Научная статья на тему 'Проблема признания Тайваня в международном сообществе'

Проблема признания Тайваня в международном сообществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1282
123
Поделиться
Ключевые слова
ТАЙВАНЬ / КИТАЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РАСКОЛОТЫЕ НАЦИИ / ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плеханов Дмитрий Владимирович

Рассматривается история конфликта, связанного с международно-правовым признанием Тайваня. Исследуются предложения ученых о причислении жителей острова к охватывающей группе. Констатируется, что отсутствие международного признания не мешает Тайваню быть одной из наиболее развитых стран

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Плеханов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблема признания Тайваня в международном сообществе»

д. в. Плеханов*

проблема признания тдйвдня в международном сообществе

Рассматривается история конфликта, связанного с международно-правовым признанием Тайваня. Исследуются предложения ученых о причислении жителей острова к охватывающей группе. Констатируется, что отсутствие международного признания не мешает Тайваню быть одной из наиболее развитых стран.

Ключевые слова: Тайвань, Китайская Республика, Китайская Народная Республика, расколотые нации, признание государств

The history of conflict over international recognition of Taiwan and ideas of scientists about including the inhabitants of the island to covering group are analyzed. It is stated that the lack of international recognition does not prevent Taiwan to be one of the most developed countries.

Key words: Taiwan, Republic of China, People's Republic of China, divided nations, the recognition of states

Китайская Республика (Тайвань) — это частично признанное мировым сообществом государство, расположенное в западной части Тихого океана. На настоящий момент Тайвань поддерживает официальные дипломатические отношения с 22 членами ООН1.

В 1949 г. после гражданской войны в Китае правительство Гоминдана (Китайская Республика), проигравшее КПК (КНР), было вынуждено перебазироваться на остров Тайвань. До демократических реформ 90-х гг. под Китайской Республикой понималась территория Тайваня, континентального Китая и Монголии, в конце же ХХ в. в Китайскую Республику включали только Тайвань и прилегающие к нему острова2.

КНР полагает, что Тайвань — это провинция КНР. Официальный Пекин не признает правительство Тайваня. Государства, поддерживающие постоянные дипломатические отношения с КНР, должны признавать принцип одного Китая и законное правительство Пекина, воздерживаться от заключения каких-либо официальных отношений с Тайванем. В соответствии с международным правом у одного государства должно быть только одно правительство. При этом, принимая во внимание потребности экономического развития Тайваня, взаимозависимость экономик Тайваня и КНР, Пекин не стремится ограничивать экономические и культурные связи Тайваня с другими государствами3.

В 1971 г. Китайская Республика была исключена из состава ООН и заменена на КНР4. Таким образом, 23 млн человек, граждан Китайской Республики, остались без представительства в ООН. Согласно ст. 6 гл. 2 Устава ООН5 государство может быть исключено

* Плеханов Дмитрий Владимирович — студент Института социальных и политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). E-mail: iskrim. svetim@yandex.ru.

1 Министерство иностранных дел Китайской Республики // URL: http://www.mofa.gov.tw.

2 Депутат Совета по отношениям с континентальным Китаем. Теория «Одна страна — две системы» в русле Конституции КР («1 country, 2 areas» in line with ROC Constitution: MAC deputy) // URL: http://www. chinapost.com.tw/taiwan/china-taiwan-relations/2012/03/26/335822/1-country.htm.

3 Белая книга: Принцип одного Китая и тайваньский вопрос // URL: http://by.china-embassy.org/rus/zt/ zgtw/t265037.htm.

4 Генеральная Ассамблея. Двадцать шестая сессия // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLU-TION/GEN/NR0/330/82/IMG/NR033082.pd1TOpenElement.

5 URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter2.shtml.

1/2013

из состава ООН, только если оно неоднократно нарушало принципы Устава. К Китайской Республике (Тайваню) этот критерий не может быть применен.

Тайвань и КНР являются расколотыми нациями (devided nations), помимо них во второй половине ХХ в. расколотыми нациями также были признаны Южная и Северная Корея, Северный и Южный Вьетнам, Восточная и Западная Германия. Эти страны имеют схожие особенности: 1) до раскола они характеризовались единой культурой, языком, единством исторического развития, едиными экономическими и политическими структурами; 2) после раскола искали возможности объединения; 3) после распада на два государства придерживались разных идеологий, имели отличные друг от друга политические, экономические и социальные модели1.

Особенностью отношений КНР и Тайваня выступает полное отсутствие политических контактов при наличии широких экономических и гуманитарных связей2.

Право народа на самоопределение закреплено в таких международных договорах, как Устав ООН; Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе3; Международный пакт о правах человека 1966 г.4; Декларация о принципах международного права 1970 г.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие, каждое государство обязано уважать это право.

Право на самоопределение народов вступает в противоречие с правом территориальной целостности государств. Профессор С. В. Черниченко5 разрешает это противоречие таким образом: если какое-либо государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти, то такой народ или нация, права которых ущемлены, могут ставить вопрос об отделении, а также о создании собственного государства, выходе из государства, воссоединении с другими государствами.

Авишай Мэрголит и Джозеф Раз исследовали моральный аспект самоопределения6. Они утверждают, что право на самоопределение должно быть даровано охватывающей (вбирающей) группе (encompassing group). Охватывающая группа есть группа людей, объединенных всепроникающей общей культурой, имеющая огромную ценность для экономического и социального благополучия каждого члена этой группы. Членство в подобной структуре дарует возможности для саморазвития, благополучия, вовлечения индивидуума в отношения внутри группы, которые отмечены культурными установками. Исходя из того что охватывающая группа важна для благополучия ее членов, ей должна дароваться возможность самоуправления. Мэрголит и Раз считают, что те охватывающие группы, которые не имеют возможности самоуправления, часто подвергаются гонениям. Для устойчивости данных сообществ требуется их независимость, ведение ими собственной политики. Этим Мэрголит и Раз обосновывают право наций на самоопределение.

1 Джан У. Сравнительное исследование модели взаимодействия расколотых наций и политики объединения. тайбей, 1992. с. 2-3 "■тятжтт&ш-т.т^шъш" 1992, Ж 2-3).

2 Бао Ц., У Ю. Изучение отношений КНР и КР. Тайбэй, 2012 "Р^ФШ^ШШш" ШЖ 2012).

3 URL: http://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true.

4 Право народов на самоопределение. Защита меньшинств в современном международном праве // URL: http://www.terralegis.org/terra/lek/lek_27.html.

5 Там же.

6 Margalit A., Raz J. National self-determination // The Journal of Philosophy. Sep. 1990. Vol. 87. Is. 9. P. 439-461.

1/2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Авишая Мэрголита и Джозефа Раза, охватывающая общность должна обладать:

1) единством исторического развития. Китайская Республика была основана в 1912 г. в континентальном Китае. В то время Тайвань находился под колониальным управлением Японии согласно Симоносэкскому договору 1895 г. По окончании Второй мировой войны, когда Япония отказалась от суверенитета над «Формозой и Пескадорами», базировавшееся в Нанкине правительство КР стало осуществлять юрисдикцию над Тайванем. Четырьмя годами позднее из-за поражения в гражданской войне правительство Китайской Республики было вынуждено перебазироваться на Тайвань. С тех пор территория, в отношении которой КР осуществляет фактическую юрисдикцию, ограничена одним крупным островом Тайвань и рядом более мелких островов. Тайвань и материковый Китай управляются двумя разными и не подчиненными друг другу правительствами1.

Можно говорить о том, что коммунистическое правительство КНР никогда не осуществляло суверенитет над Тайванем и другими островами, управляемыми правительством КР в Тайбэе;

2) расовой или этнической идентичностью. Несмотря на то что тайваньское общество может быть охарактеризовано как преимущественно китайское, или ханьское, его культурное наследие гораздо сложнее, чем предполагает такая обобщенная характеристика. Китайские переселенцы разных волн принадлежали к различным субэтносам с непонятными друг другу языками и неодинаковыми обычаями2;

3) единством культуры3. В культуре Тайваня смешаны японская, китайская культуры, а также культуры местных аборигенов. Народные промыслы представлены резьбой по дереву (народы ями, рукай), керамическими изделиями (народы бунун, ами). Есть собственные песни и танцы, традиционная кухня. В живописи Яна Маолина, У Теньчана, Лю Куосуна чувствуется влияние китайской традиционной живописи и художественных приемов и мотивов коренного населения острова. В Азии широко распространены тайваньская литература, классические и современные музыкальные произведения. Развита киноиндустрия;

4) религиозным или идеологическим родством. Население Тайваня исповедует буддизм, даосизм, христианство, ислам, а также местные культы4;

5) единой территорией проживания. Китайской Республике принадлежит территория Тайваня, Матцу, Людао и ряда других островов5;

6) общей экономической жизнью. На конец 2008 г. Тайвань располагал четвертыми по величине валютными резервами в мире. В ежегодных докладах-рейтингах о состоянии экономик мира, публикуемых авторитетными учреждениями, такими как Всемирный экономический форум, Институт оценки риска бизнес-среды, Международный институт развития менеджмента (IMD) и аналитический отдел журнала «Economist», Тайвань регулярно занимает одно из ведущих мест в мире по потенциалу долгосрочного экономического роста и технологического развития. Не были исключением и рейтинги 2008-2009 гг.6

Таким образом, можно признать население Тайваня охватывающей группой, а следовательно, для защиты интересов, самореализации этой группе требуется независимость.

1 История Китайской Республики // URL: http://www.roc-taiwan.org/glance/ru/ch3.htm.

2 URL: http://www.roc-taiwan.org/glance/ru/ch2.htm.

3 Культура Тайваня // URL: http://www.ey.gov.tw/en/Upload/WebArchive/3876/Culture1.pdf.

4 Китайская Республика (Тайвань). Общие сведения // URL: http://www.roc-taiwan.org/glance/ru/ch12. htm.

5 Там же.

6 URL: http://www.roc-taiwan.org/glance/ru/ch2.htm.

На ситуацию вокруг Китая и Тайваня большое влияние оказывают третьи силы. Особое место уделяется позиции США. По Шанхайскому соглашению 1972 г. США признали, что существует только один Китай, а также что Тайвань принадлежит КНР. Однако с английского языка слово «acknowledge» может быть переведено и как «признавать», и как «принимать к сведению»1. Следовательно, текст данного соглашения может быть переведен как «США принимают к сведению идею о том, что Тайвань принадлежит Китаю».

В 1979 г. в США был подписан Акт по отношениям с Тайванем2. В нем утверждается партнерский характер отношений двух стран. В частности, закрепляется, что если существует угроза безопасности или независимости Тайваня, то США оставляет за собой право ввести войска для помощи населению государства.

Сложившийся клубок противоречий между Тайванем и Китаем невозможно разрешить в ближайшем будущем. Обе стороны склонны соблюдать статус-кво. Тайвань не пойдет на активные действия для утверждения собственной независимости, а Китай не будет вести агрессивную политику по отношению к острову.

Парадокс состоит в том, что Тайвань является одной из самых развитых стран мира, полноценной демократией, где максимально реализуются права человека, но ООН не были приняты меры для защиты этого государства, образца выполнения основных принципов Организации. При существующем положении статус Тайваня будет оставаться неизменным: частично признанная республика.

1 Англо-русский словарь // URL: http://www.multitran.ru/c/m.exe?CL=1&s=acknowledge&l1=1.

2 Taiwanese relations act // URL: http://www.taiwandocuments.org/tra01.htm.