Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в контексте потребностей региона в кадрах
Черкасова Ирина Ивановна,
канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет E-mail: [email protected]
Черкасов Андрей Владимирович,
студент, НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента E-mail: andreycherkasov00@ gmail.com
Яркова Татьяна Анатольевна,
д-р пед. наук, профессор, научный сотрудник отдела по научной и проектной деятельности, Тюменский государственный университет, E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения старшеклассников. В современных условиях возрастает роль регионов в решении локальных социально-экономических проблем. В связи с этим региональные власти предпринимают попытки в развитии системы профессиональной ориентации разных категорий населения, осуществляют поиск механизмов закрепления молодежи в регионе. Для повышения эффективности этой работы требуется знание особенностей выбора профессии старшеклассниками, их мотивов и потребностей, уверенности в выборе профессии, знании не только ее привлекательных сторон, но и возможных трудностей и противоречий. Сравнительный анализ данных аспектов профессионального самоопределения старшеклассников, проживающих в городе и сельской местности, составляет основное содержание статьи. В анкетировании приняли участие 355 учащихся 10-11 классов городских и сельских школ Тюменского региона.
На основе эмпирических данных делаются выводы о противоречивости позиций выпускников школ в выборе профессии, недостаточном учете потребностей территории в кадрах, на которой они проживают, что актуализирует поиск инновационных подходов к профессиональной ориентации в соответствии со спецификой региона.
Ключевые слова: потребности региона в кадрах, профориен-тационная работа, профессиональное самоопределение, выбор профессии, мотивация выбора профессии.
о с
CJ
см <о
Работа выполнена в рамках реализации проекта № 20-413720011 «Разработка модели профессиональной ориентации, самоопределения и самореализации населения Тюменской области в условиях трансформации социально-экономического пространства» (грант РФФИ-Тюменская область, договор № 20-413-720011\21).
Проблемы развития регионов в последнее время являются предметом повышенного внимания со стороны государства. Ориентиры освоения территорий, заданные Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 №07-р); Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N683); Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (Закон Тюменской области от 24 марта 2020 года № 23) направляют на поиск научных и практических решений проблем освоения потенциала регионов. Одной из таких проблем является проблема развития человеческого капитала как ресурса развития Тюменской области.
Развитие человеческого капитала в условиях быстрого технологического освоения ее природных ресурсов и сохраняющихся традиционных форм хозяйствования проживающего на данной территории населения - фундаментальная задача, решение которой определяет научный поиск зарубежных и отечественных исследователей в области естественных и гуманитарных наук.
Проблема часто заключается не столько в отсутствии политических и экономических ресурсов, сколько в недостаточной научной обоснованности современной системы профессиональной ориентации, профессионального выбора и профессиональной самореализации представителей всех возрастных категорий населения, как актуальной задачи широкого круга субъектов, а не только образовательного сообщества [3]. Исследование факторов и механизмов обоснованного профессионального самоопределения и самореализации личности в непрерывно меняющемся поле профессий позволит создать условия для планирования жизненного пути и динамического развития человеческого капитала региона.
В целях построения эффективной системы про-фориентационной работы в регионе необходим анализ проблем профессионального самоопределения, профессионального выбора разных категорий населения, в том числе выпускников школ как кадрового резерва региона.
Тюменская область является уникальной территорией, в которой органично сочетаются традиционные формы хозяйствования с современным наукоемким производством в условиях городской и сельской среды.
На выявление особенностей, проблем, мотивов и потребностей сельских и городских стар-
шеклассников в профессиональном самоопределении было направлено данное эмпирическое исследование. Основным методом исследования явилось анкетирование. В нем приняло участие 355 городских и сельских школьников 10-11 классов. В анкете сочетаются вопросы открытого и закрытого типа. Окончательный вариант анкеты был получен после запуска пробных вариантов и их последующего обсуждения. Анкета позволила получить информацию о профессиональных намерениях школьников, интересах, мотивах, источниках выбора профессии, организации профориентаци-онной работы в школах, наиболее привлекательных профессиях для современной молодежи, на-
Таблица 1. Сведения о мотивах выбора профессии (%%)
личии реального и идеального проектов выбора будущего и ряд других данных. Анкета состояла из 24 вопросов. Для осуществления дифференцированного подхода учитывались пол, социально-экономический район проживания (город, райцентр, село), возраст, успеваемость. В данной статье проанализированы лишь некоторые аспекты проведенного опроса, в частности, мотивация выбора профессии, глубина осведомленности о предмете выбора, обоснованность проекта профессионального самоопределения.
Сравнительный анализ мотивов школьников, проживающих в городской и сельской местности представим в виде таблицы (Таблица 1).
№ Мотивы выбора Количество ответов
п/п Городские школьники Сельские школьники Всего
%% ранг %% ранг %% ранг
1. Считают себя способными к избираемой области деятельности 17,3 3 7,4 5 15,6 3
2. Работа творческая, требует смекалки 4.8 7 13,8 2 6,5 4
3. Работа нужная и важная для общества 27,6 1 44,4 1 30,5 1
4. Высокий заработок 7,1 4 - 10 5,8 4
5. Работа легкая, не вредная для здоровья 5,5 5 3,7 6 5,3 5
6. Работа престижная 18,1 2 11,1 4 16,9 2
7. Позволяет работать за рубежом 2,4 11 3,4 7 3,2 10
8. Влияние семьи, ее традиций 5,3 6 11,2 3 4,5 8
9. Влияние друзей 3,9 9 2,8 8 3,9 9
10. Другие мотивы 4,5 8 - 10 5,2 7
11. Затруднились ответить 3,5 10 2,2 9 2,6 11
Итого: 100 100 100
Как видно из таблицы, общее первое ранговое место занимает мотив «профессия нужная и важная для общества». Дифференцированные же сведения показывают, что воздействие территориального фактора отчетливо прослеживается и на распределении мотивационных установок учащейся молодежи при выборе профессии. Так, чуть меньше половины (44,4 процента) школьников, проживающих в сельской местности, привлекают общественно значимые профессии. У школьников городских школ данный мотив стоит также на первом месте, однако предпочли его 27,6 процента. На общем втором месте оказался мотив «профессия престижная». У старшеклассников сельских школ он вышел на четвертое место, пропустив вперед мотивы «работа творческая, требует смекалки» и «влияние семьи, её традиций». В целом это говорит о том, что почти для половины выпускников важными являются общественно значимые мотивы выбора и полезность этих профессий для общества.
Такая достаточно высокая степень зависимости между выбором профессии и современной потребностью в кадрах в оценке школьников сви-
детельствует о положительном фоне для закрепления кадров на территории. Однако она недостаточно используется в профориентационной работе школы на социально значимые для данной местности профессии. Проведенное нами исследование представлений учащихся о кадрово-профессиональных потребностях региона показало, что практически каждый второй ученик неправильно представляет приоритетную потребность в кадрах. Недостаточно учитывается и территориальный фактор - различие в отношении к труду учащихся сельских и городских школ. Например, 51% сельских школьников считают наиболее важными традиционные аграрно-промысловые профессии и сориентированы на них. Среди учащихся городских школ выпускников, желающих связать свою судьбу с сельским хозяйством, практически нет.
Общее третье место (пятое для лиц, проживающих в сельской местности) занял мотив «считаю себя способным к избираемой области деятельности». Этот факт можно считать отрадным, так как самооценка особенностей и возможностей овладения конкретной деятельностью увели-
чивает обоснованность выбора. Кроме того, долгое время этот фактор являлся наиболее слабой стороной профессионального самоопределения, прежде всего, потому, что не воспринимался самими школьниками в качестве важного условия выбора профессии. Достаточно привести данные, полученные в конце 20 века, например, в работах П.А. Шавира: лишь 3% опрошенных старшеклассников мотив «наличие способностей к данной деятельности» отнесли к категории значимых; И.В. Михайлова: 1% опрошенных мотивировали выбор профессии осознанием своих способностей; А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер и др. [4]. В нашем же исследовании 15,6% современных старшеклассников назвали этот фактор в числе наиболее важных.
Четвертое общее место за фактором «работа творческая, требует смекалки», причем у школьников, проживающих в сельской местности, он вышел на второе место. Серия последующих вопросов открытого типа позволила конкретизировать данный мотив: определить степень информированности школьников об условиях труда, характере, содержании предпочитаемой профессии, интересе и желании совершенствования отдельных её сторон. Анализ ответов испытуемых позволил установить, что те учащиеся, которые знакомы с проблемами и противоречиями профессий, не имеют сомнений в правильности выбора, чувствуют себя комфортно накануне поворотного события в жизни. Напротив, те школьники, которые затруднились ответить на предложенные вопросы, знакомы лишь с внешней привлекательной стороной профессии и не уверены в правильности выбора, высказывают такие сомнения, как «понравится ли мне эта работа, если узнаю её до конца» (11 класс, о профессии лесничего), «могу разочароваться» (11 класс, о профессии речника) и т.д.
В целом, в структуре мотивов (таблица 1), если их сопоставить с доминирующими, наблюдается резкое неравенство. Одни превосходят другие в 3, 4, 5 и более раз. Основная масса испытуемых подчеркивает более внутренние, нежели внешние побуждения. Так, советы родителей, родственников, друзей, относящиеся к внешним побуждениям, занимают соответственно 8 и 9 ранговые места. Характерным для сельских школьников оказался низкий вес мотивации материального порядка. Ни один человек не назвал его в качестве побудителя выбора профессии. У городских школьников этот мотив занял четвертое место, что является характерной чертой современности.
Таким образом, социальное здоровье основных мотивов выбора не вызывает сомнений. Конечно, возможны скрытые мотивы. Однако применение различных приемов (анонимность ответов, косвенные вопросы, дополнительные беседы) под-
5 твердили сделанное заключение.
0 Следующая задача по изучению опыта проф-
gj самоопределения учащихся состояла в том, что° бы выяснить глубину их осведомленности о пред-
1 мете выбора, определить готовность к творческо-
му решению существующих профессиональных проблем. Нас интересовало, знают ли учащиеся о трудностях будущей работы, внутренних противоречиях, либо их знания ограничены внешней привлекательной стороной профессии, стереотипными представлениями о типичном её представителе. Как оказалось, знакомы с профессиональными проблемами 23% старшеклассников. Сопоставление ответов показало, что основная часть этой группы собирается стать педагогами или выбирает аграрно-промысловые профессии. Не знают о профессиональных проблемах, но хотели бы узнать 69%. Не ответили на заданный вопрос 8%. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о желании школьников владеть истинными знаниями о предмете выбора, потребности в получении полной информации. Неслучайно 61,4% испытуемых сомневаются в правильности выбора профессии (таблица 2).
Остановимся подробнее на анализе ответов группы респондентов, знакомых с профессиональными проблемами. Откуда же они узнали об их существовании? В качестве источников информации выступили личные наблюдения учащихся, общение с представителями профессии, рассказы учителей и родственников, средства массовой информации (ответы расположены в порядке убывания). Лишь 3% назвали в качестве источника информации сведения, полученные в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что основным способом получения информации является личная инициатива учащихся. Соответственно не приходится говорить о том, что школа готовит учеников к решению этих проблем, поощряет и развивает творческий подход к их преодолению.
Перечисленные испытуемыми профессиональные проблемы показывают, что ребята ориентируются, прежде всего, на условия и характер труда. Часть проблем относится к предметам и средствам труда, необходимости их реконструкции и совершенствования. Сравнительно редко затрагивается содержание трудовой деятельности. Обобщая предложенные учащимися пути решения проблем, можно заключить, что, в основном, они носят интуитивный характер, слабый внедренческий результат, направленный, прежде всего, на использование в процессе труда современных технических средств, Интернета и др.
Таким образом, школа недостаточно удовлетворяет потребность учащихся в подготовке к творческому решению тех проблем, противоречий и трудностей, с которыми им придется столкнуться в жизни и на производстве.
Далее ставилась задача выяснить осознание испытуемыми правильности выбора, возможностей приобретения предпочитаемой профессии. Этот вопрос относится к элементам временного психического состояния и представляет определенный интерес в оценке опыта профсамоопре-деления [2]. Воображается ли самоопределение как бесконфликтный, ничем не омрачаемый про-
цесс или учащиеся предусматривают определенные трудности в реализации намеченного? Этот вопрос важен потому, что, как показывает опыт, факты коррективы намеченных планов носят массовый характер. Однако важность психологической подготовки выпускников к возможным отрицательным коллизиям недооценивается учителями (Таблица 2).
Таблица 2. Сведения об оценке учащимися правильности выбора профессии (%%)
№ п/п Степень уверенности Количество ответов
1 Совершенно уверен, нет никаких сомнений 38,6
2. Уверен, но лишь отчасти, есть сомнения 26,1
3. Сомнений больше, чем уверенности 9,2
4. Не уверен, очень много сомнений 10,2
5. Затруднились с оценкой 15,9
Итого: 100
Как следует из таблицы, 61,4% старшеклассников сомневаются в правильности выбора профессии. Что же смущает их в первую очередь? Все ответы условно можно сгруппировать по трем направлениям:
1) сомнения в себе, недостаточный уровень знаний, необходимых для приобретения профессии;
2) сомнения в соответствии профессиональным интересам и способностям («могу разочароваться», «понравится ли эта работа, когда узнаю ее до конца» и др.);
3) сомнения в перспективности профессии, общественном отношении к ней («нужны будут еще экономисты или нет», «хочу работать в полиции, но к ней так плохо относятся», «хочу быть охотоведом, но смущает отец, он инженер-строитель», «нравится техника, но не хочу быть как отец в мазуте, на морозе, а в итоге ничего» и др.).
В целом же можно заключить, что старшеклассники видят и ожидают определенные трудности, которые встретятся на их пути.
Резюмируя результаты исследования опыта профессионального самоопределения старшеклассников сельских и городских школ по всем вопросам анкеты, обозначим полученные выводы. На наш взгляд, знание и опора на них поможет педагогам школ, специалистам в области профори-ентационной работы на региональном и муниципальном уровнях в организации помощи ученикам в обоснованном выборе профессии.
1. Проекты самоопределения выпускников характеризуются в целом ориентацией на продолжение образования. Уровень притязаний на получение образования у сельских школьников значительно ниже, чем у школьников городских школ.
2. Анализ источников информации, под влиянием которых формируется выбор профессии, показывает рост уровня личной предприимчиво-
сти старшеклассников, о чем свидетельствует самостоятельное знакомство с объектом выбора (1 ранговое место); снижение роли школы (7 место); 64,6% школьников получают информацию из неучитываемых источников. Для сельских школьников велико влияние старших в их профессиональном самоопределении (родителей, родственников, учителей): 34,6% против 19,8% городских школьников выбирают профессию под их влиянием.
3. Обобщение материалов о самооценке осведомленности респондентов относительно избираемого рода деятельности приводит к выводу о преобладании общего с ним знакомства. Наименьшую осведомленность учащиеся имеют о таких перспективах, как получение профессии в колледжах и техникумах, наибольшую - о предстоящем занятии после непосредственного трудоустройства.
4. Анализ помощи, в которой нуждаются старшеклассники в процессе профсамоопределения, выявил два доминирующих вида: организацию «пробы сил» (33.2%) и получение дополнительной информации о профессии (33,1%). В целом в различных видах помощи нуждаются 83,4% учащихся.
5. В структуре мотивов выбора профессии наблюдается резкое неравенство. К числу доминирующих относятся: общественная значимость профессии, её престижность, наличие способностей к избираемой области деятельности. Имеются различия в мотивах у сельских и городских школьников. Сельские школьники чаще зависимы от школы и семьи. Для них характерен низкий вес мотивации материального порядка (10 ранговое место) в сравнении с городскими школьниками (4 место). В целом высокая степень зависимости между выбором профессии и современной потребностью в кадрах в оценке школьников недостаточно используется в профориентационной работе школ. Слабо учитывается и территориальный фактор - различие в отношении к труду у сельских и городских школьников.
6. Старшеклассники слабо знакомы с проблемами и трудностями, с которыми им придется столкнуться в процессе будущей профессиональной деятельности, не готовы к их творческому решению и преодолению. В целом эта область подготовки к жизни остается за пределами внимания школы, региональных и муниципальных служб профориентационной направленности.
Таким образом, изучение опыта профессионального самоопределения с помощью массового анкетирования позволило получить реальную картину состояния процесса профсамоопределе-ния старшеклассников в процессе выбора будущего; а также наметить предпосылки создания социально-педагогических условий обоснованного профсамоопределения.
Литература
1. Груздова Е.В., Абдалина Л.В. Общая характеристика профессионального выбора подрост-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ка // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4 (020). С. 163-166.
2. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Зиннато-ва М.В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося //Образование и наука. 2020. № 22(3). С. 83-115.
3. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7. С. 168187. D0I:10.17853/1994-5639-2018-7-168-187.
4. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE NEED OF SPECIALISTS IN THE REGIONS
Cherkasova I.I., Cherkasov A.V., Yarkova T.A.
University of Tyumen; St. Petersburg School of Economics and Management
The article reviews the problem of professional self-determination of high school students. In modern conditions the role of regions in solving local socio-economic problems is increasing. In this regard, regional authorities are attempting to develop a system of profes-
о
u
CM
CM
CM
CO
z
54
sional orientation for different categories of the workforce, searching for mechanisms of keeping graduates in the region. To increase the efficiency of this work it is necessary to know the features of high school students' choice of profession, their motives and needs, confidence in their choice of profession, knowledge not only of its attractive sides, but also of possible difficulties and contradictions. The comparative analysis of these aspects of professional self-determination of high school students living in urban and rural areas is the main content of the article. A total of 355 students in grades 10-11 from urban and rural schools of the Tyumen region participated in the survey.
Based on empirical data, conclusions are made about the inconsistency of students positions in choosing a profession, insufficient consideration of the needs of the territory in which they live, which actualizes the search for innovative approaches to professional orientation in accordance with the specifics of the region.
Keywords: personnel needs of the region, career guidance, professional self-determination, choice of profession, motivation for choosing a profession.
References
1. Gruzdova E.V., Abdalina L.V. General characteristics of a teenager's professional choice // Socio-economic phenomena and processes. 2010. No. 4 (020). pp. 163-166.
2. Zeer E.F., Tretyakova V.S., Zinnatova M.V. Innovative Model of Socio-Professional Development of a Student's Personality // The Education and science journal. 2020. № 22(3). pp.83-115.
3. Kasyanova T. I., Maltsev A.V., Shkurin D.V. High school students' professional self-determination as a social problem // The Education and Science Journal. 2018. № 7 (20). pp. 168-187. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-168-187.
4. Shavir P.A. Psychology of professional self-determination in early youth. Moscow: Pedagogy, 1981. 96 p.