Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ВЫБОР СМЫСЛА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ВЫБОР СМЫСЛА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / профессиональное самоопределение / социальная ситуация развития. / Meaning of life / professional self-determination / social situation of development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лисичкина Алёна Геннадьевна, Трушина Ирина Александровна

Статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к проблеме сущности процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение рассматривается не только как выбор профессии, но и как выбор образа жизни, смысла своего существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A CHOICE OF MEANING OF ITS EXISTENCE

The article is devoted to consideration of theoretical approaches to the problem of the essence of the process of professional self-determination. Professional self-determination is not only the choice of profession, but also the choice of way of life, the essence of its existence.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ВЫБОР СМЫСЛА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ»

Она воздействует на мировоззрение, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности. Дискуссии по поводу опыта совладающего поведения киногероев дифференцируют ценностные ориентиры участников, сближают единомышленников, вместе с тем, целенаправленно реализуют потребность в общении старшеклассников. Эффект артерапии при просмотре фильма способен освободить выпускника от страхов и фобий.

Разнообразие форм психологического сопровождения позволяет повышать до максимально возможного уровня способность противостоять стрессам. Постоянная тревожность, боязнь перемен, негативные сценарии развития событий отрицательно влияют на самочувствие, эмоциональный настрой и работоспособность обучающихся. В процессе использования разных форм работы с выпускниками у них появляется возможность выбрать для себя подходящие техники развития стрессоустойчивости.

Литература

1. Абитов И.Р. Здравый смысл против патологического стресса // Вестник практической психологии образования №3 (40) - июль - сентябрь 2014. - С. 99-105

2. Маркин В.Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 4. С. 27-49.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Сфера, 2009 - 425 с.

4. Разборова Л.И. Психологические особенности формирования готовности студентов педвуза к работе в дошкольных учреждениях: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. - Москва, 1979. - 161 с.

5. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями. - М: Генезис, 2009. - 92 с.

6. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М: Академия, 2002. - с.

49

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ВЫБОР СМЫСЛА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Лисичкина Алёна Геннадьевна, научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» г. Москва / al1975@spartak.ru

Трушина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия; 454001, Россия, Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129, trushina_ia@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к проблеме сущности процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение рассматривается не только как выбор профессии, но и как выбор образа жизни, смысла своего существования.

Ключевые слова: смысл жизни, профессиональное самоопределение, социальная ситуация развития.

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A CHOICE OF

MEANING OF ITS EXISTENCE

Alyona G. Lisichkina Psychological Institute of RAO, Moscow, Russia; 9 Mokhovaya Street, Moscow, 125009, Russia; 4; al1975@spartak.ru

Trushina Irina A., Cand. of Sciences (Pedagogy), associate professor, Chelyabinsk State University, 454001, Russia, Chelyabinsk, Brat'yev Kashirinykh str., 129, trushina_ia@mail.ru

Abstract.

The article is devoted to consideration of theoretical approaches to the problem of the essence of the process of professional self-determination. Professional self-determination is not only the choice of profession, but also the choice of way of life, the essence of its existence.

Key words: Meaning of life, professional self-determination, social situation of development.

Движущей силой социально-экономического и культурного развития государства является возможное раскрытие высших достижений в разных сферах и использование потенциала всех членов общества. Для каждого человека важной задачей является выявление своих возможностей для выбора профессиональной деятельности, в которой личность может наиболее эффективно реализовать себя. Проблема выбора профессии тесно связана с формированием такого компонента самосознания как самоопределение. Понятие самоопределения соотносится с такими категориями, как «самоактуализация», «самореализация», «самотрасценденция». Профессиональное самоопределение рассматривается как сущностная сторона общего процесса развития личности (А.Маслоу, И.С. Кон, П.Г. Щедровицкий, К.А. Альбуханова-Славская, В.Франкл, Э.Г.Юдин); как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения (Пряжников Н.С.) [5].

Анализируя работы Л.И. Божович, А.В. Петровского, И.С. Кона, М.Р. Гинзбург выделяет следующие характеристики самоопределения: потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; личностное самоопределение ориентировано в будущее; личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

Сформировавшийся смысл жизни, по мнению В.Э. Чудновского, является фактором, оказывающим решающее влияние, на уровень достижения выдающихся людей, он является определяющим основной вектор поступков и деяний, которые они совершают, проходя свой жизненный путь [7].

Русский философ Н.А. Бердяев писал: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла» [1, с. 74]. Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком (В.Франкл) [8].

Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни и собственного смысла, в частности, является характерной чертой старшего подросткового возраста. Как отмечает М.Р. Гизбург данные размышления являются существенной характеристикой формирующегося самоопределения [3].

Л.И. Божович, характеризует социальную ситуацию развития старших школьников как выбор дальнейшего жизненного пути, «потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования», как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанного с формированием внутренней позиции взрослого человека, с необходимостью решать проблемы своего будущего [2].

Анализируя исследования данной проблемы, можно выделить три подхода к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения: социологический - это серия задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью (И.С. Кон. Е.А. Климов); социально-психологический - процесс принятия решений, благодаря которому находится баланс между своими предпочтениями и потребностями существующей системы труда

(Дж.Голланд, И.М. Кондаков, О.И. Хомутова); дифференциально-психологический подход-процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (Н.С. Пряжников, Р. Хейвигхерст, Д. Сьюпер).

Профессиональное самоопределение - это сложный и динамичный процесс, который осуществляется на основе различных психологических механизмов, это не только выбор профессии, но и выбор образа жизни, включение в социальное общество, определение своего места, это задача первостепенной степени важности, благодаря достигнутому уровню психического развития. Данный выбор предполагает достаточно высокий уровень психического развития школьника. Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были рассмотрены С.Л. Рубинштейном в контексте проблемы детерминации - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [6, с. 359].

Социальная ситуация развития обуславливает выбор профессионального самоопределения. Так, к объективным факторам можно отнести социально-экономические условия, этнокультурные традиции. Субъективные факторы - это ценностно-мотивационная сфера, способности, самооценка, образ мира. С учетом вышеизложенного можно говорить о конструировании своего жизненного пространства и о поиске смысла своего существования.

Проведенное нами исследование, в качестве основного показателя готовности к профессиональному самоопределению, позволило рассмотреть сформированность статусов профессиональной идентичности учащихся девятых классов Московской области и Ямало-ненецкого автономного округа. Зафиксированы значимые различия во влиянии особенностей

социально-экономических условий региона проживания, развитости образовательной и производственной инфраструктуры на процесс формирования, гражданско-правового статуса семьи на формирование профессионального самоопределения старших подростков.

Литература

1. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М.: Мысль,1990, 74 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968 464с

3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии, №2. 1988, с. 62-72

4. Елфутина Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков: Дисс. канд псих наук. - М, 2007

5. Н.С.Пряжников Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. //Вопросы психологии, №1. 1996, с.19-26

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии - М.;1973.423с.

7. Смысл жизни, акме, и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под редакцией В.Э.Чудновского - М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 532 с.

8. Франкл, В. О смысле жизни. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Пер. с англ. - Самара: Бахрах, 1996. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.