низкая заработная плата.

Немаловажное значение для эффективной деятельности социального педагога имеет материально-техническая оснащенность рабочего места. Она включает в себя отдельный кабинет, телефон, необходимое количество стульев, столов, шкафов, компьютерную оснащенность, качественную учебно-методическую литературу.

Среди факторов внутри школьной жизни, снижающих уровень профессионального самочувствия, чаще отмечают отсутствие помощи со стороны классных руководителей; не менее часто - нормированный рабочий день, который не дает возможности работать днем вне школы; редко - работа школы в две смены и большой объем выполняемой работы.

Среди мер, способствующих улучшению качества профессиональной деятельности социального педагога - повышение своей квалификации, проведение семинаров, конференций, а также оснащение школы специальной методической литературой по организации и проведению социально-педагогической работы в школе, гибкий рабочий день и сокращение объема отчетов.

Социальный педагог как субъект характеризуется совокупностью параметров, которые выражают его «включенность в систему социальных коммуникаций типа «личность - государство», «личность - общество», «личность - социальная группа», «личность и другая личность». Коммуникативный подход на уровне личности социального педагога требует развития высокой коммуникативной культуры, определенных ком-муникативно-профессио-нальных качеств, позволяющих успешно осуществлять социальнопедагогическую деятельность [5. C. 12]. Таким образом, успешность социально-педагогического профессионализма зависит от повышения своей квалификации, проведения семинаров, конференций, а также оснащения школы специальной методической литературой по организации и проведению социально-педагогической работы в школе.

Социально-педагогический профессионализм в Дагестане проходит этап становления. В сложных социально-экономических, политических и духовно-нравственных условиях развития России любое новое начинание подвергается воздействию множества факторов, которые могут оказывать на него негативное влияние. Чтобы избежать этого, необходимо непрерывно совершенствовать социально-педагоги-ческий профессионализм.

Одной из кузниц подготовки социальных педагогов является социальный факультет Дагго-суниверситета, с 1993 года осуществляющий подготовку специалистов для системы социальной защиты населения.

Сфера деятельности и профессиональные возможности выпускников - самые широкие, от

62

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

работы в информационных центрах, сфере аудита, органах исполнительной власти (социальный блок) до учреждений образования различного профиля. Выпускники социального факультета работают в Пенсионном фонде, Управлении социальной защиты населения, реабилитационных центрах Министерства труда и социального развития, социально-психологических службах школ, детских садов, силовых, производственных и управленческих структур. В настоящее время на факультете получают образование студенты как дневного, так и заочного отделений.

Ежегодно на факультете проводятся конференции, посвященные проблемам самостоятельной работы студентов и особенностям социальной работы в регионах.

Основную роль в системе профессиональнообразовательной подготовки студентов играет практика. Принцип связи теории с практикой является одним из главных принципов, лежащих в основе образовательной работы в ВУЗе. Социально-педагогическая практика ставит следующие задачи: углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в ВУЗе; творчески применять разнообразные традиции в воспитательно-образовательной работе; развить интерес и любовь к профессии социального педагога; осознать необходимость научно -

исследовательской работы и целесообразность ее применения в образовательных учреждениях республики.

Студентами применяется комплекс разнообразных методик, которые позволяли выявить те сферы социализации, в которых у школьника наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в классе.

На кафедре общей и социальной педагогики социального факультета ДГУ ведется дисциплина «Социально-педагогические (общекультурные) компетенции в профессиограмме социального работника», осуществляется подготовка социального педагога по профилю «Социальная работа в системе образования» с квалификацией выпускника - бакалавр. С очной и заочной формой обучения. Изложение материала носит проблемно-дискуссионный характер и предполагает обсуждение феномена социальной работы с разных позиций, имеющих место в современной научной мысли, а также анализ теоретических положений с точки зрения их практической востребованности.

В процессе изучения курса студенты получают системное представление о возможностях социально-педагогической деятельности в своей будущей профессии, сфере ее применения, социальных функциях и роли в обществе через интеграцию теории и практики. Полученные в ходе изучения дисциплины «Социально-педагогические (общекультурные) общекультурные компетенции в профессиограмме социального работника» знания, являются составной частью региональной

подготовки, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 040400. 62 «Социальная работа».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование: а) общекультурных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению; б) профессиональных компетенций; в) организационно-управленческих; г) социальнопроектных.

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен знать: методы сбора, обобщения и анализа информации; требования к построению устной и письменной речи; формы и методы повышения своей квалификации и мастерства; способы поиска, хранения и переработки информации, основы работы с компьютером как средством управления информацией. А также уметь: ставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения; логически обосновывать высказанные положения, аргументировать их; анализировать свою деятельность и в соответствии с результатами анализа планировать работу по повышению своей квалификации и мастерства; находить, хранить, перерабатывать информацию, работать с компьютером, используя его как средство управления информацией. При этом он овладевает: способностью совершать основные мыслительные операции: анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать; навыками устной и письменной речи, навыками самопознания, самоанализа и самооценки, навыками работы на компьютере.

С 2014 года на факультете осуществляется магистерская программа «Межкультурная социальная работа в России и за рубежом» по профилю «Межкультурная социальная работа» с нормативным сроком обучения 2 года (Руководитель - доктор педагогических наук, профессор Б. Ш. Алиева).

Учебный план включает в себя: дисциплины общенаучного цикла (Социальная культура, Информационные технологии и др.); дисциплины, устанавливаемые факультетом (Этнокультурный компонент воспитания учащейся молодежи в условиях социально- экономических и политических изменений в современной России, Межкультурные аспекты педагогического общения социального работника и др.); дисциплины по выбору (Методология научного исследования в теории социально-педагогической работы, Межкультурная коммуникация и др.); профессиональные дисциплины (Педагогические основы формирования культуры социально-

экономических и трудовых отношений, Социально-педагогические методы межкультурной работы и др.); факультативы (Научноисследовательский семинар, Технологии профес-сионально-ориентирован-ного обучения, Тренинг профессионально-ориентированных: риторики, дискуссий и общения).

Психолого-педагогические науки •••

На факультете работает штат высококвалифицированных преподавателей, доктора и кандидаты наук.

Мы провели небольшой блиц-опрос среди студентов социального факультета, дабы выяснить, что они понимают под профессией социального педагога, в чем видят проблемы подготовки специалистов, задав им пять вопросов:

1. В чем заключается работа социального педагога?

2. Хотели бы Вы работать социальным педагогам?

3. С каким контингентом Вы бы хотели работать, будучи социальным педагогом?

4. Популярна ли профессия социального педагога?

5. Что необходимо сделать, чтобы возвысить профессию социального педагога?

Если на первый вопрос студенты ответили достаточно активно, то желание быть социальным педагогом для большинства оказалось отрицательным и в этом есть видимо немало причин. При этом респонденты, будучи социальными педагогами в большинстве хотели бы работать с детьми дошкольного возраста, затем с младшими школьниками и меньше - с детьми из проблемных семей. Большинство опрошенных считают, что профессия социального педагога не является популярной для них, примерно столько же опрошенных затруднились с ответом. На наш вопрос опрошенным, почему же они поступили учиться на социальный факультет, ответы были примерно такими: «родители настояли», «надо было куда то поступать, вот и выбрали этот факультет», только немногие ответили, что им нравилась эта профессия. Студенты считают, что повысить значимость профессии социального педагога надо и сделать это необходимо в первую очередь за счет повышения зарплаты, другие считают, что надо улучшить качество образования.

По результатам проведенного опроса становится ясным, что профессия социального педагога нужна обществу, но ее надо всячески популяризировать и качественно готовить.

Социальный педагог должен знать: основы социальной политики государства и социальноправовой защиты детства. Правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; теорию и историю социальной педагогики, теорию и методику диагностики личности и ее микросреды, формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; методы социологических исследований; инструментарий индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования [8. C. 186].

Правильно разработанный профессиональный портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать любой образованный человек, и свое-

63

образных, необходимых специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.

Основу психологической модели профессионализма составляют общие характеристики цивилизованной личности, отвечающие целям, задачам и принципам образования. Профессиональная направленность - одно из основных свойств личности профессионала. Она является особенностью системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Ее характеризует: положительное отношение к профессии, одобрение ее целей, задач, испытываемая потребность посвятить себя их достижению и решению; оценка ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, взвешенное отношение к ее трудностям; возможности самореализации и самоутверждения.

Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профессиональных целей. Профессия социального педагога, наряду с профессиями учителя, врача, юриста, социального работника и др., особенно тесно связана с моралью. Цель не может оправдывать применение таких средств, как обман, запугивание, грубость, черствость и равнодушие.

К профессионально важным моральнопсихологическим качествам социального педагога можно отнести трудолюбие, справедливость, добросовестность, ответственность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, демократичность, здравое служебное честолюбие и др.

Профессионально-деловая подготовленность как важное свойство личности профессионала тоже имеет структуру. Важное место в ней занимает профессиональное мастерство, то есть «профессиональная обученность, представленная совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений, имеющихся у специалиста» [7. C. 126].

Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-

административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

Подготовка социального педагога требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, а также формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность и др.

Кроме общественной значимости проблема профессиональной квалификации имеет еще существенное личностное значение. Отсутствие

64

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

документа о профильном образовании препятствует должностному росту сотрудников, не позволяет надеяться на повышение несправедливо низкой заработной платы. Кроме того, разворачивающаяся деятельность по лицензированию учреждений социального обслуживания и по аттестации социальных работников может поставить сотрудников без специального образования в трудное положение.

Потребность в развертывании максимально широкой системы подготовки и переподготовки кадров для социальной работы существует объективно. Ведь, несмотря на быстрый рост, силами действующих в настоящее время вузов ликвидировать дефицит специалистов для существующих социальных служб можно только за десятки лет. Кроме того, «быстрое приращение знаний в системе дисциплин, входящих в курс социальной работы, обусловливает необходимость регулярной профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров» [2. C. 87).

Итак, можно сделать следующие выводы. Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают её как призвание, которое даёт чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Важный момент социальной работы - убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, и должны позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Как правило, им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений.

Современный социальный работник должен быть специалистом в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбираться в правовых, нравственных, психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладать высокой юридической подготовленностью, медикопсихологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами.

Подготовка социальных педагогов основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности и др., представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов, определяемых тестированием, практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Педагогика. Личность гуманистических теориях, системах, технологиях. М., 2010. 290 с. 2. Болобонов В. Л. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 2011. 126 с.

3. Гершунский Б. С. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. : Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с. 4. Маркова А. К. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. Ф. Басова. М. : Академия,

2004. 284 с. 5. Петренко И. В. Профессия социальная работа // Полярная правда. 2005. № 31. С. 12-

15. 6. Розов Н. Х. Практическая педагогика в высшей школе: учебное пособие. М. : Издательство Московского университета, 2008. 160 с. 7. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М., 2009. 320 с. 8. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 2007. 232 с.

References

1. Bondarevskaya E. V. Pedagogy. The humanistic personality theories, systems and technologies. M., 2010. 290 р. 2. Balabanov V. L. Social pedagogy and social work abroad. M., 2011. 126 р.

3. Gershunsky B. S. Textbook for students of higher and secondary educational institutions. M. : Moscow psychological-social Institute, 1998. 432 р. 4. Markova A. K. Fundamentals of social work: Textbook for students of universities / edited by N. F. Basov. M. : Academy, 2004. 284 р. 5. Petrenko I. V. Profession of social work // Polyarnaya pravda. 2005. # 31. Р. 12-15. 6. Rozov N. Kh. Practical pedagogy in graduate

school: a training manual. M. : Moscow University Publishing, 2008. 160 р. 7. Filonov G N. Social pedagogy. Controlled potential and applied functions. M., 2009. 320 р. 8. Kholostova E. I. ТЬю Genesis of the social work in Russia. M., 2007. 232 р.

Literatura

1. Bondarevskaja E. V. Pedagogika. Lichnost' gumanisticheskih teorijah, sistemah, tehnologijah. M., 2010. 290 s. 2. Bolobonov V. L. Social'naja pedagogika i social'naja rabota za rubezhom. M., 2011. 126 s.

3. Gershunskij B. S. Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavede-nij. M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1998. 432 s. 4. Markova A. K. Osnovy social'noj raboty: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. N. F. Basova. M. : Akademija, 2004. 284 s.

5. Petrenko I. V. Professija social'naja rabota // poljarnaja pravda. 2005. № 31. S. 12-15. 6. Rozov N. H.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолого-педагогические науки •••

65

Prakticheskaja pedagogika v vysshej shkole: uchebnoe posobie. M. : Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta,

2008. 160 s. 7. Filonov G. N. Social'naja pedagogika. Upravljaemyj potencial i prikladnye funkcii. M.,

2009. 320 s. 8. Holostova E. I. Genezis social'noj raboty v Rossii. M., 2007. 232 s.

Статья поступила в редакцию 24.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.