Научная статья на тему 'Проблема профессиональной ориентации молодежи в контексте экономических и социальных преобразований в современной России'

Проблема профессиональной ориентации молодежи в контексте экономических и социальных преобразований в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ВЛАДИВОСТОК / YOUTH / ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ / PROFESSIONAL ORIENTATION / THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL GUIDANCE / THE MESSAGE OF THE PRESIDENT OF THE FEDERAL ASSEMBLY / VLADIVOSTOK / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинковская Наталия Витальевна, Голянкин Евгений Олегович

В статье анализируются методики, способы работы в части профессиональной ориентации, а также проблемы, с которыми сталкиваются вузы в данном направлении работы. На примере ряда университетов показывается, какая работа ведется в направлении профессиональной ориентации молодежи. С помощью простого сравнения предоставляется великолепная возможность увидеть, насколько разносторонним и гибким может быть процесс профессиональной ориентации молодежи в вузах нашей страны. Также в статье имеется оценка ученых и практиков, занимающихся данным направлением в течение продолжительного времени. Данная статья раскрывает понятие «профоринтационная деятельность» вузов и рассматривает, на что направлена сама деятельность, что в свою очередь вносит достаточное объяснение и показывает ценность данного направления работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинковская Наталия Витальевна, Голянкин Евгений Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of professional orientation of young people in the context of economic and social transformation in modern Russia

This article analyzes the methods, ways of working in terms of professional orientation, as well as challenges faced by universities in this area of work. For example, a number of universities shows what work is conducted in the direction of a professional orientation of young people. With a simple comparison provides a great opportunity to see how versatile and flexible can be a process of professional orientation of young people in the universities of our country. Also in the article, there is an estimate of scholars and practitioners involved in these areas a large number of years. This article reveals the concept proforintatsionnoy activities of universities and that the directions of the activity itself, which in turn makes a sufficient explanation, and shows the value of this area of work.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной ориентации молодежи в контексте экономических и социальных преобразований в современной России»

Социология

УДК 378.14

Проблема профессиональной ориентации молодежи в контексте экономических и социальных преобразований

в современной России

Аннотация

В статье анализируются методики, способы работы в части профессиональной ориентации, а также проблемы, с которыми сталкиваются вузы в данном направлении работы. На примере ряда университетов показывается, какая работа ведется в направлении профессиональной ориентации молодежи. С помощью простого сравнения предоставляется великолепная возможность увидеть, насколько разносторонним и гибким может быть процесс профессиональной ориентации молодежи в вузах нашей страны. В статье также имеется оценка ученых и практиков, занимающихся данным направлением в течение продолжительного времени. Данная статья раскрывает понятие «профоринтационная деятельность» вузов и рассматривает, на что направлена сама деятельность, что в свою очередь вносит достаточное объяснение и показывает ценность данного направления работы.

I Ключевые слова: молодежь, профессиональная ориентация, развитие профессиональной ориентации, послание Президента Федеральному собранию, Владивосток.

N.V. Shinkovskaya, Е.О. Golyankin

The problem of professional orientation of young people in the context of economic and social transformation in modern Russia

Abstract

This article analyzes the methods, ways of working in terms of professional orientation, as well as challenges faced by universities in this area of work. For example, a number of universities shows what work is conducted in the direction of a professional orientation of young people. With a simple comparison provides a great opportunity to see how versatile and flexible can be a process of professional orientation of young people in the universities of our country. Also in the article, there is an estimate of scholars and practitioners involved in these areas a large number of years. This article reveals the concept proforintatsionnoy activities of universities and that the directions of the activity itself, which in turn makes a sufficient explanation, and shows the value of this area of work.

I Keywords: youth, professional orientation, the development of vocational guidance, the message of the President of the Federal Assembly, Vladivostok.

Проблема профессиональной ориентации молодёжи в нашей стране, как показывает анализ, имеет две стороны. С одной стороны, это - система мер для создания условий, обеспечивающих молодежи свободный и осознанный выбор специальности, имеющая соответствующую структурную

составляющую. Элементами этой структуры являются: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор и уже непосредственно - само трудоустройство и адаптация по месту работы. Вторая сторона имеет социальную направленность. Выбор профессии молодым

Sociology

человеком, как принято считать, отталкивается от трёх точек: хочу, могу, надо. Принцип первый: человек сам, вправе решать какой, деятельностью он хочет заниматься, таким образом, первое слагаемое можно свести к вопросу, задаваемому человеком самому для себя: «Чего я хочу?». Слагаемое второе сводится к вопросу, который должна задавать себе самоопределяющаяся личность: «Что я могу?». И третье слагаемое появляется с учётом потребности общества и определяется наполняемостью рынка труда. Человек, выбирающий профессию должен чётко понимать кому это нужно. Зона совпадения всех трёх составляющих и есть зона оптимального выбора профессии [1].

По существующей оценке большинства ученых и практиков «уже более двух десятков лет эта система в нашей стране разбалансирована и совершенно не отвечает современным требованиям» [2]. Выражается это в несоответствие потребностей рынка в специалистах определенного профиля и уровня подготовки и контингенте предлагаемых вузами выпускников.

Обусловлено это тем, что при резкой перемене характера экономического строя в нашей стране не все общественные структуры могут быстро реорганизоваться и подстраиваться под новые условия. Следует отметить, что возникновение данной проблемы не является показателем не только медленной работы структур власти. Смена общественного и экономического строя в стране была глобальной и революционной. И при такой схеме, как мы понимаем невозможно в кратчайшие сроки путём реформ произвести перемены во всех сферах жизнедеятельности общества. Отечественная система начального и среднего профессионального образования, и подготовки прошла сложный исторический путь становления - от разрозненных мастерских и ремесленных школ к сети фабрично-заводских училищ и далее, к полноценной системе профессионально-технических училищ и техникумов. При этом на всех этапах своего развития система начального профессионального и среднего профессионального образования формировалась в соответствии с социально-экономической ситуацией в стране, обеспечивая в различные периоды исторического развития государства

квалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена реальный сектор экономики и социальную сферу. И сегодня это остается одной из важнейших задач. Но наряду с этим с каждым днём становится всё более важной задачей повышение уровня подготовки выпускников вузов, ее решение ложится на образовательное учреждение, совместно с государственными структурами. Эффективность этой работы связана с тем, что ее необходимо начинать ещё в тот момент, когда молодой человек стоит перед выбором профессии, учебного заведения, является потенциальным абитуриентом.

Под профориентационной деятельностью вузов, подразумевается работа (система мер), направленная на ориентирование абитуриентов в выборе профессии. Данная система призвана учитывать, как индивидуальные личностные особенности молодого человека, так и потребности рынка труда в специалистах на сегодняшний день [3, с. 79]. Именно для реализации этой цели была принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [4]. Основную цель государственной молодежной политики можно определить, как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие ее потенциала и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны. Главной целью государственной программы является обеспечение качественного образования граждан России, уровень качества которого должен соответствовать требованиям стремительно меняющейся экономики. В контексте данной цели определяются задачи. Первой задачей является формирование гибкой, и подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающего человеческий потенциал, системы, способной обеспечить как текущие, так и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации. Осуществляться это должно посредством изменения структуры системы образования, которая должна создать гражданам возможность получения непрерывного образования. Это и формирование сети ведущих вузов, стимулирующих модернизацию системы в целом, и развитие структуры профессионального образования и расширение участия работодателей в процессе развития профессионального образования и постоянная модернизация методов современного обучения. Вторую задачу можно определить, как совершенствование механизма доступности школьного и дополнительного образований, независимо от места жительства, социального статуса, состояния здоровья. Должны усовершенствоваться и создаваться более современные условия обучения. Немаловажное место отводиться сетевому взаимодействию средних и высших учебных заведений. В качестве третьей задачи можно выделить, как непременное условие, совершенствование образовательных программ, для выведения качества образования на современный уровень. Осуществляться это будет путём стимулирования качественного труда педагогических работников, внедрения современных стандартов общего образования. Четвертая задача определяется как создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение

Социология

системы оценки качества образования. Пятая задача -создание эффективной системы по самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Именно пятая задача государственной программ впрямую перекликается с темой данной работы. Система профориентационной работы и направлена на решение проблемы самоопределениюяи самореализации молодёжи.

Любое высшее учебное заведение проводит постоянную работу по реализации задач в области повышения конкурентоспособности своего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Для примера рассмотрим практику работы некоторых вузов в данном направлении. Красноярский Государственный Аграрный Университет (КрасГАУ) [5]. Основную цель профориентационной работы данное учебное заведение определяет, как формирование у молодёжи направленности на неоспоримость профессионального самоопределения. Происходить это должно путём выработки побудительных действий к активному поиску. У учащихся средних учебных заведений должен быть выработан чёткий рефлекс в области важности профессионального самоопределения.

Осуществляется это путём выработки побудительных процессов к поиску и выбору, а самое главное, самостоятельному принятию решения в плане профессиональной ориентации. У молодого человека должен быть сформирован интерес к аграрным профессиям, к разработке и решению аграрных проблем, желание принимать участие в системе возрождения села. Потенциальные абитуриенты должны понимать перспективность и важность проблемы развития аграрного сектора и иметь живой интерес к приложению своих сил в данном направлении деятельности. Систему

профориентационной работы университета можно разделить на два направления. Как и в общей системе это пассивная и активная ветвь. К пассивному направлению можно отнести организацию лекториев, бесед о направленности профессионального обучения, оформление информационных стендов, выпуск другой рекламной печатной продукции. Силами преподавательского и студенческого состава регулярно проводятся «дни открытых дверей», распространяется напечатанная реклама о вузе. Преподаватели выступают в СМИ, доводя до потенциальных абитуриентов и их родителей информацию о данном учебном заведении. Ведётся постоянная работа по организации спортивных секций, научных лагерей, клубов и кружков с целью привлечения в них учащихся средних учебных заведений. Организована регулярная

консультационная работа по пропаганде образовательных услуг, предлагаемых вузом, для чего привлекаются представители СМИ. Для школьников организуются олимпиады по различным предметам.

Представляет интерес опыт Липецкого Государственного Технического Университета ЛГТУ [6]. В 2003 г. при вузе была создана лаборатория социально - психологических исследований. В 2010 г. Была произведена её реорганизация в отдел по профориентационной работе, что является структурным подразделением Управления по воспитательной и социальной работе Липецкого государственного технического университета. Основным направлением деятельности данного подразделения является профориентационная работа. Специалисты данного центра видят понимают эту работу, как комплекс мер, помогающий молодому человеку самоопределиться в направлении будущей специальности с учётом личностных особенностей человека, сформировать у будущего абитуриента достаточный багаж знаний об образовательных услугах, что должно способствовать улучшению ориентации его на рынке труда и образовательных услуг с учётом социально-экономической ситуации.

Для формирования конкурентоспособной политики ЛГТУ осуществляется система комплексной работы на довузовском, вузовском и послевузовском этапах. Таким образом, создаётся единая, комплексная система профориентации. В ЛГТУ

профориентационная работа проводится, отталкиваясь от личностных особенностей профессиональных абитуриентов. Работа с учащимися начинается ещё в общеобразовательной школе. Упор в профориентационной работе делается на привлечение преподавательского состава и студентов к мероприятиям разработанным университетом по профессиональной ориентации молодёжи. Образовательные потребности абитуриентов, должны быть приведены в полное соответствие с потребностями рынка труда и личностных особенностей и стремлений молодого человека. Это обеспечивается организацией плотного

взаимодействия со средними учебными заведениями города Липецка и Липецкой области, что помогает, например, сформировать контингент студентов ещё в период довузовской подготовки. Производятся постоянные маркетинговые исследования для формирования студенческого контингента вуза. Большое внимание уделяется налаживанию прочных контактов с преподавателями школ, средних профессиональных учебных заведений, а также предприятий, которые выступают как потенциальные работодатели.

Активная системная и весьма эффективная, на наш взгляд, работа по профессиональной ориентации проводится во Владивостокском государственном университете экономике и сервиса (ВГУЭС). Социально-экономическая перестройка в стране в конце 80 годов привела многие высшие учебные заведения к формированию новых специальностей, более востребованных на рынке труда. Система

Sociology

образования вынуждена была подстраиваться под экономические пересмены, претерпеваемые всей страной. Менялась экономическая ситуация, значительные изменения претерпевал и рынок труда. Уходил в прошлое ряд специальностей и профессий и на их местах зарождались новые, более отвечающие новым требованиям. По инициативе ректора ВГУЭС Геннадия Иннокентьевича Лазарева начала создаваться отдельная структура, целью которой было увеличение набора абитуриентов, привлечение как можно большего количества вчерашних школьников для прохождения дальнейшего обучения в университете. В 1999 году в составе университета был создан центр маркетинга «Перспектива». Целью его было изучение новых потребностей рынка труда, в свете изменяющейся экономической ситуации в стране и создания новых, более востребованных специальностей для обучения. В 2000 году данная структура переросла в Управление по маркетингу ВГУЭС. В этот период его деятельность носила преимущественно информационный характер. До потенциальных абитуриентов и их родителей доносилось максимально возможное количество информации об уже существующих и вновь организуемых специальностях. Была разработана система деятельности, основанная на принципе обратной связи. Данная схема давала возможность ОПО (отделу профессиональной ориентации) совместно с ОМИ (отделом маркетинговых исследований) ставить задачи и получать информацию для их решения. Результатом деятельности явилось то, что уже через два года со многими средними учебными заведениями Приморского края ВГУЭС работал на постоянной основе.

С 1997 года существует ещё одна структура «Отдел довузовских образовательных программ» (ОДОП). ОДОП нацелен на решение двух основных задач -способствовать профессиональному выбору школьников и повышать интеллектуальный уровень привлекаемых абитуриентов. В первом случае работа осуществляется путём бесед, лекториев, проведения «дней открытых дверей», организации прямого общения школьников с преподавателями и студентами вуза. Во втором случае наиболее одарённые учащиеся выявляются посредством тестирования, проведения тематических конкурсов, олимпиад. И далее осуществляется индивидуальная работа с наиболее заинтересовавшими университет абитуриентами. Для этой же цели были созданы: Многопрофильный открытый лицей, профильные лагеря, подготовительные курсы, Малая компьютерная академия. Деятельность осуществлялась под девизом: «К успеху в учёбе, карьере, жизни - со школьной скамьи».

Вся эта многоплановая и кропотливая работа привела к созданию в 2004 году центра «Абитуриент» [7]. Основные задачи центра были сформулированы таким образом:

1. Поиск и привлечение в университет наиболее успешных школьников и студентов.

2. Координация деятельности Университета по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.

Центр «Абитуриент» на сегодняшний день представляет, единую, очень мощную систему, проникающую во все виды и сферы деятельности ВГУЭС.

Литература

1. Машин С.В. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современных школах / С.В. Машин, А.А. Поляруш // Теория и практика общественного развития. - 2010. -№4. - С. 115-120.

2. Пряжников Н.С. Перспективы развития профориентации в системе кадровой политики государства. Проблемы профориентационной работы в современных условиях: Материалы Всеросс. научно-практич. конф. 25-26 марта 2010 г. / Под ред. В.И. Загвязинского и др. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. -224 с.

3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. - М., 2002. - 79 с.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь1р://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 09.12.2015).

5. Информация для абитуриентов Красноярского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kgau.ru/new/abiturient/ (дата обращения: 09.12.2015).

6. Информация для абитуриентов Липецкого государственного технического университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stu.lipetsk.ru/ (дата обращения: 09.12.2015).

7. Информация для абитуриентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vvsu.ru/abiturient/ (дата обращения: 09.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.