Она воздействует на мировоззрение, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности. Дискуссии по поводу опыта совладающего поведения киногероев дифференцируют ценностные ориентиры участников, сближают единомышленников, вместе с тем, целенаправленно реализуют потребность в общении старшеклассников. Эффект артерапии при просмотре фильма способен освободить выпускника от страхов и фобий.
Разнообразие форм психологического сопровождения позволяет повышать до максимально возможного уровня способность противостоять стрессам. Постоянная тревожность, боязнь перемен, негативные сценарии развития событий отрицательно влияют на самочувствие, эмоциональный настрой и работоспособность обучающихся. В процессе использования разных форм работы с выпускниками у них появляется возможность выбрать для себя подходящие техники развития стрессоустойчивости.
Литература
1. Абитов И.Р. Здравый смысл против патологического стресса // Вестник практической психологии образования №3 (40) - июль - сентябрь 2014. - С. 99-105
2. Маркин В.Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 4. С. 27-49.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Сфера, 2009 - 425 с.
4. Разборова Л.И. Психологические особенности формирования готовности студентов педвуза к работе в дошкольных учреждениях: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. - Москва, 1979. - 161 с.
5. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями. - М: Генезис, 2009. - 92 с.
6. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М: Академия, 2002. - с.
49
УДК 159.9
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ВЫБОР СМЫСЛА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Лисичкина Алёна Геннадьевна, научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» г. Москва / al1975@spartak.ru
Трушина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия; 454001, Россия, Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129, trushina_ia@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к проблеме сущности процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение рассматривается не только как выбор профессии, но и как выбор образа жизни, смысла своего существования.
Ключевые слова: смысл жизни, профессиональное самоопределение, социальная ситуация развития.
THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A CHOICE OF
MEANING OF ITS EXISTENCE
Alyona G. Lisichkina Psychological Institute of RAO, Moscow, Russia; 9 Mokhovaya Street, Moscow, 125009, Russia; 4; al1975@spartak.ru
Trushina Irina A., Cand. of Sciences (Pedagogy), associate professor, Chelyabinsk State University, 454001, Russia, Chelyabinsk, Brat'yev Kashirinykh str., 129, trushina_ia@mail.ru
Abstract.
The article is devoted to consideration of theoretical approaches to the problem of the essence of the process of professional self-determination. Professional self-determination is not only the choice of profession, but also the choice of way of life, the essence of its existence.
Key words: Meaning of life, professional self-determination, social situation of development.
Движущей силой социально-экономического и культурного развития государства является возможное раскрытие высших достижений в разных сферах и использование потенциала всех членов общества. Для каждого человека важной задачей является выявление своих возможностей для выбора профессиональной деятельности, в которой личность может наиболее эффективно реализовать себя. Проблема выбора профессии тесно связана с формированием такого компонента самосознания как самоопределение. Понятие самоопределения соотносится с такими категориями, как «самоактуализация», «самореализация», «самотрасценденция». Профессиональное самоопределение рассматривается как сущностная сторона общего процесса развития личности (А.Маслоу, И.С. Кон, П.Г. Щедровицкий, К.А. Альбуханова-Славская, В.Франкл, Э.Г.Юдин); как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения (Пряжников Н.С.) [5].
Анализируя работы Л.И. Божович, А.В. Петровского, И.С. Кона, М.Р. Гинзбург выделяет следующие характеристики самоопределения: потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; личностное самоопределение ориентировано в будущее; личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
Сформировавшийся смысл жизни, по мнению В.Э. Чудновского, является фактором, оказывающим решающее влияние, на уровень достижения выдающихся людей, он является определяющим основной вектор поступков и деяний, которые они совершают, проходя свой жизненный путь [7].
Русский философ Н.А. Бердяев писал: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла» [1, с. 74]. Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком (В.Франкл) [8].
Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни и собственного смысла, в частности, является характерной чертой старшего подросткового возраста. Как отмечает М.Р. Гизбург данные размышления являются существенной характеристикой формирующегося самоопределения [3].
Л.И. Божович, характеризует социальную ситуацию развития старших школьников как выбор дальнейшего жизненного пути, «потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования», как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанного с формированием внутренней позиции взрослого человека, с необходимостью решать проблемы своего будущего [2].
Анализируя исследования данной проблемы, можно выделить три подхода к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения: социологический - это серия задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью (И.С. Кон. Е.А. Климов); социально-психологический - процесс принятия решений, благодаря которому находится баланс между своими предпочтениями и потребностями существующей системы труда
(Дж.Голланд, И.М. Кондаков, О.И. Хомутова); дифференциально-психологический подход-процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (Н.С. Пряжников, Р. Хейвигхерст, Д. Сьюпер).
Профессиональное самоопределение - это сложный и динамичный процесс, который осуществляется на основе различных психологических механизмов, это не только выбор профессии, но и выбор образа жизни, включение в социальное общество, определение своего места, это задача первостепенной степени важности, благодаря достигнутому уровню психического развития. Данный выбор предполагает достаточно высокий уровень психического развития школьника. Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были рассмотрены С.Л. Рубинштейном в контексте проблемы детерминации - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [6, с. 359].
Социальная ситуация развития обуславливает выбор профессионального самоопределения. Так, к объективным факторам можно отнести социально-экономические условия, этнокультурные традиции. Субъективные факторы - это ценностно-мотивационная сфера, способности, самооценка, образ мира. С учетом вышеизложенного можно говорить о конструировании своего жизненного пространства и о поиске смысла своего существования.
Проведенное нами исследование, в качестве основного показателя готовности к профессиональному самоопределению, позволило рассмотреть сформированность статусов профессиональной идентичности учащихся девятых классов Московской области и Ямало-ненецкого автономного округа. Зафиксированы значимые различия во влиянии особенностей
социально-экономических условий региона проживания, развитости образовательной и производственной инфраструктуры на процесс формирования, гражданско-правового статуса семьи на формирование профессионального самоопределения старших подростков.
Литература
1. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М.: Мысль,1990, 74 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968 464с
3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии, №2. 1988, с. 62-72
4. Елфутина Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков: Дисс. канд псих наук. - М, 2007
5. Н.С.Пряжников Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. //Вопросы психологии, №1. 1996, с.19-26
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии - М.;1973.423с.
7. Смысл жизни, акме, и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под редакцией В.Э.Чудновского - М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 532 с.
8. Франкл, В. О смысле жизни. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Пер. с англ. - Самара: Бахрах, 1996. 480 с.