Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Эльвира Маннуровна, Юдашкина Валентина Владимировна, Ковалевская Светлана Александровна, Лалетина Наталья Дмитриевна

В статье раскрывается содержание понятия «профессионального самоопределения». Приводятся и интерпретируются результаты исследования о мотивированности студентов к получению профессионального образования и готовности к осознанному профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Эльвира Маннуровна, Юдашкина Валентина Владимировна, Ковалевская Светлана Александровна, Лалетина Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OFSTUDENTS IN SOCIOLOGICAL DISCOURSE

The paper investigates the content of the «professional self-determination» concept. The study results on the students motivation to receive vocational education and their readiness for informed professional self-determination are mentioned and interpreted.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

УДК 378

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN SOCIOLOGICAL DISCOURSE

Э. М. Шарипова, В. В. Юдашкина, С. А. Ковалевская, Н. Д. Лалетина

E. M. Sharipova, V. V. Udashkina, S. A. Kovalevskaya, N. D. Laletina

Ключевые слова:

профессиональное развитие личности; профессиональное самоопределение; трудовой выбор

Key words:

self-determination; high education; professional self-determination

Деятельность профессиональной образовательной организации считается успешной в том случае, если молодой специалист, завершивший обучение, обладает не только всеми необходимыми профессиональными навыками, компетенциями и способностью эффективно решать профессиональные задачи, но и при условии, если у него сформировано профессиональное самоопределение, включающее готовность к профессиональной самоидентификации и проектированию своего профессионального будущего.

Проблема профессионального самоопределения студентов в последнее десятилетие привлекает особое внимание ученых и практиков. Массовый характер получения высшего образования, не всегда осознанный выбор специальности, потеря мотивации к будущей профессиональной деятельности, нечеткие представления о профессии приводят к тому, что многие студенты не всегда эффективно завершают путь профессионального самоопределения даже к моменту окончания обучения. Согласно современным социологическим исследованиям, большинство зрелых людей, состоявшихся специалистов, работают не по специальности, которую получили в вузе, либо приходят к пониманию «своей профессии» только после получения второго высшего образования. Так, по данным Росстата, молодежная безработица в России увеличилась после мирового финансового кризиса 2008 года. И наибольшее количество безработных именно среди молодежи. В 2015 году в возрастной группе 15-24 лет уровень безработицы достигал 15,1 % при среднем уровне безработицы по стране в тот же период в 5,8 %. Самый высокий уровень безработицы был выявлен в возрастных группах 15-19 лет (31,4 %) и 20-24 лет (13,4 %). Безработица среди молодежи 20-29 лет превышает уровень среди людей среднего возраста (30-49 лет) в 3,7 раза [6]. Статистические данные из отчета «О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования , востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях» (2013 г.) показывают, что 57 % выпускников в Российской Федерации работают по учебной специальности, остальные занимаются другим видом деятельности [3].

Главными причинами такой ситуации являются отсутствие сформированных четких мер по профориентации студентов; недостаточная связь в деятельности вуза и производств, а также служб занятости; рассогласованность профессионального выбора молодежи с потребностями рынка труда.

Современные студенты уже на 2-3 курсах начинают задумываться о будущем месте

трудоустройства, пробуют себя в разных сферах деятельности, чтобы в результате найти свое направление применения профессиональных компетенций. Широкий профиль подготовки специалистов на бакалавриате предполагает существование нескольких возможных вариантов развития студентов в профессии. Облегчить студентам задачу по проектированию своего профессионального будущего возможно через их профессиональное самоопределение.

Успех профессионального самоопределения и реализация планирования профессионального будущего во многом зависит от способностей и умений человека адекватно оценивать свои стартовые возможност,иимеющиеся ресурсы и свой потенциал, а также внешние условия, способствующие реализации его идей.

В связи с этим особый интерес представляет изучение проблем профессионального самоопределения у современных студентов технических направлений, в особенности мотивационно-ценностные критерии.

Обосновывая актуальность педагогического изучения проблемы, мы учитываем, что профессиональное самоопределение как одна из форм самоопределения личности исследуется главным образом с психологической и социально-психологической точек зрения. В отечественной и зарубежной педагогике, психологии и социологии накоплен большой опыт в области профессионального самоопределения.

Проблемами профессионального самоопределения личности и профориентации занимались такие ученые, как М. Р. Гинзбург, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников,

A. Д. Сазонов, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир и др. Вызывает особый интерес то, что данные исследования акцентируют внимание на личностном аспекте профессионального самоопределения.

Большая часть научных работ зарубежных и отечественных авторов посвящена профессиональное самоопределение школьников (И. С. Кон, А. М. Кухарчук,

B. В. Овсянников, Г. Рис, Д. Сьюпер, Д. Тидеман, Х. Томэ, Д. Холланд и др.), однако, мы считаем, что профессиональное самоопределение становится особенно актуальным на этапе профессионального образования. Студенты высших учебных заведений находятся на пути овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками в рамках определенной профессии.

Предметом нашего внимания стал этап профессионального самоопределения личности в процессе обучения в высшем учебном заведении. В условиях учебно-профессиональной деятельности студентов профессиональное самоопределение становится целенаправленным и последовательно осуществляемым процессом оценки себя и своих возможностей в избранной профессии. Над проблемами профессионального самоопределения во время обучения в вузе работали следующие авторы:

• Ю. А. Федорова изучала профессиональное самоопределение студентов, обучающихся в вузах [7];

• Т. А. Колесникова предложила определение мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей [4];

• Е. С. Толстолес проанализировала особенности формирования профессионального самоопределения студентов в процессе обучения (на примере студентов медицинских вузов) [5];

• С. Ф. Шляпина (2006 г.) предложила осуществлять профориентацию через индивидуальный подход педагога к каждому студенту [9].

Изучив данные исследования, мы можем отметить следующее: во время обучения и последующей реализации полученных навыков формируется модель выбранной профессии, которая связана с рядом социальных и психологических процессов, таких как осознание, осмысление, оценка и поведение. Сначала личность должна осознать свои

индивидуальные, психологические свойства и особенности, после этого происходит понимание профессиональных свойств, способностей, возможностей и интересов, осмысление отношения человека к будущей профессии, и, как итог, изменяются основные индикаторы профессионального самоопределения студентов. В то же время анализ работ [2, 5, 7, 9] показал, что уровень профессионального самоопределения студентов на этапе обучения в вузе недостаточно развит, поэтому необходимо создавать условия, способствующие развитию профессионального самоопределения учащихся.

Н. С. Пряжников выделяет следующие виды профессионального самоопределения

[4]:

• самоопределение в конкретных трудовых функциях, когда человек ограничен рамками своей деятельности, но может проявить настоящее мастерство, профессионализм;

• самоопределение в рамках определенного трудового процесса, ситуация, когда возможности самореализации расширяются, но рамки трудовой деятельности еще недостаточны для полноценной самореализации в профессии и саморазвития;

• самоопределение в рамках специальности, что дает человеку возможность выбирать разные места работы, сохраняя при этом свою основную специальность;

• самоопределение в профессии дает человеку возможность реализоваться профессионально в рамках смежных специальностей.

Во время обучения профессиональное самоопределение часто связано с выбором и уточнением профессиональных ролей в рамках уже выбранной специальности/направления, а в последующем — с выбором места работы.

Активное профессиональное самоопределение включает в себя процессы:

• самопознания (осознание собственных профессиональных интересов , склонностей, предпочтений, личностных особенностей, которые могут повлиять на развитие себя как профессионала);

• самооценивания (сравниваются результаты самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии); саморазвития (целенаправленное формирование в себе таких качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности) [8].

Готовность студентов к профессиональному самоопределению определяют следующие критерии:

• когнитивный — степень представления учащихся об индивидуальных психических и физиологических качествах; степень ознакомления с содержанием профессиональной деятельности; степень информированности учащихся об общих и специальных, профессионально важных качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности;

• мотивационно-ценностный — наличие мотивации и активности учащихся; студент осознает личностную и общественную значимость будущей профессии; присутствует связь интересов с ценностными ориентациями, эмоциональными переживаниями, волевыми усилиями, вниманием;

• деятельностно-практический — студент может соотнести свои индивидуальные особенности и профессиональные требования к профессии, владеет основными приемами работы.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального самоопределения личности является способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свое профессиональное будущее.

Таким образом, мы видим необходимость выделения в качестве одной из первостепенных задач вуза создание условий для формирования у будущих специалистов

навыков проектирования своей профессиональной деятельности, готовности к решению профессиональных задач. Профессиональная готовность выпускника складывается из нескольких параметров — это и знания, умения и навыки, приобретенные им в процессе обучения, а также такой важный компонент, как профессиональное самоопределение.

Мы предлагаем следующие этапы формирования профессионального самоопределения учащихся и студентов:

• разработка четкой системы по профориентации школьников и студентов;

• формирование профессионального выбора молодежи с учетом потребностей рынка труда;

• проведение тестирований и собеседований с целью определения профессионального направления школьников;

• проведение дней открытых дверей в учебных заведениях, экскурсий на предприятия, встреч со специалистами/профессионалами;

• налаживание связи школа — вуз — производство;

• помощь выпускникам с поиском работы;

• сотрудничество со службами занятости;

• предоставление возможности повышать квалификацию в полученной профессии или переучиться на другую профессию.

Предложенная система предполагает начинать профориентационную работу со школьниками, развивать и продолжать ее в вузе, и в последующем, когда студенты уже окончили вуз, у них должна быть возможность продолжить обучение, повысить или поменять квалификацию.

Библиографический список_

1. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.

2. Колесникова Т. А. Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. - № 76-2. - С. 132-138.

3. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных направлениях подготовки, специальностях и профессиях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях (по результатам мониторинга, проведенного в 83 субъектах Российской Федерации): аналитический доклад. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. - 356 с.

4. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

5. Толстолес Е. С. Специфика формирования и структура профессионального самоопределения личности в процессе обучения (на примере студентов-медиков) // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - Вып. 11 (139). - С. 113-117.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/150.htm.

7. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 269-273.

8. Шевелева Е. И. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. - 2016. - № 18. - С. 196-198.

Шляпина С. Ф. Формирование профессионального самоопределения студентов вуза // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 7. - С. 198-202._

Сведения об авторах Шарипова Эльвира Маннуровна,

к. социол. н., доцент кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89829207464, email: elvira_sha2009@mail.ru

Юдашкина Валентина Владимировна, ассистент кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89612031186, e-mail: brentano@yandex.ru

Ковалевская Светлана Александровна, переводчик кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89617806226, e-mail: 0509_87@mail.ru

Лалетина Наталья Дмитриевна, переводчик первой категории кафедры иностранных языков, Тюменский

индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89044998885, e-mail: laletina_75@mail.ru

Information about the authors

Sharipova E. M., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, phone: 79829207464, e-mail: elvira_sha2009@mail.ru

Yudashkina V. V., Assistant at the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, phone: 89612031186, email: brentano@yandex.ru

Kovalevskaya S. A., Translator at the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, phone: 89617806226, email: 0509_87@mail.ru

Laletina N. D., Translator of the first category at the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, phone: 89044998885, e-mail: laletina_75@mail.ru

УДК 316.354:351/354

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ «Z» КАК ПОСЛЕДСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

SOCIAL EXCLUSION AMONG GENERATION Z REPRESENTATIVES

AS A CONSEQUENCE OF CHANGING PARADIGM OF HIGHER EDUCATION

Е. Е. Шестернин, М. Л. Белоножко, В. В. Майер

E. E. Shesternin, M. L. Belonozhko, V. V. Maier

Ключевые слова:

социальная эксклюзия; социальная дискриминация; высшее образование; теория поколений

Key words:

social exclusion; social discrimination; higher edu-

cation; theory of generations

Уже через пять лет представители поколения «2» будут поступать в высшие учебные заведения, чтобы реализовать себя в социальном плане, обрести необходимые навыки и знания для успешного поиска работы и своего места в этом мире. Когда мы говорим о пяти годах, сначала кажется, что время еще есть, что вузы успеют преобразоваться, внедрить новые учебные программы и накопить достаточно опыта, чтобы будущие выпускники могли реализовать свой потенциал. Однако реальность диктует свои условия, коренные преобразования в системе высшего образования нужны уже сейчас, чтобы успеть отработать новые программы и не уступать в конкурентном плане ожиданиям будущих абитуриентов. Если 100 лет назад высшее образование являлось системой подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.